Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Off-line интервью Бориса Стругацкого от 31/08/2009


Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО

Уважаемый Борис Натанович!
Пишу Вам впервые, вот с таким вопросом.
Бенедикт Сарнов в статье "Товарищеский суд Линча" (и в книге, которая вышла раньше) вспоминает эпизод времен борьбы с "космополитизмом", когда на одном погромном собрании расправлялись с критиком Иоганном Альтманом. Когда жертве разрешили сказать несколько слов, он (подробности опускаю) рассказал обстоятельства гибели своего сына, зал замолчал, и тут в тишине прозвучал голос писателя Лагина: "Не-у-бе-ди-тельно".
И вот вопрос: случайно ли здесь совпадение с репликой Вунюкова из "Сказки о Тройке", или это все-таки был намек на реальную историю, получившую известность?

Михаил Юцис < yutsis@gmail.com>
Рамат-Ган, Израиль - 08/31/09 11:47:54 MSK

Совпадение, конечно, совершенно случайное. Тем более, что между Лагиным и Вунюковым абсолютно ничего общего не было. Вунюков - человек из породы тогдашних хозяев. Лагин - замечательный писатель, остроумнейший и умнейший человек, к сожалению, насмерть этими хозяевами запуганный.


Здравствуйте, Борис Натанович!
Здоровья Вам и успехов во всех начинаниях!
У меня несколько вопросов, если это возможно.
1. В "За миллиард лет до конца света" Малянов объяснял Лидочке действие кофеина на вегетативную нервную систему и рассказывал, что на Кубе в жару только кофе и спасался. Я был бы очень благодарен, если бы узнал, что же он ей про это все рассказал.

Сергей Деркачёв < derkach@pdmi.ras.ru>
Санкт-Петербург, Россия - 08/31/09 11:48:06 MSK

Я уже не помню ничего. Приезжал из командировки на Кубу один мой знакомый астроном. Много чего о житье-бытье на Острове Свободы рассказывал, в том числе и про кофе. Но это было так давно - 1975 годик, все-таки, полжизни назад.


2. Я совершенно случайно недавно оказался в одном лифте с Юрием Ивановичем Маниным и не выдержал - спросил, является ли он прообразом Вечеровского. Не могли бы Вы в какой-то степени ответить на этот вопрос?

Сергей Деркачёв < derkach@pdmi.ras.ru>
Санкт-Петербург, Россия - 08/31/09 11:48:28 MSK

Юрий Иванович оказался "одним из прообразов", если так можно выразиться. Вторым был крупный физик, членкор, хороший знакомый АНа. Мы очень уважали нашего Вечеровского.


3. Может быть я сильно ошибаюсь (заранее извиняюсь за это), но я не помню, что бы Вы где-то упоминали имя Фрэнка Херберта. Как Вы относитесь к тому, что он создал?
У меня сама собой напрашивается аналогия: сын Херберта написал продолжение Дюны, а в мирах Братьев Стругацких появились тома "Время Учеников". Сначала радуешься и хочешь поверить в чудо, - что опять попадешь в те миры, но потом неизбежно приходит разочарование из-за того, что "недотягивает" и миры оказываются совсем другими.
Очень хотелось бы узнать Ваше отношение к этому всему.

Сергей Деркачёв < derkach@pdmi.ras.ru>
Санкт-Петербург, Россия - 08/31/09 11:48:43 MSK

Херберта я, представьте себе, не читал. "Дюну" видел в кино и был впечатлен! Об истории с сыном ничего не знаю. Что же касается "Времени учеников", то это в своем роде безусловно замечательный проект Андрея Черткова, спасибо ему. Конечно, повести там заметно отличаются во всех отношениях, но есть очень и очень удачные, приятно читать.


Глубокоуважаемый Борис Натанович!
У меня к Вам такие вопросы с географическим уклоном (роман ОО):
1. Какова примерна площадь Островной Империи, в квадратных километрах?

Малафон < konstVar@yandex.ru>
Петербург, Россия - 08/31/09 11:48:51 MSK

Ей-богу, не знаю. Никогда не задумывался. Несколько сотен островов. Весь архипелаг размером, наверное, с нашу Гренландию.


2. Какова примерно численность населения Островной Империи? Кажется, в материковой Империи около 40 миллионов, значит, в Островной должно быть значительно меньше, коли последняя не решается напасть с суши, высадив армию?

Малафон < konstVar@yandex.ru>
Петербург, Россия - 08/31/09 11:48:59 MSK

Думаю, миллионов пять-десять. Десант можно было бы высадить и с имеющейся армией, но - зачем? Пиратство - это же исключительно "для души". Никакого политического или, упаси бог, экономического смысла не имеет. "Периферия гуляет". Надо же ребятам почувствовать себя при деле хотя бы иногда.


3. Прикидывали ли ВЫ примерную площадь государства, куда попал Максим (Империи)? Т.е. какова площадь на материке, контролируемая ее правительством?

Малафон < konstVar@yandex.ru>
Петербург, Россия - 08/31/09 11:49:26 MSK

Пол-Европы.


Борис Натанович!
При создании "ЗМЛДКС" рассматривали ли Вы сценарий, в котором Малявин приходит к Вечеровскому и понимает, что тот и есть Пришелец, который пришел за его открытием. "Марсианское уханье" - это такой намек? Мне бы понравился такой конец...

Альберт < albert@efimoff.net>
Россия - 08/31/09 11:49:31 MSK

А нам - нисколько. зМЛдКС - роман о людях, а не о пришельцах. Как разные люди по-разному ведут себя под невыносимым давлением. Все прочее - антураж.


Уважаемый Борис Натанович! Прежде всего доброго Вам здоровья.
С большим интересом и с не меньшим удовольствием прочитал четвертый том "Неизвестных Стругацких", в том числе главу, посвященную "Граду обреченному". И возник у меня такой вопрос: почему в черновике Сельму так удивило и, вроде бы, расстроило то обстоятельство, что Андрей сам вымыл пол в своей квартире? Вроде бы не аристократка она, не шведская знатная леди, не принцесса, - и вдруг такая брезгливость?..

Дмитрий Новиков < attafaleve@mail.ru>
Москва, Россия - 08/31/09 11:50:01 MSK

По ее понятиям мыть пол в квартире должна прислуга или специально нанятый "человек". И уж никак не мужчина-хозяин! Я и в России встречался с подобными представлении (а с аристократами - не встречался).


Здравствуйте, Борис Натанович!
Прежде всего, большое спасибо за Ваше с братом творчество!
Меня, как человека, решившего связать свое будущее с наукой (на этот выбор, кстати, повлияло и Ваше творчество: я решил идти на физфак МГУ и уже поступил:)), мне интересно, работали ли Вы в сфере науки после матмеха, и как долго? Получали ли Вы от этого такое удовольствие, как ребята из НИИЧАВО? Сложен ли был выбор между наукой и литературой, если этот выбор вообще стоял перед Вами? Связывает ли Вас с наукой сейчас что-нибудь, кроме прошлого?

Тимофей < alt_tima@mail.ru>
Таганрог, Россия - 08/31/09 11:50:12 MSK

После университета я около десяти лет работал в Пулковской обсерватории, и хотя ученым стать у меня не получилось ("пороху не хватило"), научным сотрудником я был не из худших, работал с удовольствием и даже потом, уже перейдя полностью на писательские хлеба, в течение многих лет (до конца 80-х) занимался звездной динамикой как "любитель с высшим образованием", - пусть и без пользы для высокой науки, но с большой охотой и удовольствием. Признаюсь, эти занятия частенько приносили мне больше радости, чем труд писателя, - такой тяжелый, мучительный и в общем неблагодарный. Так что можно сказать, что мне суждено было поменять труд привлекательный на труд результативный. Потому что никогда в астрономии я не смог бы добиться таких успехов, как в литературе. Воистину "в поте лица своего будешь есть хлеб свой", и требовать от процесса работы, чтобы он, этот процесс, дарил тебе постоянное наслаждение, не реально. Счастье труда это счастье получения результата. (А самые счастливые из творцов это графоманы всех видов и толков: они получают наслаждение от самого процесса работы и свято верят в ее замечательную эффективность.)


Уважаемый Борис Натанович!
Максим Каммерер в "ОО" производит впечатление молодого супермена - только что мысли не читает, но эмоциональный фон сканирует точно. Да такой, получив опыт и навыки Прогрессора, должен был поймать бедного Абалкина на счет "раз". Однако в "ЖВМ" Максим кажется обычным человеком. Растерял порох из пороховниц? Тогда почему его не отправили на пенсию?

Голубева Елена < yoshiehide@mail.ru>
Санкт-Петербург, Россия - 08/31/09 11:50:23 MSK

Не понимаю, как описанные свойства Мака должны были помочь ему поймать бедного Абалкина "на раз" в реальных предложенных обстоятельствах. Особенно если учесть, что и Абалкин тоже не лыком шит и является (как было ясно сказано в тексте) прогрессором высокого класса. Так что я не знаю, как мне отвечать на Ваш вопрос. Может быть, он не совсем правильно поставлен? Может быть, мне было бы легче, если бы Вы оперировали какими-то конкретностями типа: "почему супермен Каммерер не действовал так-то и так-то в такой-то ситуации?" На конкретные вопросы и отвечать можно было бы конкретно.


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович!
Безмерно благодарен Вам и Аркадию Натановичу за Ваше творчество. Я вырос на Ваших произведениях.
У меня к Вам такой вопрос: как Вы относитесь к влиянию чужих культур на сознание молодого поколения? :) Например "Рэп", "Хип-Хоп". Мне кажется, уже наблюдается некий перегиб в сознании "текущей" молодежи. При этом СМИ (ТВ) не брезгуют применять "это", скажем, в рекламных роликах. Да и не только... все, что непосредственно касается молодежи, немедленно разбавляется раличными "Йо!", "Чувак" и т.д. Смешно смотреть на людей на улице с, извиняюсь, матней по колено, обезьяньими ужимками и хватаниями себя в области паха.
А ведь культура-то "не наша", причем, совсем не позитивная и не безопасная.
В Ваших произведениях очень четко поданы персонажи, они прямо-таки живут отдельной жизнью, и очень четко переданы как чистые и приятные люди, так и "Сволочь, гнилушки...". И мне очень интересно узнать Ваше мнение, почему люди в большинстве своем впитывают, выбирают себе стиль жизни "сволочи", а не созидание и "большую работу"?
Извините, если не очень в тему, просто очень интересно. :)

Руслан < rus-spivak@yandex.ru>
Москва, Россия - 08/31/09 11:50:28 MSK

Есть очень емкое и точное правило: "дурной пример заразителен". Почему это так, Вам, наверное, объяснит хороший психолог, я же знаю только, что молодежь (по натуре своей) обожает (и всегда обожала, и обожать будет завтра) все, что ярко, непривычно, "выходит за рамки", редко встречается, бросается в глаза - и, в то же самое время, не требует особых усилий, "не напрягает", не понуждает к глубоким размышлениям и вообще к труду. Все это прекрасно подпадает под Ваши (и мои тоже) представления о "дурном стиле". Внутри каждого из нас сидит ленивая и неумная обезьяна, и чем мы моложе, тем хуже мы знаем, как надо с ней бороться, не знаем даже, надо ли с ней бороться вообще. И даем (особенно в молодости) слабину, - превращаемся в нее. Как правило, к счастью, не надолго, да и вообще не обязательно.


Борис Натанович, как Вы относитесь к импровизациям? Ваши произведения с братом все-таки составлялись по каким-то планам с предварительным обсуждением тематики и зарисовками характеров персонажей - видимо, уже не импровизация? Возможно ли импровизировать в соавторстве? А при этом создать сколько-нибудь достойное произведение? Спасибо, здоровья.

Вася
Россия - 08/31/09 11:50:44 MSK

Вообще-то говоря, любое сочинительство есть импровизация. Собственно импровизация - импровизация как таковая - отличается от всего прочего только тем, что план автор составляет быстро и сразу же начинает с ним работать, - не дает ему "вылежаться", "отстояться", "созреть". И точно так же не дает он отстояться и сочининяемому тексту: некогда, надо быстро, еще быстрее, сейчас же, а иначе - какая импровизация? При такой гонке что-то действительно "достойное" (в одиночку или вдвоем) придумать трудно. Хотя "маленький шедевр" иногда получается, - к изумлению самого автора. Обычно это эпиграмма или что-нибудь сугубо сатирическое.


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович!
А почему собственно - трансгобийская магистраль, а не, например, мост через Берингов пролив или транстихоокеанский тоннель?
С чем связанна такая географическая привязка?

Максим Маслаков < mmaslakov@yandex.ru>
Москва, Россия - 08/31/09 11:50:45 MSK

Совершенно не могу вспомнить. Боюсь, это был вполне случайный выбор.


Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем случае, вопрос можно послать по адресу: bvi@rusf.ru, при этом весьма желательно сообщить страну и город проживания отправителя вопроса.

БВИ.



В избранное