Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Волшебный мир сказки

  Все выпуски  

Волшебный мир сказки Ум и Трудолюбие (сказка народов Бирмы)


НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

 

УМ И ТРУДОЛЮБИЕ
(сказка народов Бирмы)

 

Позвал к себе однажды некий король мудрейшего из мудрецов и говорит:

— Скажи, пожалуйста, почтеннейший, — какова, по-твоему, роль судьбы, ума и трудолюбия в жизни человека?

Король неспроста задал мудрецу этот вопрос. Дело в том, что сам король был убежден, будто и преуспевание и неудачи находятся в зависимости от судьбы, ума и трудолюбия, однако он не знал, что тут самое главное. Долго мучился король сомнениями, да так и не мог ни на чем остановиться. И тогда решил он собрать большую ассамблею и выслушать суждения всех ученых мужей своего королевства.

Сказано — сделано.

Однако мнения, высказанные мудрецами на ассамблее, были разноречивы.

Один считал, что в жизни человека главным является судьба. Судьба делает его то счастливым, то несчастным, то богатым, то бедным, то удачливым, то неудачливым.

Другой мудрец уверял, будто главную роль в жизни человека играет ум. «Даже если судьба благоволит к человеку, — сказал он, — глупец никогда не сумеет занять высокого положения. Один только ум способен принести успех. Ум — превыше всего!»

Третий ученый утверждал, что нет на свете людей удачливых, а есть люди трудолюбивые, и только упорный труд способен принести человеку достойные блага.

Все три мудреца говорили долго и обстоятельно, но ни один из них так и не сумел доказать свою правоту и убедить короля в правильности своих суждений.

Король же по-прежнему мучился сомнениями и, в конце концов, решил прибегнуть к хитрости.

Он приказал своим слугам вырыть у подножия горы пещеру, а посреди пещеры неглубокий колодец. На дне того колодца слуги положили огромный початок кукурузы, политый медом, а затем засыпали колодец землей, будто его и вовсе не бывало. В ту пещеру король приказал заточить выступавших на ассамблее ученых, снабдив их лишь свечами и горшком с водой. Ученые пребывали в недоумении, что побудило короля поступить с ними подобным образом? Однако же, пока суд да дело, пытались найти способ выбраться из неволи.

Ученый, который верил в судьбу, решил на судьбу и положиться и улегся спать. Ученый, отдававший предпочтение трудолюбию, стал осматривать и ощупывать стены пещеры, рассчитывая, что усердие принесет ему избавление. А третий, считавший, что в основе успеха всегда лежит ум, уселся на камень и принялся рассуж­дать: коли есть в пещеру вход, то есть и выход, и он непременно отыщется.

Однако шли за днями дни, силы ученых таяли, а дело все не двигалось. Каждый из них продолжал действовать по-своему. Но все они были так поглощены сами собою, что не беседовали друг с другом. Внезапно внимание ученого, сидевшего в раздумье на камне, привлекли муравьи. Они шастали взад-вперед по земле и, в конце концов, забравшись под камень, на котором он сидел, больше не появлялись. Поразмыслил ученый и решил, что под камнем земля, видимо, более рыхлая. Тогда он позвал ученого, возлагавшего надежды на трудолюбие, и поведал ему о своих догадках, а в заключение сказал:

— Я думаю, копать нужно здесь. Это и есть выход из заточения.

Тот согласился со своим собратом по несчастью и, отодвинув камень, стал копать. А поскольку земля в этом месте была рыхлая, то он очень быстро добрался до дна колодца и нашел кукурузный початок. Ученый, верящий в силу ума, и ученый, полагающийся только на трудолюбие, принялись с жадностью уплетать початок, а третьего своего товарища, приверженца судьбы, угостили лишь тогда, когда вдоволь насытились. Обрадовался тот, что и на сей раз судьба его не подвела, впился зубами в початок да чуть их не сломал: в початке был спрятан огромный рубин. Он утаил от товарищей свою находку и сунул камень в карман.

И тотчас же дверь пещеры отворилась, вошли слуги короля и предложили мудрецам следовать за ними во дворец. Король радушно встретил трех мудрецов и стал их подробно расспрашивать обо всем, что с ними приключилось. Те обстоятельно отвечали на вопросы короля, но ничего не сказали о рубине.

— Теперь я вижу, что вера в разум и трудолюбие действительно помогла вам выбраться из беды. Но кто из вас нашел рубин?

— Я, — ответил приверженец судьбы. И он вынул из кармана рубин и положил его перед королем.

— А как тебе удалось его найти? — спросил король. И ученый сказал:

— Никакие временные неудачи не способны повергнуть меня в уныние. Оказавшись в бедственном положении, я целиком и полностью доверился судьбе. Два мои товарища нашли початок кукурузы и из жалости покормили и меня. Но судьба воздала мне за то, что я ел последним, и послала в награду этот прекрасный рубин. Тогда выступил мудрейший из мудрецов.

— То, что с вами произошло, — сказал он, обращаясь к мудрецам, — лишний раз подтверждает, что ни судьба, ни ум, ни трудолюбие порознь не могут играть решающую роль в жизни человека. Чего бы достиг каждый из вас, находись он в пещере один? Ничего! Ум без труда и везения, труд без ума и везения, судьба без ума и трудолюбия — ничто! Не судьба подарила рубин тому, в чьих руках он находится. Этот рубин попал к нему благодаря уму и трудолюбию! И если бы два сытых товарища не проявили сочувствия к голодному, к тому, кто сидел, сложа руки, и ждал судьбу, разве был бы сейчас в его руках этот рубин? Ни ум, ни трудолюбие, ни судьба не являются залогом благополучия. Основу жизни составляет любовь к ближнему!

Король пришел в восторг от таких речей мудрейшего из мудрецов, одарил его всевозможными дарами, а трех его товарищей повысил в должности. Тут он понял, сколь бессмысленны были одолевавшие его сомнения, и постиг, что только та страна, владыка которой руководствуется любовью к своим подданным, может стать процветающей и счастливой!

 

 


Вопросы и задания к сказке:

∙ Что, по-вашему мнению, самое главное в жизни: ум, судьба, трудолюбие или что-либо еще?

∙ Поделите детей на три группы. Одна группа должна доказать, что судьба в жизни человека — самое главное. Другая группа доказывает, что самое главное — ум, третья — что самое главное трудолюбие.

∙ Каким был царь? Почему ему необходимо было ответить на этот вопрос? Что он понял в конце сказки?

∙ Напишите сказку о мудром правлении этого царя. К чему могут привести ум, трудолюбие и счастливая судьба, лишенные любви к ближнему?

∙ Напишите сказку о трех друзьях: трудолюбивом, умном и удачливом.

∙ Были ли в вашей жизни ситуации, когда вам везло? Когда вас выручали ваш ум или умение трудиться?

 

 

 

 

Всего вам самого доброго

Сказочница Мария

 

Добро пожаловать на наш сайт ДобрыеСказки.ру
(детская литература: авторские и народные сказки)

http://www.dobrieskazki.ru/


В избранное