Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'
ДАР СЛОВА
Проективный лексикон русского языка
22 июля 2007



РЕТРОСПЕКТИВА-28

                                 Предлог "о": расширение его  смысла и контекста

Предлог "о" обычно употребляется с предложным падежом существительных при указании на объект какого-то вербального или ментального действия: "мечта о подвиге, говорить о пустяках, думать о будущем, понятие о чести, забота о близких" и т.д. Но предлог "о" может обозначать  интенциональность всех человеческих действий, не только речевых или ментальных, - их смысловую направленность на определенный предмет.  Можно не только говорить о чем-то, но и ходить, бегать, летать, жить, существовать, рождаться, умирать о чем-то. Это словоподобие и мыслеподобие каждого действия и позволяет придать ему грамматическое управление с предлогом "о". Предлог "о" тематизирует любое человеческое действие, превращает его в высказывание или размышление о чем-то, обозначает его проблематику, выявляет область его интенций, пред- и расположений, вопрошаний и отвечаний.

Вопрос "о чем ты живешь?" - это совсем не то же, что "как ты живешь?" На него  нельзя ответить "хорошо, плохо,  происходит то-то или то-то". Вопрос "о чем" предполагает тему, на которую живется жизнь, как если бы она была словом или рассказом. Онегин мог бы сказать к концу пушкинского романа, что он живет о Татьяне. А Пушкин к концу жизни мог бы сказать, что он живет о старости, о ревности, о мести, о  бессловности и безденежности, о том, что не пишется и не живется.  Одинокая мать живет о своей дочери, а вот этот старик живет о своей собаке.  Есть люди, которые живут о деньгах, о славе, о любви, о России. И есть такие, что живут о человечестве, о Боге, о вселенной.  [1]

Вопрос "о чем" выявляет словность (и условность) всякой человеческой жизни, действия, поступка. "Я не понимаю, о чем был его поступок. Что он хотел сказать?" Можно понять, почему и для чего поступает человек тем или иным образом, но понять, о чем он так поступает, - значит войти во внутреннюю тему его жизни, услышать разговор, который он ведет с самим собой.  Можно понять, отчего или за что умирает человек, но другой вопрос - о чем он умирает? О чем умер Пушкин? О чем выстрелил в себя Маяковский? О чем летал Сент-Экзюпери? О чем сошел с ума Ницше?

    Зачем ты едешь в Энск? - Нужно встретиться с двумя-тремя людьми, опросить очевидцев, провести интервью для книги.  - Почему ты едешь в Энск? - Да вот, выдалась свободное неделя и издательство даже оплачивает командировку? - Да, я понимаю, благоприятное сочетание задач и обстоятельств.  Но о чем будет твоя поездка? - Если честно, моя поездка будет о том, что я исписался и изговорился, что близкие от меня чего-то ждут, а мне нечего им сказать, что я устал от самого себя и вместе с тем хочу наконец побыть наедине с собой и понять, нужна ли мне эта книга, эти очевидцы и вообще вся эта т. н. "писательская" жизнь? Или лучше стать странником или устроиться хотя бы на время работником-приживалом в какой-нибудь монастырь? Вот о чем будет эта поездка.

Странный человек, я не могу его понять. О чем он существует? О чем каждый день ходит на работу. О чем поливает цветы и выгуливает собаку? Не может же он просто так существовать ни о чем, он явно не из таких. Во всем этом должно быть какое-то большое "о".

Большинство людей существуют ни о чем. У их существования нет "о", нет темы. А мне хочется, чтобы у тебя была тема! Чтобы ты как-то мучался, трудился, справлялся с ней. Вот и подумай, о чем ты.  Никто не может этого решить за тебя.

О чем я буду сегодня гулять? Моя прогулка будет об одном человеке. Я буду представлять его идущим рядом, я буду показывать ему деревья, камни, цветы,  смотреть на все это его глазами,  видеть его глазами себя самого и все вокруг... Таким образом, у одной маленькой прогулки может быть большая тема, даже несколько взаимосвязанных тем.

 О чем ты живешь? - Я живу о тебе. - А я  о тебе. Значит, мы живем друг о друге. Получается смешно и бесконечно, вроде "сказки про белого бычка".

О чем будем готовить обед? - Давай о чем-нибудь веселом. Накрошим всякой зелени и овощей, поджарим картошку. Сковородка будет шипеть,  салат будет пестреть, вот и получится о веселом. Но если хочешь, можно о чем-нибудь важном. Тогда приготовим бифштекс.

Пойду в бассейн. Хочу поплавать немного о своем новом проекте. Где и приходит "эврика", как не в воде!

Хорошо, поедем в Питер? Но о чем будет наше  путешествие? Ведь не о том, как мы этой же дорогой ехали 10 лет назад? Я не  хочу мемориальной поездки.

О чем будем справлять твой день рождения? Как-то не хочется о грустном. О времени, о возрасте - ну их. Давай лучше справим его о внуках. Накупим мороженого, конфет. Пусть это будет их праздник, раз уж они произошли от тебя.

Итак, можно  употреблять предлог "о" при указании на объект любых человеческих действий, поступков, состояний, поскольку им присуща смысловая обращенность на некоторый внешний им предмет. Всякое человеческое действие словоподобно или мыслеподобно, поскольку оно выражает собой некий акт сознания (или бессознательного), которое всегда - о чем-то. Таким образом, расширение предложной модели управления с предлогом "о" позволяет выявить свойства слова, мысли, интенциональности в любом человеческом действии.

-----------------------------------------------------------------
1.  При слове "жить"  предложный падеж с "о" иногда равнозначен творительному: "жить чем?"  "Онегин живет o Татьянe" = "Онегин живет Татьяной" (но все-таки точнее - "любовью к Татьяне", "мыслями о Татьяне"). Однако с другими словами такая замена уже невозможна.

_________________________________________________________________
Михаил Эпштейн. Знак пробела. О будущем гуманитарных наук.
М.: Новое литературное обозрение, 2004, 864 сс.

Книга  вводит  в философскую и филологическую проблематику 21-го века и очерчивает новые стратегии мышления и письма, идущие на смену постмодернизму и постструктурализму. Рассматривается  новый образ человека в электронно-виртуальной вселенной, а также меняющийся контекст и смысл таких традиционных понятий гуманистики, как "слово" и  "текст", "время" и "возможность", "тело" и "желание", "жуткое" и "интересное", "чистота" и "безумие"...    Исследуется природа культурных пробелов, языковых зияний, заполнение  которых знаменует рождение новых художественных и теоретических практик.  От эротологии до теории судьбы, от экологии текста до хоррологии и технософии  - таков диапазон тех теорий и гипотез, которые впервые вводятся в обиход интеллектуального сообщества. Каждая глава - манифест или экспериментальный набросок новой дисциплины или концепции, радикально меняющих наши представления о перспективах филологии, философии и других гуманитарных наук.

Книгу можно приобрести  в нескольких магазинах, включая "Москва" (м. Пушкинская, Тверская ул. 8) и Книжную лавку Лит. института (м. Пушкинская, Большая Бронная ул.), и по интернету.  В продаже осталось ограниченное число экземпляров.

Цитата:
    Наше отношение к будущему столь же утопично, как и апокалиптично. Мы боимся именно того, чего с нетерпением ожидаем: пришествия психотронной цивилизации  и века мыслящих машин, которые могут превратить нас в орудия своей мысли. Мы предвкушаем исполнение всех своих желаний - и в то же время боимся, что эта последняя техно-революция разрушит тонкую перегородку между психикой и реальностью. Мы вошли в эон убыстряющихся времен, в вихреобразную воронку,  в конце которой нас ждет неизвестное - тот исчезающий конец перспективы, где сливаются Эрос и Танатос, влечение и гибель. В отличие от декадентов, мы не влечемся к гибели, но осознаем возможную гибельность своих влечений. С каждым десятилетием, а вскоре, возможно, и с каждым годом и месяцем, станет меняться  чертеж  вселенной, граница между внутренним и внешним, между мыслью и бытием. Мы одной рукой погоняем коней прогресса, а другой осаживаем их. Нам близко
и блоковское:
                  Над бездонным провалом в вечность,
                  Задыхаясь, летит рысак,
- и высоцкое:
                Чуть помедленнее, кони,  чуть помедленнее...

Для предыдущих поколений четко различались утопия и антиутопия,   порыв в идеальное будущее и страх перед таким идеально-принудительным будущим. Поколение 2000-х одновременно и утопично, и антиутопично, причем предметом таких "про" и "контра" являются не какие-то противоположные картины будущего, а одна и та же картина. Происходит не только акселерация, но и ценностная реверсия прогресса, поскольку в экстремальных состояниях исчезает разница между плюсом и минусом...

Предисловиe

ВВЕДЕНИЯ

O ситуации. От пост- к прото-
О науке. Масса знания, энергия мысли.
О методе. Зачинающие понятия, или Концептивизм
О жанре. Манифест-гипотеза. Tрактат-бонзай

ОВРЕМЕНЕНИЕ
Хроноцид. Пролог к воскрешению времени
Debut de sieсle.  Манифест протеизма

ВОКРУГ СЛОВА
"            ". Знак пробела, или К экологии текста
Предлог "в" как понятие. Частотный словарь и философская картина мира
Слово как произведение. O жанре однословия
Путь русского слова. Анализ и синтез в словотворчестве

ВОКРУГ ТЕЛА
Самоочищение. Гипотеза о происхождении культуры
Поэтика близости. Введение в эротологию

ЯВНОЕ И ТАЙНОЕ
Мистика упаковки. Введение в тегименологию
Интересное
Жуткое и странное
Методы безумия и безумие метода
Поступок и происшествие. К теории судьбы

SCIENTIAE DESIDERATAE
От научной фантастики - к фантастическим наукам
Гуманология: экология человека и антропология машины
Культуроника: технология гуманитарных наук
Транскультура: культурология в практическом измерении
Универсика: на пути к критической универсальности
Семиургия: oт анализа к синтезу языка
Реалогия - наука о единичных вещах
Микроника - наука о малом
Тривиалогия и метапрактика. Метафизика каждого дня
Эссеистика как нулевая дисциплина
Ипсеизм, или Каково быть самим собой. От когнитивистики к этике
Стереоэтика: Двойственность добродетелей и алмазно-золотое правило
Хоррорология: ужас как высшая ступень цивилизации
Технософия и другие "софии"
От мудрости к философии - и обратно

Приложение. Амероссия: двукультурие и свобода.

Словарь терминов

Summary

Основные публикации

Именной указатель
Предметно-тематический указатель



Все книги

Книги  Михаила Эпштейна можно приобрести в крупных книжных магазинах, а также по интернету. В Москве почти все они есть в магазинах "Библиоглобус" (м. Лубянка, Мясницкая ул. д.6/3, тел. 928-35-67, 924-46-80);   НИНА (Согласие)  (м. Павелецкая, ул. Бахрушина, д.28., т.  (095) 959-2094); Ad Marginem (м. Павелецкая, 1-й Новокузнецкий пер., 5/7, угол Новокузнецкой ул.,  т. 951-93-60); Книжная лавка Литературного института (Тверской бульвар, д. 25, вход  открыт только с ул. Большая Бронная, идти минуты 3 от м. Пушкинская, по левой стороне, до  вывески: Лит. институт, свободно через проходную, тел. 202-8608).

Проективный философский словарь: Новые термины и понятия. СПб.: Алетейя, 2003, 512 сс.  (соредактор,  автор предисловия и 90 статей из 165).

Отцовство. Метафизический дневник. СПб. Алетейя, 2003, 246 сс.

Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004, 864 сс.

Все эссе, в 2 тт. т. 1. В России; т. 2. Из Америки.  Екатеринбург: У-Фактория, 2005, 544 сс. +  704 сс.

Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России 1970 - 1980-х гг. (серия "Радуга мысли").  Самара: Бахрах-М, 2005, 256 сс.

Великая Совь.  Советская мифология. (серия "Радуга мысли"). Самара: Бахрах-М, 2006, 268 сс.

Постмодерн в русской литературе. М., Высшая школа, 2005, 495 сс.

Слово и молчание. Метафизика русской литературы" М.,  "Высшая школа", 2006, 559 сс.

Философия тела. СПб: Алетейя, 2006, 194 сс.

Амероссия. Избранная эссеистика (серия "Параллельные тексты", на русском и английском) М., Серебряные нити, 2007, 504 сс.

_________________________________________________________________
Сетевой проект "Дар слова" выходит с апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в общественном сознании еще не нашлось места. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей.  Современный русский (и любой) язык  - этољ только один срез языкового континуума, который распространяется в прошлое и будущее, и в нем виртуально присутствуют тысячи слов, еще не опознанных, не выговоренных, но призываемых в речьљ по мере того, как расширяется историческое сознание народа, и в свою очередь его расширяющих. "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству, введением в лингвосферу и концептосферу 21-го века.  Все предыдущие выпуски.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей  (нужно вставить в эту форму свой эл. адрес)

PreDictionary  - собрание английских неологизмов М. Эпштейна.

Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале. Открытая площадка для обсуждения новых слов и идей.

Будущее гуманитарных наук - сообщество в ЖЖ.

Gramma. ru    -  языковой портал рунета, посвященный культуре письменной речи.
 
 
 
 
 
 
 
 

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


В избранное