Победа пришла только тогда, когда Дерево-богиня натравила на армию всю живность Пандоры (у Стругацких – это знаменитая на весь космос охотничья планета чудовищ*).
* Сцены истребления чудовищ-тахоргов, которые Мак Сим «прокручивает» контрразведчикам при ментоскопии (для демонстрации собственной крутизны) – как раз с Пандоры.
Это именно юный Максим Камарер, сперва оттягивается, истребляя животный мир Планеты синехвостых эльфов (помните, как в «Попытке к бегству» Стругацких юный «структуральнейший лингвист» мечтает об охотничьем туре на Пандору, ради удовольствия швырнуть в соперника черепом им убитого тахорга), а потом, продолжая лечить свой комсомольский сплин, бросается открывать и освобождать иные цивилизации. Евгений Ихлов. Аватара американской мечты 01.06.2010 – 00:23, Форум.мск
Известные деятели культуры и науки (Борис Стругацкий, Алексей Герман, Олег Басила-швили, Александр Кушнер, Кама Гинкас, Генриетта Янов-ская, Александр Городницкий, Нина Катерли, Самуил Лурье, Яков Гордин, Константин Азадовский, Борис Фирсов, Алексей Девотченко, Юрий Шевчук и многие другие) подписали обращение к правительству Петербурга с требованием немедленно отменить «позорное постановление» об увековечении памяти Григория Романова – одного из одиозных
партийных вождей, «душившего культуру, науку, искусство и свободу, ненавидевшего интеллигенцию, изгонявшего из города артистов, поэтов и художников и сделавшего все, чтобы превратить Ленинград в «великий город с областной судьбой». /.../
Видя нежелание Смольного отменять свое решение, Борис Стругацкий обратился к Дмитрию Медведеву. И, приложив упомянутое выше обращение деятелей культуры, попросил президента вмешаться. Борис Вишневский. Провалы в исторической памяти 02.06.2010 – 02:08, Новая газета
Людмила Алексеева, Председатель Московской Хельсинской группы Лев Пономарев, Общероссийское движение «За права человека» Глеб Якунин, священник, Общественный комитет защиты свободы совести Эрнст Черный, ответственный секретарь Общественного комитета в защиту ученых Олег Орлов, председатель Совета Правозащитного центра «Мемориал»,
член правления международного общества «Мемориал» Нина Катерли, писатель, член Союза писателей Москвы и ПЕН-клуба Борис Стругацкий, писатель Андрей Пионтковский, писатель, политолог Любовь Волкова, президент Московского фонда «Социальное Партнерство» Дмитрий Пысларь, Фонд «Право солдата» Евгений Ихлов, журналист
и многие другие Проходит сбор подписей под заявлением общественных деятелей «Виновных в преступлении на Триумфальной площади – к ответу» 02.06.2010 – 17:29, Новая газета
Я как-то заметил, что «The Crime and the Punishment», «War and Peace», «Doctor Zhivago» и «Master and Margarita» составляют непременный русистский «малый бант». Разумеется, они вырваны из контекста и откомментированы туземными интерпретаторами. Усердному зарубежному читателю невдомёк, что «cossack» и «Pasternak» – понятия очень отдалённые, да и редкий русский читатель долетит до середины пастернаковского
романа, тогда как «Мастер и Маргарита» многими воспринимается как книга для подростков, хорошо идущая, например, в компании Стругацких. Причём книга смешная, вопреки даже основным усилиям автора. Дометий Завольский. Холощение медного всадника 03.06.2010 – 13:27, АПН
В СССР роман братьев Стругацких «Гадкие лебеди» был запрещен. Роман был написан в 1967 году, когда начинался застой. Непонятно, что подрывного отыскали в книге советские цензоры. Действие происходит в неназванной стране, там вечно идет дождь, а элита сидит в кабаках и беспробудно пьянствует. На окраине находится лепрозорий, где живут просвещенные люди-мокрецы с возвышенными помыслами, которые на дух не переносят алкоголь. К мокрецам уходят дети, жители покидают
город, а дождь прекращается. «Гадкие лебеди» с гадкими намеками куда большее отношение имеют к нашему времени, но нам все божья роса.
«Гадкие лебеди» – книга об обществе, потерявшем способность двигаться вперед. Хотя Стругацкие повторяли, что они не фантасты, они как на ладони видели будущее. СССР еще сохранял динамику, еще успел запустить луноход, вернуть на Землю лунный грунт, построить невиданную орбитальную станцию и космический самолет, каскад огромных ГЭС и АЭС. Мы еще шли вровень в ЭВМ и электронике, даже автомобили сносные создавали, в медицине и биотехнологиях стояли на достойных
позициях. Но темп угасал – отставание в критических технологиях нарастало, инновации прекратились, поднимался запах тлена. Страна превращалась в территорию лузеров, глубокая депрессия охватывала все стороны жизни. Молодежь перестала верить в советские заговоры. Потеряв молодежь, СССР потерял будущее. Дети 1960-х во главе с Гайдаром ушли к мокрецам на Запад, сколько ни уверяла пропаганда, что там находится лепрозорий.
И вот ныне впервые за долгие и глупые десятилетия Россия взяла вменяемый курс, сделав ставку на инновации и модернизацию, что подтверждено мировым опытом, а не видениями пламенного революционного сердца. О том, что этот курс единственно спасителен для страны, твердят лидеры государства, хотя общество, даже его элита, находится в зоне скепсиса по отношению к проектам государства, что естественно после каскада безутешных провалов, сопровождавших предыдущие реформы. Своеобразие
инновационного развития состоит в том, что его вдохновители могут не вкусить плодов своих усилий. Главный мокрец Зурмансор (уверен, Завулон из «Дневного дозора» – прямое заимствование у Стругацких) говорит глубокомысленно: «Будущее создается тобой, но не для тебя». Медведев и Путин с командой не знают, застанут ли всходы на ниве инноваций, но они не видят другого пути развития для страны, если она питает здоровые амбиции. Сергей Лесков. Инновации и мокрецы. 03.06.2010 – 14:16, Известия
Впрочем, среди интеллигенции нашлись люди других взглядов. Они подписались под заявлениями, осуждающими очередной разгон митинга в центре Москвы. Среди них актер Олег Басилашвили, писатель Борис Стругацкий, социолог Игорь Кон и многие другие, известные и не очень. Все они потребовали наказать виновных в избиениях людей, которые пришли защитить свои законные права. Федор Бондарчук о «несогласных»: «откровенно хулиганствуют и на закон плюют» 05.06.2010 – 16:32, Версии.com
Пикник на обочине
«Старая узкоколейка брала свое начало здесь, у развалин ремонтных мастерских, и бежала дальше по краю болота по насыпанной гряде, а через несколько километров поворачивала туда, где много лет назад что-то случилось с атомной станцией. Но было что-то еще, что превратило десятки квадратных километров пустыря в Зону», – это отрывок из книги Александра Дядищева «Тени Чернобыля», который сразу вспомнился, когда перед нами открылась законсервированная
площадка башкирской атомной электростанции.
Ржавые пустые ангары, железобетонный фундамент с торчащей арматурой, узкоколейка, заросшая травой – все это и внешне напоминает чернобыльскую зону. А рабочие в камуфляже и противогазах, висящие на металлических конструкциях и выполняющие плановые работы по консервации и вовсе напоминали «сталкеров» – охотников за таинственными артефактами в зоне, посещенной инопланетянами, талантливо описанной братьями Стругацкими.
[Следующие разделы статьи: Трудно быть богом?; Понедельник начинается в субботу; Гадкие лебеди.] Евгений КОСТИЦЫН, Валентин ОРЛОВ. Зона высокого напряжения. Более половины жизни город Агидель мечтает о лучшей доле 07.06.2010 – 01:49, МедиаКорСеть
Кинорежиссер Федор Бондарчук не только поддержал разгон последнего марша несогласных, но и осудил несогласие с властями не стесняясь в выражениях. /.../
Впрочем, среди интеллигенции нашлись люди других взглядов. Они подписались под заявлениями, осуждающими очередной разгон митинга в центре Москвы. Среди них актер Олег Басилашвили, писатель Борис Стругацкий, социолог Игорь Кон и многие другие, известные и не очень. Все они потребовали наказать виновных в избиениях людей, которые пришли защитить свои законные права. Титан, бульдозер и Бондарчук – самые обсуждаемые темы блогосферы 07.06.2010 – 13:59, The Epoch Times
Что касается нового направления в отечественном кинематографе, которое копирует Голливуд, то, на мой взгляд, оно бесперспективно. Обскакать американцев, являющихся мастерами по созданию «аттракционов», нам не удастся. Да и не нужно, потому что «аттракционы» не имеют никакого отношения к искусству и человеческой душе. Возьмите тот же «Аватар» – дрянь полнейшая, разве можно его сравнить с «Солярисом» Тарковского или творчеством
братьев Стругацких? Но как «Автар» сделан технически! Олег Басилашвили. «Власть считает нас быдлом!» 07.06.2010 – 16:32, Столица С
Чтобы все это звучало менее странно, вспомним по порядку. У раннего Маркса есть такое очень гуманное определение нового строя. В чем зло индустриального капитализма? Там в производстве вещей сам человек используется как вещь и отношение к нему соответствующее и никаким другим быть не может. Так если человек используется как автомат, может быть, его и заменить автоматом? А человек освободится для чего-то более человечного?
Вот, собственно, самое первое определение постиндустриального общества. Технологические возможности человечества уже сейчас допускают существование чего-то вроде Мира Полудня братьев Стругацких. Уничтожение труда (в марксистском смысле этого слова), большая часть времени большинства людей – творчество, учение и общение. Технологии уже позволяют. Но как-то быстро выяснилось, что этого не позволяют сами люди.
Нынешнее человечество, что уже видно, не пролезает в постиндустриал а-ля братья Стругацкие. /.../
Фишка в том, что в условном мире Стругацких, мире ученых-художников-педагогов, планка повышается, и сильно. /.../ Неизвестный Доцент
«И будете вы путешествовать от алмазной распивочной до хрустальной закусочной» (А. Стругацкий, Б. Стругацкий. Улитка на склоне.) Эта публика и так уже дуреет со скуки, при том что работодатели часов восемь в день пристраивает её уже хоть к чему-нибудь. А как одуреет, когда не будут пристраивать? Sleeper
Дело даже не в том, что автор написал бред. Обозвать Мир Полдня постиндустриальным обществом – в таком контексте прилепленную картинку можно понять только как «Стругацкие бьют морду Силаеву». Дело в том, что этот бред находит своих читателей. Александр Силаев. Невписанные 08.06.2010 – 09:30, Newslab.ru
Открытые ролевые игры «Грани коммуникаций» пройдут на живописной турбазе под Нижним Новгородом с 25 по 27 июня. Об этом сообщают организаторы.
Участники тренинга станут героями двух сюжетно-ролевых игр по мотивам произведений братьев Стругацких и Азимова, и смогут не только примерить на себя роль героев книг, но и в спонтанной ситуации проявить свои способности достигать целей и решать задачи с помощью коммуникативных способностей. Катерина Ткаченко. Ролевые игры устроят в области 08.06.2010 – 17:50, Время Н
Я невольно вспоминаю армию Островной Империи, описанную Стругацкими в книге «Обитаемый остров». Согласно замыслу писателей, Островная Империя была устроена следующим образом – в благополучном центре Империи царил почти что коммунизм, жили прекрасные, умные, добрые люди. На всей остальной территории жизнь была куда менее благополучной, но сносной. А вот в армию, охраняющую Островную Империю, выдавливались преступники, садисты, бандиты, неудачники...
Ничего не напоминает? Сергей Лукьяненко: Мародеры и фантастика 09.06.2010 – 16:00, Взгляд
Другой подход к оценке персонала в компании Яндекс. Соискатели должны разгадать «культурный код» и ответить на вопрос: «Кто такие Хунта и Корнеев» (ответ – герои романа Стругацких «Понедельник начинается в субботу»).
Как признался исполнительный директор Андрей Себрант, хуже всего этот тест проходят выпускники школы МВА. Анатолий Семененко. Бренды-лидеры провели саммит инноваций 10.06.2010 – 19:54, GZT.RU
Помимо новых детективов, в сетке вещания имеются и старые, но проверенные временем. Например, художественный фильм по одноименной повести братьев Стругацких «Отель «У погибшего альпиниста» (1979), который Первый канал покажет 20 июня. Приехав по срочному вызову в отель, инспектор полиции Глебски преступления не обнаружил, но подметил происходящие там странности. Только он собрался уезжать, как с гор обрушилась снежная лавина. А вскоре он нашел труп убитого
постояльца. Поскольку отель отрезан от внешнего мира, под подозрение попадают все. Детектив не подозревает, что не все присутствующие являются землянами. Сергей Варшавчик. Не забудьте поздравить Юрия Соломина и Наталью Селезневу 11.06.2010 – 13:00, РИА Новости
У книги Юрия Михайловича Лотмана «Непредсказуемые механизмы культуры» странная судьба.
Эта попытка – в силу именно что непредсказуемости механизмов культуры – обречена на провал, но Лотмана это не останавливает. Как говорил персонаж братьев Стругацких: «Мы знаем, что эта задача не имеет решения. Мы хотим знать, как ее решать». Ибо без такого рода усилий культурных взрывов, переводящих всю систему на новый уровень, попросту не бывает. Николай Караев. Культура. Минное поле культуры 12.06.2010 – 13:12, DzD.ee
Было ожидаемо, что многие православные публицисты и проповедники станут шинковать выставку «Диалог – двоесловие» в квашеную капусту. Меня печально удивило другое: вся критика пошла «по партийной линии». Большинство оппонентов не разбирает достоинств и недостатков конкретных произведений, а реагирует, как писали Стругацкие, по принципу «ночь, и горит городская свалка». Раскаленной метлой дурную траву с поля вон. Иван Семенов. По следам Бременских музыкантов 12.06.2010 – 15:02, Православие и Мир