Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'

ДАР СЛОВА 315 (393)

Проективный лексикон русского языка. 16 апреля 2013

 

Дорогие друзья!

"Дару слова" исполняется 13 лет. Первый выпуск вышел еще в прошлом веке, 17 апреля 2000 г.

 По традиции приведу  выпуски за минувший год и краткую статистику, а потом - свою статью "О многовластии", посвященную наступающему празднику 21 апреля: Дню интеллектуала, Дню альтернативного сознания.

Год тринадцатый: Апрель 2012 – апрель 2013

 Гостевой выпуск – 28. Гости этого выпуска - дети, прирожденные словотворцы._Копелочи, ушибка, пнята, эсесерианец и др.(21)  7 мая 2012

 

301. Воязыковление. 28 мая 2012.

 

302. Синтопия. 11.6.2012

 

303. Слово и неологизм года. Слова, поступившие на конкурс (притолпыш, маскарадость и др.). 9.7.12

 

303 а. Лакунология ­– наука о языковых лакунах. 10.9.12

 

304. Живитель, живительница. 2.10.12

 

305. Сам и самое (1) . Самь, осамить(ся), самота, самовник, самство. 15.10.12

 

307. Сам и самое (2). Самолюб, самовер, самодум, самозаботливый, самопрадование, саморевность. 11.11.12

 

308. Сам и самое (3). Самокрад, самокрадство, самопровальный, самовредный, самовредитель, самовредительство, посебейщик, посебейщина, особливец. 25.11.12

 

309. Итоги выборов Слова и неологизма года. молчевидец (О. Бежанов), разгуманитаривание (Ал. Архангельский), воязыковление (М. Эпштейн), базарт (М.Яфаров), метронирвана (А. Кореньков). 18.12.12.

 

310. "Язык политизируется там, где отсутствует политика". Беседа М. Эпштейна с Анд. Архангельским об итогах Слова года.15.1.2013

 

311. Новые слова с основой "био". Биософия, биограмма, биограмматикон, автобиограмматикон,  биоплагиат. 11.2.2013

 

312. Отрицание как утверждение. Интегральная модель написания не с глаголами и другими частями речи. 4. 3.13.

 

313. Пять слов о новых видах творчества.

Поэзия за пределами стихов. Антропоэйя, биопоэйя, космопоэйя, социопоэйя, технопоэйя. 25.3.13

 

314. Божествовать. Бог как глагол.  1.4.13

 

 "Дар слова" за тринадцать лет             

Первый год: 28 авторских выпусков,185 слов; 1 гостевой выпуск, 4 слова; 3 читательских выпуска.

Второй год: 13 авторских выпусков, 63 слова; 12 конкурсных, 220 слов; 2 гостевых, 54 слова; 2 читательских.

Третий год: 22 авторских, 156 слов; 5 гостевых, 63 слова; 4 читательских.

Четвертый год: 29 авторских, 223 словa; 1 гостевой; 1 читательский.

Пятый год: 30 авторских выпусков, 211 слов; 6 гостевых, 133 слова; 1 читательский.

Шестой год: 30 авторских, 202 слова; 4 гостевых, 181 слово;1 читательский.

Седьмой год: 27 авторских, 230 слов; 4 гостевых, 167 слов; 3 читательских.

Восьмой год: 29 авторских выпусков, 144 слова; 3 гостевых, 63 слова; 2 читательских +спецвыпуск Слово года-2007.

Девятый год:  28 авторских выпусков, 84 слова, 29 фразеологизмов; 6 выпусков Слова-2008

Десятый год:  24 авторских выпуска, 118 слов.

Одиннадцатый год:  21 авторский выпуск, 83 слова; 1 чительский.

Двенадцатый год:   18 авторских выпусков, 78 слов

Тринадцатый год:    14 авторских выпусков, 34 слова; 1 гостевой выпуск

              Всего за тринадцать лет:

393 выпуска

315  авторских выпусков, 1813 слов, 29 фразеологизмов

12 конкурсных выпусков, 220 слов.

28 гостевых выпусков, 706 слов.

17 читательских выпусков.

Всего - 2739 однословий (протологизмов)          

Дело, конечно,  не в количестве слов. Главное - насколько нам удается выявить системные возможности русского языка и сделать его более гибким и послушным орудием мысли.

 

 21 апреля (суббота)
- День Интеллектуала, День Альтернативного (антитоталитарного) сознания

 

Этот день стоит в промежутке между двумя памятными датами, которые торжественно отмечались самыми свирепыми режимами XX века. 21 апреля знаменует тонкую черту между двумя тоталитарными безднами, по которой человечество, как по узкому мостику, перебралось в XXI в.

 

20 апреля - День рождения Гитлера

 

21 апреля - День Альтернативного сознания

22 апреля - День рождения Ленина

 

         21 апреля (воскресенье ) - День Альтернативного (антитоталитарного) сознания. Отмечается  с 1998 г.

 

Этот день стоит в промежутке между двумя памятными датами, которые торжественно отмечались самыми свирепыми режимами XX века. 21 апреля знаменует тонкую черту между двумя тоталитарными безднами, по которой человечество, как по узкому мостику, перебралось в XXI в.

 

20 апреля - День рождения Гитлера

21 апреля - День Альтернативного сознания

22 апреля - День рождения Ленина

 

21 апреля - праздник сознания, которое освобождается от своих идеологических химер и популистских соблазнов. Одна из тем этого праздника - борьба с антиинтеллектуальными настроениями, укорененными в традициях российской истории. Сейчас эти традиции как никогда сильны, а интеллектуальная составляющая общества как никогда слаба. Нынешняя Россия скрещивает два вида антиинтеллектуализма: политически-авторитарный и экономически-утилитарный.

 

 Пусть интеллектуалы выйдут из своих профессиональных ячеек, из своих академических институтов, университетов, лабораторий, научно-технических фирм и корпораций - не на улицы и площади ("марши интеллектуалов"), а навстречу друг другу, в пространство междисциплинарного общения. Чтобы раздвинуть интеллектуальное пространство до размеров общества - и чтобы интеллектуализировать то общественное пространство, которое сейчас отдано "попсовой власти". Пусть вспомнят о роли интеллекта и интеллигенции в русской истории, о ее подвигах и провалах. Интеллектуалы - это, в сущности, главные производители информационного капитала,восновного капитала современных обществ. Интеллектуализация – это будущее каждой профессии, каждого социального слоя, и День интеллектуала может способствовать росту этой интеллектуальной составляющей в наших повседневных занятиях и службах.

 

21 апреля - день альтернатив, в какой бы интеллектуальной или профессиональной области они ни проявлялись: альтернативной педагогики, эстетики, поэзии, философии, лингвистики. Речь идет о возрождении, точнее, нарождении в России традиций интеллектуальной общественной жизни, не замкнутой в академических цехах. Праздник 21 апреля мог бы привлечь внимание российского общества к судьбам интеллекта, теснимого со всех сторон и феодальной ментальностью силы-чести-служения, и капиталистической ментальностью прибыли-пользы-успеха.

 

Итак, 21 апреля:

- День альтернативного сознания и творческого воображения

- День вызова любому тоталитарному сознанию - фашистскому, коммунистическому, национал-социалистическому, религиозно-фундаменталистскому

- День инакомыслия, в какой бы области оно ни проявлялось: политической, экономической, идеологической, философской, художественной...

 

 

О многовластии.  Культура и политика.

 

Михаил Эпштейн

 

Kак соотносятся культура и власть,  литература и власть, язык и власть?  Это каверзный вопрос, особенно, как ни странно, в западных академических кругах, где, казалось бы, господствует толерантность.  Если кто-то,  излагая теорию культуры или языка, обходит стороной вопрос о власти, то его подозревают в смычке с правыми, с истеблишментом (хотя академический истеблишмент уже давно по традиции является левым). Если же ответить прямо, что вопрос о власти, о политике не так уж важен для эстетической или лингвистической теории, то подозрение в реакционности только укрепится.

Между тем вопрос о власти, действительно, важен, только он не сводится к политике. Политика пытается узурпировать этот вопрос и тем самым продемонстрировать, что только ей принадлежит власть в обществе.  Кто властвует в Кремле или Белом Доме, тот якобы властвует и над страной, над культурой, над сознанием и поведением людей. Левые немало способствовали такой подтасовке понятий, навязывая политические критерии даже интеллектуальной деятельности.   По мысли Мишеля Фуко,

 "интеллектуал определяется тремя признаками: во-первых, своей классовой позицией (как мелкий буржуа на службе капитализма или как горганическийх интеллектуал от пролетариата); во-вторых, условиями жизни и работы (область исследования, место в лаборатории, политические и экономические требования, которым он подчиняется или против которых бунтует в университете, в больнице и т.д.); наконец, политикой истины в наших обществах" [1].

 

Получается, что достоинство интеллектуала определяется, во-первых, во-вторых и в-третьих,  его классовой позицией и политической  ангажированностью.

 

Но это не так.  Категория власти гораздо шире политики, она коренится в самой жизни, в ее воле к самоутверждению. Вспомним Ницше: "Жизнь не имеет иных ценностей, кроме степени власти - если мы предположим, что сама жизнь есть воля к власти" [2] Не обсуждая сейчас всех граней ницшевской "властоцентрической" философии, отмечу лишь, что власть предстает у него и как биологический, и как эстетический, и как религиозный феномен. Об этом говорят сами названия разделов  его последнего, незавершенного труда "Воля к власти": "Воля к власти как познание", "Воля к власти в природе", "Воля к власти как общество и индивидуум", "Воля к власти как искусство"...  Причем собственно политическая власть удостаивается у Ницше скорее пренебрежительной оценки: "Люди, которые стремятся к власти только ради счастливых преимуществ, властью предоставляемых: политические партии". [3]

 

             У каждой области человеческих свершений есть своя власть,  свои средства подчинения людей и достижения нужных целей. У интеллекта есть своя власть, действующая логикой убеждения, сцепкой причинно-следственных связей, наглядностью аналогий и емкостью обобщений. Есть своя власть у нравственных чувств и императивов, у таких понятий, как совесть и честь, ради которых люди идут на тяжелейшие испытания, на страдание и смерть. Огромна власть над людьми религиозных верований, догматов и традиций. Своя растущая власть есть у науки, которая все больше претендует на то, чтобы стать Властью в современном обществе, пользуясь силой технологий, созданных на основе научных исследований.

Есть своя власть у литературы и искусства, способность подчинять  людей силе образа, красоте слова и пластике жеста. Есть огромная власть у музыки. Напомню "Крейцерову сонату" Л. Толстого:  "И вообще страшная вещь  музыка. Что это такое? Я не понимаю. Что такое музыка? Что  она делает?  И  зачем она  делает то, что  она делает? /.../Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня  в какое-то другое, не свое положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу. /.../ И  оттого  музыка  так  страшно,  так  ужасно  иногда действует.  В Китае музыка государственное  дело. И это так  и  должно быть".

 

В свое время А. K. Жолковский посвятил несколько работ Анне Ахматовой, доказывая, что своим своевластным поведением и мифотворчеством она имитировала Сталина и была вовсе не образцом свободомыслия, а диктатором в своей литературной среде.  У Жолковского, по его словам, получился "жизнетворческий портрет ААА в качестве своего рода Сталина в юбке". Следом за Жолковским и другие исследователи ринулись обличать Ахматову в сталинизме и тоталитаризме (особенно нашумела скандально-разоблачительная книга Т. Катаевой "Анти-Ахматова").

 

Но для каждого, кто непредубежденно оценивает поступки Ахматовой и те приемы, которыми она лепила свой авторский образ, очевидно, что Ахматова подражала Сталину не больше, чем Сталин подражал Ахматовой, или  Маяковскому, или Пикассо, или Марксу, или Вагнеру, или Байрону...  Все они более или менее агрессивно утверждали свой авторитет, создавали вокруг себе обстановку лести и преклонения, плели паутину слухов и легенд, использовали близких людей в качестве ступенек восхождения к славе, а затем отдаляли их,  старались скомпрометировать опасных свидетелей и соперников и т.д. Любой "властитель дум" пытается тиранически подчинить себе волю современников, создает в их умах мифический образ своей избранности, гениальности,  притязает на прямое родство с историей, народом или Богом. Они - посланники небес, любимцы  муз, утонченные аристократы или  убежденные демократы, глас тысячелетий,  обращенный к потомкам.  Сам Жолковский признает "ученичество Ахматовой у магов Серебряного века, теоретиков и практиков жизнетворческой концепции: Зинаиды Гиппиус, Вяч. Иванова, Брюсова, Блока". [4]  Неужели и Гиппиус с Блоком учились у Сталина или Ленина? Нет, не у политиков они учились, а у магов, у тех жизнетворцев, которые и политиков могут многому научить.

 

В магии власти нет ничего собственно политического, такая воля к заклинанию даже острее проявляется у художников, писателей, мыслителей, ученых, изобретателей.  Власть над партией или государственным аппаратом им представляется слишком мелкой и суетной, - им подавай власть над целым мирозданием, над вселенной идей, знаков, полей, энергий. Их честолюбивые притязания идут гораздо дальше, чем у политиков или военных. Поэтому Стефан Георге, крупнейший немецкий поэт, прославлявший  мистические глубины германского духа  и новую империю, построенную на принципах аристократической иерархии, отверг сотрудничество с нацистами,  хотя, казалось бы, духовно был им близок. На предложение Геббельса возглавить новообразованную Академию искусств Георге ответил резким отказом и эмиграцией в Швейцарию. Политика - слишком ничтожное дело для поэта, сужение, а не расширение его властных возможностей.

 

 Как писал один из магов Серебряного века Федор Сологуб: "И кто мне помешает /Воздвигнуть все миры, / Которых пожелает /Закон моей игры?"

Вот и у Ахматовой была своя игра, у Сталина - своя, и если эти игроки в чем-то совпадали, то в своем пристрастии к самой игре,  а также к атрибутам верховной жреческой власти: тайне, чуду и авторитету.  А. К. Жолковский пишет в той же статье об Ахматовой: "Она культивировала вокруг себя атмосферу тайны и поклонения со стороны "своих"..."  Вряд ли в таком "компромате" можно найти что-либо порочащее художника, ведь он прирожденный тайновед и заклинатель стихий, людей, животных, растений - вспомним миф об Орфее. Более того, положение, в каком оказалась Ахматова, еще более оправдывало ее "властолюбие" как попытку противостояния гнету политики.  По словам Л. К. Чуковской, "Сознание, что и в нищете... она - поэзия, она - величие,  о н а,  а не власть, унижающая ее,... давало ей силы переносить... унижения, горе". 

 

Ахматова - такой же Сталин в юбке, как Сталин - Ахматова в галифе. Приемы завоевания власти, обольщения "своих", привлечения "чужих", манипуляции общественным мнением, -  одинаковы для политиков и поэтов, и аналогии между ними работают  в обе стороны.

 

Поэтому сводить власть к политике  - это все равно что сводить царство животных к отряду хищных и игнорировать травоядных, земноводных, птиц, насекомых и 99%  живых существ на нашей планете. Конечно, есть  власть у президентов, полицейских и судей, но есть  власть и у лириков и физиков, у конструкторов ракет, у рыночных торговцев,  у  супругов (друг над другом и над детьми), и даже у дворников, от которых зависит здоровье и безопасность людей на вверенных им территориях.  Власть –  это способность подчинять своей воле людей даже вопреки их сопротивлению.  И как бы ни  противилась политика тем силам, которые исходят от науки, от религии, от искусства, от языка, от семьи,  часто она оказывается беспомощна перед этими иновластными структурами, хотя они не имеют в своем распоряжении таких орудий, как армия, полиция, администрация всех уровней.

 

Поэтому, когда говорят о необходимом разделении властей в демократическом обществе, нельзя сводить это к вопросу разделения только политических властей: исполнительной, законодательной и судебной. За пределами самой политики есть много других властей,  имеющих право на участие в жизни общества.  Демократическое общество поликратично, т.е. многовластно. Собственно политика занимает в жизни такого общества скромное место, поскольку делит власть с наукой и техникой, религией и моралью, языком и литературой, философией и музыкой.

 

 Тем более интеллектуалам не стоит добровольно и угодливо отдавать свою территорию под начало политики, которая и так постоянно посягает на их суверенную власть. Потакание такому империализму политики со стороны философов, ученых или писателей   - это  малодушие и коллаборационизм. Политика может силой подчинять их себе - но и наука или искусство могут использовать политику в своих целях. Каждый профессионал должен заботиться о том, чтобы сфера его деятельности как можно дальше простирала свою власть над людьми. Мы, филологи,  должны думать о власти языка, грамматики, семантики и прагматики над сознанием и подсознанием людей, о  силе риторической и поэтической, которая не растворяется в политической власти, а ей противостоит и над ней возвышается, потому что, как сказал И. Бродский, язык древнее и могущественнее государства.

 

Чем больше таких властей перекрещиваются  и взаимодействуют в жизни общества, тем оно свободнее.  И наоборот, когда одна из властей начинает господствовать над обществом в целом, оттесняя все другие, это приводит к тоталитаризму, причем не обязательно политическому.  Если религия приобретает всецелую власть над обществом, то это фундаментализм; если все сводится к науке или технике,  это сциентизм или технократизм: если к морали -  морализм; если к искусству -  эстетизм... Все эти "измы" -  виды тоталитаризма, гегемония одной власти, опасная для общества в целом.

 

И все-таки политический тоталитаризм, как показывает история, - самый узкий и опасный, поскольку он пользуется  государственным аппаратом насилия. И сводить вопрос о власти к политике, как делают М. Фуко и его последователи, - значит, вопреки их свободолюбивым декларациям, готовить почву для политического тоталитаризма.

 

Вообще слово "власть" в единственном числе звучит подозрительно, это своего рода грамматический тоталитаризм. Но и во множественном числе слово "власти" пока что употребляется лишь для обозначения разных органов или представителей одной и той же власти, т.е. опять-таки монократично. Например, "власти решили действовать по-своему " или "от властей не добьешься толку".

 

Не пора ли придать множественному числу не количественное, а качественное значение, подчеркнув многообразие и разнородность властей, действующих в мире? Политическая, религиозная, научная, музыкальная, интеллектуальная власть - все это разные власти, которые обладают каждая своей легитимностью и силой воздействия.  Власть языка над сознанием граждан или власть музыки над их сердцами не менее легитимны, чем власть государства. Да здравствует поликратия!

 

 

Примечания

 

1. Foucault Michel. Truth and Power (interviewed by Alessandro Fontana and Pasquale Pasquino), in "From Modernism to Postmodernism. An Anthology", ed. by Lawrence Cahoone: Blackwell Publishers, 1996, p. 380.

 

2. Ф. Ницше. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей, фрагмент 55. М., Культурная революция, 2005, с. 57.

 

3. Там же, фрагмент 721, с. 396.

 

4. A. K. Жолковский. Анна Ахматова - пятьдесят лет спустя. Звезда, 1996, 9,  С. 211 - 227. http://www-bcf.usc.edu/~alik/rus/ess/aaa.htm

________________________________________

"Дар слова" Михаила Эпштейна выходит с 17 апреля 2000 г.

Предыдущие выпуски.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей и смотрите последние выпуски по адресу: http://subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon

Клейкие листочки. Философский и филологический дневник в ЖЖ

Страница на Фейсбуке

Новые публикации линками)

Гуманитарная  библиотека (философия, религия, культурология, литературоведение, лингвистика, эссеистика)

Группы Слово года и Неологизм года на Фейсбуке. Присоединяйтесь!

PreDictionary английскиe неологизы

 

 

 

 

 

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


В избранное