Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень "Публичная библиотека" Выпуск 29


Уважаемые коллеги!

Информационный бюллетень знакомит с опытом работы общественной организации “Центр чтения Красноярского края” при Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края.
При подготовке материалов было использовано научно-методическое пособие сотрудников Центра чтения Е. Г. Каверзиной и А. А. Финниковой “Центр чтения: технология создания, методика работы, опыт”.


ГОСУДАРСТВЕННАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ


Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края - крупнейший информационный центр региона, краеведческий, координационный и методический центр для библиотек различных форм собственности, в том числе для 1132 муниципальных библиотек.
Универсальная научная библиотека - одна из старейших библиотек в крае, год ее создания - 1935. В основу фонда библиотеки легли книги библиотек дореволюционного Красноярска и края, собранные в Енисейском центральном книгохранилище. Пройдя многолетний путь становления и развития, участвуя в решении многочисленных проблем сибирского города и региона, краевая библиотека в 60-е годы получает статус универсальной научной, а в 80-е окончательно обретает современное лицо.

Сегодня центральная библиотека края - крупнейшая коммуникативная структура, которая определяет следующие приоритеты в своей деятельности:

  • свободный доступ к информационным ресурсам;
  • комфортное обслуживание пользователей библиотеки;
  • формирование и сохранность библиотечных фондов;

Фонд библиотеки составляет 4 миллиона экземпляров литературы по всем отраслям знаний, в том числе: книги, газеты, журналы, изопродукция, грампластинки, компакт-диски, научно-технические и другие виды документов, электронные издания.
Сокровищница библиотеки - коллекция редких изданий (более 20 тыс. экз.), среди которых уникальный фонд рукописных и старопечатных книг, вторая библиотека известного библиофила Г. В. Юдина, прижизненные издания писателей XIX века.

В настоящее время число пользователей библиотеки составляет более 64 тысяч человек. 62 % читателей - это молодые люди до 24 лет, имеющие общее среднее и неоконченное высшее образование. 26 % читателей - специалисты различных профилей. Ежедневно в библиотеку приходят около 1,5 тысяч пользователей и получают для работы в читальном зале и на дом свыше 9 тысяч экземпляров библиотечных изданий.
К их услугам целый комплекс отделов, залов и секторов:

  • отдел социально-экономической литературы;
  • отдел литературы по искусству;
  • отдел литературы на иностранных языках;
  • отдел периодики;
  • отдел естественнонаучной и сельскохозяйственной литературы;
  • отдел технической литературы;
  • информационно-библиографический отдел;
  • публичный центр правовой информации;
  • отдел редких книг;
  • общий читальный зал;
  • отдел краеведческой информации;
  • абонемент;
  • читальный зал новых поступлений;
  • читальный зал для научных работников;
  • компьютерный зал;
  • зал читательских каталогов;
  • межбиблиотечный абонемент.

Важная задача универсальной библиотеки края - углубление региональной информации. Большое внимание уделяется информационному обеспечению исследовательской и краеведческой работы специалистов - библиотека принимает активное участие в создании краеведческих справочников, энциклопедий и учебников. С 1993 года ведется электронный каталог “Край”. Более 80 процентов запросов по краеведческой тематике выполняются библиотекой в результате поиска в автоматизированном режиме.
Массово-информационная работа библиотеки постоянно обогащается новыми формами. При отделах обслуживания в содружестве с научными и учебными структурами города работают информационные центры, в программе которых дни информации, дни специалистов, конференции, круглые столы, выставки-просмотры литературы, подготовка дайджестов, аналитических обзоров по актуальным темам, проблемам с использованием электронных ресурсов библиотеки.
Универсальная научная библиотека - учреждение культуры, общественно-культурный центр края, где проводится просветительская работа в различных направлениях: деятельность общественных организаций и объединений в библиотеке (“Славянский дом”, “Русь”, отделение Российского философского общества); работа клубов по интересам (знатоков английского литературного языка, мастеров декоративного искусства, садоводов-опытников, пчеловодов-любителей); организация тематических вечеров, встреч, презентаций книг, циклов книжных экспозиций.
С 2003 года при библиотеке работает общественная организация Центр чтения Красноярского края, объединяющая различные учреждения образования и культуры (высшие учебные заведения, музеи, библиотеки, средства массовой информации) с целью пропаганды книги, чтения, развития читательской культуры. Центр чтения организует и проводит разнообразные акции: поэтические фестивали, вечера, конкурсы, действует сайт Центра в Интернете: http://www.chitai.kraslib.ru. Стратегия деятельности Центра основана на использовании современных форм и методов работы с читателями и пользователями Интернета.
ПОДРОБНЕЕ >>>


Адрес:

660049, Красноярск, пр. К. Маркса, 114
Телефон: (3912) 22-42-74, 23-76-53
Факс: (3912) 23-76-34
E-mail: knb@kraslib.ru , oli@kraslib.ru
Сайт: http://www.kraslib.ru
Директор: Савельева Татьяна Лукинична

ЦЕНТР ЧТЕНИЯ
технология создания, методика работы, опыт


Создание Центра чтения на базе библиотеки открывает новые перспективы для формирования современного образа библиотеки в информационном пространстве. Библиотека начинает играть все более значимую роль в различных отраслях общественной жизни. Задача библиотеки сегодня не ограничивается организацией быстрого и свободного доступа к различным источникам информации, необходимо активно влиять на формирование читательской культуры. Массовая работа библиотеки по продвижению чтения и книги имеет глубокие корни и традиции. Но важно понимать, что в начале нового века с особой остротой стоит проблема количественной и качественной стороны чтения людей. Причем, пожалуй, вторая составляющая важнее, чем первая. Нам представляется, что чтение, как один из способов получения информации о мире, всегда останется актуальным и востребованным. Однако сейчас процесс чтения все глубже погружается в массовую культуру, становясь в один ряд с телевидением, кино, компьютером… Необходимо возродить особый статус чтения и книги как эталона высокой культуры. Здесь не обязательно подразумевается возвращение к классическим традициям, полное исключение из читательской библиотеки литературы массового потока. Мы говорим, прежде всего, о формировании грамотного, критического отношения к читаемому, об умении видеть и ценить эстетические достоинства и недостатки произведения, умении отличать хорошее от плохого, глубокое от поверхностного.
Центр чтения является организацией, статус которой позволит соответствовать традиционной работе по пропаганде чтения современным требованиям и условиям. Опыт работы уже открытых и действующих Центров чтения показывает, что их эффективность напрямую зависит от того, сколько и какие партнерские организации оказываются вовлеченными в орбиту библиотечной деятельности. Активное сотрудничество с высшими и средними учебными заведениями, музеями, средствами массовой информации дает много возможностей для реализации самых смелых проектов. Широкие горизонты открывает и Интернет.
Таким образом, открытие Центра чтения отвечает, как минимум, двум насущным потребностям: необходимости активно формировать читательский вкус и необходимости поднимать статус библиотеки как социального института. Кроме того, можно с уверенностью говорить еще и о возможности творческой самореализации библиотечных специалистов, повышении их профессиональной оценки, роста авторитета.
Даже в условиях недостатка экономических ресурсов для полноценного комплектования библиотечных фондов активная позиция библиотеки, в том числе в рамках работы Центра чтения, выводит ее на новый уровень информационно-культурного обслуживания пользователей, уровень, соответствующий должному статусу библиотеки в XXI веке.

Общественная организация Центр чтения Красноярского края не имеет аналогов в регионе, и была открыта одной из первых в стране. Опыт реализации проекта был обобщен в нескольких публикациях. На сайте некоммерческого Фонда поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий “Пушкинская библиотека” была опубликована статья соавтора Центра чтения Финниковой А. А. “Центр чтения Красноярского края как современная форма пропаганды чтения. Опыт, проблемы, перспективы”. В “Библиотечной газете” появился материал “Навигатор в книжном море”. Опыт работы Центра чтения Красноярского края оказался востребован коллегами из различных библиотек России. Так, авторы Центра чтения были неоднократно приглашены на конференции и семинары как регионального, так и всероссийского уровня с сообщениями, докладами, презентациями. В мае 2004 года на IX Ежегодной конференции РБА в г. Новосибирске состоялась презентация Центра чтения Красноярского края и выступление на тему “Роль Центра чтения Красноярского края в формировании читательской аудитории”. Работа Центра была освящена на семинаре-тренинге для руководителей региональных Центров чтения “Чтение сегодня: исследования и программы поддержки”, организованном НФ “Пушкинская библиотека” совместно с Британским Советом (Москва, декабрь, 2004). Реализованный проект “Общественная организация Центр чтения Красноярского края” был отмечен дипломом управления культуры во время краевого конкурса “Вдохновение”.


Чтение в современном мире.
Проблемы, социологические исследования, читательские предпочтения


В последние годы в России наблюдается снижение интереса к чтению. Это явление вызывает беспокойство у широкой общественности, т.к. уровнем развития книжной культуры в большой мере определяется духовный потенциал нашего общества.
“Чтение - уникальный феномен культуры, в каждой стране оно выполняет социоохраняющую функцию, далеко выходящую за рамки удовлетворения информационных и образовательных потребностей общества. В российской культуре, начиная с XIX века и до недавних времен, литература занимала центральное место. Ориентация на печатное слово в полной мере отвечала нашим национальным особенностям, коммуникативное посредничество, живой диалог с современниками и предками - едва ли не главная роль чтения - были востребованы обществом. Самое удивительное, что у русского народа такое отношение к печатному слову и чтению не менялось на протяжении веков, какое бы содержание ни вносилось в декларации о значении книги и чтения для народа”.
Именно поэтому сейчас особенно актуальны исследования ведущих специалистов в области книжного дела, дискуссии на страницах массовой и профессиональной печати, форумы в Интернете.

Обсуждаются следующие вопросы:

  • государственная поддержка книгоиздания, средств массовой информации и распространения печатных изданий;
  • формы и методы пропаганды чтения;
  • чтение и новейшие информационные технологии;
  • чтение детей и подростков;
  • школьное чтение;
  • читательская культура в провинции;
  • качество современной художественной литературы;
  • роль библиотек в информационном обществе и т.п.

Анализируя результаты исследований современной русской культуры и культуры чтения в том числе, можно обозначить ряд проблем:

  • рост числа “нечитателей”;
  • появление людей с вторичной функциональной неграмотностью;
  • потеря интереса к книге и чтению у детей и юношества;
  • вымывание из репертуара чтения “серьезной” литературы;
  • преобладание низкопробной литературы, навязывающей российским гражданам чуждые стереотипы восприятия, мышления и поведения, искажающей историю и традиции России;
  • обеднение и засорение современного русского языка (и языка современной художественной литературы в том числе);
  • резкое снижение качества литературы для детей и подростков; сокращение числа названий книг для детей и подростков;
  • кризисное состояние библиотечного дела;
  • в книжных магазинах большинства российских городов представлено не более 10% выходящих в свет книг;
  • вытеснение книгочтения Интернетом;
  • недостаточная информированность читательской аудитории о репертуаре российского книгоиздания; недостаточная пропаганда чтения;
  • отсутствие контакта читателей с писателями-современниками.

Острота этих проблем свидетельствует о кризисе чтения в России. Качество чтения народа определяет уровень развития его культуры. Сегодня прогнозы культурологов пессимистичны: если ситуация с чтением в стране не изменится в лучшую сторону, появится угроза уничтожения великой русской культуры.
“Проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами защиты и обеспечения безопасности российской национальной культуры. Их решение требует объединения усилий государственных органов, библиотек, издательств, редакций СМИ, общественных организаций, фондов, структур по распространению печатных изданий для привлечения к чтению широких слоев населения, в первую очередь детей и молодежи, продвижения печатных изданий и поддержки читательской культуры с целью сохранения духовного наследия и бережного отношения к родному языку”.

Создание и работа Центра чтения
Работа Центра чтения как одна из актуальных форм библиотечного обслуживания в современном информационном режиме.
Концепция Центра чтения: цели, задачи, актуальность, методология

 

7 сентября 2001 года Всероссийским Конгрессом в поддержку Чтения была принята концепция Национальной программы “Чтение” - документ “для разработки общенациональной программы мер сохранения и приумножения исторического, духовного, научного и культурного богатства страны”. “Цель этой программы - всемерная поддержка Чтения, важнейшего элемента культуры, инструмента повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества”.
Конгресс в поддержку Чтения предлагает комплекс мер, которые “после соответствующей работы государственных органов (министерств культуры, образования, печати, труда и социального развития и других) могли бы стать государственной программой. В числе этих мер - учреждение Центра чтения с правами государственного института при Правительстве Российской Федерации с исследовательскими, методологическими, методическими и пропагандистскими функциями, наделив его полномочиями межведомственной координации в этих областях, установления сотрудничества с ЮНЕСКО, Международной ассоциацией чтения, Институтом “Открытое общество” и другими международными и национальными государственными и общественными организациями, действующими в этой сфере”.
Реализацией программы “Чтение” на местном уровне является организация региональных Центров чтения.
Региональный Центр чтения ставит своей целью повышение статуса книги и развитие читательской культуры в регионе.

Для реализации этой цели Центр:

  • объединяет специалистов из государственных органов, учреждений, организаций, фондов для разработки и проведения мероприятий, направленных на поддержание престижа чтения и его общественной значимости;
  • организует и проводит широкие книжно-читательские акции, шоппинг-фестивали с использованием зрелищных и массмедийных форм, разрабатывает и создает изобразительную и рекламную продукцию с книжной символикой;
  • осуществляет координацию работы и методическое руководство деятельностью заинтересованных организаций в проведении кампаний, связанных с пропагандой книги в городе и крае;
  • привлекает новых партнеров для совместной работы по продвижению чтения.

Деятельность регионального Центра чтения направлена на поддержание престижа чтения в крае (области) и его общественной значимости, изменение сложившейся ситуации в регионе по привлечению к чтению и пользованию библиотеками массовых категорий населения. Это предполагает наличие краеведческого аспекта в работе Центра (пропаганда продукции местного книгоиздания, произведений местных авторов; трансляция информации об истории книжного дела в крае (области); организация деятельности Центра чтения с учетом особенностей региональной культуры).

Читатели, вовлеченные в круг деятельности Центра чтения, должны иметь возможность:

  • узнавать о новинках книжного рынка, о редких книжных изданиях, получать информацию о поступлении новых книг в магазины и библиотеки;
  • по-новому взглянуть на классические художественные произведения;
  • узнавать интересные факты из жизни книг и людей, их пишущих и их читающих;
  • получать информацию об экранизации или театральной постановке того или иного художественного произведения;
  • воспользовавшись помощью Центра чтения, опубликовывать произведения собственного сочинения (в т.ч. - на сайте Центра);
  • беседовать с интересными людьми - работниками культуры и искусства, общественными деятелями;
  • обсуждать за круглым столом проблемы современной культуры и культуры чтения в том числе, высказывать свое мнение о прочитанных книгах;
  • получать информацию о мероприятиях, связанных со спецификой деятельности Центра чтения (выставках, презентациях, акциях, конкурсах) и принимать в них участие.

Информационные, материальные (экономические), технические ресурсы,
необходимые для создания Центра чтения

 

Центр чтения ставит своей целью повышение статуса книги и развитие читательской культуры. Для реализации главной цели необходима активизация материальных (экономических), технических, информационных, кадровых ресурсов.

Экономические (материальные) ресурсы. Если, согласно уставу, Центр чтения является самоуправляемой общественной некоммерческой организацией, не ставящей своей целью извлечение прибыли, то необходимо тесное сотрудничество с местной администрацией, организациями и объединениями, оказывающими финансовую поддержку в проведении кампаний Центра. Источниками финансирования могут быть:

  • целевые средства, выделяемые управлением культуры;
  • спонсорская помощь;
  • гранты.

Для получения финансовой поддержки нужно доказать общественности актуальность создания Центра чтения и целесообразность его создания на базе именно вашей библиотеки.
Во-первых, необходимо представить грамотно разработанный проект Центра чтения. Он должен включать в себя следующие статьи:

  • Постановка и обоснование цели. Она может зависеть от особенностей региональной культурной политики, но обязательно должна содержать компоненты “развитие читательской культуры”, “повышение статуса книги”.
  • Устав Центра чтения.
  • Предполагаемые источники финансирования.
  • Кадровое и техническое обеспечение.
  • Круг партнеров.
  • План мероприятий.
  • Методы и средства проведения кампаний Центра чтения.
  • Перспективы развития

Во-вторых, используя средства и методы паблик рилейшнз, желательно доказать, что, созданный на базе библиотеки, Центр чтения будет являться продолжателем годами складывающихся богатых традиций. Необходимо создавать положительный имидж общественно-культурного и информационного центра, активно занимающегося массовой работой, пропагандирующего свой фонд, применяющего различные формы и методы в работе по продвижению чтения. Подобная реклама будет способствовать успешности установления деловых контактов с заинтересованными организациями и учреждениями.

Информационные ресурсы. Для работы Центра чтения необходима мощная информационная база, позволяющая разработать стратегию повышения статуса книги в обществе. Желательно, чтобы сотрудники Центра чтения располагали как можно более полной информацией:

  • О проблемах современной культуры, культуры чтения, общественном мнении о книге и чтении (характере и результатах социологических исследований в этой области);
  • О государственной политике в области культуры и культуры чтения в том числе; особенностях региональной культурной политики;
  • О новинках книжного рынка;
  • О поступлении новых книг в магазины и библиотеки;
  • О событиях культурной жизни региона и страны, так или иначе связанных с деятельностью Центра чтения.

Центр чтения может разрабатывать собственные методики изучения культуры чтения в регионе, совместно со средствами массовой информации, учебными заведениями, писательскими организациями, творческими союзами, управлением образования и управлением культуры разрабатывать и проводить социологические исследования. Сотрудничество с книжными магазинами, издательствами, библиотеками позволит выявить особенности книжного рынка в регионе, комплектования библиотечных фондов. Эта информация необходима для составления рекомендательных списков: “где и какую книгу можно приобрести, взять почитать? Какая книга готовится к изданию?” и т.п. Кроме того, подобное сотрудничество поможет Центру чтения влиять на формирование библиотечных фондов, ассортимент книжных магазинов (многие книжные магазины работают с заказами покупателей, таким “заказчиком” может стать ЦЧ, владеющий информацией о новинках российского книгоиздания).

Кадровые ресурсы. Сотрудник Центра чтения - человек, хорошо разбирающийся в вопросах литературы и искусства, активно интересующийся культурной жизнью страны и края, способный к аналитической и творческой деятельности; это специалист, использующий в своей работе новейшие информационные технологии, умеющий организовать разного рода деловые и творческие контакты, работать с аудиторией.
Особая миссия в выполнении главной цели Центра чтения - развитие читательской культуры - у библиотекаря, человека, играющего одну из главных ролей в упорядочении информационных потоков, имеющего непосредственный контакт с книгой и организующего контакт читателя с книгой. На библиотекаря, как на сотрудника Центра чтения, ложится дополнительная обязанность приобщать к чтению, пропагандировать хорошую литературу, воспитывать читательский вкус не на правах учителя, но на правах человека, осведомленного обо всем книжном многообразии, способного квалифицированно посоветовать, что читать.
Ценность библиотекаря как сотрудника Центра чтения определяется еще и тем, что он находится в постоянном взаимодействии с читателем, что позволяет:

  • во-первых, определить читательские предпочтения;
  • во-вторых, реализовывать главную цель Центра - приобщение к чтению (библиотекарь на рабочем месте может оценить характер читательской аудитории, предпочтения каждой из читательских групп, оперируя знанием фонда библиотеки, порекомендовать литературу, подходящую в том или ином случае).

Если Центр чтения организуется на базе библиотеки, то на ее сотрудников ложится обязанность организовывать и контролировать деятельность Центра:

  • составлять планы мероприятий;
  • определять перспективы развития;
  • налаживать деловые контакты с партнерами;
  • проводить кампании и акции Центра чтения;
  • изучать читательскую культуру и т.п.

Повышая престиж чтения, Центр чтения организует и проводит широкие книжно-читательские акции, шоппинг-фестивали с использованием зрелищных и массмедийных форм, разрабатывает и создает изобразительную и рекламную продукцию. Поэтому важным аспектом в деятельности Центра чтения является установление партнерских отношений со специалистами разного профиля
Деловые отношения могут быть основаны на устных договорах или подтверждены документами, имеющими юридическую силу (в данном случае необходима консультационная помощь юристов).

Технические ресурсы. Деятельность Центра чтения должна осуществляться в современном информационном режиме. Он характеризуется, во-первых, доступностью новейших информационных технологий, во-вторых, разделением аудитории на тех, кто предпочитает традиционный источник знаний - книгу; тех, кто использует в основном Интернет; и тех, кто практически не читает. Необходимо ориентироваться на все читательские группы и пропагандировать книгу, применяя в том числе и современные способы передачи информации. В работе Центра чтения могут быть максимально задействованы:

  • интернет (возможна трансляция позиции Центра чтения через собственный сайт, позволяющий наладить связь с читателями - пользователями Интернета; возможно также использование ресурсов других сайтов, так или иначе связанных с деятельностью Центра.);
  • электронная почта;
  • различные компьютерные программы, позволяющие создавать и транспортировать текст и изображение, для создания разного рода рекламной и изобразительной продукции.

Все это требует соответствующего уровня оснащения оргтехникой.

Методы и формы работы Центра чтения:
традиции и инновации

 

Современная библиотека стремится к тому, чтобы сохранить свои позиции не только информационного центра, но и информационно-просветительского, своеобразного компаса во все увеличивающемся объеме информации. В сфере досугового чтения, которая является главной для Центра чтения, особенно необходим такой компас. Традиционные библиотечные формы работы уже предполагают пропаганду различной литературы: выставки и выставки-просмотры, обзоры, литературные вечера и т.д. выполняют рекомендательную функцию. Раньше эти формы были действенны, во многом они не утратили актуальности и сейчас. Однако актуальность эта обусловлена существованием очень немногочисленной группы читателей библиотеки, которые продолжают интересоваться выставками, посещают поэтические вечера и презентации. Большинство же пользователей приходит в библиотеку не за советом, что почитать, а с конкретными запросами. Также “за кадром” остаются и “не читатели”. В связи с этим приведем фрагмент статьи В. Д. Стельмах “Читатель и современное литературное сообщество: возможность диалога”.
“Советская идеология и пропаганда всегда были ориентированы не на человека или группу, но на массу, безликую и однородную, с общим выражением лица. Поэтому адресных методик и технологий приобщения к чтению практически нет. Методические издания по культуре чтения, воспитанию художественного вкуса и пропаганде той или иной литературы, издающиеся библиотеками в большом количестве, содержат, как правило, перечень традиционных и хорошо освоенных форм и методов, адресованных прежде всего пользователям библиотек и продвинутым читательским слоям. Вопрос, что делать с подавляющим большинством людей, которые не читают вообще или почти, ставит в тупик даже профессиональных распространителей книги.
Не разработан жанр рекламно-методической продукции, адресованной людям “с улицы” - например, яркие памятки (книжные закладки, буклеты), содержащие внешне элементарные, а по сути, глубоко профессиональные советы. Немногочисленные попытки выпуска обыденной продукции с книжной символикой являют собой оглушительные примеры культурной и социальной бестактности. Мы получаем результат прямо противоположный задуманному - вместо разметки жизненного пространства литературными символами происходит их разрушение, точнее - ниспровержение до уровня низкого и обыденного.
Наконец, и у нас нет, и по сути, никогда не было групп подготовленных специалистов, для которых продвижение книги в не читающем сообществе являлось бы не побочной, но основной формой деятельности. По сути, мы имеем дело со слабо профессионализированной и концептуально определенной сферой.
Однако дело не только, а точнее, не столько в технологиях, сколько в неясности и неопределенности главной идеи - идеи диалога профессионального сообщества с массовой аудиторией, построенного на соотнесении разных ценностных миров и представлений. Его условием является принятие языка массового чтения, умение преподносить “наши” ценности в “их” оболочке, в привычной для читателя форме, подстраиваясь под культуру нижних слоев”.

Все сказанное подводит нас к мысли о том, что необходимо искать другие методы пропаганды литературы, более подходящие к современной социальной ситуации, более эффективные и современные. Проблема методики и методологии представляется нам более важной, чем проблема содержания. Действительно, содержание может быть и имеет право быть самым разным: вы можете сосредоточиться исключительно на художественной литературе, или расширить круг до литературы по искусству в целом, или до литературы широкого профиля. Однако методы, которые вы используете для продвижения этой литературы в местном сообществе, должны быть как можно более результативны, иначе ваши усилия будут тщетны. Одним из отличий Центра чтения от библиотеки является как раз стремление искать нетрадиционные методы, максимально использовать современные информационные технологии. Однако и в том случае, если вы продолжаете работать в традиционном направлении, верным шагом будет открытие Центра чтения на базе библиотеки. Тому есть несколько причин. Во-первых, открытие Центра чтения так иначе стимулирует деятельность библиотеки в сфере пропаганды чтения. Во-вторых, те мероприятия, что вы проводите под эгидой Центра, привлекут гораздо больше внимания общественности, и вы сможете сделать гласным то, что раньше проходило незаметно. Наконец, открыв Центр, заявив цели и задачи его работы, вы легче найдете нужных партнеров, спонсоров для сотрудничества с вами.
В этой главе мы остановимся как на примерах использования традиционных, так и инновационных методов продвижения книги и чтения. Так как последнее время все большее распространение получают различные компьютерные технологии, обеспечивающие вам потенциальную связь с широким кругом читателей, далеко выходящим за пределы вашего региона, то мы предлагаем положить принцип наличия - отсутствия личного контакта в основу классификации методов и форм. В отдельных случаях возникают пересечения “контактных” и “бесконтактных” форм работы.
ДАЛЕЕ >>>



Веб-сайт Центра чтения:
технология создания, актуальность, эффективность функционирования

 

Современные информационные технологии позволяют расширить деятельность Центра чтения, вывести ее на качественно новый уровень. Интернет предоставляет множество новых форм работы с пользователями, ранее неизвестных и недоступных. Расширение мировой сети и возрастающее её влияние можно оценивать по-разному: если остановиться только на отрицательной оценке, то окажется, что Интернет - противоположность библиотеке и книге, так как дает лишь информацию, а не знание. Содержание сайтов всемирной сети разнолико, вследствие свободного доступа к ней самых разных людей и организаций. До сих пор большой проблемой остается отсутствие единого полноценного каталога, обеспечивающего быстрый доступ к нужным ресурсам. Действующие поисковые системы лишь отчасти решают эту проблему: пользователь Интернет вынужден несколько раз формулировать свой запрос, и нет гарантии как попадания на нужную страницу, так и непопадания на ненужную. И все же, согласившись с тем фактом, что запретить или ограничить распространение Интернет невозможно, необходимо использовать многочисленные его преимущества.
Первым таким несомненным преимуществом является неограниченно большая русскоязычная аудитория: потенциальный посетитель вашего сайта может жить и в соседнем доме, и за тысячу километров от вас. Но, чтобы приобрести такую аудиторию, нужно, чтобы содержание сайта и дизайн отвечали потребностям пользователей. Человек, пришедший в библиотеку, так или иначе задерживается в ней, даже если в итоге не находит полноценной информации. Пользователь Интернет одним нажатием клавиши закрывает страницу, показавшуюся ему бесполезной и неинтересной. Аудиторию в Интернет, пожалуй, даже труднее приобрести и удержать, чем читателей в библиотеке. Зато популярный сайт посещает огромное количество людей каждый день, гораздо больше, чем возможно охватить с помощью традиционных массовых мероприятий.
Второе преимущество - быстрый и качественный мониторинг общественного мнения о проблемах чтения, конкретных книгах. С помощью круглого стола, форума, статистики посещаемости вы сможете определить читательские предпочтения, интересующие темы, популярные формы и, соответственно, координировать содержание сайта и в целом работу Центра чтения, более активно и эффективно реализуя его цели. Для этого необходимо создание интерактивной связи с посетителями сайта, возможности подсчета числа посещений.
Третье преимущество - современность, актуальность, популярность. Информация, помещенная на веб-сайте, для многих людей априори является более интересной, авторитетной, чем полученная иным путем. Следовательно, по сути, нет лучшего средства пропаганды чтения, книжной рекламы, если речь идет о массовой аудитории, чем сайт Центра чтения в Интернет.
Стоит отдельно сказать и о тех преимуществах, которые дает всемирная сеть собственно для пользователя. Во-первых, это быстрота получения информации самого разного характера. Во-вторых, представление этой информации в виде мультимедиа, то есть, текст сопровождает звук, видео, графика. Вследствие этого усиливается элемент наглядности, что очень важно для первичного уровня овладения знаниями. В-третьих, возможность общаться по интересующим проблемам с другими посетителями Интернет в режиме on-line. B-четвертых, найденный текст, видео, фото и т.д. можно быстро “присвоить” себе, распечатав на принтере, переписав на дискету, CD-rom, просто скопировав на жесткий диск компьютера (если он личный), в то время, кaк в библиотеке большая часть литеpатуры доступна только в читальном зале, где её нужно конспектировать или ксерокопировать, а абонемент ограничен определенным сроком.
Таким образом, если сравнить традиционный источник информации (книга, периодическое издание) с Интернет, то получится следующая картина:

Книга: Практически абсолютная доступность всем членам общества через сеть книжных магазинов, библиотек.
Веб-сайт: Ограниченная доступность. Предполагает наличие компьютера и возможности подключения к сети.
Книга: Предмет материальной культуры, представляет ценность сама по себе, независимо от содержания. Со временем теряет качество материального выражения.
Веб-сайт: Информация хранится в цифровом виде. Теоретически время над таким способом хранения не властно.
Книга: Статичность, невозможность изменить содержание и его структуру. Ограниченный объем.
Веб-сайт: Динамичность, возможность не только дополнять содержание и видоизменять его, но и по-разному структурировать. Неограниченный объем.
Книга: Достаточно сложный поиск, облегченный наличием содержания (оглавления).
Веб-сайт: Теоретически быстрый и удобный поиск даже небольших фрагментов информации.
Книга: Совмещение текста с изобразительной информацией, но ограниченно.
Веб-сайт: Мультимедийные технологии позволяют совмещать разные сферы: текст, фото, графика, звук, по-разному их моделируя.
Книга: Затрудненная обратная связь с читателями.
Веб-сайт: Возможность быстрой обратной связи с посетителями сайта.

Вы видите, что Интернет имеет как плюсы, так и минусы. Наша задача в том, чтобы максимально использовать все возможные преимущества.
Все сказанное позволяет сделать вывод: веб-сайт Центра чтения полезен и необходим как самой организации, так и её пользователям.
В настоящей методической разработке даются некоторые рекомендации по созданию сайта Центра чтения, основанные на опыте нескольких регионов. Безусловно, самой лучшей рекомендацией будет знакомство с сайтами и определение концепции собственного варианта. В настоящее время сайты Центров чтения (если вы не знаете их точного адреса) можно найти по поисковым системам Яndex, Rambler и другим (ключевое слово “Центр чтения”). Техническая сторона создания сайта является специальным предметом и в данном пособии не отражена. Вы можете познакомиться с большим количеством изданий, посвященных созданию и поддержанию работы сайта, для некоторых изданий существуют и интернет-версии.
Этапы создания сайта Центра чтения можно представить следующим образом:

  1. Определение концепции сайта.
    • Цель создания (обычно совпадает с целью создания Центра чтения).
    • Задачи, которые конкретизируют те аспекты глобальной цели, которые реально будут отражены в вашей работе.
    • Ограничение возможностей. Лучше качественно сделать несколько рубрик, чем создать большое количество и не иметь реальных средств их поддерживать. Поэтому заранее определите свои возможности в трех аспектах: библиотечный ресурс (насколько полноценен фонд), технический ресурс: количество компьютеров (для постоянной работы над сайтом желательно иметь отдельный персональный компьютер), принтер, сканер, программное обеспечение, кадровый ресурс.
  2. Поиск и установление партнерских контактов. Определение роли каждого из партнеров и/или учредителей Центра в работе сайта. Партнерами/учредителями Центра могут стать вузы, школы, музеи, ТВ и радио каналы, другие библиотеки.
  3. Создание макета сайта, то есть определение композиции каждой страницы (очередность появления информации, место расположения отдельных фрагментов информации и т.д.).
  4. Описание дизайна сайта (цветовое решение, фотографии, рисунки, эмблема, анимация).
  5. Создание рубрик (страниц) сайта со своеобразным содержанием в каждой из них. Написание текстовой информации, подбор графической, музыкальной.
  6. Техническое создание сайта.
  7. Непрерывное обновление сайта, оперативное реагирование на запросы посетителей, редактирование, усовершенствование формы, содержания, дизайна.

К началу 2004 года в сети Интернет функционируют восемь сайтов региональных Центров чтения при библиотеках следующих городов: Красноярск, Челябинск, Нижний Новгород, Архангельск, Мурманск, Орел, Псков, Тверь. Все сайты созданы в 2002-2003 годах. Несмотря на неравнозначность качества дизайна, содержания, объема, каждый сайт отличает своя изюминка. Остановимся на конкретных примерах.
ДАЛЕЕ >>>


Проект “Сайт Центра чтения Красноярского края” и его реализация



В июне 2003 года Центр чтения Красноярского края вышел в сеть Интернет с собственным веб-сайтом: http://www.chitai.kraslib.ru. Работа над сайтом - одна из самых интересных и многогранных в деятельности Центра. И в то же время одна из самых трудных. Сайт качественно отличается ото всех других форм и проектов Центра чтения, которые в не зависимости от масштаба конечны. Сайт в перспективе “вечная” форма и поэтому не может быть статичным. Как бы хорошо и качественно ни было подготовлено содержание, дизайн сайта, он потеряет своих пользователей очень скоро, если не будет постоянно обновляться. Поэтому, открывая сайт, вы одновременно берете на себя ответственность видоизменять и усовершенствовать его, иначе нет никакого смысла открывать его вовсе. Наш сайт Центра чтения, разумеется, не является эталоном, но мы надеемся, что наш опыт окажется полезным для Центров чтения, которые также планируют выход в Интернет. Мы расскажем о концепции и реализации проекта сайта Центра чтения Красноярского края.
Цель проекта мы определили как возможность информировать большое количество пользователей Интернет о работе общественной организации Центр чтения Красноярского края, публиковать разноплановые материалы, способствующие усилению интереса к книге, чтению, библиотеке.
Актуальность проекта мотивируется очень широко и раскрывается в двух направлениях, во-первых, в связи с актуальностью и значимостью работы Центра чтения, во-вторых, в связи с возможностью и необходимостью работать в современном информационном режиме, используя потенциал Интернет.
Создание собственного сайта в Интернет расширяет деятельность Центра во многих аспектах:

  • увеличивает число людей, знающих о функционировании Центра, и число читателей библиотеки;
  • выявляет потенциальных пользователей, имеющих потребность в рекомендациях при чтении литературы;
  • способствует усилению внимания общественности (особенно специалистов) к проблемам книги и чтения;
  • способствует формированию определенной культуры чтения, чтения творческого, избирательного.

Реализация проекта “Сайт Центра чтения Красноярского края” сделала возможным воплощение концепции Центра чтения на качественно новом уровне. Деятельность Центра чтения при всей важности и актуальности поставленных задач была ограничена локально: большая часть мероприятий собирала только городскую аудиторию, некоторые (например, фестиваль поэзии и авторской песни) - городскую и региональную. Появление же информации о Центре в Интернет, создание такой разноплановой и многофункциональной системы, как сайт, открывает нам доступ к любому русскоязычному посетителю, где бы он ни проживал.
Заявление о Центре чтения на таком уровне немало способствует и росту авторитета библиотеки, при которой, собственно, и функционирует Центр.
В настоящее время, кроме красноярского, в сети Интернет действует семь сайтов региональных Центров чтения (в ряде случаев имеются в виду не самостоятельные сайты Центров, а страницы на сайтах библиотек). На всех сайтах отчетливо прослеживается информирующее направление: анонсы мероприятий, выходные данные новых книг, адреса и реквизиты магазинов, книгоиздательств, полезные ссылки. На сайте же красноярского Центра чтения сделан акцент не только на информирующем, но и на реализующем направлении. Здесь публикуется не только краткая информация о книгах, но и рецензии, выдержки из текста, иллюстрации. Уникальной является рубрика “Это интересно”. Кроме того, на сайте открыт самостоятельный форум для интерактивного обсуждения различных проблем чтения, книг. Анонсы, помещенные на сайтах Центров чтения, в основном освещают только работу библиотек, на базе которых Центры действуют. Одна из задач красноярского творческого коллектива - вовремя информировать пользователей обо всех выставках, презентациях, праздниках, фестивалях, литературных вечерах и т.д., проходящих в различных учреждениях образования и культуры, являющихся учредителями и партнерами Центра.
Содержание сайта направлено на возникновение и усиление у посетителей интереса к чтению художественной и научно-популярной (прежде всего, эстетического профиля) литературы, а форма (сайт) в наибольшей степени способствует тому, чтобы это содержание не только нашло читателей, но и имело априори престижный характер. Интернет сейчас в моде, и информация, полученная из него, представляется молодежи (а именно на молодежь прежде всего направлена деятельность Центра) более значимой, авторитетной, чем просто взятая из книг, услышанная из уст преподавателей.
Сочетание полезного и интересного содержания, которое формируется специалистами-филологами, работающими в библиотеке, и эффективной формы делает работу сайта Центра чтения показателем качественно нового уровня обслуживания читателей.
Структуру сайта можно представить следующим образом (перечень рубрик (страниц) сайта):

  • “О нас” (официальная информация о Центре, устав),
  • “Это интересно” (интересные факты о книгах и писателях),
  • “Книжная полка” (рецензии на различные книги из фондов библиотеки),
  • “Новинки” (рецензии на книги, недавно поступившие в библиотеку),
  • “Рецензии" (информация о рецензиях на новую художественную литературу, опубликованных в различных печатных источниках),
  • “Архив” (информация об уже проведенных мероприятиях Центра чтения),
  • “Круглый стол” (интерактивное обсуждение различных проблем чтения),
  • “Афиша”, “Новости” (информация о предстоящих мероприятиях Центра).
  • “Полезные ссылки” (интернет адреса сайтов центров чтения России и различных литературных сайтов).
  • “Творческая мастерская” (художественные произведения посетителей сайта).

В процессе работы над проектом были использованы такие формы и методы, как:

  • сбор и публикация информации о предстоящих мероприятиях Центра;
  • оперативное отслеживание новых книг библиотеки, представляющих интерес с точки зрения создателей сайта, написание и публикация рецензий на них;
  • написание и публикация рецензий на разножанровую литературу по искусству, культуре, художественную из фондов библиотеки (представляющую особую ценность или просто интересную);
  • поиск и публикация различных фактов, цитат, рецензий и другой интересной информации о книгах, авторах, читателях;
  • создание открытого форума, определение проблемы для обсуждения на нем;
  • публикация официальной информации о Центре: устава, состава Совета, сведений о партнерах;
  • определение дизайна сайта и реализация с помощью компьютерных программ Corel Draw'10, Photo Shop'7, Word и др.
  • определение технических характеристик сайта и его разработка и обновление.

В результате реализации проекта были решены следующие задачи:

  • информирование пользователей Интернет о мероприятиях Центра на предстоящий период;
  • ознакомление посетителей сайта с аннотациями и/или рецензиями на наиболее интересные новые книги, поступившие в библиотеку;
  • знакомство пользователей с рецензиями на книги по искусству, культуре, литературоведению, художественные из фондов библиотеки (создать рекомендательный список чтения по выбору авторов проекта);
  • привлечение внимания различных категорий пользователей к современной и классической художественной литературе;
  • организация открытого форума для посетителей с возможностью обсуждения различных проблем книги и чтения;
  • привлечение внимания различных организаций - учреждений образования и культуры для совместной работы в рамках деятельности и программы Центра.
    Успешная реализация проекта позволяет говорить о решении таких проблем, как:
  • проблема нетворческого, некритичного отношения к книге и чтению в современном обществе;
  • проблема отсутствия ориентиров в выборе литературы читателями (особенно в сфере досуга);
  • проблема недостаточного информирования пользователей о ресурсах библиотеки, проводимых ею мероприятиях.

Открытие и обновление собственного сайта Центра чтения в Интернет привело к следующим результатам:

  • усиление внимания пользователей к хорошей литературе, самым интересным книгам и авторам;
  • повышение читательского спроса на литературу (прежде всего художественную);
  • увеличение числа читателей библиотеки;
  • привлечение к совместной работе других учреждений образования и культуры.

Таким образом, официальный сайт Центра чтения информирует пользователей Интернет о работе Центра, предоставляет возможность для высказывания своего мнения о книгах на открытом форуме, знакомит с аннотациями и рецензиями на разножанровую литературу из фондов библиотеки, особо акцентируя внимание на новинках. Работа сайта привлекает все больше внимания партнеров проекта. В расширении сотрудничества с учреждениями образования и культуры - залог быстрого и эффективного развития сайта.
Продолжение работы над сайтом Центра чтения открывает много интересных и значимых перспектив:

  • создание возможности публикации литературно-художественного творчества посетителей сайта. Создание отдельной рубрики “Ваши сочинения” (рабочее название);
  • открытие отдельных рубрик “Книжные магазины и книгоиздательства г. Красноярска”, “Полезные ссылки”;
  • создание рубрики “Библиография” (рабочее название), в рамках которой будет осуществляться подбор литературы (составляться библиографический список литературы) по определенным темам;
  • создание рубки “Читатели о книгах” (рабочее название), в которой будут публиковаться рецензии, впечатления читателей о прочитанных книгах;
  • создание рубрики “Специалисты о книгах” (рабочее название), в которой будут публиковаться рекомендации литературоведов, искусствоведов и т.п.;
  • создание рубрики “Вопросы” (рабочее название), в которой посетители смогут задать вопросы авторам проекта, высказать свои пожелания, предложения;
  • усовершенствование дизайна сайта с помощью применения анимационных компьютерных программ, программ растровой и векторной графики;
  • создание счетчика посетителей с целью диагностики и коррекции содержания сайта, определения степени его актуальности и престижности.

Таким образом, перспективы развития очень широки и мотивируются как спецификой Интернет, так и тем, что аналогов проекта в России очень мало. В процессе развития сайт обещает стать эпицентром обсуждения и решения проблем чтения в регионе.


Традиционные и инновационные формы работы
Центра чтения Красноярского края

 

Говоря о проблемах культуры чтения, низком статусе чтения в современном обществе, мы подразумеваем, во-первых, досуговое чтение, во-вторых, не исчезновение как такового этого процесса из жизни современного человека, а отсутствие в “списке литературы” наиболее достойных по эстетическим и информационным критериям источников. Действительно, чтение, мотивированное учебой, научной, профессиональной деятельностью, всегда остается актуальным. В сфере досуга же в полной мере проявляется свобода человека в выборе литературы. Чтение как процесс получения информации через текст также не теряет актуальности. Текстовая информация господствует и в сети Интернет. Проблема же заключается в том, что большая часть читателей предпочитает массовую литературу более высоким видам - беллетристике и классике.
Литература, которая получила низкую оценку по многим параметрам (эстетическому, аналитическому, содержательному, языковому, с точки зрения формы и т.д.) изначально пользовалась спросом у многочисленной группы читателей благодаря, как ни парадоксально, своим минусам: читать такую литературу легко, она не требует глубокого сопереживания, умственного напряжения, ставка делается зачастую лишь на сюжетность и примитивную, штампованную описательность. Востребованность делает издание массовой литературы выгодным предприятием, отсюда обилие рекламы, броских иллюстраций, обложек, что еще увеличивает число читателей. Беллетристика, классика, хорошая публицистика воспринимается либо как что-то устаревшее, далекое от современных проблем, либо как скучное и сложное. В действительности классическое произведение никогда не теряет современного звучания и в наибольшей степени способно обогатить внутренний мир человека. Популяризация классики, более или менее удачная, существует и сейчас. В театрах ставят Чехова, Островского, Булгакова, Мольера, Шекспира, в последнее время стала популярна и экранизация классики. Однако очевидно, что этого недостаточно. Недостаточно и немногочисленных попыток учителей-новаторов словесности, которые своим мастерством и любовью пытаются привить вкус к хорошей литературе. Все это отдельные, немногочисленные случаи, которые делают ситуацию менее критической, но не решают проблему в основе. “Структура российского чтения в последние годы неизменно эволюционировала в пользу прагматичного чтения. Духовное чтение, которое в основном определяется пристрастиями читателей к художественной литературе и литературе по искусству, сужалось год от года не только в силу экономических обстоятельств, но из-за мощного давления телевидения и массмедиа, которым не противостоит работа государства в области воспитания у граждан потребности в чтении”.
Со школой и вузом человек рано или поздно теряет связь, с библиотекой же эта связь не должна быть потеряна никогда. И миссия библиотеки была и есть не просто в предоставлении нужной информации, а в активной пропаганде чтения, в выполнении просветительской и рекомендательной функций. “Принцип ноосферизации жизни мирового сообщества позволяет рассматривать вопрос о роли информации в этом плане одновременно в двух плоскостях - общесоциальной и гуманитарно-личностной, и библиотекарям отводится роль не только “навигаторов знаний, но и хранителей культуры, ее гуманистических ценностей”.
Именно с целью такого активного сотрудничества с читателями и создан Центр чтения Красноярского края, реализующий одно из направлений программы “Чтение” Пушкинской библиотеки. В рамках этой программы также работают региональные Центры чтения в Твери, Архангельске, Пскове, Челябинске, Владимире, Нижнем Новгороде, Мурманске. Наш центр начал свою работу в марте 2003 года. Центр базируется в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края, но библиотека является координатором деятельности многих организаций-партнеров: высших и средних учебных заведений, музеев, других библиотек. В нашем случае это: Красноярский государственный университет, Красноярский государственный педагогический университет, Красноярский литературный музей, Красноярский литературный лицей, недавно отметивший свое пятилетие, Краевой библиотечный коллектор, Краевая детская библиотека. Центр чтения стремится сотрудничать и с радио и TV каналами города.
Цель проекта - способствовать сохранению и развитию культуры чтения в регионе, возрождению творческого чтения, чтения избирательного. Такое чтение возможно, когда есть не только восприятие и оценка информации, но и сотворчество. Только напряжением чувств, мыслей, фантазии человек становится читателем, а автор обретает равноправного себе партнера. Творческое чтение порождает не массовую, но высокую общественную культуру. “Самая важная функция библиотеки - это соединение читающего мира и мира книг, который сколь угодно долго может находиться в пассивном состоянии, пока Чтение не оживит эту “спящую красавицу” и не заставит его засиять новыми красками”.
Аудитория, на которую мы рассчитываем в процессе работы, достаточно широка и разнообразна по социальным, образовательным, возрастным критериям. Прежде всего, это молодежь, которая больше подвержена негативным факторам в выборе литературы. Но это и дети, и люди старшего возраста. Социологические исследования констатируют существование феномена “отложенной читательской деятельности”. Суть феномена в том, что современные студенты, не имея возможности уделять много времени досуговому чтению сейчас, откладывают чтение определенных книг на будущее, видят себя читающими через десять лет. Ученые предполагают, что такой феномен можно объяснить высоким авторитетом и привлекательностью книжной коммуникации, которые запечатлены не в сознании, а скорее в подсознании нынешнего поколения молодежи.

Деятельность нашего Центра чтения осуществляется в четырех основных направлениях:

  1. проведение акций, фестивалей, праздников, направленных на повышение читательского интереса к книге, чтению, библиотеке, привлечение к чтению новых читателей;
  2. организация персональных и тематических выставок и выставок-просмотров, раскрывающих красоту и ценность книги, художественного слова;
  3. подготовка и выпуск полиграфической продукции (афиши, закладки, буклеты), информирующей о работе Центра, его ресурсах и возможностях;
  4. создание собственного сайта в Интернет с возможностью публикации разноплановых материалов о книге, чтении, мероприятиях Центра и многого другого.

Успешная деятельность по всем четырем направлениям не только способствует решению основных проблем - причин создания Центра (проблема снижения читательского интереса к хорошим книгам, проблема отсутствия у многих групп читателей ориентиров в выборе литературы), но попутно увеличивает число читателей библиотеки, информирует пользователей о ее ресурсах, проводимых мероприятиях. Кроме того, существование Центра на базе Государственной универсальной научной библиотеки с одной стороны делает его авторитетным органом, имеющим профессиональное право рекомендовать читателям определенную литературу, а с другой способствует улучшению имиджа библиотеки в целом.
ПОДРОБНЕЕ О НАПРАВЛЕНИЯХ >>>



Движение в поддержку чтения в России:
теория и практика в работе Центра чтения Красноярского края

 

Проблема чтения в современном мире - это проблема объективно существующая и общепризнанная. Филологи, психологи, социологи, библиотекари бьют тревогу: через 15-20 лет нации угрожает кризис, страницы профессиональной печати переполнены исследованиями о чтении, роли книги в жизни человека и т.д. Однако если говорить о российском обществе в целом, то приходится утверждать, что эта проблема оказывается за пределами пристального внимания, не относится к числу волнующих. Программы поддержки чтения на государственном уровне в России до сих пор нет (в отличие от большинства стран мира!), о кризисе чтения не говорят в СМИ, проекты не получают финансовую поддержку. Акции, направленные на возрождение интереса к чтению, не носят масштабного, национального характера (как во многих странах Европы и Америки) и, соответственно, не влияют принципиально на общественное мнение. Многие специалисты, и библиотекари в первую очередь, осознали необходимость новой формы диалога между социумом и профессиональным сообществом по вопросам чтения и книжной культуры.
Проблема чтения имеет социологический, культурологический, философский, методический аспекты. Наиболее актуально сейчас обсуждаются две проблемы, в рамках которых кризис чтения расширяется или, наоборот, сужается. Первая проблема: можно ли приравнивать чтение традиционной книги к чтению с электронного носителя? Будет ли чтением чтение текста из Интернета? Приверженцы книжной традиционной культуры говорят о том, что книга в большей степени отвечает сути человеческой натуры и линейному характеру жизни, с невозможностью что-то вернуть, исправить, переделать. С книгой возможен неторопливый мысленный диалог, она воспринимается как предмет культуры. В Интернете же текст становится явлением нелинейного порядка, а литература - интерактивной. “Чтение литературных гипертекстов в Интернете, более открытое для индивидуальной интерпретации смысла образов и символов, имеет большое познавательное значение, но не может заменить чтение книги - неторопливого мысленного диалога с талантливым другом, обогащающего нашу вербальную коммуникацию. Эти две модели чтения дополняют друг друга в творческом процессе и зависят от нашей способности наблюдать и воображать действительность. И не Интернет, а природная неспособность многих людей видеть, чувствовать, понимать окружающую действительность, так как это делают талантливые художники и писатели, и нежелание читать их произведения, язык которых помогает приобрести недостающие знания и применить их для своих надобностей - вот та реальная опасность, которая грозит библиотекам”. Сетература, рулинет - новая реальность в сфере чтения, однако альтернативный его способ не посягает на его основу, не затрагивает саму суть чтения и потребности в ней.
Гораздо серьезнее вторая проблема: что стоит считать полноценным чтением и в какой сфере чтения собственно есть кризис. С точки зрения американских, европейских идеологов книжной культуры, чтение - умение постигать информацию различного рода через текст, что практически равноценно грамотности. В Великобритании, например, литературу делят не на хорошую и плохую, а на популярную и непопулярную. При таком подходе лучшими книгами оказываются книги, любимые большинством. Поднятие престижа чтения предполагает прагматическую задачу тренировать его навык, безотносительно к художественной ценности произведения .
Русская же культура традиционно воспринимает чтение прежде всего как сложный внутренний процесс, столь же эмоциональный, сколько интеллектуальный. Есть безусловная разница между чтением деловым и чтением для себя, досуговым чтением. В сфере досугового чтения же никак нельзя уравнять массовую литературу, литературу, зачастую очень популярную, и высокие образцы художественного слова. Нам представляется естественным следовать именно этой позиции и говорить о кризисе чтения как о кризисе досугового чтения, как о нечитаемой лучшей литературе.
Особое место чтения в русской культуре долгое время было поддержано и традиционными методами привлечения к нему. Эти функции выполняли школа и библиотека. Однако школьное преподавание литературы переживает кризис и в настоящее время не может побудить к чтению великих книг. По результатам международного исследования-мониторинга качества образования в области чтения (2000 год) российские 15-летние школьники заняли 27 место (первыми оказались Финляндия, Канада и Новая Зеландия).
Многие исследователи высказывают подобные опасения и по отношению к библиотекарям. “Низкий вкус читателя стал провозглашаться священным правом личности. Вместо того, чтобы поднимать культуру чтения своих посетителей, библиотека стала плестись в хвосте у любителей низкопробных произведений”. Общественный статус чтения изменился настолько, что даже в среде любителей чтения, интеллектуалов, есть тенденция к восприятию книги как средства релаксации, к уходу от умственных усилий и активности воображения.
И все же именно библиотека сегодня оказывается в авангарде пропаганды книжной культуры. Традиционная миссия библиотекаря в сочетании со свободой от рыночных законов (от которых, безусловно, несвободны издательства и СМИ), равные позиции библиотекаря и читателя, в отличие, скажем, от авторитарной преподавателя по отношению к ученику - все это дает библиотеке право и возможность успешнее, чем другие общественные институты, бороться за читателя.
Самой серьезной инициативой в сфере международной библиотечной практики за последние годы стало открытие Центров книги и чтения на базе библиотек.
ДАЛЕЕ >>>



Поэтический конкурс “Король поэтов”

 

В 2004 году Центр чтения Красноярского края, действующий на базе Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края, организовал проведение открытого поэтического состязания на звание “Короля поэтов”. Литературные конкурсы проводились в сибирских городах (Томск, Кемерово) с середины 80-х гг. Особенность красноярского конкурса в том, что он опирался на традицию начала XX века, когда Николай Гумилев с целью межличностного общения представителей различных литературных течений провел шутливое мероприятие - выборы короля поэтов. В конкурсном чтении принимали участие К. Бальмонт, О. Мандельштам, В. Маяковский, В. Хлебников, Н. Гумилев, Г. Иванов, А. Ахматова, С. Городецкий и многие другие. За выступавших голосовала публика, и, на ее взгляд, победу одержал никому тогда не известный молодой поэт Игорь Северянин, представитель символистов.
Учредителями красноярского конкурса выступили различные организации-партнеры, поддерживающие инициативу Центра чтения: способствовать возрождению интереса к творческому чтению в регионе. Это научная библиотека Сибирского государственного технологического университета, Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края, Краевая юношеская библиотека, Комитет по делам молодежи Администрации г. Красноярска, литературные объединения гг. Красноярска (“Высокий берег”, “Аллея”, “Диалог”, “Русло”), Железногорска и Зеленогорска.
Традиции первого конкурса, организованного Н. Гумилевым, воплотились в присвоении победителю почетного звания “король поэтов”, в принципе голосования (“короля” определяет, прежде всего, зрительская аудитория), наконец, в девизе - “Да будет подданным светло!” - финальной фразе, которую произнес первый “король” Игорь Северянин и повторил “король” красноярских поэтов - Игорь Потехин, красноярец, член литературного объединения “Диалог”.
Каждому из 30 участников турнира пришлось выдержать жесткую конкуренцию. По условиям конкурса в нем могли участвовать поэты-непрофессионалы независимо от возраста и принадлежности к литературным объединениям. 95 поэтов из разных городов края решились выставить свое творчество на суд профессионального жюри и публики. По результатам отборочного тура из 95 рукописей было выбрано 30.
Само действо развернулось 17 апреля 2004 года в научной библиотеке СибГТУ. Вел состязание Михаил Михайлович Стрельцов, руководитель литературного объединения “Аллея”, председатель оргкомитета конкурса.
Три тура ожидало поэтов на пути к финалу. В первом туре каждый участник читал по одному стихотворению, во втором туре оставшиеся 15 из 30 поэтов читали по два поэтических произведения, в третьем туре 5 поэтов представляли зрителям по три стихотворения из своего творчества. В финал вышли два участника, один из которых стал “королем поэтов”.
В зале присутствовало профессиональное жюри, голоса которого удваивались, однако определяющим было все же мнение аудитории. Около 150 человек голосовали поднятием рук (одна рука - один голос, две руки - два голоса, скрещенные руки - три голоса). Голосование заменяло традиционные аплодисменты.
Всех вышедших в третий тур пять участников можно назвать победителями: благодаря муниципальному молодежному гранту, выигранному литературным клубом “Аллея”, их стихи были изданы в книжной кассете “Да будет подданным светло!” в 2004 г.
18 апреля в конференц-зале Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края состоялся гала-концерт по результатам конкурса. На концерте чествовали “короля” и его “свиту”, выступали участники турнира и красноярские барды.
“Король поэтов”, безусловно, полусерьезное - полушутливое звание, неслучайно оно пишется в кавычках. Цель проведения конкурса заключалась не в абсолютно объективной оценке творчества поэтов, а скорее в создании особой атмосферы, суть которой - во внимательном отношении к поэтическому слову, умении видеть и ценить красоту образов, рифм, размеров, интонации. И эта цель была достигнута. Многие из участников отметили удивительную благожелательность публики, творческий поэтический настрой.
Центр чтения Красноярского края проводит ежегодные фестивали поэзии и бардовской песни. Однако форма литературного турнира оказалась эффективнее и интереснее, чем традиционная концертная программа. Зрители оказались вынуждены не просто реагировать “дежурными” аплодисментами и более или менее активным, но скрытым интересом, организаторы конкурса потребовали от них личностной оценки, сопоставления творчества разных поэтов. Причем оценка эта должна была быть высказана, учтена. Думается, это более высокий уровень отношения к поэзии и метод формирования равноправного поэту читателя.
В апреле 2006 года в Красноярске снова пройдет поэтический конкурс на звание “Короля поэтов”. Центр чтения планирует сделать конкурс и издание стихов победителей традиционным литературным мероприятием, проходящим раз в два года.


Российские и зарубежные программы поддержки чтения в сети Интернет

 

В мире - в первую очередь Европе и Америке - движение в поддержку чтения с использованием веб-ресуров началось больше десяти лет назад. Это движение изначально предполагало не просто пропаганду чтения, традиционную работу библиотекарей и учителей, а реализацию масштабных акций национального охвата, часто имеющих государственную поддержку. Для всех западных проектов характерен концептуальный подход: чтение - это процесс, который должен сопровождать человека всю жизнь, это важнейшая составляющая при формировании человека определенной культуры и мировоззрения, это процесс глубоко личностный, отражающий своеобразие душевного мира человека, наконец, это процесс, который обязательно должен приносить радость. Поэтому все проекты, в том числе отраженные в Интернете, не преследуют цели дать обязательное программное образование с определенными именами, направлениями и т.д. Но есть цель дать человеку возможность реализовать себя в чтении, удовлетворить свои эмоциональные и интеллектуальные запросы.

Британская организация по продвижению чтения Opening the Book Ltd создала сайт http://www.whichbook.net, который в интересной форме организует творческий выбор чтения. Традиционный подход к выбору литературы представляет движение от автора к произведению. Создатели же этого сайта предлагают систему выбора, при которой собственно автора и заглавие произведения читатель узнает в последнюю очередь. А сначала он “заказывает” себе книгу по различным параметрам: счастливый или трагичный у нее будет конец, ожидаемый или непредсказуемый, будет ли она смешной или грустной, рассказывать о простых вещах или философских проблемах. Можно заказать также размер произведения, Например, мы хотим почитать книгу не слишком печальную, с хорошей дозой юмора, непредсказуемым развитием сюжета, написанную в мягкой манере. В таком случае создатели сайта нам рекомендуют познакомиться с “Интересными женщинами” Андреа Ли, “Сезоном Манго” Амулии Маллади. Если параметры будут иными (книга должна быть оптимистичной, необычной, серьезной и философского характера), то рекомендации будут содержать “Жизнь Пи” Яна Мартела, “Саламандру” Томаса Вартона и т.д. Второй вариант поисковой системы по сайту открывает возможность для выбора возраста, пола персонажей книги и страны места действия. Такой обратный путь от пожеланий читателя к книге представляется эффективным и интересным. Однако очевидно, что на сайте представлена только современная англоязычная литература. Безусловно, что и русскоязычный сайт подобного профиля был бы востребован.

Еще один английский сайт, http://www.thegoodbookguide.com, представляет деятельность организации The Good Book Guide, основанной более 20 лет назад с целью создания ориентиров в мире чтения. Авторы проекта подчеркивают свою свободу и независимость от законов рынка и поэтому право рекомендовать те книги, которые уже вызвали живые читательские эмоции, заставили по-другому взглянуть на мир. “Мы любим книги и хотим разделить эту любовь с вами на нашем сайте”. Посетитель сайта имеет возможность выбрать нужную книгу по жанрово-тематическому рубрикатору (книги по искусству, биографии, книги для детей, фантастика, история и т.д.) и также сразу зайти на страницу бестселлеров, на страницу отдельного автора. Во всех случаях он получает рецензиею на выбранные книги и может заказать их в режиме on-line.

Пожалуй, самым необычным и захватывающим проектом можно назвать американский проект “Освободи книгу!”, с 2001 года действующий в сети: http://www.bookcrossing.com . Уже давно доказано, что самая лучшая, действенная рекомендация при выборе чтения - это совет другого человека, прочитавшего какое-либо произведение и в свободной эмоциональной форме рассказывающего о нем. Однако даже получив заряд энергии, интереса другого человека, не всегда удается реализовать свое намерение прочитать книгу, ведь ее еще нужно искать в магазинах, библиотеках. Авторы проекта предложили регистрировать понравившуюся вам книгу на сайте www.bookcrossing.com и отправлять в свободное плавание: оставлять ее в людном месте, как экзотическом, так и обычном. О местонахождении книги будут знать все посетители сайта, но она может попасть и в руки случайного человека, однако и в этом случае из специального вкладыша он узнает об условиях проекта. Нашедший книгу читает ее, высказывает на сайте свое мнение, и снова оставляет в общественном месте. Некоторые книги проходят такой круг множество раз и даже путешествуют по миру из города в город, страны в страну. В настоящее время проект насчитывает 415 тысяч (из которых 190 тысяч из США, 13 тысяч из Италии, 2,5 тысячи из Индии, 312 участников из России) участников и 2,5 миллиона зарегистрированных книг.

Продвижение чтения, книжной культуры было и остается прерогативой библиотечных организаций. Одной из самых значимых инициатив стало создание Центров книги и чтения на базе библиотек. Первый такой Центр был открыт в 1977 году в Библиотеке Конгресса США. Информация о работе Центра размещена на сайте Библиотеки Конгресса: http://www.loc.gov/loc/cfbook. Центр является координатором деятельности центров книги, действующих на базе библиотек в каждом из 50 штатов США. На протяжении нескольких лет Центр инициирует конкурс “Письма о литературе” среди детей и подростков. Дети пишут письма-сочинения любому автору, книги которого повлияли на их жизнь и миропонимание. Победители конкурса получают значительные денежные призы и приглашение (вместе с родителями и учителями) на ежегодный Национальный фестиваль книги в Вашингтоне - грандиозное действо для авторов и читателей.

Анализируя различные аспекты программ чтения за рубежом, необходимо отметить отличия от похожих проектов в России. Во-первых, это ориентация прежде всего на детскую аудиторию. Например, Центры книги в США существуют на базе главных библиотек штатов (чьи читатели - в основном взрослые), но самым популярным проектом остается “Письма о литературе”, описанный выше. Во-вторых, не проводится четко, а порой не существует вовсе граница между художественной литературой и научной, научно-популярной и т.д. При создании рубрикатора на сайтах используется не жанровый принцип (более подходящий для художественной литературы), а тематический. Например, разделяются книги об искусстве, науке, истории, биографии и т.д. В результате художественные произведения оказываются “затерянными” в общей массе книг. Это представляется неудачным: есть принципиальная разница между чтением художественной литературы, которая требует совершенно иного способа восприятия текста, и всей остальной. Библиотекари в российских библиотеках говорят именно о падении интереса к чтению художественных текстов, о кризисе в сфере так называемого досугового чтения. В русской традиции художественная литература - высшее проявление словесного искусства, понимания и объяснения действительности. А в сфере художественной литературы в русских проектах по продвижению чтения принято акцентировать внимание на делении ее на массовую, беллетристическую и классику - пропаганда чтения направлена на лучшие образцы писательского мастерства разных времен и народов, так как пропагандировать популярную, но низкопробную литературу не только нет необходимости, но и вредно. В Великобритании же, например, литературу не делят на хорошую и плохую, но на читаемую и нечитаемую, и лучшая та, что пользуется наибольшим спросом. Еще одно отличие: библиотекари США и Великобритании обсуждают с читателями почти исключительно национальную литературу (или, лучше сказать, англоязычную) и почти исключительно современную. Связано это как с продвижением современных авторов, так и концепцией патриотического воспитания молодого поколения. В проектах российских библиотек таких ограничений нет: классическая литература различных стран не перестает оставаться активно пропагандируемым фондом. Все сказанное критически характеризует зарубежные проекты, однако их безусловным преимуществом является серьезная государственная поддержка, финансирование, масштабность проводимых акций.
ДАЛЕЕ >>>


НА ЗАМЕТКУ КОМПЛЕКТАТОРУ


Ozark Book Connection
Благотворительный проект

 

Автор проекта:
Кириллова Елена Владимировна:
Родилась в Ташкенте. Большую часть жизни провела в Москве. Сейчас живет с мужем в США (в г. Bull Shoals (Бычьи Отмели), штат Арканзас).

Суть проекта:
Отправка книг на английском языке (в основном, бывших в употреблении) в российские библиотеки, школы и университеты. Совершенно бесплатно для получателя.

Участники проекта:
Жители США, которые хотят пожертвовать денежные средства или книги.
Церкви городов Bull Shoals и Йелвилл.

Что необходимо для российских библиотек, чтобы стать участником проекта:
Библиотека, заинтересованная в получении книг, должна прислать заявку, в которой необходимо указать полный почтовый адрес и телефон библиотеки, ФИО ответственного лица, какие книги и в каком количестве нужны. В первую очередь будут удовлетворяться заявки провинциальных библиотек, школ и университетов.
Заявки направляйте по адресу: elena.kirillova@gmail.com. Тема письма “books to Russia”. Письма можно направлять на русском языке. (Если электронная почта не прошла, напишите через раздел “Комментарии” сайта: стоит жестокая защита от спама, иногда бывают невинные жертвы).

В письме в редакцию информационного бюллетеня “Публичная библиотека” Е. Кириллова пишет: “Мне важно чтобы библиотека сама попросила книги. Адреса библиотек можно взять и в Интернет, но для меня главное, чтобы в России книги ждали”.

После получения посылки, Е. Кириллова просит прислать подтверждение - благодарственное письмо, чтобы показать его спонсорам и получить дальнейшую поддержку проекта.

Подробности на сайте: http://world.lib.ru/editors/k/kirillowa_e_w/charity_project.


Главный редактор: С. Ф. Бартова
Ответственный за выпуск: М. В. Криворучко

Адрес редакции:

624130, Свердловская обл., г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13
тел (34370) 9-05-85; 9-02-62
факс (34370) 9-05-85
E-mail:adm_lib@novotec.ru ; adm_lib@mail.ru
http://www.library.novouralsk.ru

За достоверность сведений, изложенных в публикациях, редакция ответственности не несет
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов материалов


В избранное