Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'
 ДАР СЛОВА
Проективный лексикон русского языка
                                              25 июня 2006


                                 РЕТРОСПЕКТИВА-18

Однажды я получил письмо, из ответа на которое и возник нижеследующий выпуск.

Как назвать человека, который часто снится другим? Если сон -
"Морфей", то по аналогии с "фотогеничный" можно составить слово "морфегеничный". Оно не очень звучит, но идея, мне кажется, интересная. Может быть, вы подумаете о замене первого корня? Здесь нужно знание греческого, а у меня оного не хватает.

С уважением, Евгений.
Мой адрес: eap@fep.ru



В этом выпуске:
                            онирогеничный
                            онирогеничность
                            онирогеник
                            онирогенка

                            сновидный
                            сновидчивый

                            снолюбие
                            снострастие
                            снолюбец
                            сновидец


онирогенИчный  (oneirogenic, от греч. oneirоs, сновидение,  и греч. genos род;  буквально "рождающий сновидения"; ср. фoтогеничный, телегеничный) - тот, кто имеет свойство часто сниться другим людям, преследует их в сновидениях; тот, кто хорошо выходит в снах, а не на снимках и не на экране.

В английском языке слово oneirogenic  употребляется крайне редко и имеет другое значение:  вещество (трава, растение), вызывающее сновидение, имеющее наркотический эффект.

В русском языке греч. oneiro чаще передается как "ониро", например, "ониризм" (oneirism) - "сновидения наяву".

Внешне он неказист, но странным образом онирогеничен. Такие лица впечатляют во снах больше, чем наяву.

Если ты любишь метафизически смущать светских собеседников, спроси как-нибудь: "Вы находите меня онирогеничным?" И терпеливо жди ответа.



онирогенИчность - склонность являться в сновидениях.

онирогЕник - (1) тот, кто производит сильное бессознательное впечатление и является в сновидениях, чей образ преследует спящих.

Воланд и его свита действуют на окружающих как онирогеники, преследуя  в сновидениях и тревожа смутной памятью о чем-то виденном, но невозможном.

Сталин был властителем не только дум, но и снов: если не гением, то онирогеником всех времен и народов.

До того, как появилась фотография, трудно было судить о фотогеничности тех или иных лиц, но онирогеничность уже тогда подлежала эмпирической проверке. Несомненно, сильным онирогеником был Евгений Онегин, если доверять свидетельству Татьяны:

                   Ты в сновиденьях мне являлся
                   Незримый, ты мне был уж мил,
                   Твой чудный взгляд меня томил,
                   В душе твой голос раздавался
                   Давно... нет, это был не сон!
                   Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
                   Вся обомлела, запылала
                   И в мыслях молвила: вот он!
                   Не правда ль? я тебя слыхала:
                   Ты говорил со мной в тиши,
                   Когда я бедным помогала
                   Или молитвой услаждала
                   Тоску волнуемой души?
                   И в это самое мгновенье
                   Не ты ли, милое виденье,
                   В прозрачной темноте мелькнул,
                   Приникнул тихо к изголовью?
                   Не ты ль, с отрадой и любовью,
                   Слова надежды мне шепнул?

Кстати, имя Евгений Онегин представляет интересное созвучие  (неполную анаграмму) сo словом "онирогеник".

(2) вещество, прием которого навевает сновидения.
        На меня кофе действует как онирогеник.


онирогЕнка - та, кто является в сновидениях, чей образ преследует спящих.
Помнишь ту онирогенку из  Гоголя,  уличную красавицу, которая замучила бедного Пискарева? Убила его снами о себе. "Наконец сновидения сделались его жизнию, и с этого времени вся жизнь его приняла странный оборот: он, можно сказать, спал наяву и бодрствовал во сне" ("Невский проспект").

Ты куда пялишься? - Смотри, какая там, с лиловыми волосами, - обалденная онирогенка!

Белоснежка моя, снегурка, онирогеночка, - шептал он, представляя ее в подвенечном платье.



По-русски это же значение можно передать словом "сновидный". "Видный" - тот, кто бросается в глаза, производит сильное зрительное впечатление.

сновиДный  - тот, кто  бросается в глаза спящему, водит за собой его зрачки, наполняет его сновидения.

Женщина она невидная, но уж очень сновидная. Каждую ночь мне снится. А при свете дня ее и не заметишь.


сновИдчивый - склонный видеть сны, охочий до сновидений.
Соседка у меня такая сновидчивая - просто беда. Как  будто у меня других дел нет, как ее сны выслушивать.

                    Он улежчив - не усидчив,
                    и сонлив, но не сновидчив.



снолЮбие - любовь ко сну.
снострАстие - страстная любовь ко снам,   одержимость, завороженность снами.
снолЮбец - любитель сна.
сновидец - любитель сновидений, тот, кому часто снятся сны (особенно
провидческие).
Илья Ильич с детства был снолюбец и переносил туда, в волшебные края, лучшую часть своей жизни. С возрастом это перешло в настоящее снострастие. Он предавался сну, как другие предаются распутству.

Я спать вообще не люблю, я люблю бесплатное кино, которое во сне показывают. А в темном зале мне сидеть неохота. Я не снолюбец, а сновидец - дьявольская разница.



приснИть кого-либо или что-либо кому-либо  (переходный глагол) -  побудить видеть  во сне, вызвать у кого-л. сновидение о ком-л., чем-л.

Это переходный глагол образуется отнятием постфикса -ся от возвратного глагола "присниться" (="приснить себя")

    Ты мне уже давно не снишься. Ну пожалуйста, присни мне себя.

    Распутину удалось не только войти в русскую истории, но и приснить себя России, стать одним из ее ночных кошмаров.

_________________________________________________________________
Сетевой проект Михаила Эпштейна "Дар слова" выходит с 17 апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в языке и общественном сознании еще не нашлось места.  Новые слова передаются в свободное владение и употребление всем читателям. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей.  "Дар" может служить пособием по словотворчеству, введением в  мир языковых фантазий и мыслительных технологий. "Слово управляет мозгом, мозг -  руками, руки - царствами"  (Велимир Хлебников).

Подписывайте на "Дар" ваших друзей и знакомых
Форма для подписки - там же, где все предыдущие выпуски

PreDictionary  - собрание английских неологизмов М. Эпштейна.

Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале.

Будущее гуманитарных наук - новое сообщество в ЖЖ.

_______________________________________________________________________________________
Как приложение к летним выпускам, размещаю информацию о моих недавно вышедших книгах и других публикациях.

                                                Книги

Книги  Михаила Эпштейна можно приобрести в крупных книжных магазинах, а также по интернету. В Москве все они есть в магазине "Библиоглобус" (м. Лубянка, Мясницкая ул. д.6/3)

Слово и молчание. Метафизика русской литературы" М.,  "Высшая школа", 2006, 559 сс.

Постмодерн в русской литературе. М., Высшая школа, 2005, 495 сс.

Все эссе, в 2 тт. т. 1. В России; т. 2. Из Америки.  Екатеринбург: У-Фактория, 2005, 544 сс. +  704 сс.

Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004, 864 сс.

Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России 1970 - 1980-х гг.. Самара: Бахрах-М, 2005, 256 сс.

Отцовство. Метафизический дневник. СПб. Алетейя, 2003, 246 сс. (малый формат)

Проективный философский словарь: Новые термины и понятия. СПб.: Алетейя, 2003, 512 сс.  (соредактор,  автор предисловия и 90 статей из 165).

Великая Совь.  [Книга o советской мифологии] Самара: Бахрах-М, 2006 (май-июнь), 268 сс.


                               Публикации 21-го века

                                                    2006

Язык бытия у Андрея Платонова. "Вопросы литературы", 2, 2006.

К философии возраста. Фрактальность жизни и периодическая таблица возрастов. "Звезда", 4, 2006.

О свойствах ума. "Независимая газета" (Экслибрис), 16 марта 2006

Нулевой цикл столетия.  Эксплозив - взрывной стиль 2000-х "Звезда", 2, 2006.

Русский язык в свете творческой филологии. "Знамя", 1, 2006, 192-207.

Эдипов комплекс советской цивилизации. "Новый мир", 1, 2006.

Четыре слагаемых любви. "Человек". N 2 2006 г.

Интервью. Культура - это переселение душ... Слово/Word, 50, апрель 2006.



                                                       2005

Проективный словарь русского языка. Неология времени, в кн.  Семиотика и авангард. Антология. Ред.-сост. Ю.С. Степанов, Н.А. Фатеева, В.В. Фещенко, Н.С. Сироткин. Под общ. ред. Ю.С. Степанова. М.: Академический Проект; Культура, 2006, сс. 1031-1076.

Слово и молчание в русской культуре.   "Звезда", 10, 2005, 202-222.

Маленький человек в футляре: синдром Башмачкина-Беликова. "Вопросы литературы", 6, 2005.

Чуткие люди, читкие книги.  О заслугах читателей перед литературой. "Независимая газета" 8 дек. 2005.

Тело на перекрестке времен. К философии осязания. Вопросы философии, 8, 2005,  66-81.

Импровизационное сообщество (пер. с англ. М. Эскиной), в кн. Ценности. Каноны. Цены. М.: МГУ, 2005, 25 сс.

Превращения человека. Лексические и концептуальные возможности корня -чел-. Человек.ру. Гуманитарный альманах. 1, 2005. Новосибирск, 233-248.

Жуткое и странное. О теоретической встрече З. Фрейда и В. Шкловского. Sub Rosa.  In honorem Lenae Szilard. Будапешт, 2005, 139-146.

Четыре стороны любви Топос, 12 дек. 2005

Люболь  Топос, 16 дек. 05.

Любовные имена. Введение в эротонимику Топос, декабрь 2005 (в 3 выпусках)

Многообразие любовного опыта. Таланты. Жанры. Стили  Топос, 13 февр. 2006.

Анафраза: языковой феномен и литературный приём. Топос, 28 марта 2005

21 апреля - День Интеллектуала, праздник альтернативного сознания. Топос. 19 aпреля 2005

Культура - это побег... Беседа Маруси Климовой с Михаилом Эпштейном. Части 1-4.  Топос, апрель 2005

От Интернета к ИнтеЛнету. Нежные сети уже сплетены. Пора загружать тяжелые соты. Слово/Word (НЙ), #45, 2005.

In English:

Russian Mystical Philosophy and Nature (with Adrian Ivakhiv). The Encyclopedia of Religion and Nature. New York and London: Continuum, 2005

Towards the Techno-Humanities: A Manifesto. ArtMargins: Contemporary Central and East European Visual Culture. March 13, 2006, 7 pp.

Interlation vs. Translation: Stereotextuality  Fascicle, Issue 1. Summer 2005. http://www.fascicle.com/issue01/Poets/epstein1.htm

Knowledge and Energy. Der Enstein-Komplex.  99 Philosophen, Schriftsteller, Kunstler und Wissenschaftler uber ein Genie. Wunderhorn, 2005,  102-105.

Transculture: A Broad Way Between Globalism and Multiculturalism. The Green Cross. Optimist.  5/2/2005, pp. 30-34.

A Translingual Meditation, in Also, With My Throat, I Shall Swallow Ten Thousand Swords: Araki Yasusada's Letters in English, by Tosa Motokiyu, ed. by Kent Johnson and Javier Alvarez. Combo Books, 2005, pp. 40-48.

In German:
Die Informationsexplosion und der Trauma der Postmoderne. Russische Medientheorien. Hrsg. Ulrich Schmid. Aus dem Russischen von Franziska Stocklin.  Bern, Stuittgart, Wien: Haupt Verlag, 2005,  263-288.

In Italian:
La culturologia i Culturonica. La tecnologia delle scienze umanistiche. Transcultura. La dimensione pratica della culturologia. Traduzione dal russo di M. Sabbatini. eSamizdat. Rivista Quadrimestale di Slavistica. 2005 (III), N. 2-3, 21-25, 49-57.

In Serbo-Croatian
Mistika Pakovanja ili Uvod u Tegimenologiju. (Mystics of Packing, or, Introduction to Tegimenology), trans. Draginia Ramadansky,  Urbis (Beograd), February 2006.


2004

Третье философское пробуждение  (1960 -1980-е). Континент, #122, 2004, 338-356.

Духовность первого дня. О народном любомудрии. Слово/Word, Нью-Йорк,
2004, #43-44.

Виртуальные книги. Звезда, 2004, #8, 218-234.

Либерализм: взгляд из литературы. Знамя, 2004, #6 (ответы на анкету).

О Викторе Пелевине. Знамя, 2004, #5. (к присуждению премии Ап. Григорьева)

Виртуальные книги. Безумие как экстаз и доктрина.  Nota Bene (Иерусалим), 2004, #3,  160-181.

Говорит ли философия по-русски? Nota Bene (Иерусалим), #1, 2004,  209-221.

"The Unasked Question. What Bakhtin Would Say" [on the future of the humanities].  Common Knowledge, vol. 10, #1.  Duke University Press, Winter 2004, pp. 42-60.


2003

Статьи
Поэтика близости. Звезда, 2003, #1, сс. 155-176.

Предлог "В" как философема.  Вопросы философии, 2003, 6, сс. 86-95

Анализ и синтез в словотворчестве. Опыты логопоэйи. Поэтика исканий и искание поэтики. (Материалы международной конференции-фестиваля, Институт русского языка РАН, 16-19 мая 2003), М.,  2004, 100-123.

Статьи: Глокализм. Нейросоциум. Нооценоз. Постатеизм. Протеизм. Транскультура. Хроноцид, в кн.  Глобалистика. Энциклопедия. Параллельные издания на русском и английском. М., Диалог, Радуга, 2003, сс.  268, 687-88, 706-707, 811-12, 863-64, 1027-28, 1133.

Еженедельная рубрика "Дар слова. Проективный словарь русского языка" в "Русском журнале" (по понедельникам с  ноября 2002 по май 2003).

Статьи в журн. Веер будущностей. Техно-гуманитарный вестник (#57-59):
Масса знания. Энергия мысли. Как одно превратить в другое?
О критическом универсализме
Новый вид свободы - транскультура

Беседы и интервью:
Картотека поэтологических  гносеологий.  Интервью Денису Иоффе,
"Топос. Литературно-философский журнал", 8 окт. 2003.

Из России в Америку и обратно. Интервью Игорю Шевелеву, "Время МН", 9 июля 2003

Жизнь в сослагательном наклонении. Игорь Шевелев. "Новое время", 3 авг. 2003

Как американец видит Россию, а русский - Америку. Интервью Екатерине Варкан. Москва, июнь 2003

В сетях платонической любви... Интервью Екатерине Васильевой-Островской. Сетевая словесность, 31 марта 2003 Полная версия в журн. Веер будущностей. Техно-гуманитарный вестник, #60 (апрель 2003).

In English:

"Russo-Soviet Topoi,"  The Landscape of Stalinism. The Art and Ideology of Soviet Space, ed. by Evgeny Dobrenko and Eric Naiman. Seattle and London:University of Washington Press, 2003, pp. 277-306.

Angelism as a Postmodern Religion.  Experimental Theology. Public Text 0.2, ed. Robert Corbett with Rebecca Brown. Seattle: Seattle Research Institute, 2003,  86-92.

7 articles: Glocalism. Neurosociety. Noocenosis. Postatheism. Proteism. Transculture. Chronocide, in Globalistics. Encyclopedia. Parallel editions in Russian and English. Moscow: Dialog, Raduga, 2003, pp. 268, 687-88, 706-707, 811-12, 863-64, 1027-28, 1133.

"Russo-Soviet Topoi,"  The Landscape of Stalinism. The Art and Ideology of Soviet Space, ed. by Evgeny Dobrenko and Eric Naiman. Seattle and London:University of Washington Press, 2003, pp. 277-306.

"Chronocide: Prologue to the Resurrection of Time," Common Knowledge, vol. 9, #2.  Duke University Press, Spring 2003, pp. 186-198.

Angelism as a Postmodern Religion.  Experimental Theology. Public Text 0.2, ed. Robert Corbett with Rebecca Brown. Seattle: Seattle Research Institute, 2003,  86-92.

Why the University is Not a Strip Mall of Knowledge. A manifesto for humanistic education. The Academic Exchange. Emory University. Febr/Mar 2003  pp. 12-1


2002

Книга:
Cries in the New Wilderness:  From the Files of the Moscow Institute of Atheism. Trans. and intr. by Eve Adler. Philadelphia: Paul Dry Books, 2002, 236 pp. (hardcover and paperback)

Статья об этой книге и о новых гуманитарных  проектах М. Эпштейна:
Peter Monaghan. "A Cultural Hero of the Soviet Era Looks to the  Future.  Now at Emory,  Mikhail Epstein envisions new  modes of thought in the humanities,"    The Chronicle  of Higher Education,  November 22, 2002, pp. A16-A18.

Статьи:
Заметки о четвертой мировой. Звезда, #5, 2002.

Амероссия. Двукультурие и свобода. Речь при получении премии "Liberty". Вступительное слово А. Гениса. Альманах "Побережье". Филадельфия, 2002, #10.

Гуманология. Очертания новой дисциплины.  Философский век. Альманах 21. Науки о человеке в современном мире. ч.1  СПб: Санкт-Петербургский центр истории идей, 2002, 145-150.

Why the University is Not a Strip Mall of Knowledge. A manifesto for humanistic education. The Academic Exchange. Emory University. Febr/Mar 2003  pp. 12-15

Renaissance Мan: Reading between the lines with Mikhail Epstein, by Bill Rodriguez. The Phoenix (Providence).  March 21 - 27, 2003

"Chronocide: Prologue to the Resurrection of Time," Common Knowledge, vol. 9, #2.  Duke University Press, Spring 2003, pp. 186-198.

On the Totalitarianism of Ideas (translated by Eve Adler). New England Review.  Vol. 23, Issue 2, Spring 2002


2001
Книга:
Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре. СПб: Алетейя, 2001, 334 сс.

Статьи:
Амероссия: Двукультурие и свобода. Звезда, #7, 2001.

Мистика упаковки, или Введение в тегименологию. Комментарии, #20, 2001,  сс. 249-261.

Debut de siecle, или От пост- к прото-.  Манифест нового века. Знамя, #5, 2001.

Атеизм как духовное призвание. Из архива профессора Р. О. Гибайдулиной. Публикациия М. Н. Эпштейна. Звезда, #4, 2001.

[O новом столетии] Ответы на вопросы журнала "Звезда". Звезда, #1, 2001, 236-238.



2000 год

Поступок и происшествие. К теории судьбы. "Вопросы философии", 2000, #9, сс. 65-77.

Хасид и талмудист. Срaвнительный опыт о Пастернаке и Мандельштаме. "Звезда", #4, 2000,  82-96.

Фигура повтора. Философ  Николай  Федоров и его литературные прототипы. "Вопросы литературы", 2000, #6 (ноябрь-декабрь), сс. 114-124.

Хроноцид: Пролог к воскрешению времени. "Октябрь",#7, 2000, сс. 157-171.

Слово как произведение. О жанре однословия. "Новый мир", #9, 2000, 204-215.

Однословие как литературный жанр. "Континент", #104, 2000, сс. 279-313.

О будущем языка.  "Знамя", #9, 2000 (Конференц-зал: Национальная специфика литературы - анахронизм или  неотъемлемое качество?)

От Интернета к ИнтеЛнету   ("нежные сети" уже сплетены, пора загружать "тяжелые соты").  "Русский журнал", 19 июня 2000.

История и пародия. О Юрии Тынянове, в кн. L-критика. Ежегодник Академии русской современной словесности (АРСС). 2000, 243-251.

Лучший из возможных миров - тот, который еще только возможен. Беседа Игоря Шевелева  с Михаилом Эпштейном (Рубрика: ВРЕМЯ ПЕРСОНЫ). Время МН (Московские новости) 27 декабря 2000,   #221 (608), с. 7.
 
 

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


В избранное