Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'
 ДАР СЛОВА
Проективный лексикон русского языка
                                              6 августа 2006


Напоминаю дорогим читателям, что летом "Дар" выходит раз в две недели и содержит ретроспективу прошлых выпусков - тех, которые я считаю наиболее достойными вашего  внимания. Обычный, еженедельный режим с новыми авторскими выпусками возобновится в сентябрe.

Пишите мне, делитесь размышлениями о русском языке, присылайте новые слова для гостевых выпусков.
russmne@emory.edu
Михаилу Намовичу Эпштейну
тема: dar



                                  РЕТРОСПЕКТИВА-21

                                                Корень эрос/эрот

Эротикон - собрание эротических материалов.   Эротология - наука страсти нежной. Эротема - единица чувственного опыта. Эротосфера - планетарная сфера либидо.



эротикОн (eroticon) - собрание материалов на эротические темы; сборник, коллекция,  компендиум, энциклопедия, обозрение, ревю, сайт эротического содержания.

Сейчас это слово стало широко популярно. Гугль дает 12 тысяч случаев его употребления только в форме именительного падежа единственного числа.  Словом "Эротикон" называются сетевые и бумажные журналы, сайты для молодежи, концерты и эстрадные представления. Но когда и как это слово возникло? По моим данным, оно впервые было использовано в январе 1991 г.,  в работе  "Размышления Ивана Соловьева об Эросе". Составление и предисловие М. Н. Эпштейна, журнал "Человек",  М.,   Наука,  1991, No. 1, сс.195-212.  В Предисловии сказано:

У меня сохранилось несколько законченных работ Ивана
Соловьева, которые, думается, должны найти своего читателя, а также наброски к огромному сочинению, которое сам автор считал для себя основным и "окончательным". Это своего род энциклопедия умственных исканий и заблуждений человечества. Один из разделов книги предположительно назывался "Эротикон, или Обозрение всех желаний", откуда и взяты нижеследующие фрагменты. Их основная тема -
разнообразие эротического опыта, который в трактовке Ивана
Соловьева выступает как путь интимного, вовлеченного познания мира вообще.
Слово "эротикон", насколько мне известно, образовано в конце 1980-х гг. по модели слова "Сатирикон" - так называется известный роман римского классика Петрония. К греческому корню "эрос" прибавляется тот же греческий суффикс "кон", что и в словах "лексикон", "типикон", придающий слову значение прилательного ("лексикос", "относящийся к словам")  и далее образованного от него существительного ("лексикон", т.е. нечто, содержащее то, что относится к словам).  Соответственно "эротикон" содержит все то, что относится к эросу.



эротолОгия - эротолОгия (erotology) - гуманитарная наука о любви, эросе, о культурных и созидательных аспектах полового влечения и о связанных с ним психо-моральных категориях  (желание, ревность, соблазн, наслаждение и т.д.).

 В отличие от сексологии, которая утвердилась как наука в конце 19-го - начале 20-го веков (в трудах Рихарда фон Крафта-Эбинга, Хэвлока Эллиса, Зигмунда Фрейда и др.), у эротологии еще нет самостоятельного научного статуса.  Термин этот употребляется редко и нерегулярно. Чаще всего эротологией называют старинные пособия по технике сексуальных отношений: индийская эротология - "Кама-сутра"; персидская эротология - "Ветка персика", античная  эротология - "Ars Amatoria" Овидия...  Иными словами, эротология - "наука страсти нежной, которую воспел Назон" и которой увлекался пушкинский Онегин, пока не  пресытился ею. В таком понимании, эротология - это не наука о половых взаимоотношениях, а  искусство таких отношений  как предмет дидактических описаний и практических инструкций.  Эротология - это как бы древний, "донаучный" этап развития сексологии, когда она развивалась в формах (а) интуитивно-описательных, (б) наивно-назидательных и (в) художественно-повествовательных.

    Вряд ли такое соотношение "эротологии" и "сексологии", как своего рода алхимии и химии,  может  удовлетворить критериям целесообразности. Ведь никто, кроме историков науки, уже не занимается алхимией - так зачем заниматься древней  эротологией,  если есть сексология, оснащенная медицинскими приборами и новейшими научными методами? Так и говорится, например, в энциклопедическом справочнике "Сексология": "Однако древняя эротология, т.е. теория и практика любви, не ставила своей целью исследовать сексуальность. Только с развитием целого комплекса биологических и социальных наук, после преодоления  сопротивления церкви и сексологического ханжества, возникли предпосылки к объективному изучению сексуальности... Последние исследования в генетике, эндокринологии, нейрофизиологии, эмбриологии, эволюционной биологии, гинекологии и других дисциплинах позволили значительно обогатить и расширить познания в области дифференциации и взаимоотношения полов, проявления человеческой сексуальности". [1] В новейшем американском "Полном словаре сексологии"  термину "эротология" вообще не находится места. Зато сексология трактуется как междисциплинарная наука о сексе, включающая медицинские, физиологические,  исторические, юридические, религиозные, литературные аспекты. [2]

        Получается, что сексология как бы поглощает и отменяет эротологию, как свое наивное, полумифическое предварение. Действительно, древняя эротология не "исследовала сексуальность" теми  нейрофизиологическими, генетическими, эволюционными и пр. методами, которыми вооружена современная  сексология. Но это именно разница методов, а не стадий развития. Сексология, как она выступила в начале 20 в. и установилась к его концу, - это естественнонаучная дисциплина, близкая к медицине и лежащая на биологическом основании.  Не случайно, как отмечается в том же справочнике, первыми начали систематическое изучение половой жизни врачи, причем начали не с нормальных, а патологических форм".  По замечанию М. Фуко, "наше общество, порвав с традициями ars erotica, снабдило себя некой scientia sexualis....  Сексуальносать определила себя как то, что "по природе" своей является областью, проницаемой для патологических процессов и, следовательно, требующей вмешательства - терапевтического или нормализующего характера..."  [3]  Сексология с самого начала руководилась медицинскими интересами, была направлена на изучение и исцеление болезней и нарушений в развитии сексуальности. В этом она сродни другим разделам медицинской науки (эндокринология, гинекология, кардиология и т.д.). Эротология, напротив, обращалась к  норме, к удовольствию и желанию,  к творческим, радостным проявлениям эроса. Норма могла трактоваться как угодно широко, включая и то, что позднее, в средние века, стало трактоваться как отклонение, извращение, дьявольская похоть и т.д. Но важно, что мифопоэтически вдохновляемая эротология, в отличие от медицински ориентированной сексологии,  исходит из презумпции здоровья, а не болезни в изучаемых явлениях половой жизни.

Еще одна существенная разница: как часть широкого комплекса биологических дисциплин, сексология изучает и половую активность животных. Между тем эротология - это гуманитарная дисциплина, которая изучает не сексуальные отношения, а любовь и ревность, желание и наслаждение, запрет и соблазн,  страсть и игру как специфически человеческий феномен.

Разница между сексологией и эротологией - это разница не стадий, а типов науки, разница естествознания и человековедения. Сексология изучает биологическую,  физиологическую и психофизиологическую природу сексуального инстинкта, тогда как эротология изучает  духовно-телесную природу, психокультурную проблематику и условно-знаковые формы любовных отношений. Сексология вписывается в ряд биологических дисциплин, а эротология соседствует и сотрудничает с философией, этикой, эстетикой, психологией, лингвистикой, семиотикой, теорией искусства и другими гуманитарными дисциплинами. Древние трактаты по "искусству любви", как правило, содержат в себе зачаточные элементы и сексологии, и эротологии, которые  дифференцируются лишь много веков спустя. В этих трактатах есть   физиологические наблюдения и практические наставления, близкие к медицине, - и одновременно поэтическое и философское постижение человеческой природы, феноменология желания и наслаждения.

    Слово "эротология" ранее употреблялось в контекстно размытых значениях, сильно уступая в популярности термину "сексология" и практически им вытесняясь. Самостоятельное значение, по контрасту с сексологией, термин "эротология" приобрел в цикле моих заметок в сетевом журнале "Грани": первая публикация - "Эротология и сексология" (16 окт. 2001 г.)



эротЕма (eroteme) структурно-тематическая единица эротики; эротическое событие, единица чувственного переживания и действия, то, из чего слагается динамика, "сюжет" эротических отношений. Термин образован с тем же французским суффиксом "ем", что и другие обозначения структурных единиц языка: "лексема, морфема, фонема" и пр. А также:  "теорема,  философема,  мифологема"...  Если у эроса есть особый язык, то применение лингвистических способов терминообразования здесь уместно.

При определении эротемы можно воспользоваться  известным лотмановским объяснением событийности художественного текста. "Событием в тексте является перемещение персонажа через границу семантического поля....   Движение сюжета, событие - это пересечение той запрещающей границы, которую утверждает бессюжетная структура.... Сюжет - "революционный элемент" по отношению к "картине мира".  [4]

Эротема - это пересечение границы, которая в чувственной сфере определяется как открытое - закрытое, дозволенное - недозволенное, влекущее - отталкивающее, близкое - дальнее, разделение - касание.   Пересечением границы - и значит, эротическим событием - может быть прикосновение к руке, или приподнимание юбки, или смещение  пальцев вдоль локтевого изгиба, - все зависит от того, какая граница определяет структуру отношений в данный момент времени.

 Вот пример эротически насыщенного описания у И. Бунина в рассказе "Галя Ганская": здесь эротемы построены на смене осязательных и зрительных ощущений , а также на границе открытого и  закрытого.

"Пошел по скользкому шелковому зеленоватому чулку вверх, до застежки на нем, до резинки, отстегнул ее, поцеловал теплое розовое тело начала бедра, потом опять в полуоткрытый ротик - стала чуть-чуть кусать мне губы..."
В этом предложении тактильные ощущения перемежаются с визуальными,  причем в ряду эпитетов предшествуют им. Эротемы здесь построены на контрастных переходах: от зеленоватого цвета и скользкой поверхности чулка - к розовому цвету и теплой поверхности тела. Отрывок завершается эротемой "полуоткрытый ротик - кусающие зубки", где выражено чувственно контрастное ощущение одновременно и впускания, и выталкивания.



эротосфЕра (erotosphere)- совокупность всех цивилизационных процессов в их отношении к желанию, как способов его утоления и сдерживания, разрядки и отсрочки.

Для Фрейда существовало только индивидуальное бессознательное, Юнг открыл более глубокий слой коллективного.  Эротосфера - коллективное либидо в том же смысле, в каком  Юнг говорит о коллективном бессознательном.  У него тот же носитель, что и у коллективного разума, образующего ноосферу, - объединенное человечество как субъект истории и всех волевых, мыслительных и трудовых трансформаций нашей планеты.

Состав эротосферы не менее сложен, чем состав других планетарных сфер - ноосферы, семиосферы. В нее входят те же  ценности культуры, средства коммуникации, знаковые системы, орудия и предметы труда и потребления... Желание опосредуется всеми этими бесчисленными иерархиями знаков и ценностей, сдерживается и усиливается системами запретов-поблажек,  переходя тем самым из инстинктивно-сексуальной в собственно эротическую сферу.

 Эротосфера строилась на протяжении тысячелетий, и с каждой новой эпохой возрастало ее внутреннее  напряжение.  Отсюда почти физическая трудность, какая ощущается в современной эротосфере, еле справляющейся с массой накопленного желания. Вот как характеризуются эти растущие и с трудом сдерживаемые потенции всечеловеческого либидо в романе Мишеля Уэльбека "Элементарные частицы" (словами главного героя Мишеля Джерзински): "Общество рекламно-эротическое, в котором живем мы..., стремится к организации желания, к его разрастанию в неслыханных масштабах, удерживая его удовлетворение в пределах интимной сферы. Чтобы такое общество функционировало, чтобы соревнование не прекращалось, необходимо приумножать желание, нужно, чтобы оно, распространяясь, пожирало человеческую жизнь." [5]

Подробнее познакомиться с вышеприведенными идеями и понятиями можно в моей книге Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004,  сс. 396-460.

---------------------------------------------------------------
1. Сексология. Энциклопедический справочник, 3-е изд. Минск, Белoрусская энциклопедия, 1995, с. 271.

2. The Complete Dictionary of Sexology. New Expanded Edition, ed. Robert T. Francoeur. NY: Continuum, 1995,  p. 588.

3. Мишель Фуко.  Воля к знанию. История сексуальности, т. 1, в его кн. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. Пер. С Табачниковой.  М., Магистериум Касталь, 1996, сс. 168, 169.

4. Ю. М. Лотман. Структура художественного текста. М., Искусство, 1980,  сс. 282, 288.

5. Мишель Уэльбек. Элементарные частицы. М., Иностранка, БСГПРЕСС, 2001, сс. 210-211.

_________________________________________________________________
Сетевой проект Михаила Эпштейна "Дар слова" выходит с 17 апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в языке и общественном сознании еще не нашлось места.  Новые слова передаются в свободное владение и употребление всем читателям. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей.  "Дар" может служить пособием по словотворчеству, введением в  мир языковых фантазий и мыслительных технологий. "Слово управляет мозгом, мозг -  руками, руки - царствами"  (Велимир Хлебников).

Подписывайте на "Дар" ваших друзей и знакомых
Форма для подписки - там же, где все предыдущие выпуски

PreDictionary  - собрание английских неологизмов М. Эпштейна.

Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале.

Будущее гуманитарных наук - новое сообщество в ЖЖ.

_______________________________________________________________________________________
Как приложение к летним выпускам, помещаю информацию о моих недавно вышедших книгах.
                                                Книги

Книги  Михаила Эпштейна можно приобрести в крупных книжных магазинах, а также по интернету. В Москве все они есть в магазине "Библиоглобус" (м. Лубянка, Мясницкая ул. д.6/3)

Слово и молчание. Метафизика русской литературы" М.,  "Высшая школа", 2006, 559 сс.

Постмодерн в русской литературе. М., Высшая школа, 2005, 495 сс.

Все эссе, в 2 тт. т. 1. В России; т. 2. Из Америки.  Екатеринбург: У-Фактория, 2005, 544 сс. +  704 сс.

Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004, 864 сс.

Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России 1970 - 1980-х гг.. Самара: Бахрах-М, 2005, 256 сс.

Отцовство. Метафизический дневник. СПб. Алетейя, 2003, 246 сс. (малый формат)

Проективный философский словарь: Новые термины и понятия. СПб.: Алетейя, 2003, 512 сс.  (соредактор,  автор предисловия и 90 статей из 165).

Великая Совь.  [Книга o советской мифологии] Самара: Бахрах-М, 2006 (май-июнь), 268 сс.
 
 
 

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


В избранное