Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'
ДАР СЛОВА 169 (233)
Проективный лексикон русского языка
                                                        28 января 2007

Дорогие друзья! Обращаюсь к вам с просьбой. Если какое-то слово из "Дара" нравится вам, если вы считаете его полезным, уместным,  - употребляйте его! Делитесь с друзьями.  Выкладывайте в дневниках и живых журналах. Используйте в переписке, в общении. Язык хочет расти своими корнями, ветвиться производными. Для роста и обновления ему нужно участие всех говорящих!



В последнем "Экслибрисе" ("Независимая газета", 24.1.07) - рецензия О. Дунаевской на мою книгу "Слово и молчание. Метафизика русской литературы".



                                Добро и зло (3)

Серия "Добро и зло" завершается этим выпуском. В нем вы найдете новословия и гостей "Дара" - Татьяны Ольшанской и Алексея Филимонова.

Выдающийся современный лингвист Ю. Д. Апресян указывает на глубокую содержательность языковой картины мира: "Каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и организации (=концептуализации) мира. Выражаемые в нем значения складываются в некую единую систему взглядов, своего рода коллективную философию, которая навязывается в качестве обязательной всем носителям языка".  В частности,  из анализа лексической системы "можно извлечь представление об основополагающих заповедях русской наивно-языковой этики". [1] Действительно, не только родители и учителя, но и сам язык своей системой словесно оформленных понятий учит нас различать добро и зло.  Одна из целей  "Дара" - критический анализ той картины мира, которая сложилась в лексической и грамматической системе русского языка, и попытка заполнить пробелы в обозначении тех понятий, для которых у нас еще не хватает слов.  Артикуляция этих понятий в словотворчестве - та перспектива развития лексической системы языка, где она сливается с перспективой нравственного развития общества.

Например, у нас есть слово "злорадство" -  радование чужой неудаче, провалу. А как обозначить добрую радостъ, радость чужой удаче? Об этом русский язык как будто не позаботился.

В Словаре В. Даля приводятся слова "доброрад", "доброрадный", правда, в значении: "о добре радеющий". Но ведь "злорадство" - не радение злу,  а, по толкованию самого Даля, "радость по чужой напасти, беде, горю". Соответственно  и доброрадство можно определить как антоним "злорадству": "радование о чужом добре и удаче".   Кстати, отсутствие  слов "доброрад", "доброрадный"  в Словаре Академии наук 1847 г. побуждает нас думать, что они могли быть  предложены самим Далем.

доброрАдство - радование о чужом успехе, счастье, заслуге, достижении.
доброрАдный -  радующийся о чужом успехе, счастье, достижении.
доброрАдец - тот, кто радуется чужому успеху, достижению.
доброрАдствовать - радоваться чужому успеху, достижению.
доброрАдно  (наречие)

 Как он встретил весть о твоей премии? Безрадостно? - Нет, вполне доброрадно.

Люди бывают доброжелательны к неудачнику, но если ему сильно повезет,  начинают завидовать. Так что желать добра  (в будущем) и радоваться добру (в настоящем) - вещи разные. Доброрадство встречается реже доброжелательства.

Мало было в русской литературе таких доброрадцев, как В. А. Жуковский. Чужой писательский успех он воспринимал как свой.

Интересно, как обстоит дело с доброрадством и злорадством в других языках. В немецком есть слово gonnen (o  с двумя точками), которое означает:  не завидовать, радоваться чьему-то счастью, удаче, т.е. доброрадствовать.   Но в немецком есть и слово Schadenfreude, буквально "злорадство". А в английском даже и понятия о злорадстве нет.  Когда возникает в нем нужда, используется немецкое слово. Это чувство так скрывается и подавляется, что даже не смеет выговорить себя по-английски.



доброчУвствие -  (1) склонность к добрым чувствам.
Часто считается, что добрые чувства важны для личности художника, а в творчестве он свободен от нравственного долга. У Пушкина было  наоборот: доброчувствия в  его поэзиии было больше, чем в жизни.
     (2) доброе самочувствие, хорошее состояние здоровья.

          Желаю тебе долголетия и доброчувствия!

доброчУткий - чуткий, чувствительный к добру.

Хочется воспитать не просто доброго, а доброчуткого ребенка, чтобы он воспринимал добро в людях, в природе, чтобы он отзывался на все хорошее, высокое.
злочУткий - чуткий, чувствительный ко злу.
 Мне не нравится, как Саша реагирует на сцены насилия. Он приятно возбуждается. Он какой-то злочуткий.


злохудОжный - изощренный во зле, художнически, мастерски творящий зло,
В Словаре 1847 г. есть это слово, но оно толкуется  только как синоним слов "злохитрый", "злоковарный".
злохудОжество -  мастерство и изощренность во зле; искусство творения зла.
злохудОжник - мастер, артист злотворчества.
Каких только злохудожеств не натворил 20 век из  любви к государству как величайшему произведению искусства!
Злохудожества над детьми, мучительно пережитые Иваном Карамазовым, побуждают его вернуть Богу билет на вход в царство небесное. А кто его туда звал? кто выдал билет?
Горе-художник и горе-поэт... Они-то, Гитлер и Сталин, и стали величайшими злохудожниками своего века.


добровИдение, зловИдение - способность видеть преимущественно доброе или злое в людях и в мире.

добровИдец - тот, кто видит преимущественно доброе во всем.
зловИдец - тот, кто видит преимущественно злое во всем.

Добровидцы видят добро даже там, где его мало, преувеличивают светлое начало. Зловидцы, напротив, видят все в худшем свете, подозревают дурные мотивы в поступках людей и неспособны оценить добрые побуждения.

        У зловидца сам зрачок так устроен, что в нем все кривится.

        Так что ж, по-твоему, и Иуда был хороший человек? Ах ты мой добровидец!

В английском языке есть слово "agathism" (агатизм, от греч. agathos,  добрый, хороший) - учение о том, что  все вещи движутся к лучшему, к добру. Сторонников этого учения называют "агатистами", а по-русски их можно назвать "добровидцами".


Первооснова добр- может сочетаться и с основами, указывающими на черты человеческого облика,  голоса, жестикуляции.

добролИцый, доброглАзый, доброголОсый

По внешности он, конечно, не красавец, но добролицый.

Чего тебе от нее еще нужно, от доброглазой? Глаза - зеркало души.

По телефону она доброголосая, а при встрече - чуть не шипит от злости.
 

доброкасАние - доброе, мягкое, ласковое прикосновение.

        Доброкасания шли ребенку на пользу: из волчонка он превращался в зайчика.



добровЕчный (доброкачественный + вековечный) - полный антоним слова "злободневный": злоба дня - добро века (вечности); обладающий добрыми качествами и потому существенный во все времена; одновременно доброкачественный и вековечный.

добровечные вопросы, заботы, темы,  идеи, споры, понятия, волнения, устремления, идеалы, образы, тексты, произведения...

Как и почему смирение открывает путь к свободе? Это один из самых добровечных вопросов нравственной философии.

Газеты, журналы, брошюры... Есть у тебя почитать хоть что-нибудь добровечное?

Удивительно, как в одной творческой личности, например, в В. Ходасевиче, может уживаться добровечное и злободневное, даже откровенно злое.



                                            Новословия Т.Ф. Ольшанской

Мне приятно представить сегодня новую участницу "Дара" -  Татьяну Федоровну Ольшанскую, которая работает учителем словесности гимназии "Росток" г. Анапа.  Татьяна Федоровна прислала несколько очень удачных слов на тему добра и зла. Одно из этих слов - добровидение - совпадает с моим даже по определению (см. выше), что подтверждает возможность независимого самозарождения слов и понятий в разных сознаниях. (Для объяснения этого и подобных фактов даже возникла в 1990-е годы наука меметика, от  meme - ген информации, единица культурной памяти).

Приведу фрагмент из письма Т.Ф. Овчинниковой (27.1.2007):

Тема "Добро и Зло" давно, еще до знакомства с Вашими изысканиями, казалась мне интересной в связи с исчезновением многих понятий, регулируемых употреблением данных корней.
  Позвольте внести, как говорила одна моя начальница, "влепту".

  Добророб, добродеятель - служащий добру, работающий на добро, делающий добро.

        Д.С. Лихачев - последний добророб, добродеятель ХХ века в интеллектуальной элите.

Доброправие (по аналогии с добронравием) - власть добра.

        Доброправие, конечно, утопия, но как хочется в него верить!

Добровидец - человек, видящий доброе во всех проявлениях жизни.

 Среди изверившихся людей изредка встречаются добровидцы, считающие, что "все к лучшему в этом лучшем из миров".
Злобень - человек преисполненный злобы, служащий злу.

        Дикой по натуре своей - злобень и (спасибо Вам!) своеправ.

Не могу не отметить, что предложенные мною слова мне кажутся созвучными солженицинским нововведениям в язык, в чем я вижу их некоторую ущербность. Но вынося их на Ваш суд, я руководствовалась благими намерениями и, надеюсь, Вы не осудите меня.
   Не исключаю и того, что эти слова уже включены в какие-либо словари, но в тех, которые мне доступны, их нет.

  Всего Вам доброго!
  С уважением,
  Ольшанская Т.Ф.
  "Olshansky" <sol@mail.kuban.ru>

Большое спасибо,  Татьяна Федоровна!

Замечу, что у  А. И. Солженицына, за немногими исключениями ("образованщина")  нет нововведений в язык. Его ""Русский словарь языкового расширения"  - это выписки из Словаря В. Даля и ряда русских писателей (Н. Лесков и др.). Большая заслуга Солженицына - в том, что он напоминает нам, сколь многое мы потеряли.

К Вашему слову "доброправие" (здесь есть аналогия и с "добронравием", и с "народоправием")  добавлю, что из него можно произвести и политический термин:

агатокрАтия (греч. agathos,  добрый, хороший, kratos  власть)  - власть добра, доброправие.

Агатократию я бы предпочел демократии. Что хорошего в народоправии? Ведь народ -  гремучая смесь доброго и злого. Если  же мы второе подчиним первому, тогда демократия перейдет в агатократию.
Этот же корень agathos присутствует и в древнегреческом термине "калокагатия", который употреблялся еще пифагорейцами, Геродотом и Платоном. Калокагатия (kalokagathia, от kalos - прекрасный и agathos -  хороший, нравственно совершенный) - это единство добра и красоты, гармония внутреннего и внешнего, то, что соответствует чеховскому: "В человеке все должно быть прекрасно..." По-русски понятие калокагатии может быть передано как "добролепие" (ныне утраченное "лепый"  в  значении "красивый", "хороший").



                     Слова-оксюмороны, соединяющие "добро" и "зло"

В заключение   - слово "доброзлобие", предлагаемое Алексеем Филимоновым, поэтом, литературоведом из С.-Петербурга, давним участником "Дара".

Уважаемый Михаил Наумович!
Прочитал сегодняшний выпуск "Дара" и подумал - сколько утрачено, как Вы справедливо замечаете, не только слов и значений добра-, блага- и зла-, но и оттенков человеческих взаимоотношений...

Мне хотелось бы предложить парадоксальное, в приложение к Вашим неологизмам благоподлый, благогрешный, благовредный и др.:

Доброзлобие (благозлобие) - зло во имя добра. Возможно, ощущаемое как роковая, даже апокалиптическая сила, которой трудно противиться. А.Блок писал о своей Музе: "Зла, добра ли? - Ты вся - не отсюда. / Мудрено про тебя говорят: / Для иных ты - и Муза, и чудо, / Для меня ты - мученье и ад".  Дик порой порой бывает характер русского человека в ДОБРОЗЛОБИИ, - все смести - до основания, а потом десятилетия скорбить об утраченном и замаливать грехи. И благая цель не достигнутa, и порушенного не вернуть.

Сейчас вспоминают о БЛАГОЗЛОБИИ Сталина. Дескать, все во имя народа. Но ведь не может целый народ быть врагом самого себя. Будь добрым или злым. А ДОБРОЗЛОБИЯ не надо - сегодня один поступок, завтра противоположный. И все это служит силам зла.

Ваш, Алексей Филимонов. 14.1. 2007
 "Alexey Filimonov" <melosan@mail.ru>
 

Доброзлобие - отличное слово, очень (увы) применимое к нашей истории, как и "благоподлость" и "благогрешность"!

Заметим, что эти же основы могут быть сложены и в обратном порядке: злодобрие.  Если доброзлобие - это зло под видом добра, то,  может быть, злодобрие - это добро под видом зла? Бывают такие хмурые, насупленные, внешне резкие, недоброжелательные люди, которые по сути бываютна редкость добрыми, бескорыстными, "злодобрыми".

Можно и еще теснее срастить эти корни, и тогда в логике словообразования вырисовываются  и  такие оксюмороны: злобрО, злОбрый, злОбренький, злобротА.  Злобрый  - скорнение основ злобный и добрый. Оксюмороны вообще крайне редки как самостоятельные лексические единицы - обычно они возникают на уровне словосочетаний, типа "белая ворона",  "живой труп", "мертвые души", "бледный огонь", "пышное природы увяданье",  "печаль моя светла" и т.п.  Тем не менее и слова-оксюмороны существуют в языке. Пример - "благоглупость" М. Салтыкова-Щедрина и такие сравнительно недавние словообразования, как благоподлость (подлость с благим намерением),  благогрешный (совершающий грех,  убийство во имя ложно понятого общего блага), солночь(солнце + полночь, черное солнце, сияние мрака), мертвоживчик (семя смерти, разложения), любомор (смертельная, убивающая любовь),  и др.

У оксюморонов, сочетающих "добро" и "зло" в одном слове, есть свое вполне жизненное наполнение.  Злобрым или даже злобреньким можно назвать щедринского Иудушку Головлева, который своими  елейными словесами гноит собеседника.  Злобро было  настойчивым мотивом советской идеологии, которая проповедовала "революционную нравственность", "насилие во имя добра" ("добро должно быть с кулаками").

--------------------------
1. Ю. Д. Апресян. Образ человека по данным языка: попытка системного описания, в его кн. Избранные труды, т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. М., Школа "Языки русской культуры", 1995, С. 350.

_________________________________________________________________
О судьбе Айя-Софии в Стамбуле
Европейский парламент собирается потребовать от Турции восстановления   Айя-Софии как действующего греческого православного храма  (ныне там расположен музей).
Чтобы поставить  это условием для вступления Турции в Евросоюз, требуется собрать миллион подписей. Все желающие могут поставить свою подпись по адресу:
http://www.hagiasophiablog.com/contact-secure.php
_________________________________________________________________

Мои публикации 2006 года, с отсылкой к текстам.

Книги:
Слово и молчание. Метафизика русской литературы. М., Высшая школа, 2006, 559 сс.

Великая Совь.  Советская мифология. Самара: Бахрах-М, 2006, 268 сс.

Философия тела. СПб: Алетейя, 2006, 194 сс.

Конструктивный потенциал гуманитарных наук (на русскоми и английском языках). Серия Зарубежные ученые в РГГУ.  М., Российский государственный гуманитарный университет, 2006, 74 сс.

Статьи:
Русский язык в свете творческой филологии. "Знамя", 1, 2006, 192-207.

Эдипов комплекс советской цивилизации. "Новый мир", 1, 2006.

Нулевой цикл столетия.  Эксплозив - взрывной стиль 2000-х "Звезда", 2, 2006.

Язык бытия у Андрея Платонова. "Вопросы литературы", 2, 2006.

Четыре слагаемых любви. "Человек",  2, 2006 г.

О свойствах ума. "Независимая газета" (Экслибрис), 16 марта 2006

К философии возраста. Фрактальность жизни и периодическая таблица возрастов. "Звезда", 4, 2006.

К эстетике любви. Таланты. Жанры. Стили. "Звезда", 6, 2006.

Любовные имена. Введение в эротонимику. "Октябрь", 7, 2006.

О душевности. "Звезда", 8, 2006.

Анафраза: языковой феномен и литературный прием.  "Вопросы литературы", 5 (сент-окт.), 2006.

Мысли в числах. Россия и Запад в зеркалах интернета. "Звезда", 10, 2006.

Эрос цивилизации. Ирония желания и конец истории. "Вопросы философии", 10, 2006, 55-68.

Личный код: опыт самоописания. // Гуманитарная наука сегодня: материалы конференции / под редакцией Ю.С.Степанова. - М.- Калуга: ИП Кошелев А.Б. (Издательство "Эйдос"), 2006. - С. 238-257.

Типы новых слов: Опыт классификации.  "Топос", 5 дек. 2006; Портал Gramma.ru, дек. 2006.

Теология Книги Иова. "Звезда", 12, 2006

Интервью:

Культура - это переселение душ... Интервью с М. Климовой. "Слово/Word" (НЙ), 50, апрель 2006.

Нет смерти для любви. Интервью с И. Шевелевым. "Взгляд", 20.07.2006.

Нет слов...  Интервью с Е. Новоселовой. "Российская газета". 25љиюля 2006љг.

Михаил Эпштейн: умножение сущностей. Интервью с А. Нилоговым, июль 2006.

Речи на поминках постмодерна. Беседа  с В. Савчуком (июль 2006). "Петербург на Невском", октябрь 2006 (также "Русский журнал", ноябрь 2006).

_________________________________________________________________
"Слово управляет мозгом, мозг -  руками, руки - царствами"  (Велимир Хлебников).
Сетевой проект Михаила Эпштейна "Дар слова" выходит с апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в языке и общественном сознании еще не нашлось места. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей.  "Дар" может служить пособием по словотворчеству, введением в  мир языковых фантазий и мыслительных технологий.  Все предыдущие выпуски

Подписывайте на "Дар" ваших друзей  (нужно вставить в форму свой эл. адрес)

PreDictionary  - собрание английских неологизмов М. Эпштейна.

Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале.

Будущее гуманитарных наук - сообщество в ЖЖ.

Gramma. ru    -  языковой портал рунета, посвященный культуре письменной речи.

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


В избранное