Предлагаем вашему
вниманию шестой выпуск нашей рассылки.
Сегодня в выпуске:
1. Вступление;
2. О роли книг в нашей жизни;
3. Вместо заключения.
1. ВСТУПЛЕНИЕ
В пятницу, наконец-то, был
создан и загружен на сервер каркас
нашего сайта. Теперь потихоньку идёт
процес наполнения сайта контентом.
Думаю, уже к концу недели мы сможем его
призентовать. И тогда же, наконец-то,
заработает наш сервис, о котором я
расскажу вам, уважаемые подписчики, в
уже в следующем выпуске рассылки. А пока
предлагаю вашему вниманию первую часть
материала о роли книг в нашей с вами
повседневности, в нашей жизни. Надеюсь,
этот материал вам также будет интересен.
2. О РОЛИ КНИГ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
Четыре года назад на глазах автора
этой статьи почтенный университетский
профессор-историк отобрал у одного из
студентов аудио плеер. Поднеся к уху
наушник,
профессор услышал голос
малоизвестного актера, который
вдохновенно зачитывал одну из глав «Властелина
колец». Возмущению пожилого
преподавателя не было
предела: «Какое извращение! Вы скоро
разучитесь читать!» Это было на самой
заре российского рынка аудио книг –
этот феномен для многих был в диковинку.
А теперь на ежегодной пресс-конференции
президент России Владимир Путин,
отвечая на вопрос петербургского
корреспондента о литературных
пристрастиях, признался,
что последнее время предпочитает
аудио книги и по дороге на работу
слушает в машине «Лекции по русской
истории» Владимира Ключевского.
Сегодня европейский рынок аудио книг
оценивается минимум в 700 млн. долларов.
При этом, по всем прогнозам, рынок еще
только раскачивается. Российскому рынку
ждать бума еще дольше, но уже сейчас
понятно, на чем он будет основываться и
во что может вылиться.
Первые слова
Появление аудио книг на западном рынке
лет 10 назад было подстегнуто бурным
развитием лазерных носителей. В эпоху
аналоговой записи на пленочных кассетах
нечто подобное тоже продавалось в
магазинах, но серьезной индустрии этот
сегмент звукозаписи не представлял: он
ориентировался главным образом на людей
с проблемами зрения и на детей. Точнее,
тогда аудио книгами записи литературных
произведений на CD никто не называл.
Крупные книгоиздатели еще не обратили
внимание на «звук», а мелкие студии,
которые первыми вышли на этот рынок,
предпочитали продвигать голосовую
литературную продукцию в музыкальных
магазинах.
Все изменилось, когда аудио
литературой заинтересовались крупные
издательства – сперва в Америке, потом в
Германии, а затем и в других европейских
странах.
Аудио направление зарождалось как
экспериментальное, но очень быстро
переросло в полноценный вид бизнеса.
Первыми озвучивались классические
произведения,
чуть позже издательства стали
предлагать писателям в рамках контракта
одновременно выпускать книгу и ее аудио
версию (записанную либо самим автором,
либо
профессиональным диктором-актером).
Литературная общественность на контакт
шла с охотой: во-первых, это
дополнительные продажи и, как следствие,
авторские
отчисления, во-вторых, литераторы не
без оснований считали, что диски с
записями – еще одна возможность
рыночного продвижения традиционной «бумажной»
версии.
Так и родился большой рынок аудио
литературы.
В европейских книжных магазинах доля
аудио книг, по данным Piper Jaffray&Co,
составляет от 10 до 15% продаж. Все
крупнейшие мировые книжные «премьеры»
сопровождаются
выводом на рынок звуковых версий. Так,
в Британии аудио версия романов о Гарри
Поттере, которая озвучивается
известнейшим британским актером и
писателем
Стивеном Фраем, по числу продаж давно
сравнялась с «бумажной» версией книги. В
США в рамках музыкальной премии «Грэмми»
существует номинация «Лучшая аудио
книга».
Не так давно ее получил Билл Клинтон –
за то, что лично начитал на CD свою
биографию.
Наш заход
Российский рынок аудио литературы
сделал первые серьезные шаги в начале
нового века вслед за развивающейся
книжной розницей. Появились крупные
сетевые книжные
магазины, которые стремились хоть как-то
походить по насыщенности ассортимента
на западные аналоги. Их пока еще
неуверенный спрос на новые форматы
продукции
стали удовлетворять небольшие
специализированные студии, многие из
которых сейчас лидируют на этом рынке.
Отметим, что российский рынок аудио книг,
в силу
специфики развития сферы звукозаписи,
начинался во многом как нелегальный, «серый»,
но постепенно приобрел относительно
цивилизованные черты.
Сейчас на российском рынке на
производстве аудио литературы
специализируются несколько десятков
компаний. Аудио книги все заметнее, их
можно найти практически
в любом книжном магазине, объем рынка
достигает 7?8 млн. долларов. Конечно, в
мировых масштабах цифра мизерная.
Генеральный директор сети книжных
магазинов
«Буквоед» Денис Котов состояние рынка
называет зачаточным. Ведь всего у нас
издано не более 1,5 тыс. наименований
аудио книг, а доля их продаж в магазинах
не превышает 1?2%. Однако динамика роста
продаж – около 20% в год – уже выше, чем у
традиционных изданий. Эта тенденция
если и не произведет революцию
на книжном рынке, то, безусловно,
изменит его в ближайшие годы.
Читать за рулем
Рынок аудио книг ориентирован на
автомобилистов и пользователей плееров.
Как говорит почетный доктор
Стокгольмского университета,
исследователь психологии
потребления технологий Леонид Решетов,
любая технологическая новация в узких
сферах (аудио литературу в контексте
истории книжного рынка можно считать
таковой)
так или иначе связана с одной-двумя
относительно узкими нишами. Это может
быть не слишком заметно на первый взгляд.
Аудио литература – продукт
универсальный,
ее можно и дома послушать, и проводить
массовые прослушивания в зале. Но стоит
убрать хотя бы одно из двух основных
звеньев, и рынок рухнет.
Первые аудиозаписи литературных
произведений в США были сделаны
специализированными студиями именно
для автомобилистов. Бизнес-идея
очевидна. Статистика
издателей и книжных продавцов трубила:
современный американец мало читает. И
дело даже не в том, что он не хочет читать,
– просто не успевает. В офисе
– работа. Дома – семья. Решено было
сделать ставку на автомобили с
современной аудиоаппаратурой. Особо
учитывался тот факт, что американцы
часто совершают
переезды на длинные расстояния, а в
таких случаях, рассчитали производители,
аудио книга незаменима. И они не
прогадали: именно на автомобилистах
звукозаписывающие
компании сделали первые деньги. И
сейчас, по данным Piper Jaffray&Co, не менее
половины прослушиваний аудио книг
происходит в автомобиле. А в этом году
дело дошло до того, что аудио
литературу начали продвигать сами
автопроизводители. Звуковые книги,
например, будут предложены наряду с
остальными дополнительными
опциями для новых моделей BMW – X3 и Z4, а
также первой и седьмой серий. На
специальном сайте компании даже выложен
полный каталог литературы, откуда
владелец
автомобиля может скачать
понравившееся ему произведение.
3. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Вот и всё на сегодня.
Продолжение материала будет
опубликовано в следующем выпуске,
который выйдет завтра примерно в это же
время. До новых встреч, уважаемые
подписчики, и спасибо вам за то, что вы по-прежнему
с нами!