Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


ДАР СЛОВА

Проективный лексикон русского языка. 15 июня 2009

__________________________________________________________________

Летняя серия: Ретроспективы

Дорогие друзья! На 23 июня, 13.00, намечено мое выступление в Институте русского языка им. В.Виноградова (Волхонка, рядом с м. Кропоткинская). Тема: "Грамматическое творчество в речи и языке. Как поэты и лингвисты помогают друг другу". Информацию о других предстоящих выступлениях вы сможете найти на страницах моего ЖЖ.  http://mikhail-epstein.livejournal.com/  Буду рад встречам с вами.

 __________________________________________________________________

РЕТРОСПЕКТИВА-40

                                                                         Актуальные слова (1)

              Среди разновидностей неологизмов есть и актуализмы -  слова, которые обозначают новые явления (в политике, науке, технике, культуре и т.д.). Среди них, в свою очередь, выделяются, актуализмы-экспрессизмы, т.е. актуальные слова с оценочным значением (положительным, одобрительным, восторжемнным,  или, чаще, шутливым, насмешливым, осудительным). Надо признать, что "Дар" до сих пор не уделял достаточного  внимания этому разряду слов,  хотя на них и есть большой общественный спрос. Многие из этих слов  лингвистически элементарны, основаны на каламбуре, то есть комическом сближении сходно звучащих, но разных по значению слов ("демократия - дерьмократия", "приватизация - прихватизация" и т.п.). Собственно, именно каламбурность обеспечивает таким  словам легкую запоминаемость и общественный успех.Есть множество современных явлений, которые прямо просятся на язык, но слов для них еще нет. Например, назойливая реклама, которая лезет во все глаза и уши, забивает их информационным мусором. Не назвать ли нам ее брехламой?

брехлАма - та реклама, которая брехня и хлам.

Телебрехлама. Брехламное время. Брехламодатель.

            Каждые десять минут режут передачу брехламой - смотреть невозможно!

            Запустили новый брехламный ролик во славу туалетной бумаги.

            Такую брехламу можно сляпать за один день, а доход от нее будет круглый год.

            Это очень рекламистый журнальчик, там брехлама через страницу.

            А что это за красивый конверт? - Ерунда, брехламка.

            Не обидно тебе? - закончил филфак, а работаешь брехламщиком.

В брехламе часто и настойчиво используют сексуальные мотивы. Но сама сексуальность, становясь элементом рекламного глянца, вбирает еще одну (четвертую!) свистящую "с" и становится "сексусальностью"

сексусАльность -  смесь сексуальности и сусальности; амурный гламур, глянец с эротической составляющей; слащаво-фальшивая, наигранная  сексуальность.

Напомню значение редкого слова "сусаль" - тончайшие пластинки золота, серебра, употребляемые для отделки к-л. изделий. "Сусальный" - отличающийся фальшивой красивостью.

сексусАльный  (сексуальный + сусальный) - сексуальный напоказ, выставочно, товарно, экранно.

Очень сексусальная пара! Между ними никаких амуров, а только сплошной гламур: они позируют для светской хроники.

Сексусальность - это вторичная сексуальность, ее глянцевый лик, когда она въедается во внешность актрисы или модели и делает ее на самом деле менее сексуальной.

Сексусальность так относится к сексуальности, как силиконовые к настоящим.

Какая же это порнография, это легкий сексусальный журнальчик для юношей.

В последнее время развелось много сексусальных див, которые торгуют  медийными знаками своего престижного тела, что оказывается более доходным бизнесом, чем торговля натурой.

Сходное  значение можно выразить написанием слов "гл-амур" и "гл-амурный" через черточку, чтобы в них выделялось "амур" и "амурный".

Политическая разновидность брехламы именуется пиаром, у которого различаются две окраски: белая, когда разговор идет о себе, и черная, когда аттестуется противник. Черный пиар - это попросту грязный пиар, компромат, слив отрицательной информации или лжеинформации на конкурента. Но у черного пиара есть своя особая эстетика и поэтика демонизации врага, которая позволяет именовать некоторые его утонченные разновидности "пиар нуар", так же, как называется жанр "чернушного" кино - "фильм нуар."

пиАр нуАр (PR noir, от англ. "public relations" и франц. noir, черный)  - черный, чернушный, инфернальный, зловещий  пиар, работающий с эстетикой жуткого и безобразного. [1]

PR noir, пиар нуар  - это особый жанр и стиль публичных отношений-поношений. При этом существенна аналогия с известным жанром киноискусства -  "film noir", "фильм нуар", где тоже преобладают мотивы жуткого, отталкивающего, таинственно злого и разрушительного. [2]Зигмунд Фрейд ввел в психоанализ и эстетику понятие "жуткого" (unheimlich, 1919), a его племянник Эдвард Бернейс примерно в те же самые годы (1915-1920) разработал понятие и технику пиара (PR). Взятые вместе, они и составляют основу "пиар нуар". 
Пиар нуар не просто обличает и клеймит конкурента, но вступает в 
область жуткого, как ее охарактеризовал З.Фрейд, - похищает у нас глаза или 
заставляет их вылезать из орбит. Пиар нуар наделяет соперника такими 
свойствами, в которых читатель (слушатель, зритель) не может не опознать - с ужасом и содроганием - похищенную часть себя, реализацию собственных самых темных и запретных комплексов.

На рубеже веков в России все больше распространяется пиар нуар, который 
прибегает к образам страшного и жуткого, чтобы представить  оппонента в образе сверхъестественного злодея или противоестественного урода. Эта демонизация врага вырастает в целую систему "инфернальной сатиры" и "мистического гротеска". В  пиаре нуаре господствуют мотивы злобы, вины, преступления, отчаяния, извращения, порока, нравственного падения, психической болезни, безумия, паранойи.

            Вот как характеризуется "пиар нуар" на заглавной странице одного сайта:"Мы живем в мире пиара нуара. Он повсюду - на телеэкранах, в 
          газетах, за окном. Вся реклама - это один сплошной иссиня-черный 
          пиар нуар, обволакивающая чернота которого может затмить мир в самые 
          светлые моменты его жизни. Причем самый грязный пиар нуар 
          делают люди в ослепительно белых перчатках..."

1. Впервые   выражение "пиар нуар" использовано в моей статье Жуткое и странное.  О теоретической встрече З.Фрейда и В.Шкловского "Русский журнал", 14 марта 2003.

2.  Первыми классическими образцами этого киножанра считаются такие фильмы, как "Мальтийский сокол" Джона Хастона (1941), " Гражданин Кэйн" Орсона Уэллса (1941), "Алая улица" Фрица Лэнга (1945), "Сила зла" Абрама Полонски (1948). 
____________________________________________________________

Афоризм

"Быть новатором в языке - значит сознательно и намеренно употреблять в своей речи такие средства языка, которые представляются не существующими в данной языковой традиции, в данных условиях общения через язык, и, следовательно, новыми, небывалыми... Языковым новаторством следует называть именно изобретение таких языковых средств, которые не даны непосредственной наличной традицией и вводятся как нечто совершенно новое в общий запас возможностей языкового выражения" . Григорий Осипович  Винокур (1896 - 1947), языковед, литературовед. "Маяковский - новатор языка". М.: Сов. писатель, 1943. С. 7


--------------------------------------------------------------------- 


Памятка

настомЯщее (нас томящее) - настоящее, которое томит нас.

"Сердце будущим живет. Настоящее  уныло", - писал Пушкин. Все это и можно выразить одним словом: "настомящее".

Я больше всего не люблю подделок, искусственных чувств и отношений. Я люблю настоящее. -  А мне наоборот,  так жить скучно. Все это настомящее ничего не стоит без игры и выдумки.

Раньше мы жили одним прошлым и будущим, а теперь хотим жить настоящим. - Без будущего и прошлого и настоящего нет -  одно только настомящее. 
    (вып.75)

__________________________________________________________________

Сетевой проект "Дар слова" выходит с 17 апреля 2000 г. Каждую неделю подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в общественном сознании еще не нашлось места. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей. "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству  и мыслетворчеству, введением в лингвосферу и концептосферу 21-го века.  Все предыдущие выпуски.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей по адресу: http://subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon

Клейкие листочки. Философский и филологический дневник М. Эпштейна в Живом Журнале

Языковод - сайт Центра творческого развития русского языка.

PreDictionary  -  английскиe неологизы М. Эпштейна.

Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале. Открытая площадка для обсуждения новых слов и идей.

Новые публикации  М. Эпштейна (с линками)

Гуманитарная  библиотека (философия, культурология, религиеведение, литературоведение, лингвистика, эссеистика)

___________________________________________________________________

Книги  Михаила Эпштейна можно приобрести в крупных книжных магазинах, а также по интернету. В Москве почти все они есть в магазинах "Библиоглобус" (м. Лубянка, Мясницкая ул. д.6/3,  тел. 928-35-67, 924-46-80);   НИНА (Согласие)  (м. Павелецкая, ул. Бахрушина, д.28., т.  (095) 959-2094); Книжная лавка Литературного института (Тверской бульвар, д. 25, вход  с ул. Большая Бронная, тел. 202-8608).

Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2001, 334 сс.

Проективный философский словарь: Новые термины и понятия. СПб.: Алетейя, 2003, 512 сс.

Отцовство. Метафизический дневник. СПб. Алетейя, 2003, 246 сс.

Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004, 864 сс.

Все эссе, в 2 тт. т. 1. В России; т. 2. Из Америки.  Екатеринбург: У-Фактория, 2005, 544 сс. +  704 сс.

Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России 1970 - 1980-х гг. (серия "Радуга мысли").  Самара: Бахрах-М, 2005, 256 сс.

Великая Совь.  Советская мифология. (серия "Радуга мысли"). Самара: Бахрах-М, 2006, 268 сс.

Постмодерн в русской литературе. М., Высшая школа, 2005, 495 сс.

Слово и молчание. Метафизика русской литературы" М.,  "Высшая школа", 2006, 559 сс.

Философия тела. СПб: Алетейя, 2006, 194 сс.

Амероссия. Избранная эссеистика (серия "Параллельные тексты", на русском и английском) М., Серебряные нити, 2007, 504 сс.

Стихи и стихии. Природа в русской поэзии 18 - 20 веков  (серия "Радуга мысли"). Самара, Бахрах-М, 2007, 352 сс. 
  
  
  
  
  
 


В избранное