Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Библиотека филолога. Лингвистика


Выпуск 5

Библиотека филолога. Лингвистика

2.10.2006г.

Вся необходимая информация для филолога!

Доброго времени суток! С вами Хисамов Олег и рассылка "Библиотека филолога. Лингвистика".

Сегодня в рассылке:

Оглавление:

1. Слово редактора
2. Галина Плотникова "формирование культуры речи специалиста
телевидения в процессе обучения в вузе".
3. Конкурс переводчиков

Слово редактора

Здравствуйте, уважаемые подписчики рассылки "Библиотека
филолога. Лингвистика"! С вами Олег Хисамов и очередной номер
газеты. В этом номере я хочу вам представить свежеиспеченного
кандидата педагогических наук. Знакомьтесь: Плотникова Галина
Григорьевна. В мае месяце она успешно защитила диссертацию на
тему "Формирование культуры речи специалиста телевидения в
процессе обучения в вузе". В этом номере вы сможете прочитать
автореферат ее диссертации и более подробную информацию об
авторе. Мы публикуем ее автореферат почти полностью, кроме
таблиц. Таблицы мы были вынуждены вырезать из-за большого
объема. Приносим извинения автору.
Проект "Биржа переводов" проводить конкурс на лучший перевод.
Мы вам предлагаем познакомиться с одним из них. Если вам
понравилась работа, проголосуйте, пожалуйста, за него. С
остальными конкурсными работами вы сможете познакомиться на
странице проекта. Мы в свою очередь планируем публикацию
наиболее интересных работ в своей рассылке.
И как всегда ждем ваших материалов. Присылайте как можно
больше. Количество подписчиков нашей рассылки уже около 1000
человек. Покажите свои работы людям. Они имеют право знать!
Приятного чтения!
С уважением, О.Хисамов,
Редактор рассылки "Библиотека филолога. Лингвистика".
Вся необходимая информация для филолога!
Россия, Татарстан
г. Казань
ул. Кремлевская 18,
г. Зеленодольск
Ул. Сайдашева 3
Казанский государственный университет
ohisamov@mail.ru

Статья номера

Плотникова Галина Григорьевна.
формирование культуры речи специалиста телевидения в
процессе обучения в вузе

13.00.08 - теория и методика профессионального образования.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук.
Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии
Краснодарского государственного университета культуры и
Искусств.
Научный руководитель: кандидат педагогических наук,
доцент Никонова Зоя Владимировна.
Защита состоялась "19" мая 2006 года в 15часов
на заседании диссертационного совета Д 210.007.03
в Краснодарском государственном университете культуры
и искусств по адресу:
350072, г. Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33, ауд. 116.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке
Краснодарского государственного университета культуры и
искусств.

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Модернизация образования в России
направлена на повышение образовательного уровня общества и
создание условий его дальнейшего совершенствования. В этой
связи в вузах усиливается ориентация на конечный результат:
формирование личности специалиста, его нравственного и
творческого потенциала, достижение нового состояния студента,
испытывающего потребность в постоянном самосовершенствовании,
освоении общей и профессиональной культуры. Формирование
специалиста, способного выступать носителем и распространителем
культуры, предполагает наличие у него высокого уровня
коммуникативных способностей на основе исторически сложившейся
системы языка с учетом образования и природных качеств личности.
Постановка этой задачи особенно актуальна применительно к
профессиональной подготовке специалистов телевидения. Глобальные
изменения, связанные с непрерывно развивающимися возможностями
массовой коммуникации, влияют не только на условия жизни, но и
на способ мышления, систему восприятия современного человека,
его язык. В этой связи неизмеримо возрастает значение культуры
речи всех творческих работников телевидения, участвующих в
подготовке, создании и выпуске телепередач - менеджеров,
режиссеров, корреспондентов, редакторов, ведущих и пр., так как
правильная, выразительная, уместная и чистая речь, тиражируемая
в эфире, способствует повышению культуры речи общества.
Однако многие ученые (Л.А. Вербицкая, Л.К. Граудина, В.В.
Егоров, В.Г. Костомаров, О.А. Лаптева и др) сегодня констатируют
снижение общего уровня языковой культуры в СМИ. В телевизионной
речи это проявляется в увеличении лексики со сниженной
эмоционально-экспрессивной окраской, в применении просторечных
форм, канцеляризмов, вульгаризмов, жаргонизмов; несоблюдении
журналистами этических норм культуры речи; в различных
отклонениях от орфоэпических академических норм в сторону
региональных фонетических черт; в интонационной манере
телевизионных ведущих прослеживаются стандарты английской и
англо-американской речи. По мнению исследователей, это
обусловлено рядом причин (демократизация вещания, преодоление
тоталитарного прошлого и пр.), одна из которых озвучена
Б. Сапуновым: "Грядет эпоха информационно-компьютерной
цивилизации, а кадры готовятся по устаревшей схеме. Вся
система учебных заведений Российской Федерации, выпускающих
специалистов для средств массовой информации, несмотря на ее
расширение, в том числе и за счет создания коммерческих учебных
заведений, не имела возможности обеспечить
высококачественную подготовку специалистов в области языка" .
Актуальность исследования формирования культуры речи
специалиста телевидения обусловлена и запросами личности к
качеству образования в условиях профессиональной публичной
деятельности, развитием таких личностных качеств, как
самостоятельность и оригинальность мышления, творческое
восприятие действительности, уверенность в себе, искренность,
обаяние, артистичность, сильная воля и активный характер.
Отсюда очевидна необходимость изучения процесса формирования
культуры речи специалиста телевидения в ходе обучения в вузе, а
также выявления и апробации психолого-педагогических условий,
при которых этот процесс протекал бы наиболее целесообразно и
эффективно.
Степень научной разработанности проблемы.
Феномены "культура", "язык", "речь", представленные в трудах
Н.А. Бердяева, Д.И. Дубровского, Э.В.Ильенкова, М.Н.Кагана, А.С.
Кармина, И.С. Кона, Ю.М. Лотмана, В.Н. Садовского, П.А.Сорокина,
А.Д. Урсула, О. Шпенглера, Г.П. Щедровицкого и др., как объекты
философского анализа позволяют сделать вывод, что естественный
язык является важнейшей знаковой системой, образующей
семиотическое поле культуры.
Теоретические исследования вопросов культуры, предпринятые
А.И. Арнольдовым, М.С. Каганом, Л.Н. Коганом, Э.С. Маркаряном,
В.М. Межуевым, А. Молем, Э.В. Соколовым и другими учеными,
позволяют осмыслить сущность философского понимания феномена
культуры как многоуровневой полифункциональной динамичной
системы, находящейся на качественно новом этапе развития, на
котором ее прогресс решительным образом зависит от уровня
духовности человека.
Определяя роль и значение культуры в развитии личности,
ученые (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Р.А. Будагов, Л.Н.Коган, В.Г.
Костомаров, Д.С. Лихачев, М. К. Мамардашвили, Э.В. Соколов и
др.) трактуют культуру как ряд свойств и качеств личности,
характеризующих человека как универсального субъекта
общественно-исторического, созидательного процесса. При таком
понимании культуры оказывается, что приобщение к ней индивида
является моментом личной биографии каждого человека. Именно
личностный характер приобщения к культуре делает общество
ответственным за оптимальность этого процесса и перед индивидом
и перед собой.
Лингвистический аспект речевой культуры освещен в работах
современных исследователей Л.А.Введенской, Л.К.Граудиной, К.З.
Закирьянова, М.И. Ильяша, Ю.Н. Караулова, О.М. Казарцевой,
А.В. Калинина, Т.И. Кузнецовой, Т.А.Ладыженской, О.И.Марченко.
А.А. Мурашова. Л Г. Павловой, Л.И. Скворцова, Е.Н. Ширяева.
Работы В.А. Артемова, Г.О. Винокура, Б.Н. Головина, В.Г.
Костомарова, В.И.Скворцова, стоящих у истоков теории культуры
речи, показывают изменения в подходах к проблеме качества речи,
к выделению аспектов и компонентов речевой культуры.
Обращения к исследованиям Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина,
А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и других ученых-
психологов о взаимосвязи и взаимообусловленности процессов
мышления и речи, социальном характере речи, работам Б.Г.
Ананьева, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, В.Н.
Мясищева, освещающим проблемы общения и отношений личности,
дают возможность осмыслить решающую роль речи в структуре
личности.
Особого внимания заслуживает опыт театральной педагогики,
представленный в работах С.В. Гиппиус, А.А. Гончарова, Ю.А.
Завадского, З.Я. Карагодского, М.О. Кнебель, И.П. Козляниновой,
А.Н. Петровой, А.Д. Попова, В.И. Немировича-Данченко, К.С.
Станиславского, А.В.Эфроса и др, в частности, совершенствование
и развитие речеголосовых возможностей студента, его
орфоэпической культуры, воспитание языкового чутья, способности
овладения авторским словом во взаимодействии с мастерством
актера. А также теория и практика ораторского искусства,
направленная на формирование личности на основе мировоззрения,
идеологии, ценностных ориентаций гражданского общества,
изложенные в трудах В.И.Аннушкина, А.А.Волкова, Н.Ф.Кошанского,
А.К. Михальской, Ю.В. Рождественского и др.
Теоретические аспекты массовой коммуникации и ее воздействие
на аудиторию рассмотрены в трудах таких российских исследователей,
как Т.А. Алексина, В.Ю. Бореев, Ю.П. Буданцев, Л.М. Землянова,
М.С. Каган, И.С. Мелюхин, В.Почепцов, Б. М.Сапунов, И.А.Федякин
и др.
Исследования таких авторов, как Э.Г. Багиров, Р.А. Борецкий,
А. Вартанов, Е.Я.Дугин, В.В.Егоров, Я. Н.Засурский, Г.В.Кузнецов,
Г.Н. Петров, В.В. Смирнов, А.Я. Юровский и др., помогают выявить
основные тенденции развития телевидения в историческом аспекте,
его специфику и роль в обществе как социального института. Так,
в своих работах Э. Г. Багиров проанализировал этапы становления
и развития отечественного телевидения, уделяя немало внимания его
жанровым и функциональным особенностям.
Особый интерес представляют научные труды С.А. Муратова о
культуре общения,о психологических основах жанров, построенных
на диалогических отношениях документалиста со своими героями, о
нравственных критериях поведения телевизионного журналиста в
процессе общения.
Исследования Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева направлены на
языковые особенности средств массовой информации и изучение
массовой коммуникации как особого типа дискурса.
Характеризуя степень разработанности исследуемой
Проблематики применительно к процессу профессиональной
подготовки специалистов телевидения в вузе, необходимо отметить
отсутствие специальных исследований, в которых раскрывались бы
сущность, содержание, структура понятия "культура речи" в
аспекте профессиональной деятельности специалиста телевидения,
а также рассматривался бы целенаправленный процесс формирования
культуры речи в условиях вузовской подготовки.
Следует добавить, что наблюдение и анализ учебного процесса,
деятельности студентов кафедры телерадиовещания
Краснодарского государственного университета культуры и искусств
во время прохождения производственной практики, собственный опыт
работы в вузе и краевой телерадиокомпании "Новое телевидение
Кубани" показали, что недостаточно систематизированная работа по
формированию культуры речи приводит к тому, что у большинства
студентов отмечаются серьезные затруднения речевой деятельности
в условиях массовой коммуникации.
Таким образом, проблема исследования заключается в противоречии
между потребностями общества в специалистах телевидения,
владеющих высокой культурой речи; запросами системы высшего
образования в области подготовки творческих работников
телевидения в теоретическом обосновании путей и возможностей
формирования типа личности с речевым воспитанием, направленным на
развитие активности, инициативности, способности эффективно
отстаивать личные и профессиональные интересы с помощью речи и
недостаточной теоретической разработанностью проблем содержания,
организации и динамики процесса формирования культуры речи
специалиста телевидения в ходе обучения в вузе.
С учетом вышеизложенных противоречий, а также теоретической
и практической значимости проблемы, мы выбрали тему
исследования "Формирование культуры речи специалиста телевидения
в процессе обучения в вузе".
Объектом исследования выступает процесс профессиональной
подготовки студентов - будущих специалистов телевидения в вузе.
Предметом исследования является процесс формирования культуры
речи студентов - будущих специалистов телевидения в ходе обучения
в вузе.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и
Экспериментально подтвердить психолого-педагогические условия
формирования культуры речи будущих специалистов телевидения в
процессе профессиональной подготовки в вузе.
В соответствии с поставленной целью решались следующие
исследовательские задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы в
философской, социологической, психолого-педагогической и
филологической литературе с целью уточнения содержания понятия
"культура речи" в аспекте профессиональной деятельности
специалиста телевидения.
2. Определить и описать структуру, основные компоненты и
Уровни формирования культуры речи студентов - будущих
специалистов телевидения.
3. Разработать модель формирования культуры речи студентов
и осуществить опытную проверку модели в ходе профессиональной
подготовки специалистов телевидения.
4. Определить психолого-педагогические условия,
обеспечивающие успешное формирование исследуемого феномена
у будущих специалистов телевидения в процессе обучения в вузе.
5. Проверить целесообразность и эффективность выявленных
в исследовании психолого-педагогических условий формирования
культуры речи специалиста телевидения в ходе опытно-
экспериментальной
работы.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том,
что формирование культуры речи специалиста телевидения будет
эффективно, если:
- с одной стороны, педагог диагностирует исходный уровень
культуры речи студентов по заранее выделенным компонентам и на
этой базе определяет инвариант содержания процесса формирования
культуры речи (задачи, принципы, формы, методы, средства
обучения, формы педагогического контроля), адекватный задаче
формирования личности, способной эффективно взаимодействовать в
условиях профессионального публичного общения;
- с другой стороны, сами студенты осознают культуру речи как
целостную и универсальную характеристику личности (наделенную
содержанием и структурой) с определенной направленностью и
позицией личности по отношению к культуре общества, языковой
культуре и профессиональной речевой деятельности в целом;
осознают необходимость повышения культуры речи для
профессионального роста и реализуют задачи по формированию у
себя данного феномена, активно включаясь в учебную деятельность
по аксиологическому освоению учебного материала на базе
системного овладения навыками, способами речевой деятельности
и самосовершенствования.
Методологической основой исследования являются философско-
этические гуманистические идеи о человеке как высшей ценности
общества и субъекте общественного развития (Н.А. Бердяев, М.С.
Каган, А.С. Кармин, Ю.М. Лотман, Э.С. Маркарян, В.П. Тугаринов);
диалектико-материалистическое учение о роли активной деятельности
и общения человека в его личностном саморазвитии (Ю.В. Ананьев,
А.И. Арнольдов, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, Л.А. Зеленов,
Б.Ф. Ломов, В.М. Межуев); философское понимание единства язык-
мышление-речь (Г.В. Гегель, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили,
Э. Сепир, Б.Л. Уорф).
Исследование проводилось в русле системного подхода,
предполагающего рассмотрение процессов в динамике, компонентов
системы в их взаимосвязи, а также культурологического подхода,
ориентирующего на духовное развитие человека в процессе
образования и самообразования; факторного подхода, направленного
на эффективность взаимодействия структурных элементов системы
обучения, выявление условий для оптимизации педагогического
процесса.
Теоретическую основу работы составили исследования
личностно-ориентированного образования (В.В. Давыдов, Е.В.
Бондаревская, А.А. Кирсанов, А.В.Петровский, В.В.Сериков, И.С.
Якиманская и др.); гуманистической направленности воспитания
личности (О.С. Газман, С.В.Кульневич, Л.И.Маленкова, А.Маслоу,
К. Роджерс, В.В. Сериков, Н.Е. Щуркова, К. Юнг);
принципов природосообразности и культуросообразности личности
(А. Дистервег, Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, В.А.
Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.Е. Щуркова); концепция
культурно-исторического развития личности (Ю.В. Ананьев,
А.В. Дахин, Л.А. Зеленов, В.А. Кутырев); аксиологический
подход в педагогических исследованиях (И.Ф. Исаев, М.Г.
Казакина, А.В. Кирьякова, К.Д. Радина, В.А. Сластенин);
фундаментальные исследования по теории речевой деятельности
(И.А. Бодуэн де Куртене, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Н.
Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.В. Щерба).
Методы исследования: теоретические - анализ философской,
психолого-педагогической, филологической и научно-методической
литературы по проблеме исследования, эмпирические - изучение
опыта работы преподавателей на кафедре телерадиовещания
КГУКИ в контексте поставленных задач, наблюдение, беседа,
диагностические - оценка, самооценка, опрос, тестирование,
экспериментальные - констатирующий и формирующий эксперименты,
методы математической обработки результатов исследования.
Исследования проводились на базе Краснодарского
государственного университета культуры и искусств.
Основные этапы исследования
Первый этап (1999-2000 гг.)- поисково-теоретический. Изучались
Источники по проблеме исследования, разрабатывались
Теоретические основы, программа и понятийный аппарат
исследования, определялись цели, задачи, объект, предмет и
логика исследования. В соответствии с исходной гипотезой
осуществлялся подбор материалов, поиск форм и методов обучения,
форм и методов контроля, которые имели бы наибольший эффект в
решении поставленных задач.
Второй этап (2000-2004 гг.) - экспериментальный.
Проводился педагогический эксперимент в констатирующей и
преобразующей формах, в ходе которого выявлялась эффективность
форм и методов обучения, форм и методов контроля,
способствующих формированию высокого и среднего уровня
культуры речи студентов. На данном этапе экспериментально
проверялись психолого-педагогические условия формирования
культуры речи у будущих специалистов телевидения.
Третий этап (2004-2005 гг.) - обобщающий. Осуществлялись
систематизация и обобщение полученного материала, проводился
анализ полученных результатов, математическая обработка
данных, анализировались и систематизировались результаты
эксперимента, окончательно оформлялся текст исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- уточнено содержание понятия "культура речи" в
контексте профессиональной деятельности специалиста телевидения
(выбор и организация языковых средств, которые при соблюдении
Академических норм, этики общения, знании специфики
телевизионной речи в определенной ситуации телевизионного
общения позволяют личности решать профессиональные задачи);
- обоснована сущность и структура культуры речи специалиста
Телевидения на основе интеграции философских,
культурологических, лингвистических, социологических,
педагогических и психологических подходов; выделены ее
основные компоненты (характеризующие личность как целостное
единство ее гуманистических ценностей, эмоционального
восприятия, когнитивного творчества, преобразующей
деятельности), обозначенные в исследовании как потребностно-
мотивационный, познавательный, деятельностный, эмоционально-
ценностный;
- разработана и осуществлена опытная проверка модели
формирования культуры речи студентов, что послужило средством
для теоретического обоснования и экспериментального изучения
психолого-педагогических условий формирования культуры речи
при реализации личностно- ориентированного подхода в
образовательном процессе;
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке
Модели формирования культуры речи студентов - будущих
Специалистов телевидения, в выявлении роли культуры речи
Специалиста телевидения в современном социокультурном
пространстве, в подходе к содержанию исследования данного
феномена с позиции учения об эффективности речи общества и
личности на основе концептуальных положений теории и практики
ораторского искусства, в наибольшей степени отражающих
социальную направленность профессиональной деятельности
специалистов телевидения; в разработке критериально-оценочного
аппарата, показателей уровней развития компонентов культуры речи
будущего специалиста телевидения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности
Адаптации дисциплин "Техника речи", "Культура делового
общения", "Основы коммуникативной культуры" на факультетах,
выпускающих специалистов телевидения, к реалиям современности,
потребностям производственной практики, интересам обучающихся.
Разработана и апробирована система заданий, развивающих
культуру речи специалиста телевидения, способного сопоставлять
и оценивать языковые культурные явления. Содержащиеся в
диссертации научно-практические материалы (тесты, тренинги,
творческие задания, наглядные пособия) могут быть
использованы преподавателями в процессе профессиональной
деятельности в вузе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В социально-психологическом плане культура речи является
целостной и универсальной характеристикой личности, стержневое
значение в ней имеют направленность и позиция личности по
отношению к культуре общества, культуре языка и
профессиональной речевой деятельности в целом. Сущность
культуры речи специалиста телевидения составляет сложный
комплекс качеств и свойств личности, проявляющийся в выборе и
организации языковых средств, которые при соблюдении
литературной нормы, этики общения, знании специфики
телевизионной речи в определенной ситуации телевизионного
общения помогают личности оптимально решать
профессиональные задачи, связанные с подготовкой, созданием и
проведением телевизионных передач.
2. В социально-педагогическом плане формирование культуры
речи специалиста телевидения в условиях обучения в вузе есть
процесс и результат профессионального образования, равно как и
продукт самоосознания студентами системы духовно-нравственных,
социально- культурных ценностей, присущих конкретной культуре
общества. Содержание культуры речи специалиста телевидения
проявляется как единство потребностно-мотивационного,
познавательного, деятельностного и эмоционально-ценностного
компонентов, характеризующих личность как целостное единство
ее гуманистических ценностей, эмоционального восприятия,
когнитивного творчества, преобразующей деятельности.
3. В организационно-педагогическом плане формирование
культуры речи специалиста телевидения в процессе обучения в
вузе обеспечивается следующими психолого-педагогическими
условиями: а) организацией процесса поэтапного
(подготовительного, стилеформирующего, профессионально-
Практического этапов) формирования культуры речи,
предполагающего последовательное усложнение целей, содержания,
средств обучения; б) применением комплекса образовательных и
социально ориентирующих технологий обучения, отражающих
социальную направленность профессиональной деятельности
специалиста телевидения и способствующих усилению
гуманистической направленности; в) синкретическим развитием
потребностно-мотивационного, познавательного, деятельностного,
эмоционально-ценностного компонентов культуры речи в одном
дидактическом акте; г) применением в процессе поэтапного
формирования культуры речи мониторинга (системной диагностики)
развития компонентов данного феномена у студентов как системы
планомерного отслеживания и качественного анализа
образовательного процесса в целом.
Апробация результатов исследования осуществлялась:
а) в процессе проведения опытно-экспериментальной работы на
кафедре телерадиовещания Краснодарского государственного
университета культуры и искусств; краевой телерадиокомпании
"Новое телевидение Кубани", муниципальной телерадиокомпании
"Краснодар".
б) материалы исследования в форме публикаций, статей,
тезисов, выступлений обсуждались на межвузовских научно-
практических конференциях: "Интеграция науки и образования:
социокультурное проектирование". - Краснодар, 2003, "Интеграция
науки и высшего образования в социально-культурной сфере". -
Краснодар, 2003, "Многоуровневая система профессионального
образования". - Краснодар, 2004, "Кайгородовские чтения". -
Краснодар, 2005, а также на Всероссийской научно-практической
конференции "Проблемы морально-нравственного развития личности и
общества". - Кемерово 2004, Международной конференции "Роль
государства, общественных и творческих профессиональных
организаций в формировании гармоничной культурной общности и
сохранении национального своеобразия народов РФ". - Нальчик,
2004, Международной научной конференции "Лингвистические основы
Межкультурной коммуникации". - Нижний Новгород, 2005,
межвузовской научно-практической конференции "Проблемы культуры
речи в современном коммуникативном пространстве". - Нижний Тагил,
2006.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы, определены цели и
задачи,сформулирована гипотеза, предмет и объект исследования,
определены научная новизна, теоретическая и практическая
значимость работы, положения, выносимые на защиту, приведены
сведения об апробации, достоверности и внедрении результатов в
практику.
В первой главе - "Теоретические основы формирования
культуры речи специалиста телевидения в процессе обучения
в вузе" - раскрывается понятие "культура речи", уточняются
сущность, содержание и компоненты данного феномена в аспекте
профессиональной деятельности, проводится анализ состояния
проблемы формирования культуры речи специалиста телевидения,
а также описывается педагогическая организация процесса
формирования культуры речи специалистов телевидения в процессе
обучения в вузе.
В первом параграфе главы - "Сущность, содержание и
структура культуры речи" - осмысление сущности и специфики
категории "культура речи" осуществляется на основе определения
смыслового значения таких терминов, как "культура", "язык",
"речь", а также их соотношения и взаимодействия.
Язык и культура являются важными понятиями, без которых
трудно представить единство народа, живущего в цивилизованной
стране. Анализируя философские воззрения феномена "культура",
выделив при этом два направления - культура общества и
культура личности, можно утверждать, что культура является
полифункциональной многоуровневой системой и рассматривается
учеными как деятельность людей по воспроизведению и обновлению
социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее
продукты и результаты (Ю.М. Лотман); как специфический способ
человеческой деятельности (М.С. Каган, Э.С. Маркарян и др.);
как процесс творческой самореализации сущностных сил личности
(Л.Н. Коган, В.М. Межуев и др.).
Отдельная личность выступает объектом культурного воздействия,
ее носителем и выразителем, субъектом культурного творчества.
Культура отдельной личности - система знаний, взглядов,
убеждений, умений и навыков - проявляется во всех формах
жизнедеятельности человека, в том числе в профессиональном
творчестве и социальной коммуникации, индивидуальном
самопреобразовании и самосовершенствовании (Н.Ф. Маслова, И.В.
Ильина, Ю.А. Самсонов, В.Д. Симоненко). Ее духовной основой
объективно выступает социокультурный опыт конкретного общества:
исторически сложившиеся идеалы и ценностные представления,
нравственные принципы поведения, культурные традиции
народа, кристаллизованные в его художественно-творческой
деятельности и т. д. Символизация внутреннего духовного мира
личности происходит на основе языка - главной знаковой реалии
культуры, системы дискретных знаков, принадлежащих
определенному общественному коллективу и составляющих важнейшую
часть речевой деятельности человека. Речь как индивидуальный
акт воли и разума личности предполагает, с одной стороны,
комбинации, в которых говорящий использует код языка с целью
выражения своей мысли, и, с другой - психофизический механизм,
позволяющий ему объективировать эти комбинации (Ф. Соссюр). В
этом случае культура речи является способом коммуникации с
целью передачи информации на основе исторически сложившейся
системы языка с учетом образования и природных качеств
личности. Данное понятие имеет персонифицированный оттенок,
антропологическую направленность и является основой для
развития общей культуры человека.
В языкознании "культура речи" рассматривается с разных
позиций. В словарно-энциклопедической литературе оно толкуется
как владение нормами литературного языка, умение использовать
выразительные языковые средства в разных условиях общения в
соответствии с целями и содержанием речи. Например, Д.Э.
Розенталь рассматривает данное понятие как нормативность речи,
ее соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном
языковом коллективе в определенный исторический период.
Культура речи как совокупность и система коммуникативных
качеств, рассматривается Б.Н.Головиным в различных соотношениях:
речь-язык, речь-мышление, реч -сознание, речь-действительность,
речь - ее адресат, речь - условия общения. Коммуникативными
качествами, по мнению ученого, являются правильность, чистота,
богатство, точность, логичность, выразительность, образность,
уместность.
По утверждению А.И. Ефимова, культура речи - это область
словесного мастерства, искусство хорошо говорить, наиболее
целесообразно и эффективно использовать речевые средства. В.А.
Артемов относит к понятию культуры речи культуру произношения,
культуру словаря, культуру грамматических форм и синтаксиса
речи, а также стилистическую культуру. По мнению Л.И.
Скворцова, овладение культурой речи предполагает усвоение
определенной суммы языковых знаний, навыков, изучение норм
русского литературного языка.
Осмысление положений концепций культуры речи (О.Г. Винокур,
Б.Н. Головин, Л.К. Граудина, Н.Б. Ширяев) позволило выделить
нормативный, коммуникативный, этический и риторический аспекты
исследуемого феномена.
Нормативный аспект культуры речи предполагает знание и
применение в практике общения норм литературного языка на
лексическом уровне (точность выбора слова); произносительном
уровне (в области фонетики, орфоэпии, смысловых, эмоциональных
интонаций, темпа речи, тембра голоса); на грамматическом (в
морфологии и синтаксисе); на морфемном и словообразовательном
уровне.
Коммуникативный аспект культуры речи предполагает для
полноценного адекватного понимания речи адресатом соблюдение в
практике общения условия коммуникативной целесообразности речи,
которая определяется такими характеристиками, как точность,
логичность, выразительность, чистота, ясность, богатство.
Этический аспект культуры речи предполагает владение нормами
и правилами речевого поведения в процессе общения, владение
системой речевых формул общения.
Риторический аспект культуры речи включает владение
Искусной речью, которая определяется сформированностью
собственного стиля общения, умением композиционно выстраивать
продукты речевого общения, то есть тексты.
Во втором параграфе первой главы - "Педагогическая организация
процесса формирования культуры речи специалиста телевидения"
- рассматривается состояние проблемы формирования культуры
речи специалиста телевидения и педагогическая организация
исследуемого процесса, при которой формирование изучаемого
феномена у будущих специалистов телевидения осуществлялось бы
целенаправленно и эффективно.
Современная языковая ситуация характеризуется наличием
тревожных явлений в телевизионной речи: активным воздействием
на языковую норму (вызывающим системные, культурно-речевые и
этические ошибки) со стороны освобожденного потенциала
разговорной речи, ее продвижение в публичную сферу, в массовое
общение; тенденцией расширения "свободных" жанров, увеличением
передач разговорного жанра; низким уровнем культуры речи
специалистов СМИ - журналистов, редакторов, режиссеров и пр.
Эти процессы происходят на фоне демократизации и становления
гражданского общества в России. Язык современных СМИ
формируется как полная противоположность языку СМИ
предшествующего периода, на смену штампам, максимально
стандартизированной речи приходят новые формы - эмоциональной,
раскованной, личностной речи, ведущий выступает с экрана как
человек с собственной позицией, взглядом и совестью. Поэтому
культура речи в аспекте профессиональной деятельности
специалиста телевидения рассматривается нами как целостная и
универсальная характеристика личности, стержневое значение в
которой имеют направленность и позиция личности по отношению
к культуре общества, культуре языка и профессиональной речевой
деятельности в целом. Сущность культуры речи специалиста
телевидения составляет сложный комплекс качеств и свойств
личности и проявляется в выборе и организации языковых средств,
которые при соблюдении академической нормы, этики, знании
специфики телевизионной речи в определенной ситуации
телевизионного общения позволяют личности оптимально решать
профессиональные задачи, связанные с подготовкой, созданием и
проведением телевизионных передач.
Структуру данного феномена составляют потребностно-
мотивационный, познавательный, деятельностный и эмоционально-
ценностный компоненты (и соответствующие им уровни развития),
выделенные нами в соответствии с ценностным подходом к пониманию
культуры личности как сущностной характеристики человека,
сложившейся в социологическом знании (И.В. Бестужев-Лада, И.С.
Кон, В.А. Ядов) и в философии образования (Б.С. Гершунский), а
также на основании концепции культурно-исторического развития
личности (Л.А. Зеленов, А.В. Дахин, Ю.В. Ананьев, В.А. Кутырев),
в свете которой культура личности рассматривается как
прижизненное приобретение, результат передачи и освоения
культуры общества.
Ведущим обобщенным показателем потребностно-мотивационного
компонента является степень осознания студентами личной и
профессиональной значимости русского национального языка и
речевой культуры, степень интереса при изучении
нормативного, коммуникативного, этического и риторического
аспектов культуры речи, степень потребности в языковом развитии.
Основным показателем познавательного компонента выступает
степень теоретических знаний нормативного, коммуникативного,
этического и риторического аспектов речевой культуры в
ракурсе профессиональной деятельности, а также словарный запас
студента.
Ведущим обобщенным показателем исследуемого качества
личности в деятельностном компоненте специалиста телевидения
следует назвать его владение приемами организации
публицистического текста, адекватно отражающего действительность
и соответствующего замыслу речи; умение находить способы
организации структурных элементов языка и возможностей для
речевого воздействия; соблюдение языковых и коммуникативных
норм речевой этики.
Основным показателем эмоционально-ценностного компонента
культуры речи специалиста телевидения является степень
осознания студентом ценности языка и речевой культуры, яркая
личностная вовлеченность во все, что содержит в себе профессия,
выражение позитивных эмоционально-чувственных переживаний в
процессе осуществления профессиональной деятельности.
Формирование высокого и среднего уровней вышеназванных
компонентов возможно при создании психолого-педагогических
условий формирования культуры речи студентов в целостном
процессе обучения. Средством для теоретического обоснования
и экспериментальной проверки условий формирования культуры
речи будущих специалистов телевидения стала модель, которая,
во-первых, дала возможность последовательно и разносторонне
изучить предмет исследования и, во-вторых, позволила наметить
пути оптимального решения проблемы, рассматриваемой в данном
исследовании.
Вторая глава - "Опытно-экспериментальная работа по
формированию культуры речи специалиста телевидения в
процессе обучения в вузе" - содержит экспериментальную
проверку модели процесса формирования культуры речи специалиста
телевидения в ходе обучения в вузе.
В первом параграфе второй главы - "Содержание процесса
поэтапного формирования культуры речи специалиста телевидения" -
описаны ход и результаты констатирующего этапа эксперимента, а
также содержание процесса поэтапного формирования культуры речи
специалиста телевидения (подготовительного,
стилеформирующего, профессионально-практического этапов) в ходе
формирующего эксперимента.
Экспериментальная ситуация была создана на базе кафедры
телерадиовещания Краснодарского государственного университета
культуры и искусств, краевой телерадиокомпании "Новое
телевидение Кубани" и муниципальной телерадиокомпании
"Краснодар". В процессе констатирующего этапа были выявлены
критерии развития основных компонентов культуры речи: высокий
(творческий), средний (осознанный) и низкий (приспособительный),
Разработан критериально-оценочный аппарат и проведены
анкетирование, опрос и тестирование студентов выпускного
курса - будущих специалистов телевидения. Полученные
результаты выявили объективную потребность в организации
поэтапного педагогического процесса по формированию культуры
речи с самого начала профессионального становления будущего
специалиста телевидения. В формирующем эксперименте (2000-2003
гг.) приняли участие 54 студента кафедры телерадиовещания
Краснодарского государственного университета культуры и
искусств.
Подготовительный этап стал базой для освоения
Теоретических знаний о языке и речи на телевидении,
формирования и развития речевых и голосовых возможностей
будущих специалистов телевидения. На этом этапе в процессе
воспитания интонационно-мелодической, дикционной и
орфоэпической культуры студенты овладевали различными типами
фонационного дыхания, звукообразования, типами голосовой атаки,
тембрами, голосовыми регистрами. На втором - стилеформирующем
этапе обучения студенты получали знания о сути, правилах и
нормах телевизионного общения в различных коммуникативно-
речевых ситуациях; овладевали коммуникативно-речевыми
умениями, опытом анализа и создания профессионально значимых
типов высказываний (текстов), а также формировали
собственный профессиональный стиль общения. Профессионально-
практический этап направлен на развитие творчески активной
личности, умеющей применять полученные знания и сформированные
умения в условиях телевизионного общения, способной находить
собственное решение многообразных профессиональных задач, что
предполагает овладение системой аргументации (технической,
актерской, риторической), а также выработку и овладение
импровизационной манерой публичного телевизионного выступления.
В решении задач научно-методического обеспечения поэтапного
процесса формирования культуры речи специалиста телевидения
выдвинуты и экспериментально проверены общепедагогические
(профессиональной направленности, системный, мотивационный,
психологического обеспечения, активности, прочности усвоения
знаний и т. д.) и методические принципы, основанные на
принципах и средствах театральной педагогики, так как
театральная деятельность и деятельность специалиста
телевидения (публицистическая) обладают рядом общих
процессуальных характеристик. Опора на эти принципы, как
показала опытно-экспериментальная работа, позволяет достичь
установления в учебно-педагогическом процессе атмосферы
творческой активности и увлеченности, равноправного
взаимодействия его участников между собой. В ходе формирующего
этапа опытно-экспериментальной работы были использованы и
творчески адаптированы разнообразные методы: эвристических
наблюдений, наглядного восприятия, ошибок, самооценки,
диалогической беседы, решения творческих задач, экспертной
работы, аналитических упражнений, а также игровые методы
(ролевые и имитационные игры).
Во втором параграфе второй главы - "Итоги опытно-
Экспериментальной работы по формированию культуры речи
специалиста телевидения в процессе обучения в вузе" -
представлены итоги опытно-экспериментальной работы по
формированию культуры речи специалиста телевидения в
процессе обучения в вузе. По логической структуре
доказательства гипотезы в исследовании нами использовался
линейный эксперимент, в котором анализу подвергается процесс
формирования культуры речи в одних и тех же группах -
экспериментальных и контрольных - одновременно. Доказательством
гипотезы в этом случае стало сравнение результатов, полученных
в ходе диагностического и результативно-оценочного этапов
эксперимента.
Количественные данные были получены в результате
мониторинга (системной диагностики) четырех выявленных в
исследовании компонентов культуры речи как системы планомерного
отслеживания и качественного анализа образовательного процесса
в целом.
Диагностика познавательного компонента культуры речи
(теоретические знания нормативного, коммуникативного, этического
и риторического компонентов культуры речи, риторических приемов
построения телевизионного публичного выступления, приемов
привлечения внимания слушателей и воздействия) проводилась в
форме тестирования, которое позволило в процессе контроля
текущей успеваемости дифференцированно оценить уровень освоения
учебного материала и в полной мере осуществить проверку
глубинного понимания предмета, овладения стилем мышления,
свойственным гуманитарным дисциплинам. При составлении тестов
мы опирались на методологию проектирования трехуровневых
оценочных средств: первый уровень включал тестовые задания на
элементарные знания по программе с выборочными эталонными
ответами; на втором уровне использовались задания с эталонными
ответами в форме развернутых алгоритмов решения задач;
тестовые задания третьего уровня включали элементы
эвристических подходов к решению задач и ориентировались на
высокий уровень требований, предъявляемых к студентам.
Исходный и конечный уровни деятельностного компонента
культуры речи (владение приемами организации публицистического
текста, адекватно отражающего действительность и соответствующего
замыслу речи, владение публицистическим стилем, умение находить
способы организации структурных элементов языка и возможности
для речевого воздействия, соблюдение языковых и коммуникативных
норм речи) определялись путем выполнения студентами творческих
заданий из практической стилистики (использование лексических
и грамматических средств языка), орфоэпии, риторики.
Начальная диагностика потребностно-мотивационного и
эмоционально ценностного компонентов культуры речи будущего
специалиста телевидения проводилась по опросной карте для
самодиагностики. Динамику изменений потребностно-мотивационного
и эмоционально-ценностного компонентов культуры речи мы
определили, сравнив результаты диагностики в начале и в конце
эксперимента, по той же опросной карте.
Готовность студентов включаться в процесс профессиональной
речевой деятельности определялась в ходе производственной
практики на краевой телерадиокомпании "Новое Телевидение
Кубани" и муниципальной телерадиокомпании "Краснодар" (в
Процессе профессионально-практического этапа). Программа
практики была направлена, во-первых, на ознакомление студентов
с процессом подготовки информационных и публицистических
программ, с работой ведущих, корреспондентов, редакторов;
во-вторых, на практическое применение теоретических знаний
при непосредственном участии студентов в процессе подготовки
репортажей, интервью, видеосообщений и т. д.
После проведенной опытной работы мы провели опрос студентов,
целью которого было выявить степень самостоятельности,
уверенности в своих силах и подготовленности к будущей
деятельности, а также степень готовности к общению в сфере
телевидения. Удовлетворение от деятельности в период практики
испытали 78% студентов, остальные объяснили свою
неудовлетворенность трудностями организационного характера.
Основная часть студентов считает себя в целом подготовленной
к профессиональной деятельности, 9% полагают, что подготовлены
недостаточно из-за невнимательного отношения к курсу лекций и
практическим занятиям, что свидетельствует о способности к
самоанализу и достаточной самокритичности, 29% практикантов по
окончании вуза решили попробовать силы в журналистской
профессии на телевидении.
Возросшие уровни потребностно-мотивационного,
познавательного, деятельностного, эмоционально-ценностноого
компонентов культуры речи значительной части студентов
позволяют констатировать, что это обстоятельство является
результатом реализации выявленных психолого-педагогических
условий: а) организации процесса поэтапного формирования
культуры речи, предполагающего последовательное усложнение
целей, содержания, средств обучения; применением комплекса
образовательных и социально ориентирующих технологий обучения,
отражающих социальную направленность профессиональной
деятельности специалиста телевидения и способствующих
усилению гуманистической направленности; б) синкретическим
развитием потребностно-мотивационного, познавательного,
деятельностного, эмоционально-ценностного компонентов культуры
речи в одном дидактическом акте; в) применением в процессе
поэтапного формирования культуры речи мониторинга (системной
диагностики) развития компонентов данного феномена у студентов
как системы планомерного отслеживания и качественного
анализа образовательного процесса в целом.
В заключении подведены итоги диссертационного
исследования, сформулированы основные выводы, намечены
перспективы дальнейшего изучения проблемы.
В диссертации впервые для конкретной области
Профессионального образования выдвинуты и реализованы
Актуальные задачи научно-теоретического и методического
характера: получены научные знания и представления о сущности
и роли формирования культуры речи специалиста телевидения;
разработаны и экспериментальным путем проверены педагогические
принципы и методы формирования данного феномена у студентов
факультета телерадиовещания в процессе обучения в вузе;
определены компоненты культуры речи специалиста телевидения
и исследовательские процедуры формирования данного феномена.
Научно-теоретическое и экспериментальное подтверждение получил
вывод о том, что процесс формирования культуры речи специалиста
телевидения обеспечивается совокупностью специальных психолого-
педагогических условий и средств, предусматривающих
реализацию гуманистического, личностно-ориентированного подхода
в реальном учебном процессе; опору на педагогические принципы
и методы, адекватно отражающие специфику речевой деятельности
специалиста телевидения и способствующие усилению в ней
гуманистической направленности.
Теоретическое и экспериментальное исследование дало основание
вывести ряд закономерных связей успешного формирования культуры
речи специалиста телевидения в процессе обучения в вузе:
наличие целенаправленного планируемого и управляемого
педагогического процесса; зависимость успешности протекания
процесса от адекватных целям и особенностям обучающихся
содержания и средств обучения; влияние диалогового
взаимодействия субъектов образовательного процесса на его
эффективность.
Реализация выделенных условий формирования культуры речи
специалиста телевидения в процессе обучения в вузе и
полученные количественные данные подтвердили выдвинутую нами
гипотезу.
Наиболее существенные результаты исследования заключаются в
следующем: а) проведено теоретическое исследование и дано
определение культуры речи в аспекте профессиональной
деятельности специалиста телевидения, исследованы ее компоненты,
уровни и процесс формирования; б) выявлены психолого-
педагогические условия поэтапного формирования культуры речи
специалиста телевидения; в) экспериментально подтверждена
возможность интерпретации культуры речи специалиста телевидения
как одного из факторов успешности его профессиональной
деятельности.
Выполненное диссертационное исследование может стать основанием
для:
- дальнейшего многостороннего изучения феномена "культура
речи" и проявления его аспектов в деятельности электронных
средств массовой информации;
- выявления его функционирования в профессиональной
деятельности специалиста телевидения;
- использования разработанных в диссертации научно-теоретических
и методических основ формирования культуры речи специалиста
телевидения в условиях социокультурной действительности.
Основные положения исследования отражены в следующих
публикациях:
1. Плотникова, Г.Г. Самосовершенствование студентов в
условиях информационной свободы [Текст]/Г.Г. Плотникова//
Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной
сфере: сб. науч. трудов по материалам науч.-практ. конф. -
Краснодар - Анапа, 2003. - С. 380-385.
2. Плотникова, Г.Г. Специалист телевидения в социокультурном
пространстве [Текст]/Г.Г. Плотникова//Художник и время: феномен
восприятия и интерпретации в искусстве: сб. материалов конференции.
Вып.1. - Краснодар - Геленджик, 2004. - С.180-184.
3. Плотникова, Г.Г. Орфоэпическая культура как системообразующий
элемент формирования нравственной личности специалиста
телевидения [Текст]/Г.Г. Плотникова//Проблемы морально-нравственного
развития личности и общества: сб. науч. трудов. - Кемерово: КемГУ,
2004. - С. 289-291.
4. Плотникова, Г.Г. Формирование речевой культуры личности
специалиста телевидения в условиях вузовского профессионального
образования [Текст]/Г.Г. Плотникова//Вопросы кавказской филологии
и истории: материалы Всероссийской научной конференции
"Современность и судьбы национальных культур". Вып. 5. -
Нальчик, 2004. - С. 299-311.
5. Плотникова, Г.Г. Речевая деятельность менеджера
телевидения [Текст]/Г.Г. Плотникова//Кайгородовские чтения:
материалы науч.-практ. конф. Вып. 4. - Краснодар: КГУКИ, 2005. -
С. 414-418.
6. Плотникова, Г.Г. СМИ и языковая культура общества
[Текст]/Г.Г. Плотникова//Проблемы морально-нравственного развития
личности и общества: сб. науч. трудов. - Н. Новгород:
НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2005.- С. 284-286.
6. Плотникова, Г.Г. К вопросу о формировании культуры речи
специалиста телевидения в процессе обучения в вузе [Текст]
/Г.Г. Плотникова //Проблемы культуры речи в современном
коммуникативном пространстве: сб. науч. трудов. - Нижний Тагил:
НГСПА, 2006. - С. 139-141.

Об авторе.
Плотникова Галина Григорьевна. Редактор эфирного контроля
Телевизионной речи на телерадиокомпании "Новое телевидение
Кубани". Проводить мониторинг речевых ошибок информационной
программы "факты" и по его результатам составляет аналитическое
резюме. 19 мая 2006 года защитила кандидатскую диссертацию в
Краснодарском государственном университете культуры и искусств.
Поздравляем автора с успешной защитой! Дальнейших вам творческих
успехов Галина Григорьевна!

 

Конкурс переводов

Автор: Камуи Гакт (Перевод с японского: Джеральд Тэррэнт)
Перевод с английского: Алина Цепенюк

Размышления о "Луне", к которой я стремлюсь

Впервые сюжет "Луны" пришел мне на ум в сентябре 2001, когда
мы снимали Another World.
Работая над чем-либо, я всегда использую термин "внезапное
вдохновение". Я сразу же вижу весь сюжет целиком. Потом уже я
начинаю думать о том, как его выразить.
Сюжеты рождаются в моей голове. Мне не приходиться их выдумывать,
меня больше беспокоит вопрос, как их воплотить.
"Луна" - это удивительный сюжет.
Я думаю, все видели Another World. Когда я работал над ним, то
полагал, что этот клип будет идеальным анонсом к фильму Moon Child.
Уже тогда у меня была готова фабула фильма. Но если бы я захотел
воплотить на экране весь сюжет таким, каким я сам его вижу, готовый
фильм длился бы не менее шести часов. Сценарий Moon Child включает
только одну из частей сюжета "Луны". В начале, в конце и в середине
есть свой сюжет.
Теперь я выражаю "Луну" в звуке: в альбомах и синглах. Проект только
начался, и поэтому он подобен книжной обложке.
Следующим этапом будет художественное творчество: фотоальбом,
фотовыставка…
Потом - концерт. Прямо на ваших глазах сюжет будет воссоздан в трех измерениях.
Кроме того, есть фильм и книга.

Я решил сделать так, чтобы весь сюжет "Луны" мог стать видимым
лишь для того, кто, одну за другой, соединит все эти части в
единое целое. Я хочу раскидать их, как мозаику, в разных местах.
Люди, которые придут полюбоваться на "Луну", будут воспринимать
сюжет постепенно, собирая по кусочку. Таким образом, они сложат
мозаику. Встав на этот путь, они войдут в сюжет с середины.
Воплотить концепцию "Луны" - вот к чему я всегда стремился.
Как вы думаете, для чего я это делаю?
Наш мир постепенно меняется, вступая в эру информации. Тем не менее,
я часто думаю: "информация", которая затопила современный мир - ведь
это же плюс для всех заинтересованных в ней, верно?
Многие люди стали не более чем пассивными потребителями информации.
Нам, обычным людям, дарованы таланты. Есть две "творческие силы":
одна из них позволяет создавать образы, другая - оригинальные идеи.
Человечество развивается благодаря тому, что мы постоянно ищем новые
способы выразить свои чувства посредством этих двух сил.
Но что происходит сейчас? Небольшая группа людей сосредоточила в своих
руках всю информацию. И вот, несмотря на то, что мы так в ней нуждаемся,
мы не в силах найти ее самостоятельно, и вместо этого вынуждены
обращаться за ней к кому-то другому.
Вот почему этот мир отныне лишен воображения. Вот почему мы больше
не можем творить.
Происходит это постепенно: из молодых поколений выходит все
меньше и меньше выдумщиков и фантазеров, и молодежь становится
группой людей, лишенных воображения. Они более не способны
сосредоточиться на работе и, в результате, они не в силах творить.
Если ты не можешь думать своей головой - тебе остается лишь
использовать то, что тебе дают другие.
Я думаю, что так оно и есть.
На протяжении всей истории люди брали мысли из своей головы и
придавали им осязаемую форму. Это происходило снова и снова, но
вот впервые человеческий гений остался вне игры. Его пустили
побоку. Это всего лишь вопрос сбора разрозненной информации по
кусочкам: в будущем скорость работы компьютеров будет выше.
Нам выпало жить в эпоху, когда само наше существование
малозначимо.
Но мы не можем остановить воображение и творчество. Я так думаю.
И я хочу донести эту мысль до всех.
Среди нас есть люди, стоящие на сцене перед зрителями. Нас
называют артистами, и я считаю, что у нас есть обязательства.
Мы, определенно, обязаны давать силу и страсть людям, которые
смотрят на нас. Мы должны стать для них поддержкой.
Люди не понимают что мы - не более чем образец на витрине, и,
думается мне, само наше существование должно стать для них
отправной точкой на пути к взрослению.
Конечно, мы не можем никого заставлять. Но, я считаю, что,
благодаря нашим стараниям и нашему стилю жизни все мужчины и
женщины вырастут, и я хочу, что бы они выросли именно такими.
И в нынешней концепции "Луны" заложены те же самые чувства.
Когда только возможно, мы ставим перед собой цели, от которых
другие решили отказаться. Кто угодно может подойти к другому и
сказать: "Ты сможешь!". В тот самый момент, когда человек решает
отказаться от чего-то, мы должны вмешаться и поддержать его.
Тогда все поймут, к чему мы стремимся, и в своем сердце каждый
сложит воедино фрагменты этой мозаики. Это - самое важное.
Итак, вот что из этого получилось. На это ушло немало времени.
И публикация этой книги тоже связана со всем этим.
И, наконец, вопрос: почему я назвал этот сюжет "Луна"?
На японском языке луна - "цуки". Луна символизирует способ
существования персонажей этой истории. Я писал о человеческих

взаимоотношениях, и я думаю, что главного героя никак не могут
звать "Солнцем".
Солнце освещает все вокруг человека ярким светом. Тем не менее,
этот человек (солнце) постепенно угасает. Люди не могут стать
богами.
Если бы и существовал человек-солнце, разве его существование
не было бы подобно интернету, где информация стремительно
перетекает из одного места в другое? Вокруг человека, подобного
солнцу, люди могли бы очень отчетливо видеть все и, таким
образом, не имели бы более возможности думать собственной
головой. Они могли бы только потреблять информацию, и ничего
более.
Такие отношения между людьми неправильны.
Возьмем, к примеру, меня. В моей жизни были люди, которые
направляли меня. Благодаря этим людям я стал тем, кто я есть
сегодня. Без сомненья, для меня эти люди были "лунами".
Я не хочу сказать, что я освещаю все вокруг, как солнце. Тем
не менее, я подсвечиваю все, что попадает в мое поле зрения.
Конечно, бывают моменты, когда я сам не знаю, что находится
прямо передо мной, и тогда мне, всего лишь на пару шагов
вперед, показывают дорогу среди темноты, сквозь которую я
должен пройти.
И я не знаю лучшего проводника.
Разве эти люди - "луны" не направляют других людей на пути,
по которым те должны идти? Разве не это - самое важное в
человеческих отношениях?
Среди персонажей "Луны" немало людей, не знающих смысла своего
существования. Но появляются другие люди, которые подсвечивают
дорогу перед ними, и тогда они находят путь, по которому должны
идти.
Это путь может привести их к гибели. Тем не менее, даже если
это путь разрушения, пока они идут по нему, они живут - пусть
немного, но зато своими собственными силами. Их никто не
воскресит, но зато они идут своими собственными ногами,
чувствуют жизнь, борются за нее. Я считаю, что именно так
должны жить все люди.
Мне хотелось бы, что бы каждый из вас захотел стать луной, и
чтобы свет луны освещал вашу жизнь.
Луна светит не только ночью. Ночью, если ты, не создавая ничего,
решаешь сам начать свой путь, никто не покажет тебе дорогу. Это
потому, что ты не только не видишь ничего вокруг себя, но и
боишься увидеть то, что лежит перед тобой. Если ты остановишься
сейчас, то клочок земли под твоими ногами станет твоей зоной
безопасности.
И все-таки, для того, чтобы поднять ногу и сделать шаг, требуется
немыслимое мужество. Но, если ты так сильно хочешь вырваться из
темноты, ты сможешь сделать первый шаг по дороге, подсвеченной
луной.
И вот уже тот, кто идет вперед - это ты. Ты!
Если среди тех, кто приходит на мои концерты и слушает мои песни,
хотя бы один человек поймет это - уже хорошо. Я буду, счастлив,
если он или она, собрав свое мужество, начнет идти вперед.
Я - луна. Мой свет тускл, и все, что я могу - лишь указать
направление.
Но потом, когда вы сделаете первый шаг, я буду тихо и нежно
наблюдать за вами.

Автор: Камуи Гакт (Перевод с японского: Джеральд Тэррэнт)
Перевод с английского: Алина Цепенюк

Перейти на страницу переводчика
Скачать оригинал
Оценить перевод: Удовл. Хорошо Отлично
Данная работа участвует в Открытом конкурсе переводчиков.

Организатор конкурса: "Биржа переводов" (www.itrex.ru)
Партнер конкурса: интернет-магазин "BooksPlanet" (www.booksplanet.ru)




Ну вот вроде на сегодня и все!

Жду от вас пожелания и замечания, а возможно и критику!

С искренним уважением, Ваш Хисамов Олег.
Россия, Татарстан
Казань-Зеленодольск
Казанский государственный университет
E-mail: ohisamov@mail.ru

Copyright © 2006 by Хисамов Олег. Казань-Зеленодольcк. Все права
защищены. Использование материалов данной рассылки возможно
только при указании ссылки на источник.


В избранное