В настоящем учебнике отражены актуальные проблемы природно-ресурсной базы, населения и хозяйства России, показаны основные изменения отраслевой структуры экономики страны в последние десятилетия.
Учебник составлен в соответствии с программой курса по экономической и социальной географии России и предназначен для студентов, бакалавров, магистров высших учебных заведений, обучающихся по направлению "География, экология и природопользование", а также специализирующихся на проблемах
региональной экономики, территориального управления и размещения производительных сил.
Предлагаемая читателям книга представляет собой пособие по истории французского языка, написанное по материалам лекций, которые автор, известный отечественный филолог-романист М.В.Сергиевский (1892--1946), в течение ряда лет читал на старших курсах языковых факультетов вузов. На основе критического использования накопленного наукой обширного материала автор постарался выбрать наиболее существенное и важное в истории французского литературного языка и в то же время проследить
процесс развития разговорной речи, сыгравшей важную роль в развитии языка.
Книга адресована филологам-романистам, историкам языка, преподавателям, аспирантам и студентам филологических вузов, а также всем, кто изучает романские языки и интересуется историей и культурой Франции, частью которых является французский язык.
Вошедшие в сборник статьи посвящены истории борьбы трудящихся и левых политических течений за демократию, политические и социальные права в ХХ -- начале XXI в. В книге рассматривается судьба независимого рабочего движения в России до и после 1917 г., исследуется сопротивление рабочих авторитаризму и тоталитаризму и участие в этом сопротивлении меньшевиков, эсеров, анархистов, коммунистов-оппозиционеров, «толстовцев» в 1920--1930-е гг. Ряд материалов касается истории новочеркасских
событий в контексте социально-политических процессов 1950--1970-х гг. Показаны процессы идеологической и политической эволюции международного рабочего и независимого левого движения, выработка им антитоталитарных идейно-политических концепций и накопление практического опыта противостояния диктатурам. Освещены также условия и основные проблемы становления рабочего движения и свободных профсоюзов в постсоветской России.
Для всех интересующихся историей и современным состоянием рабочего, профсоюзного и левого
движений в России и за рубежом.
В настоящей книге предпринимается попытка систематического изложения эволюционной теории познания как теории научного качества, а не философского. Последовательно проводится линия сознательной и весьма узкой специализации эволюционной гносеологии как эффективно теоретизируемой науки о сугубо рациональной человеческой мыследеятельности. Наряду с этим в рамках такого научно-теоретического сужения предмета эволюционной гносеологии достигается синтетическая унификация основополагающих
понятий о научном познании и техническом прогрессе, благодаря чему осуществляется эффективная и прогностичная теоретизация техникознания. В главах 6--8 впервые реализуется методологический и дидактический потенциал логико-гносеологической рефлексии над элементарными циклами научного и ненаучного познания.
Методологические новации монографии бифункционально дополняют ее качества систематизированного академического исследования качествами экспериментального учебника по эволюционной гносеологии для студентов
и аспирантов. Его наилучшее освоение предполагает предварительное освоение авторского экспериментального курса традиционной формальной логики по учебнику "Формальная логика с элементами теории познания" (2012).
Предлагаемый вниманию читателей сборник статей посвящен теме, редко обсуждаемой в музыкознании и, тем более, за его пределами. Речь идет о рассмотрении музыки как особой формы интеллектуальной деятельности. То, что музыка, как и любой вид искусства, принадлежит к сфере активности интеллекта, является как бы априори ясным. Однако любая попытка выяснить, как совершается музыкальное мышление, наталкивается на серьезные трудности фактического и теоретического порядка. Но без постановки
этого первоочередного вопроса невозможно продвинуться дальше --- вглубь мыслительных процессов, так или иначе связанных с музыкой. Существует ли музыкальное мышление? Каковы проявления в музыке сознательного и бессознательного? Что составляет, так сказать, предметную область музыкального мышления? Как обнаруживает себя в музыке целостность человека? Каковы аргументы в пользу существования музыкального языка, музыкальной речи, музыкальной семантики? В чем отличие музыкального времени от реального? Все эти, а
также и другие вопросы, так или иначе, обсуждаются в 10 статьях сборника. Подчеркнем, что данное издание отнюдь не претендует на статус коллективной монографии --- для этого в нашей науке еще не сложились необходимые предпосылки. Зато каждый из авторов выступает со своей собственной концепцией и несет за нее личную ответственность. Сборник свидетельствует о широком разбросе позиций и точек зрения и потому позволяет судить о существующем в музыкознании бесспорном интересе к данной тематике, а, следовательно,
и ее актуальности.
Сборник адресован всем интересующимся проблемами специфики музыки.
Книга содержит общую характеристику физических, аналоговых, цифровых методов подобия, различных методов моделирования и способов планирования эксперимента. В ней приведены основные теоремы и дополнительные положения указанных методов, показаны возможности их широкого практического применения, описана постановка различного рода исследований как в натуре, так и в условиях лаборатории и их обобщения.
По сравнению со вторым изданием (1976 г.) в третьем были введены новые примеры,
показывающие применение разрабатываемых методов планирования эксперимента, и др.
Полное содержание книги является обязательным минимумом при сдаче кандидатских экзаменов по электроэнергетическому научному профилю.
Книга предназначена для студентов, обучающихся по специальностям "Кибернетика электрических систем", "Электрические системы и сети", "Электроснабжение", а также студентов других электроэнергетических специальностей.
В настоящей монографии ставится вопрос о том, каким образом древние египтяне, не имея ни железных или стальных орудий, ни приспособлений типа блоков и лебедок, более 3000 лет назад смогли воздвигнуть величественные каменные храмы с колоссами, сфинксами, обелисками, украшенные металлом, рельефами и росписями. Описываются также и храмы, вырубленные в скалах. В книге подробно рассказывается о технических приспособлениях, орудиях и трудовых приемах древних строителей, благодаря которым
они могли добывать и транспортировать огромное количество камня и строительные конструкции весом до нескольких сотен тонн. Особо рассматриваются технические открытия и некоторые строительные "секреты" древних египтян.
Для египтологов, востоковедов, историков культуры, а также широкого круга читателей --- любителей древней истории.
В настоящей монографии предлагается оригинальная концепция ценности музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека с миром. Феномен музыки рассматривается как неразрывное единство двух его ипостасей --- сущности музыки (музыкальной субстанции) и музыкального искусства, принадлежащего миру человека. Основная задача автора --- показать, как внеисторическая сущность музыки (Мировая гармония, вселенский Ритм) связана с миром человека и каковы "механизмы сцепления"
музыкальной субстанции и музыки как вида искусства. Таким "механизмом" выступают, согласно исследованию, ценности музыки и ценности в музыке, обращенные, с одной стороны, к высшему Смыслу, а с другой --- к смыслам человеческого бытия.
Издание рассчитано на музыковедов, культурологов, философов, а также всех, кто интересуется проблемами философии искусства.
В книге рассматриваются такие аспекты педагогического научного исследования, которым не уделяется достаточного внимания в изданиях аналогичной тематики, детализируются различные этапы педагогического поиска и методологические нормативы научного исследования в области образования. Общие положения конкретизируются реальными исследовательскими сюжетами. Книга предназначена для студентов, выполняющих квалификационные работы по педагогике, выпускников по направлению "магистр образования",
соискателей ученых степеней по педагогическим наукам и всех, кто занимается практическим педагогическим исследованием актуальных проблем образовательного пространства.
В работе дается анализ экономических и политических событий перестроечного периода отечественной истории (1985 – 1991 г.), приведших к распаду Советского Союза. Показана роль лидера перестройки М. С. Горбачева в реформировании внутренней и внешней политики государства, раскрываются основные особенности его индивидуального характера, оказавшие влияние на ход и итоги перестройки.
Работа адресована широкому кругу читателей, всем, кто интересуется новейшей историей своей страны.
В основе книги лежат лекции, прочитанные автором в Московском физико-техническом институте, Московском государственном техническом университете им. Н.Э.Баумана и Российском университете дружбы народов. Рассматриваются методы представления знаний, коротко (ввиду наличия соответствующей литературы на русском языке) --- методы моделирования рассуждений; достаточно подробно изложены методы планирования и моделирования целенаправленного поведения, освещенные в русскоязычной литературе,
по-видимому, впервые. Описаны методы автоматизации приобретения знаний, некоторые идеи машинного обучения и реляционно-ситуационный метод анализа текстов. На протяжении всей книги материал излагается с единых позиций. Всюду, где это возможно, привлекаются математические средства, именно в качестве средств, а не предмета изложения.
Книга может быть использована студентами, аспирантами и специалистами в области прикладной математики, информатики и информационных технологий.
В книге рассмотрены "вызовы" современного мира и пути ответа на них, по-разному увиденные философами с двух методологических позиций: редукционной, наиболее принятой в индивидуалистическом обществе, и системной, развиваемой передовыми силами человечества. Автор излагает свое понимание возможности ответа на эти вызовы, возможности "диалога культур" и развития человека на пути системного диалектического видения проблем века.
Книга предназначена всем, кто задумывается над развитием
человека и эволюцией человечества.
Книга представляет собой продолжение работы автора, посвященной лексике испанского языка. Первая часть работы (М.: URSS, 2013) содержит развернутый очерк истории испанской лексикографии --- от момента ее зарождения (1490 г.) и до начала XXI века. Вторая часть представляет собой опыт теоретического осмысления всей совокупности проблем двуязычной "активной" лексикографии, основанной на достижениях современной лексической семантики и теоретической лексикографии --- достижениях,
засвидетельствованных в трудах европейских, испанских и российских ученых второй половины ХХ -- начала XXI века.
Работа предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей кафедр испанского языка гуманитарных вузов, филологов-испанистов, в особенности лексикографов-испанистов нынешнего и будущего поколений, а также для всех интересующихся испанским языком в его истории и современном состоянии.
В первой из шести книг цикла "Введение в науку философии" обосновывается взгляд на философию как на науку, исследующую процесс познания истины и вооружающую человека вообще, и прежде всего ученого, руководством к познанию истины, методом познания.
Читатель вводится в мир философских понятий, таких как истина и заблуждение, познание, теория познания (гносеология, или эпистемология), субъект и объект познания, чувственное познание и его формы (ощущения, восприятия, представление),
мышление и его виды (рассудок и разум), логика (формальная и содержательная), основной вопрос философии, мир и сознание (материальное и идеальное, материя и дух, физическое и психическое), онтология, натурфилософия, социальная философия (философия истории), материализм (натурматериализм и панматериализм), идеализм (субъективный, объективный и социоконструктивный), субстанция и акциденции, монизм, дуализм, скептицизм, агностицизм (феноменализм), позитивизм (первый, второй --- эмпириокритицизм, третий --- неопозитивизм),
постпозитивизм, аналитическая философия, постмодернизм, атеизм, деизм, пантеизм, гилозоизм, панпсихизм. Знание всех этих понятий дает возможность человеку свободно ориентироваться в философской литературе и легко разбираться в характере существовавших и ныне существующих философских систем.
Книга доступна для всех, кто хочет познакомиться с философией, но она также представляет значительный интерес для специалистов в этой области знания.
Во второй из шести книг цикла "Введение в науку философии" рассматриваются вопросы, над решением которых более двух с половиной тысячелетий билась человеческая мысль. Это прежде всего проблемы источника и природы знания и познания, специфики чувственного познания и его отношения к умственному познанию, природы идеального и его отношения к мозгу (психофизиологическая проблема), природы понятия, а тем самым бытия в мире общего и его отношения к отдельному, сущности мышления, двух
его видов: рассудка и разума и соответственно существования двух наук о мышлении --- логики формальной и логики содержательной (диалектики), детерминизма и индетерминизма, свободы и необходимости, императивов человеческого поведения.
Величайшим достижением философской мысли было открытие того, что мир существует в сознании человека. Тем самым был решен вопрос о том, что такое знание: знать о чем-то --- значит иметь это что-то в своем сознании. Но это открытие привело к постановке целого ряда новых проблем,
прежде всего вопроса о том, существует ли мир только в сознании человека или же он существует также и вне его сознания, то есть объективно, а в случае второго варианта ответа --- к необходимости решить вопрос об отношении мира, каков он сам по себе (мира в себе), к миру, каким он является в нашем сознании (миру для нас). Как доказывается в книге, единственно верные ответы на эти вопросы состоят в том, что мир существует не только в сознании, но и вне сознания, что мир для нас есть идеальный дубль материального
мира, а человеческое познание, соответственно, --- процесс превращения вещей в себе в вещи для нас, процесс идеального дублирования материального мира, отображения последнего в человеческом сознании.
Настоящая книга, написанная известным отечественным математиком, профессором Ю. С. Сикорским (1879--1953), посвящена эллиптическим функциям. Книга особенно ценна вычислительной стороной вопроса: читатель не только знакомится с теорией, но и полностью овладевает техникой расчетов с помощью эллиптических функций. Изложенный в доступной форме материал не предполагает наличия предварительных знаний по теории функций. Приложения эллиптических функций иллюстрируются на многочисленных
примерах детально разобранных задач из механики. В конце книги приведены таблицы для вычисления эллиптических функций и интегралов.
Книга представляет большой интерес для математиков, механиков, инженеров, преподавателей механики и математики. Несмотря на элементарный характер, она, благодаря разнообразному и интересному материалу и большому числу задач, может также служить пособием для студентов университетов.
Предлагаемая читателю книга посвящена исследованию экономической жизни общества в эпоху торгового капитализма. Авторы рассматривают развитие торговли товарами, торговлю деньгами, освещают вопрос развития бумажных денег, а также изучают переходные формы от торгового к промышленному капиталу.
Книга рекомендуется историкам, экономистам, политологам, социологам, философам, а также всем заинтересованным читателям.
Вниманию читателей предлагается книга русского общественного деятеля, публициста, лидера общественного движения толстовцев В.Г.Черткова (1854--1936), в которой исследуются причины и обстоятельства ухода Льва Николаевича Толстого из Ясной Поляны осенью 1910 года. Рассматривается ухудшение условий жизни писателя в его усадьбе в последние годы, касающееся управления имением и отношений с крестьянами; описывается душевный разрыв с женой, сыгравший не последнюю роль в непростом решении
Толстого. Автор также пытается выяснить причины, по которым Толстой в течение долгого времени медлил в принятии окончательного решения. В работе раскрывается значение ухода Толстого не только для его семьи, но и для общества.
Книга будет интересна как специалистам --- историкам, философам, биографам Льва Толстого, так и самому широкому кругу читателей.