Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Языкознание

  Все выпуски  

Языкознание с Дмитрием Титовым выпуск пятый


Языкознание с Дмитрием Титовым

выпуск пятый

 

Здравствуйте дорогие друзья.

Наша рассылка перешла из категории "бронзовые" в категорию "серебряные". В связи с этим в июне выпуск вышел раньше, чем обычно (вдохновение…). Я рад приветствовать наших старых подписчиков и тех, кто к нам только присоединился . Постараюсь сделать так, что бы читать рассылку было интересно. Сегодня мы продолжим разговор о миграциях древних германцев и зарождении современных германских языков.

Языки на карте мира.

Внутри западногерманского ареала в 1 в. нашей эры виделись три группы племенных диалектов: ингвеонская (североморская), иствеонская (рейнско-везерская), и эрмионская (приэльбская).

Часть ингвеонских племен (англы, саксы и юты) переселились в 5-6 вв. на Британские острова дали начало древнеанглийскому языку.

Иствеоны (франки) распостранились на запад континента в романизированную Галлию. В конце 5 в. там было образованно двуязычное государство Меровингов. Под властью франков в рамках государства Меровингов и Каролингов произошло объединение западногерманских племен (франков, алеманов, баюваров, туригов, хаттов), а также саксов.

Саксы в 4-5 вв. переселились с побережья северного моря в области Везера и Рейна. Это создало предпосылки для позднейшего формирования древневерхненемецкого языка, как языка немецкой народности.

Эрминоны (алеманны, баювары) с 1 в. н. э. передвигаются из бассейна Эльбы на юг Германии и становятся впоследствии носителями южнонемецких диалектов. В основу нижненемецких диалектов лег древнесаксонский, входивший изначально в ингвеонскую группу и ипытавший впоследствии мощное влияние франкских диалектов.

В результате взаимодействия франкских диалектов с фризскими и саксонскими в 9-11 вв. создаются условия для возникновения нидерландского языка.

Группа скандинавских диалектов после их обособления в 5 в. от континентальной группы вследствие постепенной миграции их носителей на север и юг делится с 7 в. на восточную и западную подгруппы. На базе восточноскандинавских диалектов позднее образуются шведский и датский языки, на базе западноскандинавских - норвежский.

Заселение в 9-10 вв. Исландии и Фарерских островов выходцами из Норвегии привело к становлению исландского и фарерского языков.

Из новейших германских языков идиш сформировался в 10-14 вв. на основе верхненемецких диалектов с включением семитских и позднее славянских элементов.

Африкаанс возник в 17 в. в результате смешения нидерландских диалектов с немецким, английским, французским языками, а так же с некоторыми африканскими языками и с креольским малайско-португальским языком.

Знаете ли вы…

В прошлом выпуске мы говорили о том, что род не обязательно связан с полом - мужским или женским. Существительные можно "распределять" и совсем по другим "ячейкам".

Вот, например, африканский язык масаи (восточная Африка). Здесь два рода (давайте лучше называть их, как делают в науке, не "родами", а "классами"). Один из этих родов, или классов, включает все большое и сильное. Другой класс - все маленькое и слабое. Ol tungani - это большой и сильный человек, a en dungani - маленький и слабый человечек. Иначе говоря, в языке масаи не мужской и женский, а "сильный" и "слабый" роды!

Теперь сделаем пробежку по карте языков. Язык монумбо в Новой Гвинее "ближе всего" к русскому: там тоже три класса плюс еще два: "смешанный" и... "детский"!

А его сосед - язык асмат, - пожалуй, самый далекий от русского. В нем тоже, как в монумбо, пять классов, но совсем других: предметы стоящие, сидящие, лежащие, плавающие и летающие.

Как это? Очень просто. Слова, обозначаю-щие такие предметы, как человек, дерево, столб, относятся к „стоящему" классу.

Слова, обозначающие такие предметы, как дом, куст, корзину - „сидящего" класса. Интересно, что к "сидящему" классу относится слово "женщина" и другие слова, обозначающие женщин. Для папуаса асмат мужчина представляется стоя-щим, а женщина - сидящей.

Вот такие предметы дают „лежащий" класс: змея, черепаха, бревно.

Слова, образующие предметы "плавающего" класса это лодка, рыба. Сюда же относятся и сами реки.

А "летающие" предметы (или, точнее, слова "летающего" класса) - не только птицы, бабочки, но и солнце, луна, звезды. И еще все, что висит под крышей (и сама крыша!) или лежит на чердаке. Одним словом, дело не в том, что они способны летать, а в том, что находятся выше направления взгляда

...Перенесемся в Африку. Язык луганда (Центральная Африка). В нем классов столько, что можно сбиться, потому что неясно: считать ли множественное число отдельно? Во всяком случае, в этом языке есть следующие классы:

· названия людей: omw-ana "ребенок" (род здесь обозначается приставкой!).

· названия растений и деревьев;

· названия особенно больших предметов: не просто "плод манго", а "крупный плод манго";

· собирательные" названия, которые считать нельзя: "вода", "молоко", "жир";

· то, что создано человеком: вещи, дома;

· названия животных;

· названия длинных, тонких или плоских предметов: "мост", "пальма", "бумага";

· слова, обозначающие совсем маленькое количество чего-либо. Если "вода" ama-zzi ("собирательный" класс), то с другой приставкой - otu-zzi - то же слово будет значить "капля воды". Масло - "пятнышко масла". Соль - "щепотка соли".

· слова, обозначающие маленький размер: aka-ana "мла-денец" (взгляните на самый первый из перечисленных классов!).

· названия продуктов и кушаний: "мука", "каша";

· названия действий: "хождение", "счет".

...Кавказ. Маленький (не более тысячи говорящих!) дагестанский язык - арчинский. В нем четыре класса. К первому относятся названия мужчин и всяческих мифических существ: бог, черт, ангел. Ко второму - только названия женщин. Пока все легко.

Трудность начинается с третьего класса: к нему относятся, во-первых, названия взрослых животных, во-вторых, злаков и еще гороха. А к четвертому - названия молодых (и вообще мелких) животных, например "теленок", "заяц", и названия металлов.

Все остальные слова без всякой явной логики (как в русском языке!) распределяются по третьему и четвертому классам. Не ясно, почему "абрикос" того же класса, что "бык" или "корова", а "груша" - того же, что "заяц" или "свинец"...

У соседа арчинского - табасаранского языка - три рода, как в русском.

Этимологический словарь.

И в конце выпуска мы, как обычно, поговорим о происхождениии слова. Сегодня это слово - выхухоль. Для меня это слово всегда звучало странно - не то шутка, не то ругательство. А слово это, оказывается, собственно русское.

Оно является видоизменением первоначального выхухоля. (Словарь Академии Российской, 1789).

Образованно с помощью приставки вы- от хухоля. Которое, в свою очередь, с помощью суф. -оля образовалось из несохранившегося "хухать" - "вонять", родственного, например, чешскому - chuchati "дуть", немецкому hauchen - "пахнуть". Животное названо по характерному для него запаху.

У В. Даля: "И хохуля себя не хулит, даром, что воняет".

Пока все. В следующем выпуске мы познакомимся с современными германскими языками, поговорим о полногласии и неполногласии в русском языке, узнаем, откуда произошли слова ландыш и тунеядец.

До следующей встречи.

В выпуске были использованы следующие источники:

Леонтьев А.А Путешествие по карте языков мира - М.: Просвещение, 1981. - 95с.

Шанский Н.В. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. Изд. 2-е, испр. и доп. Под ред. чл. -кор. АН СССР С.Г. Бархударова. : М. "Просвещение", 1971.

Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. - 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 685 с.

Адрес автора dmitrtit@rambler.ru


В избранное