Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассказ от замысла до публикации. Выпуск 36. Компьютер, Интернет и писатель


Рассказ от замысла до публикации

Выпуск 36

Компьютер, Интернет и писатель

Здравствуйте, уважаемые читатели и писатели!

Сегодня с нами снова Алексей Надэмлинский с новой главой из книги "Как рождаются книги". Речь идёт о верняка знакомой вам теме, но, я думаю, вы найдёте что-то новое для себя среди размышлений писателя.

© Алексей Надэмлинский

AN61@ukr.net

http://nademlinskij.blogspot.com/

Компьютер, Интернет и писатель

(несколько практических советов начинающим авторам)

            В наше время компьютер стал таким же инструментом для писателя, каким долгое время была пишущая машинка. Компьютер освободил писателя от рутинной работы, позволив сосредоточиться непосредственно на творчестве.

            Но так ли это? Вернее, так ли очевидны эти положительные стороны?

            Мой коллега - Александр Макаров - любит говорить, что монета имеет не две, и даже не три стороны (аверс, реверс и ребро), а еще и четвертую - историю.

            Сколько же сторон имеет отношение писатель - компьютер?

            Нисколько не претендуя на глубокий анализ данного процесса, все же хочу в какой-то мере не столько рассмотреть все проблемы, сколько поразмышлять о них.

***

            Очевидный плюс компьютера - явное повышение производительности труда. Основываясь на собственном опыте, скажу - я "пересел" с пишущей машины за клавиатуру компьютера безболезненно и быстро. Произошло это из-за известной идентичности расположения клавиш.  

            Плюс ко всему компьютер позволяет существенно экономить бумагу и место в квартире. Сейчас я вспоминаю одновременно с ужасом и легкой ироничной улыбкой то "докомпьютерное" время, когда рукописи у меня хранились в папках. Бумаг было много - количество их нужно исчислять десятками килограммов. Сейчас мой архив легко умещается на два диска DVD.

            Конечно же из этого вытекает и минус - при выходе из строя жесткого диска информация оказывается безвозвратно потерянной. Конечно, можно делать резервные копии и применять прочие меры, но… как не старайся, а крушение "винчестера" происходят в самое неподходящее время. Из своего опыта скажу - из-за таких катаклизмов у меня пропало достаточно большое количество текстов… и не только.

            Но несомненно одно - компьютер повышает производительность труда писателя во много раз. Плюс ко всему, словари и справочная литература всегда под рукой. При желании можно воспользоваться и программой для поиска синонимов. Впрочем, упомянутая программа, - не более, как автоматизированный словарь.

            Об офисных программах намеренно не упоминаю - удобство от них очевидно.

            Есть еще ряд программ… специализированных программ для писателей. Они, как правило, коммерческие, но встречаются и бесплатные. Примером такой программы может служить yWriter5. Что сказать о ней? Вроде бы программа и написана писателем для писателей, но мне она абсолютно не подошла. По идее она призвана выстроить логически стройный сюжет, предостеречь автора от совершения ошибок, но… лично мне работать с ней неудобно.

            Если кому-то все же интересно посмотреть и узнать об этой программе больше, то рекомендую сходить по ссылке - http://ebookwriter.livejournal.com/.

            Предполагаю, что, возможно, кому-то эта программа окажется полезной. А кто-то не сможет без нее писать. Но писательство - такое индивидуальное занятие, что абсолютных рецептов в нем просто быть не может.

            И, признаться честно, мне как-то приятней… просто сесть за компьютер,  и просто начать писать. И какой редактор или процессор  установлен в компьютере, за которым я работаю… мне, честно говоря, безразлично (за двадцать лет общения с компьютером я повидал много операционных систем - о программах для набора текстов я и не говорю). Основное для меня - чтобы длина видимой строки была как можно длинней. Из-за этого не могу писать в записных книжках - узко.

            Коль уж речь зашла о личных пристрастиях, то я не могу писать не только в записных книжках, но и в  "красивых" тетрадях, ежедневниках и прочих красивых вещах. Красота эта угнетает и отвлекает…

            Нет, я часто рассматриваю в магазинах толстые тетради в кожаных переплетах "под старину"… но я не берусь  в них писать. И дело не в цене. Просто опыт показывает, что по какой-то мистической  закономерности почему-то лучшие мысли оказываются или на листке из школьной тетрадки, или на каком-нибудь обрывке бумажки. Странная закономерность. 

            Однако на этих страницах я хочу рассказать и о другой стороне "писательской медали": как Всемирная Сеть может помочь начинающему автору приблизить его произведение к читателю. Опыт таких современных писателей, как Алекс Экслер и Леонид Каганов, да и мой собственный опыт показывает, что Интернет вполне способен стать, выражаясь военным термином, плацдармом для дальнейшего продвижения произведения к читателю.

            Что бы там кто не говорил, но любой, кто начинает писать какое-то произведение где-то   в глубине души надеется, что оно будет прочитано и напечатано. И вот произведение окончено, протестировано на близких и друзьях. И тут встает вопрос: что дальше?

Первый шаг, который сразу же приходит в голову начинающему автору  – отослать произведение  по  электронной почте в издательства. Конечно, это самое простое, но и… малоэффективное, и к тому же длительное. И вот почему.

Во-первых, срок рассмотрения текстов в редакции в среднем составляет три месяца. И гарантии, что текст будет принят – никакой.

Во-вторых, большинство редакций придерживаются старой – еще времен пишущей машинки - схемы:  «Рукописи не возвращаются и не рецензируются». Ладно, электронная рукопись не представляет особой ценности для автора – ее можно и не возвращать. Но узнать мнение о своем произведении автору все же нужно. Ведь самому автору очень сложно бывает оценить свой труд.

            В-третьих, процесс поиска издательств и отсылка писем отнимает порядочное время. Из собственного опыта скажу, что отсылка писем в десяток издательств заняло у меня в свое время более десяти часов. Почему? Да просто, каждая редакция выдвигает свои требования: одни хотят 3-4 первых главы книги, другим синопсис напиши (и обязательно по форме, которую они же и придумали)…

            В-четвертых, некоторые издательства даже не принимают тексты к рассмотрению, если автор не имеет изданных книг. Иными словами, в таких издательствах начинающему писателю выпустить первую книгу просто невозможно. Вот такой парадокс!

            В-пятых, адреса электронной почты, размещенные на сайтах некоторых издательств, просто-напросто не работают. Да, именно так. Прежде чем отправлять текст книги по адресу, не поленитесь и позвоните по телефону, указанному на сайте. Наверняка вы получите ответ офис-менеджера. Просто спросите адрес электронной почты главного редактора у офис-менеджера! Так точно будет верней. 

            Но в любом случае эффективность такого мероприятия крайне низкая.

            Можно еще поискать литературного агента. Литературный агент – это профессионал, который за определенный процент с гонорара берется подыскать автору издательство, ведет все переговоры, т.е. впрямую заинтересован в издании книги.

            Но…

            Литературные агенты – хорошо развиты, в каких угодно более или менее цивилизованных странах, только не на постсоветском пространстве.

            Вот такая реальность… По крайней мере, на момент написания этих строк, деятельность малочисленных литературных агентств, рекламирующих себя в Интернете, сводится к приблизительно  следующему – вы заплатите нам за электронную версию Вашей книги, мы ее разместим на своем сайте, а потом, может быть, найдем для вас издательство… и за это вы еще раз заплатите. Не берусь делать глубокий анализ данного явления – тут и дефицит рынка литературных агентств, и переизбыток графоманов, и голод книжных издательств, ищущих своего автора. Но отношения литагентов сейчас очень напоминают фразу героя Александра Калягина: «Я тебя поцелую… потом… если ты захочешь».

            В любом случае, я бы оставил "хождение по издательствам" в качестве последнего шага…

            А я начал бы с другого…

***

            Да, "дело рук самих утопающих"… вы же помните классику?

            На мой взгляд – самое оптимальное, написав пару–тройку произведений, для начала создать свой сайт или блог.

            Многие скажут – это сложно, я этого не смогу… Поверьте, на освоение какого-нибудь визуального редактора для создания сайта вы потратите не больше времени, чем на поиски издательств. Но… взамен получите:

            - Свой сайт (или блог), который будет работать 24 часа в сутки, без перерывов на обед и без праздников;

            - Возможность получения обратной связи с читателями;

            - Вероятность того, что вашим произведением может заинтересоваться потенциальный издатель.

            Ваш сайт может быть совсем простым – с вашим фото, биографией и текстами книг. И еще, конечно же, с электронным адресом. Лучше под сайт иметь отдельный ящик электронной почты. Дело в том, что на этот ящик будет большей частью падать спам. Такова действительность. Роботы спамеров отслеживают адреса на сайтах. Но в конце концов можно потратить десять минут в день на очистку ящика от спама… тем более, что среди спама будут иногда проскакивать весьма интересные письма.

             В крайнем случае, если все же визуальный редактор покажется кому-то слишком сложным, то некоторые бесплатные порталы, предлагающие хостинг-услуги, предлагают так называемые конструкторы сайтов. С их помощью даже ребенок может сделать свой сайт.

            И вы еще сомневаетесь?

***

            И так, сайт или блог создан. Посещаемость у него поначалу нулевая. Что делать?

             Как раскрутить свой сайт – на эту тему написаны терабайты советов. Поищите их в Интернете. Тем более, что информация никогда не бывает лишней, а знания – не рюкзак и за плечами их не носить.

            Я же расскажу о тех специфических путях, которые подходят людям, посвятившим какую-то часть своей жизни литературному творчеству.

1. Найдите литературные порталы, занимающиеся публикацией литературных произведений. Не рекомендую вначале брать слишком крупные порталы – там произведения слишком уж часто теряются.  У меня был случай, когда, зная фамилию автора, я на самом крупном рунетовском портале не смог за 40 (!) минут найти его произведений. Одним словом – оставьте крупные порталы на более поздний срок. Идеальным в этом отношении был в свое время OBEC.PACTET сети FIDONET (http://www.obec.org.ru/). Почему был? Просто интернет-версия не обновлялась несколько лет. Да и по некоторым данным ФИДО как-то незаметно отходит в прошлое: дешевизна Интернета вытесняет. А жаль… ведь ФИДО - сеть друзей… и там практически не было хамства и прочего негатива, с которым в Интернете - увы - приходится встречаться достаточно часто.

2.     Порталы лучше брать и не совсем маленькие. Первоначальный выбор портала должен быть обусловлен –  средним уровнем посещений (портал с тридцатью тысячами посещений в день  явно вызывает подозрения о возможности затеряться на нем, а с сотней посещений в месяц просто неинтересен) и наличием форума, обсуждений и проч.,  т.е. обратной связью с читателями.

3. Найдя 3-8 порталов, удовлетворяющих пунктам 1-2, следует зарегистрироваться на них и разместить свои произведения с указанием авторства, адреса сайта и контакта по e-mail. При этом следует остерегаться размещать на подобных сайтах произведения большого размера; если так уж случилось, что написан роман, то в таком случае лучше публиковать главы из романа. Почему я это советую? Просто из опыта могу сказать, что в сети большие произведения редко читаются.

После того, как это все сделано, вы получаете возможность услышать мнение о своих произведениях.

При этом:

-          не стоит огорчаться, если нет положительных отзывов – люди редко говорят приятное. Исходя из этого совет: не скупитесь на похвалу тем авторам, чьи произведения вам понравились.

-          если отрицательных отзывов много, то внимательно прочитайте их – возможно, в некоторых вы найдете рациональное зерно. И это поможет откорректировать текст в лучшую сторону. Иными словами вы бесплатно тестируете свой текст.

-          если положительных отзывов много, то значит, вы написали если не гениальное, то очень хорошее произведение.

***

            При всем этом учтите один момент. Интернет такая штука, что слова М. Булгакова о том, что рукописи не горят, приобретает вполне реальный смысл. Если в Интернет попала какая-то книга, а потом по какой-то причине автору захочется избавиться от нее, то это становится практически невозможным.

            Хорошо это или плохо? Не знаю. Кое-что, что я в свое время, опубликовал в Интернете, я бы с удовольствием снял и с таким же удовольствием забыл. Но уже не получится… уже не получится…

***

После того, как сайт создан, на литпорталах получены положительные отзывы или, в крайнем случае, отрицательных отзывов нет или их очень мало, вот в этом случае можно приступать к публикации на более крупных порталах и поисках «бумажных» издательств. Как - я уже рассказывал…

Напоследок могу сказать одно – неизвестно какие результаты дадут все вышеперечисленные действия. Возможно, результатов придется ждать очень долго. Возможно, они будут на третий день. Возможно, вы познакомитесь с людьми, которые подскажут другие ходы и пути. Кто знает? Во всяком случае – лучше что-то делать, чем ничего не делать. Банальная истина, но…

            В качестве примера могу сказать, что первую книгу я опубликовал только благодаря тому, что текст ее нашло руководство одного из крупных издательств. Правда, пролежала книга на сайте целых пять лет!

            Но всему - свое время. Удачи всем!

AN61@ukr.net

http://nademlinskij.blogspot.com/

= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =

Всегда с вами Надежда Лимонникова.

Блог www.chelcel.blogspot.com

Почта nwl31@yahoo.com

 

 


В избранное