Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассказ от замысла до публикации Выпуск 13. Рисунки пером


Рассказ от замысла до публикации

Выпуск 13

Рисунки пером

Здравствуйте, уважаемые читатели и писатели рассказов!

Этот выпуск рассылки будет посвящён эпитетам и краскам в рассказе. Я решила, что без теории здесь не обойтись. Но чтобы не утомлять теоретическими выкладками знатоков, начну с практической части.

Человек давно научился фиксировать реальность с помощью фотографии и видео. А книги по-прежнему существуют и их всё также читают. Почему? Чем книга лучше показанной в фильме жизни? На мой взгляд, популярность книг состоит в том, что читатель становится соавтором и режиссёром собственного фильма, когда читает книгу. Читатель художественное произведение видит по-своему. Писателю же необходимо сделать эту читательскую работу максимально приятной. И сделать он это может с помощью описаний.

Создать описание не так легко, как кажется на первый взгляд. Ведь его составляющие: эпитет, сравнение, метафора – могут увести читателя очень далеко от замысла писателя или наскучить своим однообразием. Чтобы этого не произошло, писатель должен быть очень изобретательным.

Как подобрать эпитеты?

Когда вы пишете рассказ, в процессе творчества вам приходят на ум известные всем эпитеты, которые уже стали штампами. Таков принцип следующего слоя: в первую очередь в голову приходит то, что хорошо улеглось в памяти от постоянного употребления, вросло намертво. Но в каждом новом произведении вам нужно выразить совершенно ваше отношение к жизни. В вашем рассказе существует своё художественное пространство, которое требует и эпитеты подбирать совершенно другие, не привычные, может быть, необычные, ещё ни разу не встречавшиеся нигде и никогда. Поэтому, редактируя рассказ, доводя его до совершенства, большая часть времени будет затрачена именно на такой поиск наилучшего эпитета, который выразит полностью, то, что вы хотели показать читателю. Ведь удачно выбранный эпитет

- усиливает выразительность и образность речи,

- обогащает содержание,

- подчёркивает индивидуальный признак определяемого предмета или явления.

«Покорная природа цепенела в молчании… Ни ветра, ни бодрого, свежего звука, ни облачка» А.П. Чехов.

Что такое эпитет?

Слово «эпитет» по-древнегречески означает «прилагательное», «приложение». Действительно, имена прилагательные в художественной речи очень часто бывают эпитетами, но не всегда. Эпитетом прилагательное становится только тогда, когда служит «эмоционально-выразительным развитием образной мысли» (Г.Н. Поспелов). В таких словосочетаниях, как «серебряная ложка» и «железная кровать», прилагательное не эпитет, так как указывает на взаимосвязь понятий.

Какие бывают эпитеты?

Исследователи выделяют три типа эпитетов:

1) общеязыковые (ироническая улыбка, высокий лоб, трескучий мороз);

2) народно-поэтические (буйный ветер, синее море, горькое горе);

3) индивидуально-авторские («голубое настроение» - А. Куприн, «мармеладное настроение» - А. Чехов, «цветастая радость» - Шукшин).

Как использовать эпитеты?

Эпитет можно усилить инверсией, то есть обратным порядком слов. Например, узкая дорога – прямой порядок слов, инверсия – дорога узкая. Звучание этих словосочетаний изменяется, а главным становится во втором случае существительное. Приёмом этим увлекаться не стоит. Он делает речь несколько поэтизированной и удаляет нас в миры нереальные. Но всё зависит от вашей идеи, замысла.

Ещё один важный момент: нужно избегать повторения эпитетов в произведении. Повторение, как известно, ведёт к однообразию.

===================================================================

О прозе Ивана Бунина Максим Горький сказал: «Все рассказы написаны так, будто он делает рисунки пером».

А Юрий Олеша задаётся вопросом: «Нужно ли такое обилие красок, как у Бунина? «Господин из Сан-Франциско» - просто подавляет красками, читать рассказ становится от них тягостно. Каждая в отдельности, разумеется, великолепна, однако, когда читаешь этот рассказ, получается такое впечатление, как будто присутствуешь на некоем сеансе, где демонстрируется какое-то исключительное умение – в данном случае определять предметы. В рассказе, кроме развития темы и высказывания мыслей, ещё происходит нечто не имеющее прямого отношения к рассказу – вот именно этот сеанс называния красок. Это снижает достоинства рассказа.

В конце концов мы, писатели, знаем, что всё на всё похоже и сила прозы не в красках».

===================================================================

В следующий раз мы поговорим о сравнениях.

До скорой встречи.

С уважением, Надежда.

Для писем nwl31@yahoo.com

Блог www.chelcel.blogspot.com


В избранное