Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'

ДАР СЛОВА

Проективный лексикон русского языка. 4 января 2010

Дорогие друзья! Желаю вам праздничного настроения и счастливого Нового года!

Напоминаю, что до середины января  будут выходить ретроспективы – лучшие из выпусков прошедших лет.

РЕТРОСПЕКТИВА-49

СЕМЬ КРАСИВЫХ И СЕМЬ ПОЛЕЗНЫХ СЛОВ

 Все новые слова можно условно разделить на красивые и полезные. Некоторые слова создаются как самостоятельные произведения словесного искусства - однословия: в них есть своя образная система, составленная из значимых частей слова, морфем.  Однословия по сути самодостаточны как эстетические явления, как микропоэмы.  И есть другие слова, предназначенные для вхождения в речь, для практического употребления. Как правило, они просты, незамысловаты и создаются достаточно стандартными приемами словообразования. Опыт показывает, что легче всего в речевой обиход внедряются малоприметные, "серенькие"  слова, с которыми говорящие, кажется, "уже где-то встречались". Есть слова-павлины, пышно распускающие свое оперенье: "синий красивейшина роняет долу хвост", как в "Зверинце" В. Хлебникова. И есть слова-уточки, которые тихо и неприметно вплывают в речь.

Замечу, что Владимир Даль, чтобы продемонстрировать  словообразовательную гибкость русского языка,  уснащал свой словарь такими новосочиненными словами, которые должны были казаться говорящим вполне  годными к употреблению. При этом он почти не скрывал своей причастности к созданию таких слов, естественных для русского уха.  "...На что я пошлюсь, если бы потребовали у меня отчета, откуда я взял такое-то слово? Я не могу указать ни на что, кроме самой природы, духа нашего языка, могу лишь сослаться на мир, на всю Русь, но не знаю, было ли оно в печати, не знаю, где и кем и когда говорилось. Коли есть глагол: пособлять, пособить, то есть и посабливать, хотя бы его  в книгах  наших и не было, и есть: посабливанье, пособление, пособ и пособка и пр. На кого же я сошлюсь, что слова эти есть, что я их не придумал? На русское ухо, больше не на кого". [1] Такие далевские слова, как "посабливать", "пособление", "пособ" - это слова-уточки, предназначенные незаметно проскользнуть в речь, как будто они всегда в ней были.  А вот в языкотворчестве В. Хлебникова преобладают слова-павлины, "красивейшины", вроде как "лучежитель" или "немотоструйный".  Такова была художественная задача будетлянина -  выделять самоцельное, "самовитое" слово из потока житейской речи, возносить его на звездную высоту.   "Отделяясь от бытового языка, самовИтое слово так же отличается от живого, как вращение земли кругом солнца отличается от бытового вращения солнца кругом земли. Самовитое слово отрешается от призраков данной бытовой обстановки и на смену самоочевидной лжи строит звездные сумерки".  [2]

Слова "Дара" тоже неизбежно тяготеют к одному из этих двух полюсов: эстетическому, хлебниковскому - или практическому, далевскому (хотя между ними есть и множество переходных типов).  В этом  юбилейном выпуске  к семилетию "Дара" мне хотелось бы привести по семь слов, особенно мне дорогих в обоих разрядах, "красоты" и "пользы". Надеюсь, некоторые красивые слова окажутся полезными, а полезные - красивыми.   Вряд ли нужно оговаривать, насколько субъективна моя оценка.

                                              Семь красивых слов

сОлночь.  Это слово, сложенное из частей "сол-нце" и "пол-ночь", вызывает у меня апокалиптическое представление о "солнце наоборот", о солнце, излучающем тьму, или о таком сгущении мрака, которое достигает солнечной яркости. Солночь испускает ослепительные черные лучи,  невыносимые для наших глаз, привыкших к свету, хотя бы и слабому, рассеянному, отраженному. "Солночь" стягивает в одно слово те образы, которыми 
изобилует и поэзия, и философия, и религиозная традиция. У пророка Иоиля сказано: "Солнце превратится во тьму и луна - в кровь прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный" (Иоиль, 2:31). "Ночь - это тоже солнце," - так говорил Заратустра, и Ж. Батай взял этот ницшевский афоризм эпиграфом к книге "Внутренний опыт". Образ солночи встречается у Гюго: "Ужасное черное солнце, излучающее ночь". "Недоступный воображению, этот негатив прекрасен", - замечает Поль Валери.  Солночь - ночь, яркая и сияющая, 
как солнце, - черное солнце Апокалипсиса.

настомЯщее.  В слово "настоящее" добавляется всего одна буква "м" - и приоткрывает в настоящем его медлительность, истому,  томительность для души. Настоящее - нас томящее, настомящее. Об этом у Пушкина: "Сердце будущим живёт, Настоящее уныло: Все мгновенно, все пройдёт; Что пройдет, то будет мило".  Настоящее, когда оно растянуто на дыбе чистого дления, пребывания, превращается в пытку. Человеку свойственно не совпадать с ходом времени, забегать воображением в будущее или памятью в прошлое, а труднее всего ему жить в настоящем.  Н. Бердяев писал о мыслящем сословии:  "Интеллигенция не могла у нас жить в  настоящем, она  жила в будущем, а иногда  в прошедшем". Обо всем этом - слово "настомящее".

перемОлкнуться.  Можно обменяться не только словами, но и знаками молчания. Можно перемолвиться, а можно и перемолкнуться.  В шумной и пестрой компании, среди чужих, знающие и любящие друг друга могут время от времени перемалкиваться.

любОль.  Это такая любовь, которая вбирает в себя боль, становится неотделимой от боли, а порой любит и лелеет саму эту боль. Боль зависимости от любимого, боль непонимания, невзаимности, несоединимости - все это может переполнять любовь и делать ее люболью.

мертвожИвчик. Есть существа и явления, по сути своей мертвые, но при этом проявляющие удивительную прыткость и живость, способные размножаться, воспроизводиться во множестве себе подобных.  Таких персонажей - мертвоживчиков - много у Гоголя, Салтыкова-Щедрина,  Чехова, А. Платонова, Ю. Мамлеева, В. Сорокина. Они переполняли собой советскую действительность, да и сейчас их деятельно разводят некоторые политические партии. Мертвые души, живые трупы, люди в футляре,  механические граждане, заводные органчики... Но, в отличие от этих синонимических словосочетаний,  слово "мертвоживчик" подчеркивает эротическую энергию  данного типа, его способность вонзаться в общественное лоно и множить из него ряды мертводушных и жизнеподобных.

нанеговорИться.  Есть словo "наговориться" - поговорить вдосталь. А бывает и такое состояние, когда  слишком долго не говорил с кем-то,  испытываешь сильную нехватку разговора - "нанеговорился".  Я с тобой нанеговорился за последннее время - и вот, теперь никак не наговорюсь.  Нанегулялся (слишком долго не гулял)  - и вот никак не нагуляюсь (вдоволь).  Нанелюбился, нанецеловался, нанеобщался, нанерадовался... Мне кажется, эта двойная приставка "нане" выражает важную часть нашего душевного опыта: чрезмерность недостачи.

жизнелюбИмый. Одна буква отличает это слово от известного "жизнелюбивый"  - "тот, кто любит жизнь".  А жизнелюбимый - тот, кто любим жизнью, кого она радует, располагает к себе, окружает своей приязнью и заботой. О таких порой говорят "счастливчик", но "жизнелюбимый" далеко не обязательно удачлив и счастлив. Мне представляется, что жизнелюбимыми были Моцарт и Пушкин, хотя трудно назвать счастливчиками тех, кто претерпел так много лишений, бедствий, раннюю трагическую кончину. Жизнелюбимость - это не удачливость, а жизненаполненность, открытость жизни данному человеку,  ее готовность дарить ему всю себя и все в себе, хорошее и плохое -  обилие даров, восприятий, впечатлений, глубоких опытов, высоких состояний.  Жизнелюбимый - тот, кого жизнь признает своим, от  кого она ничего не скрывает, посвящает в свои тайны,  а в ответ требует жертв, требует подчас невозможного. Как всякая любящая женщина, жизнь требовательна и ревнива к своим  избранникам. 
 

                                              Семь полезных слов

общАть. Хорошо,  когда  люди общаются между собой, а что если они мало знакомы, или застенчивы, сидят, как буки, в разных углах? Тогда хорошо бы их пообщать, т.е. вовлечь в общение, в разговор. В этом состоит искусство и призвание умно-общительных людей (бывают и глупо-общительные): не только общаться самим, но и общать других, помогать им найти  точки соприкосновения, чтобы мысль и душа одного человека открывались другому.

осебЕйщик. Встречаются такие люди, которые по-настоящему любят и умеют говорить только о себе, о своих занятиях, интересах и т.д. Не обязательно эти люди  эгоисты - они могут быть щедрыми, заботливыми, доброжелательными, но в разговоре они так или иначе сворачивают на себя. Стоит добавить, что осебейщицы встречаются не реже, чем осебейщики.

амбипАтия. Двойственное чувство влечения и отталкивания.  Есть симпатия, есть антипатия, а амбипатия - это то и другое вместе (приставка амби-  означает "вокруг, с обеих сторон").  "Я ненавижу тебя и люблю. Почему же - ты спросишь?  Сам я не знаю, но так происходит, и мучаюсь я", - так выразил древнеримский поэт Катулл свою амбипатию к неверной Лесбии. Амбипатия свойственна не только отдельным лицам,  ее могут испытывать и целые народы к своим вождям (Петру I, Сталину...).

осЕтить. Слово  простое и нужное, когда речь идет о перенесение в сеть какого-то материала (текста, картинки и т.д.). Вывесить в сети,  опубликовать в сети - все это одним словом и есть "осетить". Можно осетить роман, статью,  семейную фотографию. Я вот недавно осетил  свою книгу "Знак пробела" и жду, когда же мой друг осетит свои недавно написанные рассказы.

реАл.  Это не вообще реальность, которая все охватывает собой, а бытие вне сети, определяемое в  его отличии от виртуального мира. Когда мы уткнулись глазами и мозгом в экран, то все, что остается за нашей спиной и к чему мы можем вернуться, выключив компьютер, - это реал. Чашка кофе на столе, жужжание мухи в комнате, голоса семьи за стеной - это частицы реала.  Многие знакомства, которые начались в интернете, продолжаются в реале.  Реал - это реальность, из которой можно уходить и возвращаться. Порою я устаю торчать у компьютера и мне хочется двинуться куда-нибудь в реал, пройтись по улице, заехать к знакомым или просто поглядеть в окно вместо экрана.

прт.. Это сокращение от предлога "против" или выражения "в противовес, в  противоположность чему-то". Например, "Спартак прт. Торпедо", или "Иванов прт. Медведев."  Часто приходится обозначать какое-то понятие в отличие от другого, в сравнении с другим смежным понятием.  Например,   "дух прт. душа", или "рассказ прт. новелла", или "знание прт. информация" и т.п.   В английском языке для этого есть сокращение  vs. (от  versus, "против, в отличие от"). В русский язык это vs. тоже стало проникать, в частности, в предметных указателях книг. Но зачем нам vs., когда можно использовать русское прт.? Мы же не пишем латинское etc. или английское and so on, для этого у нас есть свое "и т.д." Вот и для обозначения  противоположности стоит использовать сокращение прт..

хронократия. При каком режиме мы живем? Кто-то назовет его "демократией", кто-то -  "автократией". Есть много разных -кратий и -архий, но мне кажется, что в наше время господствующая политическая система почти во всем мире - это хронократия, власть самого времени. Ей не могут противиться даже сильные мира сего, президенты, главы государств и правительств. Кончился твой срок - уступай свое место.  Кто понуждает меня сменять мой привычный и любимый компьютер на новую, чуждую мне модель? Конечно, никакая не демократия и не автократия, а хронократия, которая властно диктует мне, на каком компьютере работать, какие книги читать, какие костюмы носить. Хронос сильнее демоса. Миром правят хронократы - диктаторы мод, фасонов, технологий, методологий,  те, кто заинтересованы в скорейшем устаревании всех вещей и идей, чтобы заполнить рынок новыми. Вопрос к себе: хронократ ли я в своей отдельно взятой профессии? И какова альтернатива политической хронократии в современном мире? Неужели несменяемые Кастро и Ким Чен Ир?

---------------------------------------------------------------------- 


Примечания 


1. Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Государственное 
издательство иностранных и национальных словарей, 1955, т.1, С. LXXXYIII.

2. Велимир Хлебников. Наша основа, в его кн. Творения. М.: Советский писатель, 1986, С. 624.

__________________________________________________________

Сетевой проект "Дар слова" выходит с 17 апреля 2000 г. Каждую неделю подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в общественном сознании еще не нашлось места. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей. "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству  и мыслетворчеству, введением в лингвосферу и концептосферу 21-го века.  Все предыдущие выпуски.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей по адресу: http://subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon

Клейкие листочки. Философский и филологический дневник М. Эпштейна в Живом Журнале

Клуб СЛОВО на Имхонете: сообщества Словотворчество (новые слова), Слово года, Словопрения (дискуссии о языке)

PreDictionary  -  английскиe неологизы М. Эпштейна.

Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале. Открытая площадка для обсуждения новых слов и идей.

Новые публикации  М. Эпштейна (с линками)

Гуманитарная  библиотека (философия, культурология, религиеведение, литературоведение, лингвистика, эссеистика)

___________________________________________________________________

Все книги Михаила Эпштейна можно приобрести по интернету, напр., на Озоне. В Москве они есть в магазинах "Библиоглобус" (м. Лубянка, Мясницкая ул. д.6/3,  тел. 928-35-67, 924-46-80); "Москва" (м. Пушкинская, Тверская, 8, тел. 629-64-83, 797-8717))  "Фаланстер" (м. Пушкинская, Малый Гнездниковский пер., 12/27, стр.3, вход в арку, тел. 629-88-21, 504-47-95).

Их можно заказать в маг.  Книжная лавка при Литературном институте (м. Пушкинская, выход к Б.Бронной, Тверской бульвар, д. 25, вход  только с ул. Большая Бронная, тел. (495) 694-01-98; эл. адрес: vn@ropnet.ru). Местоположение на карте.

Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2001, 334 сс.

Проективный философский словарь: Новые термины и понятия. СПб.: Алетейя, 2003, 512 сс.

Отцовство. Метафизический дневник. СПб. Алетейя, 2003, 246 сс.

Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004, 864 сс.

Все эссе, в 2 тт. т. 1. В России; т. 2. Из Америки.  Екатеринбург: У-Фактория, 2005, 544 сс. +  704 сс.

Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России 1970 - 1980-х гг. (серия "Радуга мысли").  Самара: Бахрах-М, 2005, 256 сс.

Великая Совь.  Советская мифология. (серия "Радуга мысли"). Самара: Бахрах-М, 2006, 268 сс.

Постмодерн в русской литературе. М., Высшая школа, 2005, 495 сс.

Слово и молчание. Метафизика русской литературы" М.,  "Высшая школа", 2006, 559 сс.

Философия тела. СПб: Алетейя, 2006, 194 сс.

Амероссия. Избранная эссеистика (серия "Параллельные тексты", на русском и английском) М., Серебряные нити, 2007, 504 сс.

Стихи и стихии. Природа в русской поэзии 18 - 20 веков  (серия "Радуга мысли"). Самара, Бахрах-М, 2007, 352 сс.

Энциклопедия юности совместно с Сергеем Юрьененом). Нью-Йорк: Franc Tireur, 2009, 479 сс.
  
  
  
  
  
 

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


В избранное