Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассказ от замысла до публикации. Выпуск 34. Несколько слов в защиту рассказа


Рассказ от замысла до публикации

Выпуск 34

Несколько слов в защиту рассказа

Здравствуйте, уважаемые читатели и писатели!

Сегодня хочу познакомить вас с интересным писателем из Одессы Алексеем Надэмлинским. Они предложил мне разместить в рассылке отрывки из его будущей книги «Как рождаются книги».

Если вы ещё не читали произведения Алексея Надэмлинского, советую прочитать, например, "Дюжину баек Соломона Двенадцатого". Скачать можно здесь

(с) Алексей Надэмлинский

AN61@ukr.net

http://nademlinskij.blogspot.com/

Встречаясь с читателями, я часто слышу один и тот же вопрос, заданный в разной форме, но звучащий примерно так - как стать писателем?

Это-то и подтолкнуло меня к работе над книгой с рабочим названием "Как рождаются книги". Работа идет медленно - издателя на нее пока не нашлось. Но ощущаю, что такую книгу писать нужно - уж слишком часто просят почитать текст, от которого волосы становятся дыбом - там вроде и сюжет есть, и действие, и построено все правильно, но нет души, и... в 1941 году у автора вертолеты летают и солдаты ружьями (ружьями, а не винтовками!) вооружены. И в результате книги не получается. И это только 1% ошибок, которые совершает начинающий автор.

Впрочем, и я когда-то был таким… А эта книга - попытка рассказать о своем опыте. Возможно, кого-то это убережет от возможных ошибок; а кто-то и найдет что-то полезное для себя...

Текст, предоставленный ниже - бета-версия главы будущей книги. Замечания, пожелания и вопросы можно задавать по адресу, указанному в начале и конце текста.

Несколько слов в защиту рассказа

Я беру пустяк — анекдот, базарный рассказ, и делаю из него вещь, от которой сам не могу оторваться… Над ним будут смеяться вовсе не потому, что он веселый, а потому, что всегда хочется смеяться при человеческой удаче.И. Бабель

Рассказ… Нужен ли он вообще? И если нужен, то кому и зачем?

К сожалению, в русскоязычной литературе в последнее время наблюдается некоторое снижение читательского интереса к рассказу с одной стороны. С другой стороны - и писательский интерес к рассказу как-то угас. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять некоторые вполне объяснимые процессы.

Рыночные отношения повлияли на отношения к рассказу. Несколько лет назад был у меня разговор с одним российским писателем и литературным агентом. В приватной беседе он сказал мне: "Издатели нынче шарахаются от сборника рассказов, как от чумы. Не покупаются".

Я тогда не стал возражать ему. Из разговора с руководством книжных магазинов я уже знал - книгу рассказов продать трудно. Да, не покупаются сборники рассказов. И сборники стихов, кстати, тоже не покупаются.

Нисколько не претендуя на глубокий анализ этого процесса, могу сказать одно: на мой взгляд, развитие высоких технологий, как ни странно, повлияло на весь литературный процесс… Господи, что меня на бюрократический стиль понесло?..

Говоря человеческим языком, компьютер пришел на смену пишущей машинке. Я уже не говорю о самих программах! (О них хочется написать отдельно). Офисные программы упрощают писательский труд до безобразия - даже ошибки подчеркивают. Я уже не говорю о специальных программах для писателей, которые позволяют удержать сюжет, создавая эпическое произведение. Да и Интернет тоже сыграл свою роль. Легкость размещения текста книги для публичного доступа сделал возможным, не вставая из-за стола, осчастливить мир своим романом.

По моим наблюдениям, производительность труда писателя повысилась за последнее время на порядок. Льву Толстому и не снилось такая производительность. Порой даже возникает мысль - ушло бы у Льва Николаевича на "Войну и мир" семь лет, если бы у него был компьютер? И был бы тогда этот роман таким, каким он известен всем?

Впрочем, о высоких технологиях и писательской работе я поговорю позже.

Скажу сейчас, что высокие технологии создали такие условия, когда любой человек, ощутив "зуд в пальцах", может замахнуться сразу на роман. И замахивается. Только почему-то хороших книг больше не становится.

А, на мой взгляд, дело в том, что у многих начинающих писателей просто нет опыта. А опыт быстрей всего можно получить, работая именно над рассказами.

Почем? На мой взгляд, ответ очевиден.

Во-первых, рассказ легче написать. "Легче" в том смысле, что на него уйдет гораздо меньше времени.

Во-вторых, неудачный рассказ - не так жалко и "потерять" именно из-за того, что на него ушло не так уж и много времени.

В-третьих, удачный рассказ - все же легче опубликовать в бумажной версии - в тех же журналах, например. Что может быть неплохим стартом для начинающего писателя.

В-четвертых, раскрою один профессиональный секрет. Многие романы состоят именно из рассказов. Сразу на ум приходит яркий пример - книги Виктора Гюго. В советское время книгоиздатели даже умудрились, вырвав одну главу из "Отверженных", издать отдельную книгу - "Гаврош".

Рассказ - идеальная форма для того, чтобы выработать свой стиль. О стиле сейчас почему-то мало говорят. А зря. Стиль - это творческий почерк писателя. Возьмите рассказ А.Чехова и вы никогда не перепутаете его с рассказом И.Бабеля.

А выработать стиль можно именно, приобретая опыт при написании рассказа. Рассказ позволяет экспериментировать со стилем.

Можно мне, конечно, возразить: дескать, усилия на "придумывание" рассказа равны усилиям на "придумывание" целого романа.

Я же могу сказать одно - рассказ иногда и придумывать особо не нужно. Я не зря вынес эпиграфом слова И. Бабеля. Сюжет рассказа иногда буквально лежит под ногами. Рядом. В общественном транспорте, в супермаркете. Просто нужна определенная тренировка для того, чтобы заметить это. А, заметив, пересказать эту историю, посмотрев на нее совсем с другой точки зрения.

Понаблюдайте, как люди рассказывают один и тот же анекдот. Находятся такие "таланты", которые из самого смешного анекдота своим рассказом могут ввергнуть слушателей в тоску. А бывает и наоборот.

Так и в литературе - главное не то о чем пишет автор, а как смотрит на эту историю.

В качестве подтверждения этой мысли расскажу историю о Фаусте. Когда заходит речь о Фаусте, то у многих сразу всплывает в памяти еще одно имя - И. Гете. А между тем к легенде о докторе Фауста обращались еще задолго до Гете. Задолго до него английский драматург XVI в. Кристофер Марлоу, например, первым написал "Трагическую историю доктора Фауста" («The tragical history of the life and death of Doctor Faustus») . Да и после Гете за обработку этой легенды брались не один раз разные писатели. Даже Александр Сергеевич Пушкин «Сцену из Фауста» написал.

Но запомнился Гете.

Возвращаясь к умению увидеть будущий рассказ в происшествии, я вдруг вспомнил еще один разговор. Бывший инспектор уголовного розыска рассказывал мне: "Плохо, когда нет свидетелей. Но еще хуже, когда свидетелей много - каждый видит свое".

Вот и писательское искусство - уметь увидеть и посмотреть на одно и то же событие с разных точек зрения. Чем-то это умение напоминает искусство фотографии. Как тут не вспомнить слова Моцарта: "Мелодия, подобная моей, может прийти в голову каждому, но нужно еще понять, что с ней делать".

А что касается советов… то нужно учиться видеть. Смотреть умеют многие. А вот увидеть… Для того, чтобы научиться это делать - нужно просто тренироваться.

И писать.

А окончить мне хочется фразой А. Блока: "…чтобы создавать произведения искусства, надо уметь это делать". А этому можно и нужно учиться…

(с) Алексей Надэмлинский

AN61@ukr.net

http://nademlinskij.blogspot.com/

============================================================

Всегда с вами Надежда Лимонникова.

Блог www.chelcel.blogspot.com

Почта nwl31@yahoo.com


В избранное