Рассказ от замысла до публикации. Выпуск 51. Потребность писать
Здравствуйте, уважаемые читатели и писатели!
В этом выпуске рассылки речь снова пойдет о Валентине Катаеве и его небольших, но важных советах для начинающих и опытных писателей. Поговорим о том, как возникает потребность писать. Ведь писателями становятся не те, кто может грамотно излагать свои мысли на бумаге. Таких людей много, но не все из них хотят быть писателями и становятся ими.
Чтобы написать художественное
произведение, нужно нечто большее, чем способности к литературному творчеству. Вот как об этом говорил Валентин Катаев: "Потребность писать - это для художника профессиональное. Но должно ещё произойти "замыкание". Из всей массы увиденного, услышанного, подмеченного выбираешь нечто такое, о чём говоришь себе: "Вот это я напишу! Да, вот это". "О, да это моё!" Если же такой внутренней вспышки не было, может статься, что художник зря потратил время на разработку пустой породы".
Замечательные и правильные слова. Когда пишешь то, что тебя мало интересует или не захватывает целиком, получается может быть и хорошо, но чего-то не хватает. И читатель это сразу определяет. Неискренность в творчестве сразу видна. Именно поэтому так много графоманов, которые пишут о том, что лежит на поверхности и интересует всех, но не захватывает самого писателя.
Потребность писать и писать хорошо можно поддерживать в себе. Писатель от всех остальных отличается тем, что
ему интересна жизнь, и всегда он находит в самых обычных вещах что-либо интересное. Катаев говорил: "Всё, что нас окружает, является предметом поэзии, надо уметь уточнять, а без этого нельзя надеяться, что получится художественно". Бунин, который был учителем Катаева, советовал ему читать техническую литературу и расширять свой словарь, чтобы знать как можно больше обозначений вещей. При этом слишком точная детализация в художественном произведении только вредит. Художник Делакруа предупреждал, что
доскональность и точность "не обеспечивают успеха художественному образу и не гарантируют его. Как бы ни были верны детали, художнику важно так их описать и расположить по отношению друг к другу, чтобы оказать определенное эмоциональное воздействие на воображение читающей публики".
В большинстве случаев такое расположение, выбор необходимых деталей и их размещение в произведении происходит интуитивно. Но даже интуиция будет молчать, если писатель взялся писать о том, что его не
волнует и не задевает. Написать хорошее произведение можно даже о том, что плохо знаешь. Ведь в процессе работы над произведением все недостающие сведения будут найдены. На это может подтолкнуть только заражённость идеей, которую хочется высказать, или то самое катаевское "замыкание".
Если у вас не пишется, не вините в этом музу. Подумайте, что вы чувствуете по отношению к тому, о чём пишете. Быть может это вовсе не та идея, которая вас вдохновляет.