Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Off-line интервью Бориса Стругацкого от 14/11/2009


Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО

В эти дни весь свободный мир отмечает знаменательную дату - 20 лет со дня падения Берлинской стены. В прессе и на ТВ много кадров ее строительства и как она выглядела, свидетельств о побегах через нее, кадров аэрофотосъемки и карты двух Берлинов, разделенных Стеной.
Как известно, стену вчерне соорудили 13 августа 1961 года, к 1963-му она уже приняла свой окончательный вид. И в том же году АБС начали писать "Понедельник", в котором есть сцена путешествия Привалова в Описанное Будущее, которое разделяет надвое Железная стена. Я правильно уловил первоисточник придуманного Вами образа?

Исайя Берлин
Лондон, Британия - 11/14/09 13:38:58 MSK

Нет. Если Берлинская стена и маячила тогда в нашем подсознании, то решающего влияния никак не оказала. Мало ли "стен" на свете. Китайская, например. Или - Кремлевская. Кроме того, существовал же тогда на зубах навязший Железный Занавес. Чем не стена?


Отсюда второй вопрос: какой из миров, разделенных Берлинской стеной (Берлин - столица ГДР и Западный Берлин - 11-я земля ФРГ с номинальным особым статусом), ассоциировался у вас тогдашних с Миром Гуманного Воображения, а какой - с Миром Страха перед Будущим?

Исайя Берлин
Лондон, Британия - 11/14/09 13:39:03 MSK

В таких терминах мы не рассуждали. Для нас совершенно ясно было: Мир Гуманного Воображения - мир советской фантастики; Мир Страха перед Будущим - мир фантастики западной. Обе фантастики имели свои плюсы и минусы. Читать мы предпочитали западную, а писать - советскую (но не скучную!).


И попутно шуточный вопросик: в какой такой Совет 140 миров побежал ябедничать на Привалова встреченный им мальчик?

Исайя Берлин
Лондон, Британия - 11/14/09 13:39:09 MSK

Без комментариев.


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович. У меня такой вопрос: Недавно видел книгу в магазине "Возвращение в Арканар. Ученики Стругацких, 21 век". Скажите, пожалуйста, Вы имеете к этому отношение, или это просто использование имени?

Дмитрий <Dim988@rambler.ru>
Пенза, Россия - 11/14/09 13:39:36 MSK

"Время учеников" - серия, организованная писателем и критиком Андреем Чертковым. Вышло, по-моему, уже три тома, - все это "продолжения" АБС или подражания им. Мое "отношение" к этой затее сводится к тому, что я читаю рукописи и даю "добро".


Уважаемый Борис Натанович, в ПкБ Антон и Вадим - убежденные гуманисты - рассуждают о прелестях охоты на тахоргов. Разве люди мира Полудня не распространяют свой гуманизм на всех живых существ, даже таких опасных и свирепых, как тахорги? Они ведь люди, свободные от "волосатой обезьяны внутри", у них должен быть подавлен инстинкт убийцы-охотника. Даже сейчас в моду входит спортивная рыбалка, когда пойманных рыб выпускают обратно(акул, например). Разрешили бы Вы сейчас Вашим героям "насмерть убивать" замечательных в своем роде тахоргов?

Чебунин Константин <cheb-konstantin@yandex.ru>
Челябинск, Россия - 11/14/09 13:39:37 MSK

Я уже как-то писал здесь об этом. То было время, когда оба мы (как и вся страна) были абсолютно дремучи, поскольку речь шла о "буржуазной лженауке" экологии. Про Красную книгу слыхом не слыхали и вообще исповедывали свирепый принцип: "Вселенная - мастерская, а человек в ней - работник"; "Не надо ждать милостей у Природы - взять их у нее наша задача". Соответственно мы относились и ко всей инопланетной неразумной жизни. Особенно, после выхода в свет книги Хантера "Охотник", - там сцены разнообразной охоты на крупную земную жизнь описаны были так смачно, что подражание им (в условиях джунглей Пандоры) просто напрашивалось. Потом это у нас прошло, а последние 10 лет я даже от рыбалки отказался: неприятно.


Борис Натанович, вот Вы пишете: "Сэнсей ошибся: ему показалось, что перед ним психократ, вроде Тенгиза, а перед ним был олгой-хорхой".
Хотел Вас спросить: может быть, Ядозуб - это просто падший или несостоявшийся психократ? Нет, наверное, больше павший!

Дубов Вячеслав <dubov-777@yandex.ru>
Бишкек - 11/14/09 13:40:03 MSK

Разумеется, Ядозуб - психократ, причем вполне "состоявшийся" и очень сильный. Просто в нем слишком много ненависти, и единственный способ его "проявиться" - выброс смертельного заряда в адрес объекта ненависти, выброс, практически неуправляемый. Трудно сказать, как это Сэнсей "промахнулся" и пропустил мимо внимания какие-то важные обстоятельства. Но тут уж ничего не поделаешь: работа у него супертрудная и совсем избежать ошибок просто невозможно (как и во всяком достаточно сложном деле).


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович!
Начну, пожалуй, сразу с самого главного вопроса, который я хочу Вам задать, поскольку больше мне задать его некому: вряд ли кого-нибудь, кроме Вас, человека, на книгах которого я, как и все здесь, вырос, я смог бы об этом спросить и кроме Вас мне не известен другой человек в Вашем возрасте, достаточно смелый и честный, чтобы на этот вопрос ответить.
Q1: Борис Натанович, как Вы преодолеваете страх смерти? Можете ли Вы поделиться своим личным рецептом того, как, при помощи каких методик человеку, интеллект которого не позволяет ему тупо уверовать в бога и в бессмертие души, перестать постоянно думать о неизбежности небытия?

Max Brown <www@wgent.com>
Наукоград Обнинск, Россия - 11/14/09 13:40:28 MSK

Откровенно говоря, я не знаю ничего интересного и полезного по этому поводу. Сам я защищаюсь всегда самым примитивным способом: стараюсь перестать думать о смерти и начать думать о чем-нибудь интересном (практически - решать какую-нибудь задачу: сюжетную; или физическую; или связанную с программированием... или искать ответ на заковыристый вопрос, вроде Вашего). Представьте себе, - помогает. А если не помогает, значит, надо принять снотворное (дело обычно происходит ночью).


Примечание 1: Моя жена, когда на нее вдруг накатывают подобные мысли, просто идет и умывается холодной водой. Говорит, ей помогает. Мне - нет. Пока что я ищу успокоения в самопальных теориях невозможности личной смерти, основанных на бесконечной вариативности в бесконечном множестве Вселенных (счетном, если Вселенная пульсирует по схеме "взрыв - расширение - остановка - сжатие - коллапс - взрыв" или даже континуальном в случае истинности теории о постоянном квантовом ветвлении) и антропном принципе, в силу которого для лично-меня существуют те и только те Вселенные, в которых лично-я даже в самых невероятных обстоятельствах остаюсь жить и при этом отличаюсь от себя-предыдущего не сильнее, чем проснувшийся утром от заснувшего вечером.
Таким образом, лично-я не в этот, так в один из других циклов, не в этой, так в одной из других "параллельных" Вселенных - безусловно доживу до тех времен, когда станет массово-доступным либо омоложение, либо консервация до лучших времен, либо переезд сознания в virtuality, и буду вспоминать это оффлайн-интервью, стоя у памятников на Ваших могилах в тех Мирах, где Вам повезло меньше. А лично-Вы, соответственно, непременно будете приглашены в качестве добровольца к участию в одном из первых экспериментов по достижению практического бессмертия (а даже если и откажетесь, то у некоего могущественного лично-Вашего фаната, о котором Вы даже не подозреваете, будет на сей счет свое мнение). И, успешно пройдя через этот эксперимент, лично-Вы потом напишете еще великое множество замечательных книг, до большей части которых я в большинстве тех Миров, к сожалению, не доживу. Впрочем, в некоторых из Миров мы встретимся с Вами случайно лет эдак через сто-триста на семинаре по Великой Программе Воспитания Человека, где я спрошу у Вас:
Q2: Борис Натанович, а разве не эффективнее будет воспитание через понимание вместо гипнопринуждения? Внушить-то воспитание можно, особенно ребенку, но любая вера разрушается сомнением, в отличие от знания...

Max Brown <www@wgent.com>
Наукоград Обнинск, Россия - 11/14/09 13:40:38 MSK

Я ничего не знаю о "гипнопринуждении". По-моему, это еще более фантастическая штука, чем даже наша Высокая система воспитания. Во-первых, гипноз воздействует не на каждого, а лишь на людей со "слабой психикой". Во-вторых, действие его всегда кратковременно. В-третьих, как-то неприятно думать о том, что "воспитанность" внушена человеку фактически медикаментозно. Нетрудно, конечно, представить себе ситуации, когда другого способа просто не существует, но о сколько-нибудь массовом применении таких методов думать как-то не хочется.


Примечание 2: Нет, конечно, в детстве, пока разум ребенка еще не в состоянии понять, почему именно невыгодно красть, недопустимо убивать и нельзя делить на ноль, можно действовать и через веру. Но уже на первом курсе института необходимо четко сказать: "В школе вас учили, что на ноль делить нельзя. Это - правда. А в этом семестре мы будем изучать, в каких случаях и почему этого делать действительно нельзя и чему все-таки равен ноль, деленный на ноль по методу Лопиталя". Кстати о методе Лопиталя,
Q3: почему бы не привлечь, хотя бы мысленно, НИИЧАВОшных бесконечников к решению задачи о камне, который Бог не может поднять?

Max Brown <www@wgent.com>
Наукоград Обнинск, Россия - 11/14/09 13:40:54 MSK

Это - сюжет. Можете писать рассказ.


Примечание 3:
(Эпиграф: Чтобы не остаться без конечности, Не тяни конечность к бесконечности!)
(Рисунок: перечеркнутая рука, касающаяся вращающейся ременной передачи, перекрученной в горизонтальную восьмерку)
Конечно, наша "бесконечность минус бесконечность" - это неопределенность, по правилу Лопиталя не раскрываемая. Попробуем применить вместо него некое Божественное Преобразование:
Допустим, что Бог есть и что он Всемогущ, Вездесущ и Всеведущ. Тогда, как Вы верно подметили еще в 2001-м году, выражение "Бог [не] может" тождественно выражению "Бог [не] хочет" и задача сводится к вопросу "[за-]хочет ли Бог, чтобы появился камень, который он не [за-]хочет поднимать?". Далее можно рассматривать 2 различных варианта Вездесущности во времени, в одном из которых желание Бога является константой, а в другом - переменной. В первом случае мы уже сейчас наблюдаем множество камней, уже сотворенных и при этом еще не поднятых, но, в отличие от Бога, не можем ничего сказать о том, будет ли один из этих камней поднят, например, завтра. Во втором случае, в силу неисповедимости его путей, мы не сможем ничего сказать даже о камне, который, так и не будучи никем поднят, растворился в воздухе у нас на глазах. Успел Бог захотеть его поднять или не успел? А бог его знает!
Предыдущее предложение, кстати, и является искомым ответом на вопрос "Сможет ли Бог сотворить такой большой камень, что сам же не сможет его поднять?": "Бог его знает! На то он и Всеведущ!"
Пользуясь случаем, хочу выразить свою благодарность Вам за Ваши книги, а также Вам и моим предшественникам за это интервью, которое я читал 2 ночи и еще неизвестно, сколько ночей буду дочитывать. Спасибо Вам!

Max Brown <www@wgent.com>
Наукоград Обнинск, Россия - 11/14/09 13:41:22 MSK

Приятного чтения!


Здравствуйте, Борис Натанович!
Заинтересовало описание лекарств будущего, в "ПКБ" - коллоид для заливания ран. Я так понимаю, он как бы, по Вашему описанию, являлся заменителем "потерянной" плоти, и через него спокойно циркулировала кровь?
Это Ваша идея или родилось из бесед со знакомыми врачами?

Максим <mmaslakov@yandex.ru>
Москва, Россия - 11/14/09 13:41:32 MSK

Нет, какие там беседы? Выдумка чистой воды.


Уважаемый Борис Натанович!
У меня есть идея создать неприбыльный благотворительный фонд для помощи начинающим писателям, художникам, музыкантам и другим творческим людям. Мне кажется, я знаю как фонд этот должен работать, чтоб находить действительно одаренных людей и реально помогать им. В качестве возможного названия мне хотелось бы взять имя одной из придуманных вами планет: вы в своих книгах всегда спасали таких людей, а им во все времена жилось нелегко. Будут ли у меня проблемы с авторскими правами на такое название фонда, и возможно ли, и нужно ли в этом случае все оформлять юридически? Спасибо!

Влад <celestialdraco@gmail.com>
Нью-Йорк, США - 11/14/09 13:41:53 MSK

Если Ваш фонд предприятие коммерческое, Вам следует, от греха подальше, такое название купить. Если нет, - делайте с ним, что хотите.


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович. Не буду повторять слова благодарности, которых тут предостаточно. Скажу лишь, что Ваши произведения сыграли немалую роль для многих представителей нашего поколения 30-40-летних. В связи с этим возник вот такой вопрос.
Для Вас наверняка не секрет, что потенциальный читатель Ваших книг - читатель "квалифицированный" (как Вы сами определяете это понятие), т.е. Ваши книги требуют вдумчивого чтения, осмысления, перечитывания. Но огромное число современных подростков читать книги так и не научились, в лучшем случае - прочитают, следя за сюжетом. Кто-то возьмет Ваш роман - сложно и непонятно. Для многих Ваши книги проходят мимо. Значит, и частицы чего-то так и не останется в их душах. И это "что-то" ничем не восполнишь. Так вот - не возникает ли у Вас порой сожаления, что Ваши книги доступны не всем? Т.е. те мысли, которые Вы с таким трудом пытаетесь донести, попросту многим не нужны и не интересны? Ну ладно, не нравится фантастика, Бог с ней. Но огромное число людей читает откровенную макулатуру - не для ума, не для сердца, а так, занять время. Как научить подростков ЧИТАТЬ? Какой путь решения этой проблемы видите Вы?

Оксана <Ksusha_gr@mail.ru>
Россия - 11/14/09 13:42:19 MSK

Есть только один, как мне кажется, способ "научить подростков читать". Надо сделать так, чтобы они читали МНОГО. Чем больше прочитано, тем ближе ты к состоянию "квалифицированный читатель". А МНОГО читать подросток станет только в том случае, если ему это будет ИНТЕРЕСНО. Отсюда: главная задача школы - доказать ученику, что чтение может быть чертовски интересным, захватывающим, "клевым" занятием. Как это сделать, я не знаю. Самого меня этому научила (разумеется) не школа, а друзья. И что-то не слыхал я о таких школах, где это умеют делать, - ни сыну моему, ни внукам такой школы не попалось. И не видел я ни разу учителя, который понимал бы необходимость такой работы (а если бы даже и понимал, - нет у него никакой возможности этим заниматься: у него - предписанная свыше методика, он обязан не к чтению приучать, а "проходить материал"). Так что будущее наших потенциальных читателей представляется мне в свете, достаточно мрачном. Вырастает поколение, которое не хочет читать, у него пристастие - движущиеся картинки и "музычка". Снова и снова повторяю я с грустью: великий печальник Рэй Брэдбери опасался в будущем костров из книг, а мы - просто перестали читать.


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович. Мне хотелось бы задать несколько вопросов по "Далекой Радуге".
1. Камилл в "Далекой Радуге" чем-то напоминал людена. Он обладал сверхчеловеческими способностями, был равнодушен к людям, его боялись и недолюбливали. Он был кибернетическим существом, насколько мне удалось понять, единственным (или одним из) антропоморфным из чертовой дюжины. Несомненно, существа, подобные ему, обречены на одиночество в человеческом обществе, так как у них и людей мало общего. Но кибернетизация - это тоже своеобразная форма эволюции человека. Насколько равноправной Вы считаете такую искусственную эволюцию в сравнении с эволюцией естественной, породившей люденов?

G. C. <kawaii@email.su>
Россия - 11/14/09 13:42:42 MSK

Термин "равноправная" мне здесь не понятен. О каких, собственно, "правах" идет речь? Создание искусственного интеллекта - совершенно естественная и достойная всяческого внимания научная задача. Этим человечество занимается уже лет 50 (как минимум) и в 21-м веке, вполне возможно, эту задачу "добьет". Неизбежно возникнет ряд сугубо гуманитарных и социальных проблем, как их станут решать, - представления не имею, хотя тьма текстов по этому поводу уже опубликована. Тут вот с неизбежностью возникнет вопрос о правах искусственного интеллекта в условиях реального сосуществования теперь уже двух разумных рас на Земле... И пойдет писать губерния!.. Потомкам нашим будет чем заняться, - в результате совершенно неизбежной, естественной и закономерной эволюции.


2. Вопрос о моральном выборе Роберта. Роберт был обречен на душевные муки, какой бы выбор он ни осуществил. Стоит ли искать корни этого выбора в стремлении Роберта избежать наиболее сильных душевных мучений? Или же здесь был показан выбор свободного человека Полудня, в котором молодость, любовь и надежда, не сдерживаемые никакими моральными противовесами (например, религиозными) сыграли свою роль?

G. C. <kawaii@email.su>
Россия - 11/14/09 13:43:10 MSK

По-моему, на месте Роберта вполне мог оказаться любой человек нашего времени, и нравственный выбор его ничем бы по сути не отличался от выбора Роберта. Ничего специфически "полуденного" ни в морали Роберта, ни в его метаниях, ни в принятом им решении, на мой взгляд, нет. Поэтому и вопрос Ваш мне не вполне понятен.


3. Почему Горбовский остался на Радуге? Он не мог оставить друзей и хотел погибнуть вместе с ними?

G. C. <kawaii@email.su>
Россия - 11/14/09 13:43:36 MSK

Он, разумеется, совсем не хотел погибнуть. Но в ситуации сверхжесткого выбора предпочел умереть с чистой совестью, чем жить - с запачканной. Это бывает. Редко, но бывает. Даже сегодня. И даже вчера: вспомните Януша Корчака.


Глубокоуважаемый Борис Натанович! Позвольте цитату: "...и еще стали видны страшные рваные шрамы - глубокий шрам на левом боку через ребра до самого бедра, отчего он и был таким скособоченным, и еще шрам на правой ноге, и глубокая вдавлина посередине груди. Да, видно, нелегко ему здесь пришлось. Планета старательно жевала и грызла человеческого детеныша, но, видимо, привела-таки его в соответствие с собой".
Но ведь планета-то была практически безжизненна! Кто же пытался съесть беднягу Малыша? Ш-шарада.

Юлия <julf@yandex.ru>
Челябинск, Россия - 11/14/09 13:43:41 MSK

Значит, не так уж безжизненна она, эта "безжизненная" планета. Значит, есть там и большие звери (особенно, в океане), и звери поменьше (кусающие, кровососущие, ядовитые), и совсем микроскопические (бактерии и грибки, поселяющиеcя на коже и совсем небезобидные в общении). Шар-рада!


И еще один вопрос: куда же все-таки делось подавляющее большинство населения Надежды? Как Вам кажется, Борис Натанович, - Странникам все-таки удалось спасти людей от пандемии? Или спасение вымирающей цивилизации не было их целью? Чем же тогда можно объяснить охоту на детей, - пусть даже варварскими, с нашей точки зрения, методами.

Юлия <julf@yandex.ru>
Челябинск, Россия - 11/14/09 13:43:53 MSK

Я лично думаю, что Странники действительно имели целью спасти вымирающее население от полного уничтожения. Хотя возможны, вероятно, и другие трактовки, - одну из них озвучивает Экселенц. Почему бы и нет? Что мы в те времена знали о Странниках? Это сегодня мы знаем, что они - людены разных рас и планет, но Сикорски-то тогда ничего об этом не знал.


Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем случае, вопрос можно послать по адресу: bvi@rusf.ru, при этом весьма желательно сообщить страну и город проживания отправителя вопроса.

БВИ.



В избранное