Цифры и числа. Математические действия и законы. Мир математики
КАК ЖИВУТ ЦИФРЫ
Гордая цифра Один
-Привет ракета! - воскликнула цифра Один,
увидев остроносую ракету в небе. Я цифра Один похожа на тебя! Ты одна в пустынном космосе и ничего не боишься! Я люблю считать тех, кто один! Тот, кто один, он самый важный!
-Я не одна, внутри меня космонавты, а вокруг
– звезды, - возразила ракета с высоты.
-Я хочу гулять одна. Тот, кто один он самый
важный, - гордо ответила Единица. – В небе светит только одно солнце и у человека только одна голова.
-А ходит человек на двух ногах и делает
все двумя руками, - возразила цифра Два.
-Самое главное в человеке, это его голова,
— упрямо повторила Единица.
-Зато два глаза и два уха, — возразила
Двойка. — Разве может голова хорошо работать без них?
Помоги цифрам решить, кто важнее: Единица или Двойка?
Беседа
∙Как вы думаете, почему у человека один язык, но два уха и два глаза?
∙Почему лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать?
∙Почему, когда куда-либо едешь один, дорога кажется длиннее?
∙Какие события в жизни каждого человека случаются только один раз?
∙Загадайте какой-либо предмет и расскажите, не называя свой предмет, как людям живется в доме, если у них этот предмет только один. Например: если в доме он один, то нельзя делать уроки, когда все кушают (стол). Если в доме он один, то на нем сидит самый пожилой (стул). Остальные угадывают, о каком предмете идет речь.
Рисунок «Портрет Единицы»
Дети делятся на группы. Каждая группа на листе ватмана рисует портрет Единицы в образе феи (царицы, девочки, человечка) и т.д. Затем дети по рисункам рассказывают о характере изображенной Единицы.
Игра «Озорная Единичка»
Дети встают в разные места комнаты. Педагог обходит их и незаметно вкладывает в руки кого-то карточку с Единицей. Этот человек становится озорной Единичкой. При счете: «Один, два, три, Единичка, води!» тот, у кого карточка, поднимает одну руку, и все стараются на одной ноге ускакать от него. В свою очередь, Единичка тоже на одной ноге, должна осалить кого-либо из детей.
Тот, кого осалили, замирает на месте. Задача Единички — осалить как можно больше игроков. Если Единичка устанет и опустится на две ноги, игра повторяется заново с другой Единичкой.
О чем мечтает цифра Два
Однажды цифра Два встретила лебедя и сказала ему:
-Я похожа на тебя, и мечтаю научиться летать.
-Я не хочу больше летать, - грустно ответил
лебедь. – Моя лебедушка попала в силки охотника, и мне тоскливо без нее.
- Я помогу тебе освободить лебедушку, - пообещала Двойка.
Вскоре два прекрасных лебедя поклонились цифре Два и сказали:
- Спасибо за помощь, ты похожа на нас и такая же добрая как мы.
-Но я не умею летать, как вы, — вздохнула
Двойка.
-Возьми от нас на память эти два белых
перышка, они исполнят твое самое заветное желание, - предложил лебедь.
На следующий день цифра Два гордо парила в воздухе на двух больших крыльях.
- Лебеди подарили мне два перышка, но когда они улетели, перышки превратились в крылья, - взволнованно рассказала Двойка цифрам.
- Тот, кто мечтает летать, обязательно полетит, - решили цифры.
Как ты думаешь, о чем еще мечтает цифра Два?
Беседа
∙Как вы думаете, куда Двоечка полетит в первую очередь на своих крыльях?
∙Объясните смысл пословицы «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Вспомните какие-либо два своих самых важных дела и расскажите, какое из них все-таки важнее и нужнее для вас.
∙Когда о людях говорят: «Два сапога пара» или «как две капли воды»? Как вы думаете, должны ли друзья быть «как две капли воды», и почему?
∙Почему говорят, что лентяй работает дважды?
Игра «Чья пара быстрее»
Дети делятся на пары и берутся за руки. Каждая пара, не разнимая рук, добегает до стола и быстро складывает в портфель разбросанные по столу тетради, учебники, карандаши, ручки и т.д. Затем дети возвращаются на место и рассказывают, сколько и каких предметов было на столе. Побеждает самая быстрая и внимательная пара.
Игра «Подыщи пару»
Один человек — цифра два. За пять минут цифра два должна разделить всех детей по парам так, чтобы:
∙Оба увлекались одним и тем же видом спорта;
∙Оба в паре были одного роста;
∙У обоих был одинаковый цвет волос или глаз;
∙У обоих была одежда одинакового цвета и т.д.
Игра проигрывается несколько раз. Побеждает тот, кто за пять минут успеет собрать больше пар.
Рисунок «Два предмета»
Нарисуйте какие-либо предметы, связанные с цифрой два, например: ворота (две перекладины, велосипед (два колеса), варежки, лыжи, очки, спицы. Напишите или нарисуйте небольшие истории о дружбе цифры Два с этими предметами цифры Два.
Ознакомиться с другими сказками из книги "Добрая математика" а также заказать книгу онлайн можно на авторском сайте
Как подружиться с Математикой? Что необходимо, чтобы формулы казались жителями волшебной страны, в которой не терпится побывать? Чтобы математическое знание не выглядело сухим, требующим лишь слепого запоминания? Как научиться видеть красоту в удивительном здании науки, каждый кирпичик которой
— образ вселенской гармонии?
В этой книге через добрые сказки, игры и задачи мы пытаемся ответить на эти вопросы.
Во всех школах мира детей учат математике, потому что когда-то без Математики нельзя было вырастить урожай и построить жилье, способное отразить натиск стихий. Математика нужна была как воздух. Это было ЛУЧШЕЕ, САМОЕ ГЛАВНОЕ ЗНАНИЕ, которое уважали и даже обожествляли.
А разве сейчас не остановится без Математики вся наша жизнь? Просто мы накопили о ней слишком много «взрослых» знаний, которые не всякий семилетний ребенок способен усвоить. Но сегодняшние дети, как когда-то дети диких племен земли, нуждаются в простом, ясном осмыслении науки и проживании ее формул в своей повседневной жизни.
Мы торопимся обучить детей премудростям математической науки, забывая порой объяснить им, как научиться замечать и уважать ее достижения. МЫ СЛИШКОМ ТОРОПИМСЯ!