Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Критический отзыв о прочитанных книгах, вышедших недавно. Афлатуни , Сухбат. Рай земной.


Афлатуни , Сухбат. Рай земной.

Эксмо, 2019.

Слушаем и читаем.


Фото писателя.

Об авторе. Евгений Абдуллаев, р. 1971 год, (псевдоним — Сухбат Афлатуни) – узбекский поэт, прозаик, переводчик, критик, эссеист, пишущий на русском языке. С 1978 г. живет в Ташкенте. Окончил философский факультет Ташкентского государственного университета. Кандидат философских наук. Автор более тридцати научных работ.

2012 г. — Русская премия (Малая проза, "Год барана")
2006 г. — Русская премия (Крупная проза, "Ташкентский роман")

Жанр. Роман, 320 страниц.


Сюжет. Россия, город где-то около Смоленска, наше время.
Главные героини две женщины: Полина (Плюша) и Натали. Они соседки по подъезду и подруги. Живут на окраине городка. За их многоэтажным домом поле, где в 30-е гг. были расстреляны и зарыты поляки, являвшимися гражданами СССР. У Полины отцом был поляк, а у Натали – муж. Отец Полины и муж Натали не были расстреляны. Они умерли своей смертью, т.к. родились после смерти Сталина.

Плюша безвольная, совершенно не приспособленная к самостоятельной жизни, женщина. История её заканчивается в романе на пятом десятке. Пока была жива мамуся, жизнь Плюши была сносной. Со смертью мамы всё осложнилось.
Натали полная противоположность Плюше: деятельная, предприимчивая, средний класс без проблем с деньгами, а в личной жизни несчастна. Надёжная опора Полине, инвалиду мужу и сыну.

Много места в книге уделено польскому вопросу и религии. Архивные исследования, которые вела Полина, рассказывают о репрессиях в польской диаспоре в 1937 году. Есть лирические отступления о деятельности Христа, но применительно к детской среде.

Впечатление. Если бы всё внимание автора было бы сосредоточено на судьбах Полины и Натали, то получился бы цельный роман, рассказывающий о судьбах двух несчастных женщин, промыкавших свои жизни. Эта часть прочитана с удовольствием. Рекомендую женской аудитории.

Но Афлатуни зачем-то разбавил текст библейскими эпизодами, в которых участвуют не взрослые люди, а дети. Мне остался непонятным этот приём. Кроме того, есть сюжеты, рассказанные от имени неизвестного церковника-венеролога, которые смещены во времени и невыносимо назидательны.

Помню, приезжал из Москвы N., однокашник по университету, а теперь преуспевающий сов. хирург. Рассказывал о вскрытии вождя, об исследовании его мозга. “Последствия, — шепчет, — недолеченного сифилиса…” Так я, признаться, и полагал. Оттуда эта темная, грозовая гениальность этого человека, его бешеная деятельность, его недовольство всем и прежде всего Богом, Церковью: колокольный звон, говорят, в ярость приводил его. Те же симптомы, что и у несчастного “антихриста” Ницше… “Не повезло России, — сказал я. — Покуражились над нею три сифилитика…” Поймав вопросительный взгляд N., пояснил: “Иван Грозный, Петр Великий и…” N. быстро поднес палец к губам и понимающе усмехнулся.

Что навело автора, проживающего в Узбекистане, на мысль написать о судьбе поляков в маленьком российском городке, я так и не понял.

Жировичский Свято-Успенский монастырь, Гродненская область. Сюда ездила Плюша на поклонение.


Ранее читал.
Афлатуни, Сухбат. Ташкентский роман.
Афлатуни, Сухбат. Муравьиный царь. Бросил.
Афлатуни, Сухбат. Поклонение волхвов. Книги 1 и 2. Хор.


В избранное