Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Критический отзыв о прочитанных книгах, вышедших недавно. Водолазкин, Евгений. Лавр.


«Иные гордятся каждой написанной книгой, я — любою прочитанной".

                                    Хорхе Луис Борхес

 Водолазкин, Евгений. Лавр.  

АСТ, 2012

 

Фото писателя. 

Об авторе. Водолазкин Евгений Германович родился в 1964 году в Киеве.  С 1990 по 1993 выполнял обязанности ученого секретаря Отдела древнерусской литературы. Сфера научных интересов: историческое повествование Древней Руси, древнерусская экзегеза, новая русская литература.

Жанр. Роман, 390с. «Большая книга» – 2013. Первое место.


Содержание (нарочито мной упрощённое). Русь, 1440 год, Рукина слобода.

Главный герой романа Арсений, но на протяжении всего повествования имя у него меняется в зависимости от духовного (но не душевного) состояния. На момент развития главных событий Арсению 15 лет. Родители у него умерли от холеры, и с малых лет воспитывает Арсения дед Христофор. Дед был травником и с успехом лечил людей. Обучал этому и Арсения. Оба были очень набожные. Дед умер, и пятнадцатилетний внук продолжил его дело. Кроме всего прочего внук был провидцем и предсказывал события, но это качество скрывал. Заразные болезни его не брали, поэтому Арсений смело помогал людям во время чумы.

Жил Арсений на хуторе в доме деда. Однажды в очередной мор к нему пришла девушка, его ровесница. В её деревне все вымерли и Устину, как заразную, ни одно село не принимало. Арсений её принял, и они стали жить, так сказать, в супружестве. Пришло время родить, но с Устиной было не всё благополучно. Арсений её от всех скрывал, в церковь венчаться не пошёл, повитуху не позвал. Устина померла. Арсений закрылся с ней в доме и решил умереть возле разлагающегося трупа. Но сельчане вскрыли избу, и Арсений решил уйти и замаливать свой грех до тех пор, пока Бог не вернёт ему Устину. С этого момента он стал зваться Устином. Взял он с собой только записки деда на берестяных грамотах.

Весь дальнейший его путь связан с добрыми делами, за которые люди прозвали его Рукинцем, т.к. мог утишить боль наложением рук, потом его стали звать Врачом, и слава о нём бежала далеко впереди него, т.к. он входил в деревни, поражённые чумой, и выхаживал больных.

Предполагают, что слово врач происходит от слова врати – заговаривать. Такое родство подразумевает, что в процессе лечения существенную роль играло слово. Слово как таковое – что бы оно ни означало. Ввиду ограниченного набора медикаментов роль слова в Средневековье была значительнее, чем сейчас. И говорить приходилось довольно много.

Каждый из нас повторяет путь Адама и с потерей невинности осознает, что смертен. Плачь и молись, Арсение. И не бойся смерти, потому что смерть – это не только горечь расставания. Это и радость освобождения.

Прикасаясь к телу больного, руки Арсения теряли материальность, они словно струились. В них было что-то родниковое, остужающее. Приходившие к Арсению в его ранние годы затруднились бы сказать, целебны ли его прикосновения, но уже тогда были убеждены, что эти прикосновения приятны. Привыкшие к тому, что лечению обычно сопутствует боль, в глубине души эти люди, возможно, испытывали сомнения в полезности приятных врачебных действий.

 

Отдавая себя Устине, ты, я знаю, изнуряешь свое тело, но отказ от тела – это еще не все. Как раз это, друг мой, и может привести к гордыне.

Что же я могу еще сделать, подумал Арсений.

Сделай больше, прошептал ему в самое ухо Фома. Откажись от своей личности. Ты уже сделал первый шаг, назвавшись Устином. А теперь откажись от себя совершенно.

 

…русский человек – он не только благочестив. Докладываю вам на всякий случай, что еще он бессмыслен и беспощаден, и всякое дело может у него запросто обернуться смертным грехом. Тут ведь грань такая тонкая, что вам, сволочам, и не понять.

 

Устин сделался юродивым, т.е. жил, как юродивый, но добрые дела не оставил. Обосновался в Пскове в шалаше возле монастырской стены. Но в Псков пришёл мор. После окончания мора Устин ушёл в монастырь и стал Амвросием. К концу жизни он постригся в схимну и был наречён Лавром.

 

Хорошее имя Лавр, ибо растение, тебе отныне тезоименитое, целебно. Будучи вечнозеленым, оно знаменует вечную жизнь.

Я более не ощущаю единства моей жизни, сказал Лавр. Я был Арсением, Устином, Амвросием, а теперь вот стал Лавром. Жизнь моя прожита четырьмя непохожими друг на друга людьми, имеющими разные тела и разные имена. Что общего между мною и светловолосым мальчиком из Рукиной слободки? Память? Но чем дольше я живу, тем больше мои воспоминания кажутся мне выдумкой. Я перестаю им верить, и оттого они не в силах связать меня с теми, кто в разное время был мной. Жизнь напоминает мозаику и рассыпается на части.

 

Впечатление. Я специально схематично пересказал только одну десятую часть романа. Прекрасны страницы о дружбе Арсения с итальянцем Амброзио, которого судьба из Италии занесла в Псков, и об их совместном путешествии в Палестину. Книга хотя и интересная, но слишком религиозная: весь упор на молитву и милость Божию.

Понравились и включения предвидений юродивого Фомы и Амброзио, связанных с 20 веком. Много говорится о средневековом взгляде на тело и душу человека, на животных и болезни.

На мой взгляд, повествование перенасыщено описанием всяких чудес, связанных с деятельностью Арсения: врачебной, духовной, предвидениями и т.п.

Поэтичность книги — её главная особенность.

Чума.

 


Скачать книгу. 


В избранное