«The Cultural Cold War: The CIA and the World of Arts and Letters», Frances Stonor Saunders, 2000.
Эта
книга британской журналистки и режиссера-документалиста Франсис Стонор
Сондерс впервые представляет шокирующие свидетельства манипуляций ЦРУ в
сфере культурной политики в годы «холодной войны». Хорошо известно, что
ЦРУ финансировало и координировало действия правых интеллектуалов и
организаций. Менее известно то, что Лэнгли активно рекрутировало людей
левых взглядов, чтобы отдалить американскую и западноевропейскую
интеллигенцию от идей коммунизма и склонить их к борьбе против СССР.
Коммунистические взгляды иногда позволялись – при условии, что они
антисоветские. Созданный и курируемый ЦРУ «Конгресс за свободу культуры»
с офисами в 35 странах был основным механизмом и платформой для этой
деятельности, в которую были вовлечены такие известные писатели и
философы как Джордж Оруэлл, Бертран Рассел, Жан-Поль Сартр, Артур
Кёстлер. Генеральным секретарем Конгресса за свободу культуры служил
русский иммигрант композитор Николай Набоков (кузен писателя).
Так
ЦРУ взяло на себя функции министерства культуры: «новая эпоха
просвещения» должна была стать «Американским веком». В попытке создать
привлекательную«американскую культуру» в противовес советской и
европейской, американское правительство осуществляло подпольный патронаж
малоизвестного направления в искусстве – абстрактного экспрессионизма,
которое впоследствии выросло в одно из самых дорогих течений на рынке.
Полная интриг и предательств, эта скандальная история подрывной
деятельности ЦРУ в области культуры читается как детектив.
Присоединяйтесь к нашей группе ВКонтакте,
чтобы быть в курсе всех новинок издательства!