Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "В мире идей" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Информационный бюллетень "Публичная библиотека" Выпуск 29
Уважаемые коллеги! ГОСУДАРСТВЕННАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского
края - крупнейший информационный центр региона, краеведческий, координационный
и методический центр для библиотек различных форм собственности, в том числе
для 1132 муниципальных библиотек.
Фонд библиотеки составляет 4
миллиона экземпляров литературы по всем отраслям знаний, в том числе:
книги, газеты, журналы, изопродукция, грампластинки, компакт-диски, научно-технические
и другие виды документов, электронные издания. В настоящее время число пользователей библиотеки
составляет более 64 тысяч человек. 62 % читателей
- это молодые люди до 24 лет, имеющие общее среднее и неоконченное высшее образование.
26 % читателей - специалисты различных профилей. Ежедневно в библиотеку приходят
около 1,5 тысяч пользователей и получают для
работы в читальном зале и на дом свыше 9 тысяч экземпляров
библиотечных изданий.
Важная задача универсальной библиотеки края - углубление региональной информации.
Большое внимание уделяется информационному обеспечению исследовательской
и краеведческой работы специалистов - библиотека принимает активное участие
в создании краеведческих справочников, энциклопедий и учебников. С 1993
года ведется электронный каталог Край. Более 80 процентов запросов
по краеведческой тематике выполняются библиотекой в результате поиска в
автоматизированном режиме. ЦЕНТР ЧТЕНИЯ
технология создания, методика работы, опыт
Создание Центра чтения на базе библиотеки открывает новые перспективы для формирования
современного образа библиотеки в информационном пространстве. Библиотека начинает
играть все более значимую роль в различных отраслях общественной жизни. Задача
библиотеки сегодня не ограничивается организацией быстрого и свободного доступа
к различным источникам информации, необходимо активно влиять на формирование
читательской культуры. Массовая работа библиотеки по продвижению чтения и книги
имеет глубокие корни и традиции. Но важно понимать, что в начале нового века
с особой остротой стоит проблема количественной и качественной стороны чтения
людей. Причем, пожалуй, вторая составляющая важнее, чем первая. Нам представляется,
что чтение, как один из способов получения информации о мире, всегда останется
актуальным и востребованным. Однако сейчас процесс чтения все глубже погружается
в массовую культуру, становясь в один ряд с телевидением, кино, компьютером…
Необходимо возродить особый статус чтения и книги как эталона высокой культуры.
Здесь не обязательно подразумевается возвращение к классическим традициям, полное
исключение из читательской библиотеки литературы массового потока. Мы говорим,
прежде всего, о формировании грамотного, критического отношения к читаемому,
об умении видеть и ценить эстетические достоинства и недостатки произведения,
умении отличать хорошее от плохого, глубокое от поверхностного. Общественная организация Центр чтения Красноярского
края не имеет аналогов в регионе, и была открыта одной из первых в стране.
Опыт реализации проекта был обобщен в нескольких публикациях. На сайте некоммерческого
Фонда поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий
Пушкинская библиотека была опубликована статья соавтора Центра
чтения Финниковой А. А. Центр чтения Красноярского края
как современная форма пропаганды чтения. Опыт, проблемы, перспективы.
В Библиотечной газете появился материал Навигатор в книжном
море. Опыт работы Центра чтения Красноярского края оказался востребован
коллегами из различных библиотек России. Так, авторы Центра чтения были
неоднократно приглашены на конференции и семинары как регионального, так
и всероссийского уровня с сообщениями, докладами, презентациями. В мае 2004
года на IX Ежегодной конференции РБА в г. Новосибирске состоялась презентация
Центра чтения Красноярского края и выступление на тему Роль Центра
чтения Красноярского края в формировании читательской аудитории. Работа
Центра была освящена на семинаре-тренинге для руководителей региональных
Центров чтения Чтение сегодня: исследования и программы поддержки,
организованном НФ Пушкинская библиотека совместно с Британским
Советом (Москва, декабрь, 2004). Реализованный проект Общественная
организация Центр чтения Красноярского края был отмечен дипломом управления
культуры во время краевого конкурса Вдохновение. Чтение в современном мире.
Проблемы, социологические исследования, читательские предпочтения
В последние годы в России наблюдается снижение интереса к чтению. Это явление
вызывает беспокойство у широкой общественности, т.к. уровнем развития книжной
культуры в большой мере определяется духовный потенциал нашего общества.
Анализируя результаты исследований современной русской культуры и культуры чтения в том числе, можно обозначить ряд проблем:
Острота этих проблем свидетельствует о кризисе чтения в России. Качество чтения
народа определяет уровень развития его культуры. Сегодня прогнозы культурологов
пессимистичны: если ситуация с чтением в стране не изменится в лучшую сторону,
появится угроза уничтожения великой русской культуры. Создание и работа Центра чтения
Работа Центра чтения как одна из актуальных форм библиотечного обслуживания в современном информационном режиме. Концепция Центра чтения: цели, задачи, актуальность, методология
7 сентября 2001 года Всероссийским Конгрессом в поддержку Чтения была принята
концепция Национальной программы Чтение
- документ для разработки общенациональной программы мер сохранения и
приумножения исторического, духовного, научного и культурного богатства страны.
Цель этой программы - всемерная поддержка
Чтения, важнейшего элемента культуры, инструмента повышения интеллектуального
потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества.
Деятельность регионального Центра чтения направлена на поддержание престижа
чтения в крае (области) и его общественной значимости, изменение сложившейся
ситуации в регионе по привлечению к чтению и пользованию библиотеками массовых
категорий населения. Это предполагает наличие краеведческого аспекта в работе
Центра (пропаганда продукции местного книгоиздания, произведений местных авторов;
трансляция информации об истории книжного дела в крае (области); организация
деятельности Центра чтения с учетом особенностей региональной культуры).
Информационные, материальные (экономические),
технические ресурсы,
необходимые для создания Центра чтения
Центр чтения ставит своей целью повышение статуса книги и развитие читательской культуры. Для реализации главной цели необходима активизация материальных (экономических), технических, информационных, кадровых ресурсов. Экономические (материальные) ресурсы. Если, согласно уставу, Центр чтения является самоуправляемой общественной некоммерческой организацией, не ставящей своей целью извлечение прибыли, то необходимо тесное сотрудничество с местной администрацией, организациями и объединениями, оказывающими финансовую поддержку в проведении кампаний Центра. Источниками финансирования могут быть:
Для получения финансовой поддержки нужно доказать общественности актуальность
создания Центра чтения и целесообразность его создания на базе именно вашей
библиотеки.
Во-вторых, используя средства и методы паблик рилейшнз, желательно доказать, что, созданный на базе библиотеки, Центр чтения будет являться продолжателем годами складывающихся богатых традиций. Необходимо создавать положительный имидж общественно-культурного и информационного центра, активно занимающегося массовой работой, пропагандирующего свой фонд, применяющего различные формы и методы в работе по продвижению чтения. Подобная реклама будет способствовать успешности установления деловых контактов с заинтересованными организациями и учреждениями. Информационные ресурсы. Для работы Центра чтения необходима мощная информационная база, позволяющая разработать стратегию повышения статуса книги в обществе. Желательно, чтобы сотрудники Центра чтения располагали как можно более полной информацией:
Центр чтения может разрабатывать собственные методики изучения культуры чтения в регионе, совместно со средствами массовой информации, учебными заведениями, писательскими организациями, творческими союзами, управлением образования и управлением культуры разрабатывать и проводить социологические исследования. Сотрудничество с книжными магазинами, издательствами, библиотеками позволит выявить особенности книжного рынка в регионе, комплектования библиотечных фондов. Эта информация необходима для составления рекомендательных списков: где и какую книгу можно приобрести, взять почитать? Какая книга готовится к изданию? и т.п. Кроме того, подобное сотрудничество поможет Центру чтения влиять на формирование библиотечных фондов, ассортимент книжных магазинов (многие книжные магазины работают с заказами покупателей, таким заказчиком может стать ЦЧ, владеющий информацией о новинках российского книгоиздания). Кадровые ресурсы. Сотрудник Центра чтения
- человек, хорошо разбирающийся в вопросах литературы и искусства, активно интересующийся
культурной жизнью страны и края, способный к аналитической и творческой деятельности;
это специалист, использующий в своей работе новейшие информационные технологии,
умеющий организовать разного рода деловые и творческие контакты, работать с
аудиторией.
Если Центр чтения организуется на базе библиотеки, то на ее сотрудников ложится обязанность организовывать и контролировать деятельность Центра:
Повышая престиж чтения, Центр чтения организует и проводит широкие книжно-читательские
акции, шоппинг-фестивали с использованием зрелищных и массмедийных форм, разрабатывает
и создает изобразительную и рекламную продукцию. Поэтому важным аспектом в деятельности
Центра чтения является установление партнерских отношений со специалистами разного
профиля Технические ресурсы. Деятельность Центра чтения должна осуществляться в современном информационном режиме. Он характеризуется, во-первых, доступностью новейших информационных технологий, во-вторых, разделением аудитории на тех, кто предпочитает традиционный источник знаний - книгу; тех, кто использует в основном Интернет; и тех, кто практически не читает. Необходимо ориентироваться на все читательские группы и пропагандировать книгу, применяя в том числе и современные способы передачи информации. В работе Центра чтения могут быть максимально задействованы:
Все это требует соответствующего уровня оснащения оргтехникой. Методы и формы работы Центра чтения:
традиции и инновации
Современная библиотека стремится к тому, чтобы сохранить свои позиции не только
информационного центра, но и информационно-просветительского, своеобразного
компаса во все увеличивающемся объеме информации. В сфере досугового чтения,
которая является главной для Центра чтения, особенно необходим такой компас.
Традиционные библиотечные формы работы уже предполагают пропаганду различной
литературы: выставки и выставки-просмотры, обзоры, литературные вечера и
т.д. выполняют рекомендательную функцию. Раньше эти формы были действенны,
во многом они не утратили актуальности и сейчас. Однако актуальность эта
обусловлена существованием очень немногочисленной группы читателей библиотеки,
которые продолжают интересоваться выставками, посещают поэтические вечера
и презентации. Большинство же пользователей приходит в библиотеку не за
советом, что почитать, а с конкретными запросами. Также за кадром
остаются и не читатели. В связи с этим приведем фрагмент статьи
В. Д. Стельмах Читатель и
современное литературное сообщество: возможность диалога. Веб-сайт Центра чтения:
технология создания, актуальность, эффективность функционирования
Современные информационные технологии позволяют расширить деятельность Центра
чтения, вывести ее на качественно новый уровень. Интернет предоставляет множество
новых форм работы с пользователями, ранее неизвестных и недоступных. Расширение
мировой сети и возрастающее её влияние можно оценивать по-разному: если остановиться
только на отрицательной оценке, то окажется, что Интернет - противоположность
библиотеке и книге, так как дает лишь информацию, а не знание. Содержание сайтов
всемирной сети разнолико, вследствие свободного доступа к ней самых разных людей
и организаций. До сих пор большой проблемой остается отсутствие единого полноценного
каталога, обеспечивающего быстрый доступ к нужным ресурсам. Действующие поисковые
системы лишь отчасти решают эту проблему: пользователь Интернет вынужден несколько
раз формулировать свой запрос, и нет гарантии как попадания на нужную страницу,
так и непопадания на ненужную. И все же, согласившись с тем фактом, что запретить
или ограничить распространение Интернет невозможно, необходимо использовать
многочисленные его преимущества. Книга: Практически абсолютная доступность
всем членам общества через сеть книжных магазинов, библиотек. Вы видите, что Интернет имеет как плюсы, так и минусы. Наша задача в том, чтобы
максимально использовать все возможные преимущества.
К началу 2004 года в сети Интернет функционируют восемь сайтов региональных
Центров чтения при библиотеках следующих городов: Красноярск, Челябинск, Нижний
Новгород, Архангельск, Мурманск, Орел, Псков, Тверь. Все сайты созданы в 2002-2003
годах. Несмотря на неравнозначность качества дизайна, содержания, объема, каждый
сайт отличает своя изюминка. Остановимся на конкретных примерах. Проект Сайт Центра чтения Красноярского
края и его реализация
Реализация проекта Сайт Центра чтения Красноярского края сделала
возможным воплощение концепции Центра чтения на качественно новом уровне. Деятельность
Центра чтения при всей важности и актуальности поставленных задач была ограничена
локально: большая часть мероприятий собирала только городскую аудиторию, некоторые
(например, фестиваль поэзии и авторской песни) - городскую и региональную. Появление
же информации о Центре в Интернет, создание такой разноплановой и многофункциональной
системы, как сайт, открывает нам доступ к любому русскоязычному посетителю,
где бы он ни проживал.
В процессе работы над проектом были использованы такие формы и методы, как:
В результате реализации проекта были решены следующие задачи:
Открытие и обновление собственного сайта Центра чтения в Интернет привело к следующим результатам:
Таким образом, официальный сайт Центра чтения информирует пользователей Интернет
о работе Центра, предоставляет возможность для высказывания своего мнения о
книгах на открытом форуме, знакомит с аннотациями и рецензиями на разножанровую
литературу из фондов библиотеки, особо акцентируя внимание на новинках. Работа
сайта привлекает все больше внимания партнеров проекта. В расширении сотрудничества
с учреждениями образования и культуры - залог быстрого и эффективного развития
сайта.
Таким образом, перспективы развития очень широки и мотивируются как спецификой
Интернет, так и тем, что аналогов проекта в России очень мало. В процессе
развития сайт обещает стать эпицентром обсуждения и решения проблем чтения
в регионе. Традиционные и инновационные формы работы
Центра чтения Красноярского края
Говоря о проблемах культуры чтения, низком статусе чтения в современном обществе,
мы подразумеваем, во-первых, досуговое чтение, во-вторых, не исчезновение как
такового этого процесса из жизни современного человека, а отсутствие в списке
литературы наиболее достойных по эстетическим и информационным критериям
источников. Действительно, чтение, мотивированное учебой, научной, профессиональной
деятельностью, всегда остается актуальным. В сфере досуга же в полной мере проявляется
свобода человека в выборе литературы. Чтение как процесс получения информации
через текст также не теряет актуальности. Текстовая информация господствует
и в сети Интернет. Проблема же заключается в том, что большая часть читателей
предпочитает массовую литературу более высоким видам - беллетристике и классике.
Успешная деятельность по всем четырем направлениям не только способствует
решению основных проблем - причин создания Центра (проблема снижения читательского
интереса к хорошим книгам, проблема отсутствия у многих групп читателей
ориентиров в выборе литературы), но попутно увеличивает число читателей
библиотеки, информирует пользователей о ее ресурсах, проводимых мероприятиях.
Кроме того, существование Центра на базе Государственной универсальной научной
библиотеки с одной стороны делает его авторитетным органом, имеющим профессиональное
право рекомендовать читателям определенную литературу, а с другой способствует
улучшению имиджа библиотеки в целом.
Движение в поддержку чтения в России: теория и практика в работе Центра чтения Красноярского края
Проблема чтения в современном мире - это проблема объективно существующая
и общепризнанная. Филологи, психологи, социологи, библиотекари бьют тревогу:
через 15-20 лет нации угрожает кризис, страницы профессиональной печати
переполнены исследованиями о чтении, роли книги в жизни человека и т.д.
Однако если говорить о российском обществе в целом, то приходится утверждать,
что эта проблема оказывается за пределами пристального внимания, не относится
к числу волнующих. Программы поддержки чтения на государственном уровне
в России до сих пор нет (в отличие от большинства стран мира!), о кризисе
чтения не говорят в СМИ, проекты не получают финансовую поддержку. Акции,
направленные на возрождение интереса к чтению, не носят масштабного, национального
характера (как во многих странах Европы и Америки) и, соответственно, не
влияют принципиально на общественное мнение. Многие специалисты, и библиотекари
в первую очередь, осознали необходимость новой формы диалога между социумом
и профессиональным сообществом по вопросам чтения и книжной культуры. Поэтический конкурс Король поэтов
В 2004 году Центр чтения Красноярского края, действующий на базе Государственной
универсальной научной библиотеки Красноярского края, организовал проведение
открытого поэтического состязания на звание Короля
поэтов. Литературные конкурсы проводились в сибирских городах
(Томск, Кемерово) с середины 80-х гг. Особенность красноярского конкурса
в том, что он опирался на традицию начала XX века, когда Николай
Гумилев с целью межличностного общения представителей различных литературных
течений провел шутливое мероприятие - выборы короля поэтов. В конкурсном
чтении принимали участие К. Бальмонт, О. Мандельштам, В. Маяковский,
В. Хлебников, Н. Гумилев, Г. Иванов, А. Ахматова, С. Городецкий
и многие другие. За выступавших голосовала публика, и, на ее взгляд, победу
одержал никому тогда не известный молодой поэт Игорь
Северянин, представитель символистов. Российские и зарубежные программы поддержки чтения
в сети Интернет
В мире - в первую очередь Европе и Америке - движение в поддержку чтения с
использованием веб-ресуров началось больше десяти лет назад. Это движение изначально
предполагало не просто пропаганду чтения, традиционную работу библиотекарей
и учителей, а реализацию масштабных акций национального охвата, часто имеющих
государственную поддержку. Для всех западных проектов характерен концептуальный
подход: чтение - это процесс, который должен сопровождать человека всю жизнь,
это важнейшая составляющая при формировании человека определенной культуры и
мировоззрения, это процесс глубоко личностный, отражающий своеобразие душевного
мира человека, наконец, это процесс, который обязательно должен приносить радость.
Поэтому все проекты, в том числе отраженные в Интернете, не преследуют цели
дать обязательное программное образование с определенными именами, направлениями
и т.д. Но есть цель дать
человеку возможность реализовать себя в чтении, удовлетворить свои эмоциональные
и интеллектуальные запросы. НА ЗАМЕТКУ КОМПЛЕКТАТОРУ
Ozark Book Connection Благотворительный проект
Автор проекта: Суть проекта: Участники проекта: Что необходимо для российских библиотек, чтобы стать
участником проекта: В письме в редакцию информационного бюллетеня Публичная библиотека Е. Кириллова пишет: Мне важно чтобы библиотека сама попросила книги. Адреса библиотек можно взять и в Интернет, но для меня главное, чтобы в России книги ждали. После получения посылки, Е. Кириллова просит прислать подтверждение - благодарственное письмо, чтобы показать его спонсорам и получить дальнейшую поддержку проекта. Подробности на сайте: http://world.lib.ru/editors/k/kirillowa_e_w/charity_project. Главный редактор: С. Ф. Бартова |
В избранное | ||