"Теперь нужно не изучать и применять чужие правила, а устанавливать свои. И пусть другие применяют уже ваши правила". Валерий Есауленко, генеральный директор компании "НЭО Центр"
Дата выпуска - 2006-03-09. Количество подписчиков - 1085
Об авторских правах. Материалы библиотеки LABRATE.RU в ряде случаев взяты из открытых источников всемирной паутины, получены от читателей и авторов. Зачастую не имея возможности по разным причинам связаться с обладателями авторских прав на представляемые материалы, мы, используя опыт "Библиотеки Мошкова" (http://lib.ru/COPYRIGHT), все же решились опубликовать их на нашем ресурсе. В том случае, если у авторов материалов (которые представлены в библиотеке LABRATE.RU) или обладателей авторских прав возникнут возражения, мы готовы незамедлительно убрать их с сайта.
Сегодня в выпуске
К-Фонд имени Плескачевского: Компенсационный или Коррупционный? Куда загоняют оценщиков и для чего?
В газете "Известия" 30 марта 2006 года выйдет аналитика рынка оценки и список оценщиков, вошедших в UNI-индекс. Наши подписчики узнают о новом проекте ЮНИПРАВЭКС в числе первых.
Клиентелла - постоянные клиенты предприятия и перспективы его развития
К-Фонд имени Плескачевского: Компенсационный или Коррупционный?
Депутат Плескачевский и чиновники части СРО упорно проталкивают идею скандального фонда, известного также как Компенсационный. Высказавшись против фонда, ведущие СРО ничего не делают для того, чтобы "похоронить" эту весьма коррупционную идею. Тихой сапой её проталкивает и МЭРТ.
Постепенно выясняется, как именно чиновники будут получать от фонда свою выгоду. В сети опубликовано Положение о КФ СРО арбитражных управляющих. Легко видеть (пп. 3.2-3.4), что СРО не желают тратить фонд, а также (пп. 4.1-4.3) стремятся всячески затруднить возврат взноса из фонда при выходе члена из СРО, зато (п.2.5) проценты с этих средств легко тратятся. Заинтересованность чиновников очевидна. Это их деньги, и мы все знаем насколько
такие деньги легко скрывать от контроля.
Надо сказать, за скандальный фонд выступают лишь те, кому он, видимо, выгоден, профессиональные участники рынка все против, аналитики тоже против. Они хотят денег от нас, от аудиторов, с которыми на днях, видимо, также будут вести на эту тему уговоры, от риэлтеров.
Надо упростить: они просто хотят денег от всех. Ответственность их не волнует, их волнуют бесконтрольные деньги.
...Государственная Дума должна рассмотреть во втором чтении проект федерального закона "О саморегулируемых организациях" /СРО/. Он предусматривает создание структур с особым правовым статусом, очень похожих на государственные ведомства, но финансируемые за счет участников определенных секторов рынка. Планируется, что в дальнейшем именно в СРО будут передаваться "избыточные" государственные функции. По мнению авторов законопроекта, СРО должны играть роль посредников между органами государственной власти и бизнесом.
Для регистрации такой организации достаточно будет объединить не менее десяти юридических лиц, опубликовать правила и стандарты их деятельности, сформировать орган контроля, создать денежный компенсационный фонд и обеспечить ответственность ее участников перед потребителями. Естественно, что сделать это смогут лишь структуры, опирающиеся на крупный капитал. Поэтому любая СРО неизбежно будет подконтрольна крупным российским /хорошо еще, если только российским/ компаниям.
Поручив юристам зарегистрировать подобную структуру, формально соответствующую требованиям закона, и сформировав компенсационный фонд, тот или иной отраслевой олигарх сможет серьезно усилить свое влияние на занимаемом им секторе рынка. Во-первых, он получит право работать с органами государственной власти от имени целой отрасли. Во-вторых, закон ему предоставит возможность устанавливать выгодные для него правила работы в своем секторе рынка. К чему это приведет? Только к монополии, устранению конкурентов нерыночными
методами, повышению цен и другим негативным последствиям.
Для будущих участников семинара и интересующихся обсуждаемыми вопросами будет очень полезно приобрести книгу Роберта Рейли и Роберта Швайса "Оценка нематериальных активов" (запрос счета с минимальной ценой книги можно сделать по e-mail).
Термин – клиентелла был заимствован у М.И.Кулагина, который отмечал, что клиентелла – это “наличие постоянных клиентов у предприятия, перспективы его развития[1]”.
Именно с этих позиций и рассматривается постоянная клиентская база предприятия. С одной стороны, это непременный элемент нематериальных активов. А с другой стороны, само существование клиентеллы определяет перспективные условия развития того или иного предприятия.
Отметим, что термином клиентелла мы как бы совмещаем, с одной стороны, собственно клиентскую базу, а с другой стороны, условия развития предприятия в перспективе на основе данной клиентской базы. То есть речь идет, во-первых, о том, какую роль клиентелла выполняет с точки зрения прогнозов развития фирмы. И, во-вторых, какова ценность этой клиентской базы в качестве нематериального актива. Эти два аспекта клиентелы (нематериальный актив и условия прогнозирования) и представляют предмет нашей работы.
Клиентскую базу данного предприятия можно рассматривать в качестве живого организма, к которому вполне применимы актуарные расчеты, т.е. здесь нужны знания актуария - специалиста в области математической статистики и теории вероятностей. “Некоторые из таких специалистов – отмечено в Оксфордском толковом бизнес-словаре, - работают в страховых компаниях и занимаются расчетами вероятной продолжительности жизни..”[2]
Примерно такие же расчеты, а именно – характеристики вероятности “жизни” данных клиентов, т.е. продолжительности их сотрудничества с данной компанией, вероятность их “смерти”, т.е. оценка возможных “потерь” клиентов для данной компании, и, наконец, появление новых клиентов, т.е. характеристика их “рождаемости” – все это необходимые элементы прогнозирования клиентеллы.
Основная задача нашей работы заключается в том, чтобы разработать механизм оценки тенденций изменения указанной выше нагрузки на клиентов, и на этой основе устанавливать размер совокупных продаж продукции данной фирмы, исходя из выделения как нынешних клиентов, так и будущих клиентов, которые, как предполагается, со временем появятся у данной фирмы. Новые клиенты, с одной стороны, способствуют компенсации “потерь” прежних клиентов. С другой стороны, мы исходим из того, что новые клиенты в течение
небольшого периода времени достигают уровня “нагрузок”, характерного в среднем для данной фирмы.
Мы полагаем, что решение этой задачи позволит обеспечить органическое соединение перспективных характеристик “нагрузки” на клиентскую сеть с данными, которые вытекают из актуарных расчетов, т.е. с данными о “смертности”, ”рождаемости” и ”выживаемости” клиентов. Инструментом получения подобной статистики являются так называемые “кривые выживаемости”. Получение таких кривых на основе обработки информации о клиентской базе предприятия позволяет получить
важный механизм обоснования перспективных изменений характеристик “нагрузки” в расчете на существующих клиентов.
Ведь представляя поведение нынешних клиентов в будущем, т.е. изменения их “нагрузок”, окажется возможным и построение соответствующих характеристик по будущим клиентам, в частности, исходя из показателей их “рождаемости”.
Можно отметить, что клиентелла имеет самостоятельную ценность. Дж. Хитчнер в монографии “Финансовое оценивание” пишет по этому поводу: “Обычно клиентская база рассматривается как часть приобретаемой компании… Этим она[3] избегает затрат на организацию новой клиентской базы, что потребовало бы многолетних усилий[4]” Дж. Хитнер полагает, что “одним из измерителей стоимости клиентской базы могут служить связанные
с комплектованием новой клиентской базы “отпадающие” затраты на продажи и маркетинг”[5] Т.е. он исходит при оценке клиентской базы только из затратного подхода. По нашему мнению, этот подход может быть использован; но при оценке стоимости созданной клиентской базы должны быть учтены еще и риски, связанные с созданием новой структуры и с обеспечением функционирования уже сложившейся клиентеллы.
Мы полагаем, что для характеристики условий “выживания” такого актива, как клиентелла, в качестве отдельной системы могут быть использованы широко распространенные в экономических измерениях кривые выживаемости (survivor curves).
Кривые выживаемости
Именно кривые выживаемости лучше всего подходят для описания закономерностей, согласно которым происходит выбытие тех или иных активов, в частности такого нематериального актива как клиентелла. Кривые выживаемости – это (нисходящие) графики, отображающие количество единиц из данной группы (активов, если речь идет о них), которые все еще функционируют на момент времени, определяемый аргументом кривой.
В литературе по актуарной статистике кривые выживаемости часто называются кривыми смертности.[6]
В нашей работе мы рассматриваем несколько практически используемых в расчетах клиентеллы видов кривых выживаемости. К числу наиболее часто используемых в этих целях инструментов относят так называемые кривые Айова.
Кривые Айова
Обоснование кривых выживаемости типа Айова (Iowa curves) было положено в результате исследований смертности людей, в дальнейшем они применялись для оценки остаточного срока полезного использования имущества промышленных и коммунальных предприятий, электро- водо- и газоснабжения, железных дорог и др. Кривые выживаемости типа Айова были разработаны в результате исследования эмпирических данных, относящихся к характеристикам сохранивших работоспособность различных типов. Эти данные характеризовали такие объекты,
как рельсовые шпалы, железнодорожные вагоны, телефонное оборудование, электрические трансформаторы, электропровода, автомобили и т.п.
На Рис. 1 приведен пример кривой Айова L-типа.
Рис.1 Кривые Айова L-типа
Позднее кривые выживаемости типа Айова стали применять для анализа остаточного срока полезного использования нематериальных активов различного вида.
В нашей работе показывается, каким образом можно использовать кривых выживаемости для прогнозирования объемов продаж компании, т.е. прогнозировать развитие компании.
[1] М.И.Кулагин “Избранные труды”, Серия “Классики российской цивилистики ” М.:1997, C.252. В вводной статье професора Е.А.Суханова “Человек, опередивший время ” подчеркивается исключительная значимость трудов “одного из авторитетнейшего специалистов в области зарубежного гражданского права” (указ.соч., с.3). Отметим, что на нас оказала существенное влияние основная работа М.И.Кулагина (1947-1990) “Предпринимательство и право: опыт
Запада”, М.”Дело”,1992. Основополагающие идеи этой работы сохраняют безусловную ценность и в современных условиях.
[2] Указ соч. М. Инфра-М, изд-во “Весь мир”,1998, с.15.
[3] Компания –“охотник” – Авторы.
[4] James R.Hitcher “Financial Valuation. Application and Models”, John Wiley & Sons, Inc, New-Jersey, 2003,p.792.
[5] Ibid.
[6] Бауэрс Н., Гербер Х., Несбитт С., Хикман Дж. “Актуарная математика”, Пер с англ. М.:Янус-K,2001.
Он-лайн библиотека LABRATE.RU приветствует обмен текстовыми ссылками (баннерами 88х31)!
Разместите у себя на странице код нашей ссылки (или баннер 88х31) и пришлите нам ссылку
по адресу ссылки@labrate
Код нашей текстовой ссылки с указанием основных разделов он-лайн библиотеки оценщика LABRATE.RU: