Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'
ДАР СЛОВА 172 (236)
Проективный лексикон русского языка
                                                        18  февраля 2007


  Поздравляю дорогих читателей с наступающим праздником Почитания границ - Днем терминалий (23 февраля)!
Об историческом смысле этого праздника и о том, почему он календарно совпадает с Днем защитника Отечества (б. Днем советской армии и флота),
см.  статью в конце этого выпуска (опубликованная три года назад в "Новой газете", она положила начало переосмыслению символики этого дня).


             Слово года (2006-го), века (20-го), тысячелетия (2-го)...

Итог минувшему году подводится не только политиками и историками, но и филологами.  Вот уже 17-ый год подряд Американское диалектное общество проводит церемонию выбора Слова года.

Словом 2006 г. был провозглашен  глагол "оплутонить (ся)",  "to pluto (to be plutoed)", от названия бывшей планеты Плутон (Pluto), которая в 2006 г. Международным Астрономическим союзом  была признана недостойной гордого звания "планета" и разжалована в "планеты-карлики". "Оплутонить" - значит разжаловать, уволить, понизить в чине, звании, должности. "Оплутониться" - быть разжалованным, уволенным, пониженным в чине.

       Дональд Рамсфелд каких только звезд с неба не хватал, а потом взял и оплутонился.

Американское диалектное общество - это  национальное, всеамериканское общество по изучению английского языка. Основанное еще в позапрошлом веке (1889 г.), оно объединяет лингвистов, лексикографов, редакторов, писателей, представителей всех "языковых" профессий. С января 1991 г.  общество  ежегодно  проводит встречу и голосование по лексическим итогам минувшего года в нескольких номинациях. Главная из них - Слово года.  Другие номинации: самое полезное, самое творческое, самое ненужное, самое возмутительное и оскорбительное,  самое эвфемистическое, самое успешное (суждена долгая жизнь),  самое неуспешнoе слово года.  В роли слов могут выступать и словосочетания, идиомы, крылатые выражения. Необязательно, чтобы слово возникло именно в данный год, важно, чтобы оно приобрело за минувший год особую известность, оказалось в центре общественного внимания, обозначило существенный сдвиг в политическом, культурном, научно-техническом развитии.

Вот основные словесные вехи минувших годов - с тех пор, как в Америке стали избирать Слово года:
1990 г.  - "bushlips", "губы Буша (старшего)", в значении "неискренняя политическая риторика".
1991 - выражение "Мать всего" ("Мать всех побед", "Мать всех войн" и т.д.), изреченное Саддамом Хусейном.
1992 - "Нет!" (выражение несогласия).
1993 - "информационный хайвей".
1994 - ничья между двумя Словами: "кибер" (от "кибернетика")  и  "морф" (измененная форма).
1995 - опять ничья: World Wide Web (сеть на весь свет) и ньют (агрессивный новичок, по имени республиканца-конгрессмена Ньюта Гингрича).
1997 -  "жучок тысячелетия" (о переходе летоисчисления компьютеров в 21-ый век).
1998 - приставка "э" (от "электронный", как в словах "эмейл", "экоммерция").
1999 - "Y2K", сокращенное обозначение "года 2000" (К - это "кило", тысяча,  три нуля).
2000 - "chad",  кружочек бумаги, выдавливаемой из бюллетеня при голосовании (об избирательной баталии Буша и Гора).
2001 - "9/11" (теракт в Нью-Йорке).
2002 - "оружие массового поражения" (в хранении которого обвинялся Ирак).
2003 - "метросексуал" (модник, гетеросексуал, житель большого города).
2004 - "красные и синие штаты" (те, что голосовали соответственно за республиканцев и демократов).
2005 -"truthiness", правдивость (в отличие от правды), претензия быть правдивым невзирая на факты (у слова - иронический смысл).

Как видим, в выборе Слов года - много политики и немало просчетов, которые отчасти компенсировались словами года из других категорий.  Взглянем к примеру на самый выдающийся по своей округлости год - 2000. Слово года - "бумажный кружочек" - сугубо локальное и сезонное. Самое полезное слово - "гражданский союз", в значении юридически оформленного однополого брака. Самое эвфемистичное - "любезный звонок" (courtesy call), назойливый рекламный звонок по телефону.  Самое перспективное, с наибольшими шансами на успех   -  "скучняга" (muggle); этим словцом Гарри Портер обозначает не-волшебника, унылого человека с бедным воображением. Самое возмутительное - "пройти впритирку" (wall humping): это когда проходишь мимо сканнера, прижимаясь к нему бедром, чтобы лишний раз не вынимать удостоверения из кармана. Самое творческое слово  - dotbomb, буквально "точкобомба": так называли  обанкротившуюся компанию, возникшую из пузыря электронных  технологий и быстро лопнувшую (от адреса таких компаний в интернете .com, произносится dotcom).

В 2000-м году были также выбраны слова эпохальные.
Словом  декады (1990-е) стало web - сеть, электронная паутина.
Словом 20-го столетия было признано "джаз" (вторым по счету шло "ДНК").
Титул "Слово тысячелетия" был политкорректно присвоен местоимению "она", дабы отдать дань растущей роли женщины в обществе и в судьбах человечества. Кстати, в английском языке это местоимение женского рода (she) появилось только в 12-ом веке.  Ближайшим соперником, претендовавшим на высочайший титул Слова тысячелетия, была "наука" (science), но оно потерпело поражение от "нее" со счетом 35:27. Другие претенденты: определенный артикль the (16), OK (13), свобода (7), книга (4), человек (3).

Американское диалектное общество - не единственная организация, которая присваивает словам почетные титулы.  По версии Всемирного обозрения языков (Global Language Monitor, Сан-Диего, Калифорния), Слово 2006 г. - "sustainable", что приблизительно можно перевести как "самодостаточный",  "самообеспечивающий", "самоподдерживающий". Речь идет об экологически чистых, сбалансированных искусственных системах (сооружениях, предприятиях и т.д.), которые сами способны себя энергетически поддерживать, не разрушая окружающую среду. По версии той же организации, Фраза года - "stay the course", держать курс или держаться курса (часто употребляется Бушем в связи с его иракской политикой).  Наконец, Имя года - Дарфур, название провинции в Судане, где происходит гуманитарная катастрофа.

   Хорошо было бы и в России учредить подобный наблюдательный пост, который через
судьбу слов отслеживал бы процессы, происходящие в стране и в мире и их воздействие на общественное сознание. Каким был бы выбор российских языковедов, можно только гадать.
Рискну высказать несколько предположений:
1991 - путч
1992 - ваучер
1994 - МММ
1998 - дефолт
Словом 20-го века, возможно, было бы признано не "джаз", а "революция".

Ну а  кандидатом на Слово-2006 могли бы стать "полоний" и производные от него: "полонизировать (ся)", "полонизация".   Термин этот существует давно ("ополячивание"), но теперь у него появилось совершенно новое значение -  "заражение (отравление, облучение) полонием" (этот элемент был назван его открывателями  Пьером и Марией Кюри в честь исторической родины Марии, Польши - лат. Polonia). Когда-то давным-давно, 400 лет назад,  была попытка полонизировать Россию. И вот теперь кто-то из России попытался полонизировать ее "клеветника". Заодно были полонизированы самолеты, гостиницы, бары, больницы, врачи, эмигранты, официанты, пассажиры...  После чего некоторые стали воздерживаться от поездок в Лондон -  боялись полонизации...  Представляется, что восхождение полония среди химических элементов имело больший общественный резонанс, чем низвержение Плутона среди астрономических объектов (хотя из Америки, отдаленной от европейских дел, может быть, Плутон и виднее).

А каким будет Слово-2007? Давайте следить за событиями, давайте влиять на события, а через год подведем итог.
 

__________________________________________________________________

ДЕНЬ ТЕРМИНАЛИЙ

1.

Историки затрудняются в точности объяснить, почему именно 23 февраля было выбрано коммунистическими вождями как дата воинского праздника - "День Советской Армии и Военно-Морского Флота". Официальное объяснение: "в ознаменование массового вступления добровольцев в Красную Армию в 1918 г. и мужественного сопротивления германским захватчикам,  в честь отпора кайзеровским войскам под Псковом и Нарвой". На самом деле, если 23 февраля 1918 года и шли какие-то бои, то с неблагоприятным для советской стороны исходом. Так, Псков был занят 24 февраля ротой немецких самокатчиков, причем, согласно донесению советского командования, город удалось бы отстоять, если бы было оказано хоть какое-то сопротивление.

Выбор 23 февраля, когда Лев Троцкий написал воззвание "Социалистическое отечество в опасности!", возможно, связан с более широким кругом  исторических или даже мифологических  закономерностей. Как и французский революционный режим, большевистская власть любила примерять на себя костюмы древнего Рима -  республиканского и империального. Именно 23 февраля  отмечалось в Риме как праздник  священных границ, нерушимых рубежей - "терминов". Под терминами понимались как государственные границы,  так и межи частных владений.  Кроме большого числа полевых терминов, существовал культ одного Термина: изображавший его камень был помещен в Капитолийском храме, что символизировало нерушимость границ Рима.

            Земли народов других ограничены твердым пределом;
                 Риму предельная грань та же, что миру дана.
                                                            Овидий, "Фасты" [1]

Именно эта символика государственных границ, потенциально совпадающих с границами мира,  была  сознательно или бессознательно усвоена советским режимом - при полном попрании изначального смысла этого праздника как освящения границ между частными владениями.

Российскому обществу, в начальный период становления институтов частной собственности, праздник Терминалий должен быть особенно близок.  Мы  предлагаем восстановить исходный смысл этого праздника Меж и Рубежей и отмечать 23 февраля не только как  День Защитника Отечества,  но и как праздник Терминалий.

Далее мы подробнее расскажем об этом римском обычае и обозначим возможные пути возрождения его общественных и нравственных смыслов в современных условиях.

О Терминалиях рассказывается в эпической поэме Овидия "Фасты", где излагается календарь римских праздненств и связанные с ними предания:

Ночь миновала, и вот восславляем мы бога, который
       Обозначает своим знаком границы полей.
Термин, камень ли ты иль ствол дерева, вкопанный в поле,
       Обожествлен ты давно предками нашими был.
 Учреждение культа Терминов в Древнем Риме приписывалось второму царю, Нуме Помпилию (8-7 вв. до н.э.) и связано с представлением  о святости и нерушимости частного владения. Терминус - по латыни пограничный камень или столб, межевой знак; граница, предел (от  глагола "terminаre", размежевывать, отделять,  разграничивать, заканчивать). Отсюда  "термин" - слово с точно определенным значением, например, обозначающее специальное понятие в науке; "терминал" - вводное и выводное устройство компьютерной системы; часть порта, предназначенная для погрузки и разгрузки; "терминация" - завершение, конец.  Знаменательно, что  23 февраля  было последним днем старого римского года, тем самым проводя и важнейшую межу во времени.

Римляне совершали над межевыми знаками, терминами, обряды почитания и жертвоприношения. Всякий, кто отодвигал пограничный камень, считался проклятым и мог быть казнен; впоследствии смертный приговор был заменен штрафом. От этого почитания межевых камней развилось поклонение  богу Терминусу.  Владельцы прилегающих полей собирались у общего пограничного знака, и каждый украшал гирляндами свою сторону камня или столба.  Приносились жертвы и возлияния - медом, вином, молоком, зерном,  пирогами; закалывались овца или свинья.  При межевании земли и установке знаков также приносились жертвы, освящавшие границу владений.

Граница -  место со-раз-деления жизненных условий и трудов. Терминалии празднуются  для того, чтобы освятить границы как основу мира и содружества между соседями, сотрудниками, сослуживцами, коллегами,  соотечественниками,  разнопартийцами, всеми, кто разделяется границами - и соединяется ими.  Удачно проведенная граница - залог добрососедства.  Без терминов, освящающих межи, началась бы  междoусобица и война всех против всех. У нас нет ничего более общего, чем границы, разделяющие нас. Вот как Овидий обращается к термину:

Грань ты народа, и грань городам, и великим державам,
         А без тебя бы везде спорными были поля.
Ты не пристрастен ничуть, и золотом ты неподкупен,
        И по закону всегда сельские межи блюдешь....
Если же сдвинут тебя или плугом, или мотыгой,
        Ты возопи: "Вот твое поле, а это его!.."
Термины должны быть столь же почитаемы в обществе, обездоленном революциями и гражданскими войнами, как и пенаты - римские божества домашней жизни, хранители очага.  В сущности, пенаты и термины вместе охраняют покой общества, одни освящая внутренность дома, а другие - границу участка (двора, поля, надела).

                                                    2.

Как  же в современных условиях отмечать этот праздник 23 февраля - День Терминалий? В этот день постарайтесь приглашать в свой дом, на свое празднество не только близких, но и далеких, и воздайте должное тем различиям, которые соединяют вас. Одно из правил этого праздника: ни с чем не отождествляться, ничему не противостоять. И тождества, и противоположности - это вырожденные различия.  Будем терминировать все отношения, как состоящие из раз-личий и потому зовущие к со-чувствию, со-участию, со-мыслию, со-действию.  На каждое "раз-" есть свое "со-". Физиолог пусть почтит физика, а физик - метафизика. Радикал пусть почтит консерватора, а консерватор - либерала. Пусть они совместно, с разных сторон, подойдут к тем терминам, которые разделяют их, - как в Древнем Риме владельцы соседних полей сходились к общему термину, чтобы почтить  божество, одаряющее их миром.  Праздник Терминалий напоминает нам о дружественном смысле границы, о том, что без разделения владений невозможно добрососедство,  без разделения орудий невозможно соратничество,  без разделения труда невозможно никакое общее дело.

С той и с другой стороны тебя два господина венчают,
       По два тебе пирога, по два приносят венка...
Попросту празднуют все, и пируют соседи все вместе,
       И прославляют тебя песнями, Термин святой!
Границы проходят не только в пространстве. Терминировать, т.е. праздновать Терминалии, действовать в духе почитания терминов - это отгрАнивать  свои отношения с другими людьми, с представителями других возрастов, профессий,  конфессий, достатков, политических воззрений. Искусство терминации - быть может, самое трудное из всех искусств, которые осваивает теперь Россия, более привычная к подвигам преодоления границ. Терминация не имеет ничего общего ни с агрессией, ни с аскетизмом, ни с воинской удалью, ни со смиренным подвижничеством, - это  искусство проведения границ,  выделения формы из хаоса.

Терминировать - значит установить термины, в которых ведется разговор и строятся все взаимодействия с другими людьми. Терминация - придание словам определенного смысла,  артикуляция языковых значений,  поскольку, как заметил Ф. де Соссюр,  "в языке нет ничего, кроме различий".  В английском языке есть вездесущее выражение "in terms of", которое считается паразитом, - и вместе с тем редко удается его избежать, поскольку оно устанавливает, "в терминах чего" ведется разговор, т.е. служит как бы средством артикуляции любой темы. Человеку думает и говорит, любит или ненавидит, добивается или избегает чего-то "в неких терминах".  Вот такая терминация и есть неосознанное почитание Термина как бога границ и рубежей - а мы в день Терминалий давайте почитать его сознательно и возливать мед и вино на те границы, которые нас разделяют.

Не случайно праздник меж и границ отмечался столь торжественно именно в самой грандиозной из всех  империй древнего мира. Империи сшиваются по кускам, и освящение швов - это празднование самой имперской идеи как внутренней неделимости и неслиянности составляющих ее краев и провинций. Вот почему для современной России, все еще остающейся империей, так важно освящать не только внешние, но  и внутренние рубежи, как знаки своей многосложной целостности. В этом плане из всех римских обычаев именно Терминалии могут занять особое место в ново-российском календаре.

    День Защитника Отечества  и праздник Терминалий - это в сущности, двуединый праздник:  охрана внешних, государственных рубежей - и почитание внутренних рубежей, границ частной собственности, материальных и интеллектуальных владений.

                                    *   *   *

Праздник, или мирское таинство - основа внутренней организации любого общества. В празднике смыкаются начала и концы того процесса (истории, эволюции), в середине которого мы находимся. Праздник - это встреча памяти и воображения внутри тех будней, где работает простая привычка, жалкое искусство выживания и поспевания за днем текущим.

При всей любви России к праздникам, порой избыточной,  на  частную собственность это пока еще не распространяется. Среди общенародных праздников должен быть и такой, который празднует неоднородность этого самого народа,  разнообразие владений, укладов, внутренних межей и границ, из которых слагается такая огромная земля.

----------------------------------------------------------------
1. Здесь и далее цитаты приводятся по книге:  Овидий, Метаморфозы, М.-Харьков, Фолио, 2000, сс. 395-396.

_________________________________________________________________
"Слово управляет мозгом, мозг -  руками, руки - царствами"  (Велимир Хлебников).
Сетевой проект Михаила Эпштейна "Дар слова" выходит с апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в языке и общественном сознании еще не нашлось места. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей.  "Дар" может служить пособием по словотворчеству, введением в  мир языковых фантазий и мыслительных технологий.  Все предыдущие выпуски.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей  (нужно вставить в форму свой эл. адрес)

PreDictionary  - собрание английских неологизмов М. Эпштейна.

Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале.

Будущее гуманитарных наук - сообщество в ЖЖ.

Gramma. ru    -  языковой портал рунета, посвященный культуре письменной речи.

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


В избранное