Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Критический отзыв о прочитанных книгах, вышедших недавно. Зайончковский, Олег. Тимошина проза.


«Иные гордятся каждой написанной книгой, я — любою прочитанной".

                                    Хорхе Луис Борхес

 

Зайончковский, Олег. Тимошина проза. 

АСТ, 2016

 

 

Фото писателя. 

Об авторе. Олег Викторович Зайончковский родился в 1959 году в Куйбышеве (ныне - Самара). Потомок старинного дворянского рода. Живет в Подмосковье, в городе Хотьково. Работал на заводе, был слесарем-испытателем ракетных двигателей.

 

Яркий дебют и не менее заметное продолжение — в искусстве явление редкое. Однако именно так в середине 2000-х вошел в литературу прозаик Олег Зайончковский. Его книги «Сергеев и городок», «Петрович», «Счастье возможно» получили номинации на главные литературные премии, а критики рассыпались в комплиментах. Потом наступил длительный перерыв — несколько лет об Олеге Зайончковском ничего не было слышно. И вот «Редакция Елены Шубиной» выпустила его новую книгу «Тимошина проза». (lenta.ru)

 

 

Жанр. Роман и два рассказа, 288с.                                                                                 


 

Сюжет. Москва, Подмосковье и заполярный город. Наши дни.

Главный герой — Тимоша. Ему почти 30 лет. Уже по детскому имени героя ясно, что парень до предела инфантилен. Он работает в проектной строительной организации, а после работы три дня в неделю для души занимается профессиональным массажем, но только женщин. Он отличный массажист и принимает пациенток только по рекомендациям.

 

Тимоша живёт с родителями, студия массажа — у него в комнате. Родителям не правится его хобби. Они прекрасно понимают, чем иногда заканчивается массаж, и считают это развратом. Им хочется внуков, а Тимоша слишком склонен к анализу москвичек и не находит среди них подходящей для женитьбы кандидатуры. Через Интернет пытался сойтись с провинциалками, но ничего серьёзного…

 

Тимоша в тайне пишет рассказы, но никому их для чтения не показывает. Однажды появляется пациентка, работающая редактором в книжном издательстве. Тимоша долго не решается познакомить её со своей прозой, но находит всё-таки способ. К этому времени он уже влюбился в Надю и ждёт обнадёживающей похвалы. Но она специально затягивает финал.

 

Впечатление. В 2005 году я прочитал книгу Зайончковского «Петрович» (кликабельно) . Она пробудила интерес к автору. Потом читал почти все его книги, которые свидетельствовали о снижении творческого потенциала автора. «Тимошина проза», можно сказать, наиболее низкий уровень.

 

Цитаты.

…безделье приятно только тогда, когда отлыниваешь от работы; если же работы нет, то безделье само превращается в тяжкий труд.

 

Настоящий талант, полагал Тимоша, должен созревать непублично, без выдаваемых наперед авансов. Он судил не абстрактно, потому что был тоже причастен к творчеству, только литературному. Сам Тимоша созревал правильно: он писал регулярно и как прозаик, должно быть, рос, но никогда никому не показывал своих текстов.

 

…старушки в Москве, как и прочие женщины, делятся на два класса: один составляют московские уроженки, другой – взятые из провинции. Какова между ними численная пропорция, определить невозможно. Старушки второго типа выращивают цветы на придомовых клумбах и охотно избираются старшими по подъезду. Их большинство на лавочках во дворах и у детских площадок. Они всегда на виду и, конечно же, на слуху. А коренные старушки, московские уроженки, сидят по своим квартирам и стерегут недвижимость. Их удел – одинокий оборонительный образ жизни, потому что они боятся черных риелторов и бродячих продавцов картошки.


В избранное