Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Off-line интервью Бориса Стругацкого от 27/07/2009


Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО

Уважаемый Борис Натанович!
Позвольте просить у Вас прощения за крайнюю творческую дерзость. Позволила себе написать продолжение ОО, назвав его "Миссия "Белый Ферзь". Это, конечно, совсем не тот БФ, каким, вероятно, задумывали его Вы и Аркадий Натанович. Это, скорее, сценарий для продолжения пресловутой кинодилогии Бондарчука. Собственно, и написан-то он в виде сценария. Очень захотелось дать персонажам еще несколько дней жизни. Еще один шанс выглядеть перед людьми уже ХХI века все-таки людьми века ХХII. Где вопросы решают не только кулаками и разговаривают не только на повышенных тонах. Это продолжение было нужно мне самой, чтобы после фильма вернуть себе Ваших персонажей - такими, какими они были в книге. Или хотя бы такими, какими представляла их я. Какими они были на самом деле, массаракш!
Ваши слова: "Мы писали ОО как забойный, абсолютно идеологически безобидный боевичок". "Миссия "Белый Ферзь" получилась, как мне кажется, в этом же духе. Без Вашего разрешения не буду размещать этот "апокриф" в Сети, - понимаю, что не имею на то никаких прав. Довольно того, что его прочли несколько моих друзей, которые очень любят творчество АБС.

Наталья < don-j@yandex.ru>
Москва, Россия - 07/27/09 14:35:37 MSK

Против пубикации в Сети возражений не имею. Удачи!


Уважаемый Борис Натанович, здравствуйте!
Если позволите, несколько вопросов по ХВВ.
1. Та "заварушка". Это как в Испании? Потому что наряду с правительственными, скажем так, войсками, которые были супротив мятежников (а почему они - фашисты? А не просто путчисты? Как-то это "не сопляки из королевской гимназии и не уголовники из золотой бригады, а настоящие матерые офицеры-танкисты" слишком пестро), были своего рода интербригады, где и был Иван Жилин. Или все-таки Иван был там уже как работник спецслужб?

Максим < mmaslakov@yandex.ru>
Москва, Россия - 07/27/09 14:35:45 MSK

Не помню подробностей. Подразумевалась попытка силовиков всех мастей прекратить процесс разоружения и всеобщей разрядки. Иван там выступал как солдат интербригад. Как в Испании тридцатых годов 20-го века.


2. Генерал Туур. Он не выдержал разоружения и? Или он - участник путча? Где и погиб? Потому что не старая еще вдова и не совсем взрослая дочка с сыном.

Максим < mmaslakov@yandex.ru>
Москва, Россия - 07/27/09 14:36:14 MSK

Думаю, он был среди путчистов. Как погиб, представления не имею. Может быть, просто застрелился. А может быть, спрятался где-нибудь в Южной Америке, - в какой-нибудь старой нацистской колонии.


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович. Большое спасибо за Ваше бесценное творчество.
У меня несколько вопросов (все очень глупые, возраст такой).
1. Каким Вы были в 16 лет? О чем мечтали? Чем занимались?

Александра Ч. (PUMBA) < p.u.m.b.a@mail.ru>
Барнаул, Россия - 07/27/09 14:36:30 MSK

Много читал: у нас в классе было модно - читать. Мечтал стать выдающимся гимнастом. Был, разумеется, влюблен и несчастен. Что не мешало радоваться жизни и наслаждаться дружбой.


2. Глубоко уважаемая мной учительница химии высказалась относительно моего поколения так: "Словно через мясорубку пропущенные". Каково Ваше отношение к нынешним выпускникам школ?

Александра Ч. (PUMBA) < p.u.m.b.a@mail.ru>
Барнаул, Россия - 07/27/09 14:36:34 MSK

Я ничего о них не знаю. По-моему, они очень мало читают и большую часть времени слушают музыку. Это не есть хорошо. Впрочем, у каждого поколения свои заморочки, тараканы и прибамбахи. Главное, чтобы повезло с друзьями, - остальное приложится.


3. Совсем глупый и некорректный вопрос: "Если у меня отобрать злость, я стану медузой".
А без чего Вы станете медузой?

Александра Ч. (PUMBA) < p.u.m.b.a@mail.ru>
Барнаул, Россия - 07/27/09 14:36:49 MSK

Без работы.


4. Как Вы относитесь к смертной казни?

Александра Ч. (PUMBA) < p.u.m.b.a@mail.ru>
Барнаул, Россия - 07/27/09 14:37:11 MSK

Отрицательно. Терпеть не могу необратимых поступков.


Уважаемый Борис Натанович!
Может ли мечта двигать прогрессом человечества?

Алексей < a_pakhomow@mail.ru>
Рязань, Россия - 07/27/09 14:37:20 MSK

Может, конечно. Но главные двигатели прогресса, все-таки, лень и воображение.


Верите ли Вы в существование разумных внеземных цивилизаций?

Алексей < a_pakhomow@mail.ru>
Рязань, Россия - 07/27/09 14:37:21 MSK

Было бы странно, если бы их не было. Вселенная слишком велика и разнообразна, чтобы хоть что-то существовало в ней в единственном экземпляре.


Не кажется ли Вам, что сейчас в космосе не хватает русского духа?

Алексей < a_pakhomow@mail.ru>
Рязань, Россия - 07/27/09 14:37:25 MSK

Что еще за "русский дух" таинственный? Космос интернационален. Как и наука вообще.


Здравствуйте, Борис Натанович! Извините за беспокойство и, может, за бестактность, но очень хотелось бы узнать, были ли Вы знакомы с внучкой академика Бехтерева (директором института изучения мозга в Ленинграде)? И что легло в Ваши произведения (или в какие произведения) в качестве доступной на то время информации об изучении человеческого мозга и его возможностях? И, если можно, Ваше мнение о необходимости изучения мозга человека, с точки зрения - к чему это может привести? Спасибо.

Вадим Шейко < sheiko.vadim@rambler.ru>
Харьков, Украина - 07/27/09 14:37:40 MSK

С госпожой Бехтеревой я знаком не был, но, разумеется, много о ней слышал. С работами Института мозга знаком очень поверхностно. Все, что есть у нас в романах-повестях по этому поводу, сравнительно вольный полет воображения и не более того. Да и писали мы об этом мало и случайно. Конечно, изучение человеческого мозга - дело грандиозное. Мозг вообще, видимо, есть самая сложная субстанция, известная нам сегодня. Знаем мы его очень плохо и, похоже, в ближайшее время ничего существенно нового и не сумеем узнать. Связанные с мозгом проблемы кажутся мне настолько сложными, что я даже перспективу увидеть здесь не способен. Увы.


Я давно и много думал о Вашей, уважаемый Борис Натанович, Теории Образования + Воспитание. И вот что мне сдается: если учитель НЕ МОЖЕТ передать свои знания ученику, то он либо плохой учитель, либо ученику попросту НЕ НУЖНЫ И ДАРОМ эти знания. То же касается и моральных ценностей. Не безнравственно ли это - навязывать несмышленышам свои моральные ценности? Они все равно сами вырастут и выработают свои. Так не мартышкин ли это труд - бетонировать площадки, сквозь которые все равно пробьется трава? Я, конечно, понимаю Ваше стремление жить в спокойном и цивилизованном мире, среди грамотных и даже где-то умных людей. Но ведь когда Учитель говорит "Делай, как я", или даже "Будь, как я", - имеет ли он на это право?

И.Щедрин < valet@mail.zp.ua>
Запорожье, Швамбрания - 07/27/09 14:37:41 MSK

Законные вопросы. Высокая теория воспитания только в том случае получит право на внедрение, если будет доказано, что продуктом ее является Человек Воспитанный в самом высоком смысле этого слова. Практически это означает, что внедрение теории воспитания есть длительный процесс совершенствования методики, отладка будет длиться годами, Учителя будут самосовершенствоваться от поколения к поколению. Только так. Никаких поспешных и, упаси бог, насильственных действий. Никаких ломаний воспитанников через колено. Никаких "окаменелых" алгоритмов. Суть - найти главный талант маленького человека, главное его умение, то, что получается у него лучше, чем у многих. Найти и - "запустить", сведя таким образом к минимуму внутренние конфликты и комплексы. Имеет ли на это Учитель право? Да, если это способствует превращению человека в творца и носителя добра. Нет, если на этом пути человек, как член общества, теряет больше, чем приобретает. Что является критерием? Как всегда - практика. Жизнь. История. Мы сейчас, строго говоря, даже подходов к теории воспитания не способны увидеть. Мы ни в каких "азах" не уверены. "Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным?" Не известно. "Высочайшее наслаждение человека - успешный творческий труд?" Не знаю. Сегодня это только гипотеза. "Человечность превыше всего?" Возможно. Но что есть человечность? Главное - понять, что Высокая теория и практика воспитания не есть совокупность понятий (даже самых точных), - это непрерывный процесс самосовершенствования, растянутый на годы и поколения. По сути это - эволюция нравственности.


Борис Натанович, какие произведения Вы бы хотели дополнительно включить в школьную программу. Чьи книги могут помочь детям изгнать "обезьяну" из сознания? В нашей стране уроки литературы и русского языка пока обязательны, может быть, через них и получится вырастить поколение достойных нового мира людей?

Подеро Александр Игоревич < podero@list.ru>
Астрахань, Россия - 07/27/09 14:38:03 MSK

Несколько авторов представляются мне почти обязательными: Булгаков, Шварц, Шефнер, Искандер, Довлатов, Ильф и Петров, Тынянов, Солженицын... Разумеется, я имею в виду 9-10-классников. На самом деле список гораздо длиннее, но "для начала" достаточно и этих.


Любите ли Вы музыку? Какая музыка будет звучать через 50 лет во времена предполагаемого Вами ресурсного кризиса? Какие произведения Вы, может быть, слушали в моем возрасте (24 года)? Не станет ли музыка проводником в новый мир для неграмотных людей, людей, которых просто не успели или не смогли воспитать? Какова нравственная составляющая "упорядоченного шума"?

Подеро Александр Игоревич < podero@list.ru>
Астрахань, Россия - 07/27/09 14:38:13 MSK

В молодости любил джаз и популярную классику. Но вот уже много лет любой музыке предпочитаю тишину.


Уважаемый Борис Натанович!
Как Вы отнеслись бы к созданию уникального многовариантного тематического парка около города Калуга по Вашим произведениям?

Makcим Глебов < mircosmos@inbox.ru>
Москва, Россия - 07/27/09 14:38:26 MSK

У меня не хватает воображения, чтобы представить себе этот проект сколько-нибудь детально. Могу только пожелать удачи тем, кто эту затею рискнет реализовать.


Доброго Вам здравия, уважаемый Борис Натанович!
У меня к Вам не вопрос а, скорее, просьба подтвердить или опровергнуть мои домыслы относительно "Града обреченного" и Воронина.
Во второй части книги главный герой впервые попадает в красное здание, где играет с великим стратегом и в какой-то момент его озарило понимание того, каковы правила этой игры, но продолжить играть по этим правилам он не смог и прервал партию. Тем не менее, он попытался играть по правилам у себя в кабинете, где он отпускает Вана (фактически нарушив закон), и "отдает под бой фигуру" Изи Кацмана (Кто сказал что свои фигуры менее опасны чем фигуры противника? Вздор, свои фигуры куда более опасны, чем фигуры противника). Но игра по правилам оказалась непосильной ношей для Андрея. Несмотря на то, что он пытался договориться с совестью, легенда Гейгера о письмах окончательно выбила почву из-под ног главного героя. Таким образом, рухнула вера в правильность избранного Ворониным пути. Идея общественного блага, "во имя темного, забитого большинства" требовала от Андрея игры по правилам, играя по которым, невозможно было не жертвовать своими фигурами, а он к этому не был приспособлен.
Как мне кажется, Красное здание стало для Воронина ключевым моментом в произведении, потому что послужило катализатором, ускорившим процесс разрушения веры в идею общественного блага.
Прошу прощения, если путано объяснился, просто меня переполняют эмоции от мысли о том, сколько пространства для размышлений Вы положили в книгу.

Матвеев Иван Сергеевич < avtosharm@dn.farlep.net>
Донецк, Украина - 07/27/09 14:38:45 MSK

Ваши соображения отнюдь не противоречат авторским. Как говорится, "можно и так". Спасибо за внимание к нашей работе.


Уважаемый Борис Натанович! Хочу выразить Вам свою глубокую признательность за "Поиск предназначения".
Я редко перечитываю книги. Можно сказать, практически не перечитываю. Я так медленно их "пережевываю", переболеваю ими, что редко когда испытываю потребность в этом еще раз. Исключение составляют только несколько авторов. К Вашим книгам есть потребноcть возвращаться вновь и вновь, они многослойны и бездонны.
Ленинградская блокада глазами восьмилетнего мальчика. Всего несколько маленьких глав... Можно сколько угодно смотреть кинохронику и читать о блокаде, оставаться равнодушным. Хотя бы ОДИН РАЗ нужно ПОПЫТАТЬСЯ представить ЭТО, и все начинаешь видеть и чувствовать по-другому. КАК это люди пережили? А КАК нашли силы жить дальше, храня в памяти этот ужас? Можно бесконечно говорить и писать о фантастике, смысле жизни, правительствах, судьбах мира и забыть при этом о Человеке. В Ваших книгах всегда есть Человек.
"...и там, как в прекрасном волшебном сне, увидел маму, бегущую... к нему навстречу... И весь этот мертвый, гнусный, безжалостный, загаженный, злобно-равнодушный и остервенело-оскаленный мир - стал сразу же нежен, ласков и бесконечно прекрасен..." Низкий поклон Вам!

Людмила Геннадиевна < lusir@inbox.ru>
Магадан, Россия - 07/27/09 14:39:00 MSK

Большое спасибо за добрые слова! Не могу передать Вам, как это важно: хотя бы время от времени услышать голос доброжелательного читателя и понять, что старался не зря и никакие усилия не пропали даром!


Что связывало АБС с Корнеем Ивановичем Чуковским, - может быть, то, что он полжизни (до начала войны) прожил в Петербурге/Ленинграде, а другие полжизни (после возвращения из эвакуации) - в Москве, а писатель АБС жил наполовину в Москве (АНС), наполовину в Питере (БНС)?
Не может быть, чтобы собирательный АБСовский персонаж Корней Корнеевич Корнеев (я сложил его из Витьки Корнеева, Корнея Яшмаа и Сергея Корнеевича Манохина) совсем никак не пересекался с Корнеем Чуковским, который сам себе придумал это имя, будучи от рождения Николаем Корнейчуковым...

Бибигон Бармалеев < yyy@maiil.ru>
Чукоккала, Россия - 07/27/09 14:39:16 MSK

Увы, ничего нас с Корнеем Ивановичем не связывало, кроме почтительнейшей любви и уважения к этому замечательному писателю и человеку. Помнится, правда, много лет назад Корней Иванович прочитал какой-то перевод Аркадия Натановича с японского и отозвался о нем с большой похвалой. АНС очень гордился этой похвалой, что и понятно.


Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем случае, вопрос можно послать по адресу: bvi@rusf.ru, при этом весьма желательно сообщить страну и город проживания отправителя вопроса.

БВИ.



В избранное