Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Off-line интервью Бориса Стругацкого от 18/03/2005


Информационный Канал Subscribe.Ru

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО

Борис Натанович, с прошедшим Вас Новым годом.
1. Скажите, пожалуйста, как Вы полагаете, празднование Рождества не 25-12, а 7-1 - имеет какие-либо преимущества?

Сергей Алешкин
Москва, Россия - 03/18/05 23:12:34 MSK

С моей точки зрения - никаких. Для меня вообще Рождество не праздник. Я праздную только Новый год.


2. Интересно, а что стал делать Феликс Сорокин после того, как дописал свою синюю папку? Ведь после этого в его жизни стало чуть меньше смысла?

Сергей Алешкин
Москва, Россия - 03/18/05 23:12:35 MSK

Это ниоткуда не следует. Вообще говоря, закончив одну книгу, писатель, как правило, принимается за следующую.


3. Как Вы относитесь к людям, пишущим "под АБС"? И вообще это возможно, ведь сами АБС ни под кого не писали?

Сергей Алешкин
Москва, Россия - 03/18/05 23:12:56 MSK

АБС очень даже "писали под" - и под Алексея Толстого, и под Хемингуэя, и под Уэллса. "Писать под" - среди (молодых) писателей занятие самое что ни на есть распространенное. Тут главное - не увлекаться и в конце концов найти себя.


4. Как Вы относитесь к идее реформирования системы образования и науки в России?

Сергей Алешкин
Москва, Россия - 03/18/05 23:13:01 MSK

Положительно и с интересом.


5. Прошло много лет, и, видимо, в 21 веке не будет Вашего Полдня (как в романе). А в 22?

Сергей Алешкин
Москва, Россия - 03/18/05 23:13:09 MSK

Мир Полудня - это мечта. Социальные мечты не сбываются никогда. Они слишком просты для того, чтобы реализоваться, им не хватает сложности.


Уважаемый Борис Натанович, рассказ Брэдбери "Удивительная кончина Дадли Стоуна", о котором Вас уже спрашивали, Вы можете найти, к примеру, у Максима Мошкова: http://lib.ru/INOFANT/BRADBURY/stoun.txt
Если Вы все же решите его прочесть (он того стоит - как и все у Брэдбери - и к тому же он очень короткий), то и у меня есть вопрос об этом рассказе. Мне кажется скорее знаменательным, чем забавным, тот факт, что сегодняшнему читателю оказалось трудно отличить ситуацию в этом рассказе от ситуации в ЗМЛДКС. А Вам?

Илья Юдин
New York, USA - 03/18/05 23:13:18 MSK

Я нашел и прочитал этот рассказ. Спасибо. Конечно, какое-то (отдаленное) сходство с зМЛдКС в этом рассказе угадывается. По сути, там описана судьба какого-нибудь Глухова или Губаря, отказавшегося от первородного права во имя чечевичной похлебки. Ну что ж, так оно и должно было бы быть. Не мне судить, и уж, конечно, не мне осуждать. Но есть, согласитесь, в этом некое упрощение проблемы?


Борис Натанович!
Долгих лет Вам жизни.
Читаю Вас уже лет этак 30. :)
И - наслаждаюсь, до сих пор.
Вопрос:
А почему Вы в своих ответах не используете смайлики? :)
Иногда бы не помешало...

Serg SHagin < orion@kolch.elcom.ru>
Россия - 03/18/05 23:13:47 MSK

Как-то не привык. Впрочем, с недавних пор - использую. :)


И как Вы вообще относитесь к "инетовской" культуре слова?

Serg SHagin < orion@kolch.elcom.ru>
Россия - 03/18/05 23:14:14 MSK

Не совсем понимаю, что Вы имеете в виду. Если грамотность, то она чудовищна!


Уважаемый Борис Натанович! Здесь, в off-line интервью, вы говорили, что талант - это "искра божья". Полностью поддерживая эту точку зрения, хотел бы спросить: не задумывались ли Вы о природе этой "искры"? На любительском, естественно, уровне, не как психолог, а как человек, талантом обладающий и могущий сравнивать себя с людьми, обделенными в этом плане - хотя бы в области словотворчества? (Такой вопрос, как мне кажется, хорошо перекликается с вопросом о природе ума. Есть ведь люди с большим багажом знаний, но каким-то несильным умственным тонусом, что ли... - от рождения, вне усилий воли и сознания. Сколько ни усердствуй, количество в качество не переходит, как у посредственного спортсмена без особых данных.) Если Вы об этом размышляли, поделитесь, пожалуйста.

А.Галиуллин < mailletterbox@mail.ru>
Татарстан, Россия - 03/18/05 23:14:25 MSK

Природа таланта: тайна сия велика есть! Это, на самом деле, все, что могу я сказать по существу Вашего вопроса. Что-то было в генах от рождения, некое плодотворное семя... И попало это семя на благодарную почву жизненных обстоятельств - семья, друзья, вовремя прочитанные нужные книжки... Семя проросло, способности реализовались, а тут оказалось, что и терпения хватает, и упорства, и "желания стать"... Можно, наверное, составить список способностей и ситуаций, сочетание которых приведет к реализации таланта, но список этот ВСЕГДА будет не полон, и никто не сумеет выделить в этом списке "необходимое и достаточное".


Второй вопрос такой: как Вы думаете, есть ли нации "повышенной талантливости"? (Сразу оговорюсь - я не расист/антисемит, сам не русский и вообще ко всем нациям отношусь одинаково доброжелательно-равнодушно.) Например, трудно представить музыкальную культуру Америки без негритянского влияния - от джаза до рэпа и хип-хопа. А с другой стороны, говоря словами Вашего героя Изи Кацмана, если взять монголов, то отсутствие творческих личностей как бы и нормально...

А.Галиуллин < mailletterbox@mail.ru>
Татарстан, Россия - 03/18/05 23:14:49 MSK

Я думаю, что нет наций и этносов "повышенной (пониженной) талантливости" вообще. Талант (способность особенно ярко реализовать себя) свойство не этническое, а сугубо индивидуальное. Хотя я готов допустить, что существуют этносы более талантливые в какой-то одной области (скажем, в музыке, математике, поэзии) - в том смысле, что названный талант встречается у представителей данного этноса чаще, чем у соседнего. Я думаю, талант - свойство генома, и процент талантливых людей во всех этносах примерно одинаков - отличаются только сами таланты. Как проверить такие вот соображения экспериментально - представления не имею. А ведь дело осложняется еще и тем обстоятельством, что "творческая личность" есть талант плюс (обязательно!) условия его реализации!


Здравствуйте, Борис Натанович!
Я прочитал вопрос, обращенный к Вам, и Ваш ответ:
ВОПРОС: Как молодому и зеленому пробиться в жестоком современном мире и опубликовать свою книгу? (Причем о гонорарах я вообще не беспокоюсь. Лишь бы людям роман понравился...) (Артем Дегтярев, Белгород, Россия - 01/06/05 22:57:35 MSK)
ОТВЕТ: Это - проблема. Молодому писателю нужно три вещи: талант (искра божия); трудолюбие; и терпение, воистину адское. И имейте в виду: опубликоваться (как правило) гораздо труднее, чем писать. Впрочем, Вы, видимо, уже это поняли.
МОЙ ВОПРОС: Разве обязательно публикация должна быть в бумаге? Публикация возможна в интернете - если целью для "молодого и зеленого" является не получение гонораров, то в остальном для него - донести до публики свою работу (т.е. опубликоваться) и получить морковку в виде славы, или что там ему надо, - нет сейчас никаких проблем. Может, не надо адского терпения? Может, пустить энергию на мирные цели, как думаете, Бори с Натанович? Понятно, что "бумажная публикация" - это своего рода знак принадлежности в касте, каким был во время оно билет СП СССР - "без бумажки ты какашка, а с бумажкой - человек". И вопрос таков: Вы (как редактор) готовы относиться к авторам, у которых нет бумажных публикаций (я не о себе), ровно так же, как к тем, кто издавался; Вы готовы (как писатель) воспринимать таких авторов как коллег, а не как самотек? (Естественно, речь не идет о графоманиаках).

Hoaxer < hoaxer@mail.ru>
Москва, Россия - 03/18/05 23:15:03 MSK

Конечно, речь идет о некоей условной, традиционной системе оценок. Книга, выпущенная в издательстве, рассказ, опубликованный в толстом журнале, - удача, успех, признак писательской зрелости. 50 лет назад такая система представлений была вполне оправдана: любая публикация - это десятки тысяч читателей (просто из-за тиража), а самиздат он и есть самиздат - "двадцать экземпляров". Сейчас, разумеется, эту систему оценок, может быть, стоило бы и пересмотреть, но... Для меня, лично, вес рукописного или электронного текста зависит только от произведенного впечатления. Слишком много я прочитал за свою жизнь плохих книг и хороших рукописей, чтобы думать иначе. Правда, книжку читать УДОБНЕЕ, чем рукопись, и тут уж ничего не поделаешь.


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович!
Вопрос у меня небольшой - как Вы с АН придумывали/выбирали имена для своих героев? В особенности - необычные "для наших широт"?

Игорь
Красноярск, Россия - 03/18/05 23:15:14 MSK

Я об этом писал здесь и не раз. Полистайте страничку. Не хочется повторяться, тем более, что ничего особенного в процедуре придумывания имен нет.


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович.
Огромное спасибо за то влияние, которое оказали на меня Ваши книги.
Я прочел заметку В.Ревича об АН. Эта заметка оставила неприятное впечатление... Можно узнать, кем был для Вас и Вашего брата Владислав Ревич? Спасибо.

Алексей < chitaka@mail.ru>
Ставрополь, Россия - 03/18/05 23:15:25 MSK

Он был нашим близким приятелем. Было время, когда мы встречались семьями и регулярно. Мы были единомышленниками, хотя наши представления о том, какой должна быть литература, не всегда совпадали.
[Замечу в скобках для автора вопроса, что имя Ревича все-таки Всеволод, а не Владислав. - БВИ.]


Уважаемый Борис Натанович!
Не могли бы Вы уточнить - в институте Виконта выводили клонов? Если да, то каким образом был получен изначальный материал?

Семен Чарный < ovadia-haz@yandex.ru>
Москва, Россия - 03/18/05 23:15:37 MSK

Да, Виконт выводил клонов - создавал живые фабрики запчастей для больших начальников. Начальный материал получался во время одного из систематических медосмотров, которым это начальство подвергалось.


И второе - можно ли было использовать такого клона для реинкарнации самого Красногорова?

Семен Чарный < ovadia-haz@yandex.ru>
Москва, Россия - 03/18/05 23:15:49 MSK

Как я уже писал неоднократно, клонирование для реинкарнации непригодно: надо ведь не только вырастить тело, надо еще "повторить" душу - то есть, повторить всю предшествующую жизнь.


Доброго здоровья, Борис Натанович!
Извините, что возвращаюсь к так нелюбимому Вам детищу - "СБТ".
Я его перечитываю лет, наверное, сорок. И постоянно запинаюсь об одну штуку.
Глава, когда встречали на космодроме "Хиус". Там прошел прокол, не сработали генераторы и т.п. И о том, кто будет наказан. "Зайченко был    н а     д о в е р и и".   Разрядка - по тексту. Что имелось в виду? В те годы, я помню, было модным "взять на поруки". Это не то? Или это что-то, уже близкое к Полудню? Какие-то моральные наказания?

Евгений Николаев < john-miss@yandex.ru>
Йошкар-Ола, Россия - 03/18/05 23:16:07 MSK

Нет, к "порукам" все это, конечно, никакого отношения не имело. Подразумевалось, что этому Зайченко доверяли особенно, лично, по-дружески, а не только по службе, а он - подвел.


Борис Натанович! Желаю Вам здоровья, удачи и интереса к жизни.
Хочу порекомендовать (вот так просто... а вдруг Вы не знаете:) фильмы в смешном переводе Гоблина (всего-то штук 5), древние игры а-ля Цивилизация - "Master of Orion" (1,2) и "Master of Magic"; и, самое главное, стишок, из-за которого я решился сюда написать впервые за 10 лет (а вообще стихи не люблю):
Стоит на кухне недопит горячий шоколад
А он уже себе сопит, мой маленький солдат
Ему приснятся как всегда далекие миры
Планеты, пальмы, города, воздушные шары
Ночная фея прилетит как бабочка на свет
И дверь тихонько отворит в мир сказок и конфет
Возьмет с собой на карнавал таинственный султан
И встать позволит за штурвал суровый капитан
И с ним пиратский клад найдешь в подземных тайниках
Принцессу юную спасешь в альпийских ледниках
Она тебе подарит вальс на сказочном балу
И голый мальчик пустит в вас волшебную стрелу
Потом все гости убегут резвиться в лунный сад
Т ам ходит Бэтмен, Робин Гуд и сам Маркиз де Сад
Твоя принцесса весела, а ведьма и вампир
Забыли старые дела - в обнимку пьют кефир
Пусть тени за окнами дышат
Они нас с тобой не услышат
Всегда сбываются мечты и много лет назад
Я был совсем таким как ты, мой маленький солдат
И свет звезды меня манил и солнца звонкий смех
Я папу с бабушкой любил, а маму больше всех
И провожая облака познать скорей хотел
Я вкус запретный табака и запах женских тел
Но в день, когда я стал большим, как в поле чучела
Принцесса превратилась в дым, а фея умерла
Пусть тени за окнами дышат
Они нас с тобой не услышат
Навстречу юности летит игрушечный фрегат
А он себе тихонько спит, мой маленький солдат
Его виденья в этот час прекрасней, чем цветы
А за окном танцуют вальс московские коты
Пусть тени за окнами дышат
Они нас с тобой не услышат
Это группа "Ногу свело", песня "Колыбельная песня"; советую прослушать (ну Людены, всего разок-то).
И звините за неформальность (Ваша улыбка дороже). А вдруг что-ниб удь из этого доставит Вам удовольствие?!

Sergei < sergei.p@takas.lt>
Вильнюс, Литва - 03/18/05 23:16:23 MSK

И в самом деле, доставило. Спасибо!


Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем случае, вопрос можно послать по адресу: bvi@rusf.ru, при этом весьма желательно сообщить страну и город проживания отправителя вопроса.

БВИ.



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: lit.absint
Отписаться

В избранное