Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассказ от замысла до публикации Выпуск 26. Композиция рассказа


Рассказ от замысла до публикации

Выпуск 26

Композиция рассказа

Здравствуйте, уважаемые читатели и писатели!

Этот выпуск посвящён композиционному построению рассказа.

Что такое «композиция»?

Самое простое определение этого термина не даёт полного представления о том, что такое композиция. Если помните, в школе давалось такое определение:

Композиция – это построение произведения.

Это определение не даёт возможности понять, зачем писателю знать этот термин, поэтому и практических навыков, которые можно было бы использовать в ежедневной творческой деятельности, не развивает.

Более сложное определение такое:

Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности.

В этом определении показано, что все элементы рассказа взаимосвязаны, никакой из них не случаен, находится на своём месте и появляется в нужное время, в соответствии с замыслом, идеей писателя.

Функции композиции

Первая функция композиции – скреплять отдельные части произведения и делать его единым, но в то же время состоящим из отдельных частей.

Вторая функция композиции – самим расположением и соотношением образов произведения выражать художественный смысл.

Видимая, внешняя часть композиции – разделение на главы, части, предисловия, прологи, эпиграфы, интерлюдии (промежуточные эпизоды между двумя более важными частями произведения).

Например, возьмём рассказ Олеси Брютовой «Апокаляпсус». В нём хорошо прослеживается внешняя композиция: рассказ разделён на шесть частей.

Внутреннее содержание композиции можно попытаться определить, составив план:

1. Бог с сатаной играют в шахматы, которые им обоим осточертели. Сатана ключевая фигура. Он ожидает момента, когда на Земле не останется ни одного праведника. Архангел Гавриил всё-таки отыскивает одного праведника – Накина. И сатана, чтобы приблизить апокалипсис, отправляется его искушать.

2. Далее даётся описание жизни Накина и решение сатаны воспользоваться соблазнением, которое он поручает одной из своих дочерей.

3. Анастасия, дочь сатаны, приглашает под благовидным предлогом Накина в фешенебельный отель, где пытается его соблазнить. У неё ничего не получается.

4. Сатана искушает Накина богатством, телевидением, сектантами. Всё бесполезно.

5. Тогда сатана сам вступает в игру и проводит хитроумную беседу, в которой вынуждает последнего праведника трижды отречься от создателя.

6. Снова у господа. Сатана рассказывает о том, что нет больше праведников на земле, можно начинать апокалипсис. Бог действует по принципу «доверяй, но проверяй», смотрит трёхмерный ролик беседы Накина с сатаной, и тут выясняется вся правда и апокалипсис переносится на неопределённое время.

Композиционные приёмы

Выделяют четыре основных композиционных приёма: повтор, усиление, противопоставление и монтаж.

Повтор – один из самых простых, но действенных приёмов композиции. Он позволяет легко и естественно закончить произведение, придать ему композиционную стройность.

Композиция вышеупомянутого рассказа Олеси Брютовой как раз и является пример использования такого приёма.

Этот приём несёт смысловую нагрузку. Жизнь замыкает свой круг. Всё повторяется, возвращается к уже пройденному.

Близким к повтору приёмом является усиление. Приём используется, когда простого повтора недостаточно для создания художественного эффекта и требуется усилить впечатление с помощью однородных образов или деталей.

По принципу усиления действует подбор художественных образов в рассказе Чехова «Человек в футляре»: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». В данном случае каждая новая деталь усиливает предыдущую.

Противоположным повтору и усилению приёмом является противопоставление. Этот приём основан на антитезе контрастных образов. В широком смысле противопоставлением называется всякое противоположение образов. Снова вернёмся к рассказу «Апокаляпсус». Здесь противопоставлены образы бога и сатаны, образ Накина и соблазнительницы Анастасии.

Объединение приёмов повтора и противопоставления даёт особый композиционный эффект: так называемую зеркальную композицию.

При зеркальной композиции начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот. Классический пример – «Евгений Онегин». В развязке повторяется завязка, только с переменой положений: сначала Татьяна влюблена, пишет письмо и выслушивает холодную отповедь, потом Онегин влюблён, пишет письмо и выслушивает отповедь.

Приём зеркальной композиции – один из самых сильных и выигрышных приёмов. Надо бы попробовать его в рассказе.

Последний композиционный приём – монтаж, при котором два образа, соседствующие в произведении, рождают некоторый новый, третий смысл, который появляется от их соседства.

Например, в рассказе Чехова «Ионыч» описание «художественного салона» Веры Иосифовны расположен рядом с упоминанием о том, что из кухни слышалось звяканье ножей и доносился запах жареного лука. Это создаёт атмосферу пошлости, чего и добивается писатель.

Вообще композицию можно рассматривать как на микроуровне (композиция описания, например), так и на макроуровне, когда рассматривается композиция в целом.

Для чего всё это нужно и как это применить?

Приёмы композиционного построения помогут на этапе продумывания плана произведения. Чтобы донести до читателя главную мысль, можно использовать смысловую нагрузку, которую несут эти четыре приёма.

Произведение можно начинать писать как с микро-, так и макроуровня. Порой, случается так, что в порыве вдохновения рождается какой-то образ, описание которого появляется сразу. И только позже начинаешь понимать, что этот образ должен делать в произведении. Вокруг него выстраивается всё остальное.

А можно начать работу с разработки плана и только потом создавать конкретные образы людей и предметов, разрабатывая их досконально.

Вдохновляйтесь теорией, применяя её на практике!

===================

До следующего выпуска.

Начинающий мастер рассказа Надежда Лимонникова

Блог www.chelcel.blogspot.com

Почта nwl31@yahoo.com


В избранное