Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'
ДАР СЛОВА
Проективный лексикон русского языка
15 июня 2008

                                Летняя серия. Ретроспективa - 32


Напоминаю уважаемым читателям, что летом "Дар" выходит раз в две недели и содержит ретроспективу прошлых выпусков - тех, которые я считаю наиболее достойными вашего  внимания.  Пишите мне, задавайте вопросы, делитесь размышлениями о русском языке, присылайте новые слова для гостевых выпусков: russmne@emory.edu
Михаилу Наумовичу Эпштейну
Доброго вам лета!

                                                     любля

Сегодня мы вспомним одно из самых ранних слов "Дара", вызвавшее наиболее разноречивые  толки и успевшие закрепиться в речи (43 400 гугликов).

лЮбля  (сущ. жен. р.) - телесно-душевное взаимодействие двоих; плотская любовь, близость.

Некоторые читатели в свое время усмотрели в этом слове прозрачный эвфемизм другого, неудобопечатаемого  слова с таким же комплексом  букв на конце. Но это не так. Суффикс "ля" прибавляется к корню "люб", как и в других подобных существительных, образованных от глаголов: "ловить - ловля", "купить - купля", "торговать - торговля", "любить - любля"...

Зачем корню "люб", наряду с суффиксом "овь" ("морковь", "свекровь"), образовывать другое слово с суффиксом "ля"? Прежде всего, слово "любовь" очень общо и указывает на множество самых разных чувств и действий: "любовь к Богу, к родине, к земле, труду, к женщине, к детям, к животным, к цветам, к городу, к мороженому..."  Между тем, взаимоотношения мужчины и женщины обладают столь очевидной единственностью, что они заслуживают своего понятия и слова.

"Любовь" и "любля" имеют  разные способы предложного управления. "Любовь" сочетается с предлогом "к" и дательным падежом, что предполагает одностороннюю направленность: любовь кого-то к кому-то или чему-то ("любовь к  родине, труду..."). Между тем слово "любля" обладает иной сочетаемостью: любля кого-то с кем-тоЛюбля - это всегда совместное, обратимое действие, это действие двоих по отношению друг к другу.  Очевидно, что любля с родиной, трудом, землей или мороженым невозможна (если не предполагать каких-то совсем уже извращенных действий, как в романе В. Сорокина "Голубое сало"). Конечно, и любовь может быть взаимной, но это нужно особо оговаривать, тогда как любля такова по своим морфо-синтаксическим свойствам. 

Слово "любля", по сути, образовано не от глагола "любить", а от глагола взаимного действия "любиться", так же, как "борьба" (кого с кем) образовано от "бороться", а "ссора" от "ссориться".   Такие  глаголы,  как  "общаться,  встречаться, целоваться, обниматься", наконец, "любиться"   - называются взаимно-возвратными: действие совершается несколькими субъектами, каждый из которых является одновременно и объектом действия.

Глагол "любиться" имеется в языке:
    В. Даль: "Любиться, любить друг друга; более говорится о любви половой. Любитеся и множитеся". ("Толковый словарь...")
    А. Герцен: "...Разве в Голландии люди не любятся, не плачут, не хохочут, не поют песни..."?

Если "любиться" - это любить друг друга, то и "любля" - это взаимные отношения и действия, когда  двое любят друг друга. В значении этого слова нет ничего голо-животного, похабного, непристойного  (в отличие от другого слова с окончанием "...бля"). Любля - это близость двух существ во всей целостности их отношений и обоюдных влечений.

Одна совместная ночь в гостинце - и долгие годы воспоминаний. В рассказе Бунина  "Солнечный удар" то, что случилось как любля, с разлукой переходит в любовь.

То, что происходило между ними, было не любовью в высоком и невнятном значении этого слова, а скорее люблей, но такой веселой, счастливой, что и не думалось о любви: просто вино жизни играло и пенилось в них.

За стеной слышались звуки любли, то громкие, то затихающие.

Олег подолгу наблюдал за люблей голубей, черепах и прочих невинных тварей, преисполняясь нежностью к природе, которая никого не обделила этой радостью.

Любля - это Венеция, "золотая голубятня у воды", как писала Ахматова. Любля - слово мягкое, как воркотня; его хочется погладить, как голубя. Любля - это "Темные аллеи" Бунина - вуалька, перчатка, шпильки, фиалки, легкое дыхание, зеленоватый чулок, теплое розовое тело... Достоевский, Толстой, Чехов, Блок, Маяковский - все писали про любовь, и только Бунин сумел найти чарующие слова для любли.

Введение нового слова тем более оправдано, что в русском языке слово "любовь" натянуто на слишком много смыслов, которые в классических языках (греческом и латыни) передаются по крайней мере полдюжиной разных слов:
Eros (amor) -  любовь-страсть, влечение, вожделение

Storge - любовь-дружба, привязанность, преданность

Philia - любовь-симпатия, склонность, расположение

Pietas - любовь-почитание, набожность, преклонение

Agape (caritas) - любовь-милосердие, жалость, братолюбие

Есть греко-латинские обозначения и для таких разновидностей:
Mania - любовь-одержимость, неистовство, беснование

Ludus - любовь-игра, забава, утеха

Слово "любля" могло бы отчасти разнообразить русский репертуар этого чувства и впустить под свое крыло по крайней мере две разновидности любви - eros и ludus,  в их переплетении.
 Не было еще слова "любля" в наших словарях, потому что сладостное это чувство, рыцарски-восхищенное, пастушески-чувственное, не умещалось в нашем сердце.
 Да, так любить, как любит наша кровь,
      Никто из вас давно не любит!
 Забыли вы, что в мире есть любовь,
      Kоторая и жжет, и губит! -
обращался А. Блок в "Скифах" (1918) от имени России к Западу, впадая все в ту же исступленную римфу на "овь". Да, такой жгущей, губительной любови-крови Запад давно уже не знал, как мы не знали его  романо-франко-италийской любли: эроса-людуса.
Ведь даже английское "make love, not war" по-русски передавалось ожесточенно-пацифистски: "любовь, а не война", тогда как нужно было бы мягче: "любля, а не бойня".

Быть может, с  укреплением этого слова и понятия чуть-чуть изменится эмоциональный настрой общества?  Любовь перестанет быть такой суровой, требовательной, подотчетной, потому что часть наших радостей и желаний перейдет из ведомства "любви" в область "любли". Ведь уже не скажешь: "любля с родиной,  с народом, с партией, с трудящимися всего мира" - все эти контексты, куда насаждалась идеологема "любовь", совсем не подходят для любли, которая предполагает соразмерность и совместимость любящего и любимого,  их интимную близость.  "Любля с женой, с мужем, с подругой, очаровательной барышней, первой встречной,  таинственной незнакомкой..."

По сути, следует сопоставлять целые словокомплексы, где существительные даны вместе со свойственными им орудиями предложного управления: любовь-к и любля-с.  "Любовь  к", разделяя "любить" на субъект и объект,  придает этому чувству трагическую напряженность и потенциальную безответность. "Любля с" -  это чувство и действие  взаимное,   разделенное, одновременное или поочередное: любовь-игра, погоня, увлечение, опьянение, ловля, прятки, настигания, кружения. Любовь - это когда один стремится к другому, любля - это когда они уже вместе. Любовь - это потенциальность чувства, любля - это актуальность действия. Прежняя российская культура  - и феодальная, и социалистическая - была  в основном культурой стремлений, а не осуществлений, культурой "к", а не "с". Далекое в ней торжествовало над близким,  лексически и концептуально признавалась любовь и отвергалась любля.

В отличие от любви, любля не превращается в священный долг или мироспасительное действо.  Теперь мы можем любить так, как хочет "любля с", а не только так, как требует "любовь к". Теперь у каждого есть выбор, как любить, на "овь" или на "ля".

"Любовь - сначала, а  любля - потом", -  сказал старик Погодин в наставлении молодым.
Любля с этой почти незнакомкой, почти недотрогой превратила для Вергунова всю прошедшую неделю в калейдоскоп сновидений: пучки сухой травы на холмистом склоне Нескучного сада... куртка, брошенная на дно синей лодки...

"Как ты меня любишь, на "овь" или на "ля"?" - спросила она его. "И на "овь", и на "ля"", - ответил он, целуя попеременно ее руки и губы.

Наше общество движется от "овь" к "ля". Уже не церковь, а торговля. Уже не кровь, а купля. И значит, уже не любовь, а любля. Новая нота в музыке русской революции: ля-ля-ля.

"Любовь" - это жемчужное слово нашего средневековья. Как всякое наследие, его нужно хранить и приумножать. Мы знаем любовь как священное право и долг, любовь к Богу, матери, семье,  ближним... Но когда же мы дозреем до Возрождения? Когда появится у нас ренессансное понятие "любля", в котором все мироздание светло улыбается человеку своим чувственным блеском?

Современная литература "про это" делится на три категории. У одних писателей - только "лю", у других - только "бля", у третьих - то и другое вперемежку. Одни люлюкают, другие блякают, третьи создают какофонию-полистилистику. А вот чтобы "лю" и "бля" были вместе, нераздельно - этого  нет. Да ведь и самого слова "любля" в языке еще не было.  Будет в языке - будет и в литературе. Он весь еще в разрывах, наш язык, весь в верхах и низах, и никак не может произнести "лю" и "бля" на одном дыхании, как единое слово.

____________________________________________________________

Статьи про это:

Поэтика близости. Звезда, 2003, 1, сс. 155-176.

Четыре стороны любви Топос, 12 дек. 2005

Люболь  Топос, 16 дек. 05.

Эдипов комплекс советской цивилизации. "Новый мир", 1, 2006.

Эрос цивилизации. Ирония желания и конец истории. "Вопросы философии", 10, 2006, 55-68.

Любовные имена. Введение в эротонимику. "Октябрь", 7, 2006.

К эстетике любви. Таланты. Жанры. Стили. "Звезда", 6, 2006.

Женский эрос в пространстве языка: Корень "-ём-" и его производные, в кн.  Дискурсы телесности и эротизма в литературе и культуре: Эпоха модернизма. Под. ред. Иоффе Д. М.:Ладомир, 2008, С. 497 - 517.

Онтология любви: Эдем в "Песне песней". "Звезда", 2008, 3, С.204-216.
 

Философия тела. СПб: Алетейя, 2006.  Книга охватывает те стороны телесности, которые наименее разработаны философией, и по традиции рассматриваются как самые низкие в иерархии чувств и искусств. В эпоху конструирования искусственного разума человек все более определяется как естественный, воплощенный разум, а плотское знание - как основа всякой познавательной и творческой деятельности.

Фрагмент оглавления

Поэтика близости. Введение в эротологию
     Наука страсти нежной. Эротология и сексология.
     Секс и эрос. Хотеть и желать. Диалогичность желания
     Эрос и вещи
     Эрос остранения.  Эротика и эстетика
     Эротическое событие. Эротема
     Тело и плоть
     Сладострастие и разврат
     Секс - эрос - любовь
     Химера и андрогин
    Любовь и "печаль после соития"

Эрос цивилизации. Ирония желания и конец истории
    Эрос и ирония
    Хитрость желания
    Эрос и история. Эротосфера
    Конец истории как предмет желания.  Утопия и апокалипсис
    Наслаждение и постмодерн

Плотское знание.  Как философствуют телом
     Плотское знание
     Тело-сад
     Любовь-кольцо.  Предлог "в" и кружево тел
     Тактильное поле. Волновая теория наслаждения
     Поверхность и глубина
     Близость и даль
     Дрожь желания, мука наслаждения
     Химия эроса.
     Научное познание и плотский опыт
     Русская философия и эротический язык
     Желание длиною в мысль и в любовь

Приложение. Эротикон Ивана Соловьева.
     Предисловие
     К теории соприкосновения
     Прав ли Фрейд?
     О двух революциях
     Асексуальность в литературе и философии (Гоголь и Кант)
     Пять родов любви
    Эротика творчества
     Ревность как вечный двигатель
     Русская красавица
     Немыслимость тела
    Запястье
    Еленология. Опыт построения новой науки

Книга продается в книжных магазинх "Москва", "Гилея", в интернетных магазинах "Озон" и др.

_________________________________________________________________
Сетевой проект "Дар слова" выходит с апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в общественном сознании еще не нашлось места. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей. "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству  и мыслетворчеству, введением в лингвосферу и концептосферу 21-го века.  Все предыдущие выпуски.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей по адресу: http://subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon

Языковод - сайт Центра творческого развития русского языка.

PreDictionary  -  английскиe неологизы М. Эпштейна.

Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале. Открытая площадка для обсуждения новых слов и идей.

Новые публикации  М. Эпштейна (с линками)

Гуманитарная  библиотека (философия, культурология, религиеведение, литературоведение, лингвистика, эссеистика)



Все книги

Книги  Михаила Эпштейна можно приобрести в крупных книжных магазинах, а также по интернету. В Москве почти все они есть в магазинах "Библиоглобус" (м. Лубянка, Мясницкая ул. д.6/3,  тел. 928-35-67, 924-46-80);   НИНА (Согласие)  (м. Павелецкая, ул. Бахрушина, д.28., т.  (095) 959-2094); Ad Marginem (м. Павелецкая, 1-й Новокузнецкий пер., 5/7, угол Новокузнецкой ул.,  т. 951-93-60); Книжная лавка Литературного института (Тверской бульвар, д. 25, вход  с ул. Большая Бронная, от м. Пушкинская, по левой стороне, до  вывески: Лит. институт,  тел. 202-8608).

Проективный философский словарь: Новые термины и понятия. СПб.: Алетейя, 2003, 512 сс.

Отцовство. Метафизический дневник. СПб. Алетейя, 2003, 246 сс.

Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004, 864 сс.

Все эссе, в 2 тт. т. 1. В России; т. 2. Из Америки.  Екатеринбург: У-Фактория, 2005, 544 сс. +  704 сс.

Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России 1970 - 1980-х гг. (серия "Радуга мысли").  Самара: Бахрах-М, 2005, 256 сс.

Великая Совь.  Советская мифология. (серия "Радуга мысли"). Самара: Бахрах-М, 2006, 268 сс.

Постмодерн в русской литературе. М., Высшая школа, 2005, 495 сс.

Слово и молчание. Метафизика русской литературы" М.,  "Высшая школа", 2006, 559 сс.

Философия тела. СПб: Алетейя, 2006, 194 сс.

Амероссия. Избранная эссеистика (серия "Параллельные тексты", на русском и английском) М., Серебряные нити, 2007, 504 сс.

Стихи и стихии. Природа в русской поэзии 18 - 20 веков  (серия "Радуга мысли"). Самара, Бахрах-М, 2007, 352 сс.
 

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


В избранное