Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'
 ДАР СЛОВА
Проективный лексикон русского языка
                                              11 июня 2006


Напоминаю дорогим читателям, что летом "Дар" выходит раз в две недели и содержит ретроспективу лучших прошлых выпусков. Обычный, еженедельный режим с новыми авторскими выпусками возобновится в начале сентября.

Пишите мне, делитесь размышлениями о русском языке, присылайте новые слова для гостевых выпусков.
russmne@emory.edu
Михаилу Намовичу Эпштейну
тема: dar

Доброго лета, хорошего чтения, приятного отдыха!



                                          РЕТРОСПЕКТИВА-17

                       Слова-оксюмороны с первой основой благо-

            Впервые за всю историю "Дара" вводится новый предлог - благопреки.

                                                  1.
Благоподлость - лексический и моральный гибрид. От благоглупости - к благоподлости. Великий Инквизитор и Павлик Морозов. Если цель оправдывает средства...

Благо-  -одна из самых употребительных первооснов в сложных словах (благородный, благословить, благодарность и т.д.). Старославянская по происхождению, эта основа придает словам оттенок возвышенности, книжности. В Словаре В. Даля около 250 слов с этой основой, включая такие вышедшие из употребления, как "благозаконный", "благообращение",  "благоумильный", "благоуправлять".  В четырехтомном Академическом словаре (под ред. А. П. Евгеньевой) - вдвое меньше. Но одно слово в нем прибавилось - это "благоглупость" - словообразование M. E. Салтыкова-Щедрина (впервые - в рассказе "Деревенская тишь", 1863, затем "За рубежом", 1880). "И кого ты своими благоглупостями удивить хочешь?"

Благоглупость - это глупость, выдаваемая за важное дело или произнесенная с важным видом, совершаемая с благими намерениями или под благовидным предлогом.

Щедринское нововведение  - взрыв в процессе словообразования, поскольку основа "благо" впервые соединяется-сталкивается с противоположной ей по смыслу основой  "глупость". Создается слово-оксюморон. Но такими взрывчатыми оксюморонами полна действительность и 20-го, и 21-го веков. Мы уже знаем, как революционный порыв к свободе приводит к величайшему рабству и как железной рукой загоняют человечество к счастью.  Нам знакомы оруэлловское пропагандистское "министерство правды" и гэбистски-гестаповское "министерство любви".  Одним словом, благими намерениями вымощена дорога в ад. Эту иронию самой истории - да и повседневных житейских историй - могут вобрать в себя новые оксюмороны  на тему "благо-". Вот первый из них:

благопОдлость - подлость, совершенная с благими намерениями, принимаемая или выдаваемая за нечто благотворное, за важное, полезное дело; "подлость во спасение" (как "ложь во спасение").

"Благоподлость" кажется сомнительным оксюмороном: если глупость, нехватка ума может сочетаться с благими намерениями, то как быть с подлостью, бесчестием, порочным извращением воли? Можно ли предавать, насильничать, кощунствовать с благими намерениями?

Увы, можно, и диапазон примеров здесь очень широк: от Великого Инквизитора до Павлика Морозова. Великий Инквизитор (из поэмы Ивана Карамазова - романа Федора Достоевского) во имя блага людей, их сытости и довольства, отнял у них тяжелый, мучительный дар Христа - дар свободы. А Павлик Морозов, как и тысячи "настоящих советских людей",  повинуясь внушенным ему представлениям об общественном благе, донес властям на своего отца, погубил деда, брата и многих близких.

Когда шла война НАТО против Югославии, меня не покидало чувство, что Америку в недалеком будущем ждет какое-то страшное возмездие: невозможно без тяжелых последствий так бездарно перекраивать Европу в лад с бен Ладенами... Мне тогда думалось, что когда-нибудь Америке придется держать ответ за эту беспредельную геополитическую благоглупость и благоподлость, то есть совершенную, очевидно, с благими намерениями, но с помраченным разумом и совестью... Неисповедимыми путями возмездие пришло от тех, ради кого сверхдержава совершила эту благоподлость, от тех самых воинов ислама, которым она услужливо прокладывала путь на Запад.

Разве не благоподлость во имя освобождения народа от тирании уничтожать этот самый народ - так что образцовая    демократия становится для "освобождаемых" нераздельна с пытками и насилием?

Очень многое в минувшем году делалось во имя благих целей, а оказывалось глупостью или подлостью... Это понятие благоподлости должно постоянно держать на себе наше внимание, потому что вокруг него вращается большая политика.   Известная мудрость: (благая) цель оправдывает (любые) средства - в своем применении чаще всего  сжимается в одно слово: благоподлость.

Персонажи Ю. Трифонова ставятся в такую ситуацию, что они не могут поступить по совести - и  не могут поступиться ею. В результате рождается моральный гибрид, благоподлость, где первое постепенно оттесняется вторым.
 

                                                                    2.
Благоленный Обломов и не менее благоленный Гончаров. Благолонная должна быть благоленной. Благоверные и благолонные. Благогрешные князь Мышкин и Сонечка Мармеладова. Благонудство - чеховская тема.

Мы продолжаем серию слов с первоосновой благо- . Большинство их построено на оксюмороне, поскольку  именно столкновение основы благо- с противоположной по смыслу второосновой - "ленивый", "нудный", "грешный" - создает новый и, на мой взгляд, продуктивный способ словообразования, начало которому положила щедринская "благоглупость".



благолЕнный - тот, кто ленится с благими намерениями или последствиями; кому лень во благо, кого она красит и возвышает.
Благоленность - отличительная черта  того стародавнего быта, который с любовью представлен  в фильме "Из жизни И. И. Обломова".

Главным прототипом нашего благодушного и благоленного Ильи Ильича послужил его автор.  И. А. Гончаров писал Ю. Д. Ефремовой (20 авг. 1849) о своем пребывании в Симбирске: "Здесь я окончательно постиг поэзию лени, и это единственная поэзия, которой я буду верен до гроба..." Как вспомнишь о той поэзии труда и борьбы, которая позднее произошла от другого Ильича из того же приволжского города, поневоле начнешь ценить столь непритязательную благоленность.



благолОнная (обычно в женском роде) - та, у кого благое лоно. Возможно употребление этого слова в двух противоположных смыслах.

1. Непорочная, благочестивая, не оскверняющая своего лона.

В темнице Фабрицию охвачен одной мыслью  - как соединиться с благолонной Клелией, дочерью коменданта крепости.
2. Приносящая своим лоном чувственное блаженство.
В полночь хан явился к одной из своих благолонных наложниц.

Твои ночные восторги легко вообразить...  Но эта твоя благолонная, кажется, проявляет благосклонность не только к тебе.

Доктор Астров в чеховском "Дяде Ване" сетует, что Елена Андреевна не занята никаким полезным делом.  "Она прекрасна, спора нет, но... ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас своею красотой - и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие..." Бедный доктор способен оценить женскую красоту, но не понимает  ее природы.  Благолонная должна быть благоленной. Ее бытие превыше всех деяний, даже самых полезных. Вот Пушкин это понимал. "Прекрасное должно быть величаво". Это в полной мере относится и к героиням его жизненных и поэтических увлечений - например, к Елена Завадовской, которой посвящено стихотворение "Красавица":

                           Все в ней гармония, все диво,
                           Все выше мира и страстей;
                           Она покоится стыдливо
                           В красе торжественной своей...

"Все смешалось: и розы, и лилии, и в мелких завитках - весь влажный и содрогающийся вход в Эдем и беспамятство, и рыжие ресницы. О, всхлипывание этих недр!" Такова она, эта благолонная и благоленная царица Петушков, вся из медленных плавных изгибов, которую нельзя лапать и бить - можно только вдыхать.

"Пусть даже и не верна, - пишет Венедикт Ерофеев о своей "дьяволице". - Старость и верность накладывают на рожу морщины, а я не хочу, например, чтобы у нее на роже были морщины. Пусть и не верна, не совсем, конечно, "пусть", но все-таки пусть." Есть благоверные, а есть благолонные. Это женщины двух совершенно разных пород, и мало в ком они совмещаются.



благогрЕшный - тот, кто совершает грех с благими намерениями или последствиями.
Благогрешные наши народовольцы не себе искали выгоды или славы, но проливали свою и чужую кровь во благо народа, как они его понимали.

Этот князь не такой уж блаженный, скорей, благогрешный. Кого он пытался спасти своею любовью и кротостью  - всем сломал жизнь: и Настасье, и Рогожину.

Известно, что благими намерениями выстлана дорога в ад.  А бывает наоборот: грехом человек спасается и других спасает. Сонечка Мармеладова - великая благогрешница. И семью свою кормит, и Раскольникова духовно окормляет.  Таких, как она,  благогрешных, косвенно имеет в виду Пастернак:  "Я не люблю правых, не падавших, не оступившихся. Красота жизни не открывалась им".



благонУдный - тот, кто благодаря или вопреки своим благим побуждениям вызывает скуку, наводит тоску.
Михаил все говорит правильно, но от его благонудства сводит скулы и хочется доказывать, что дважды два - это кочерга.

Благонудство - одна из основных тем Чехова, доходящая до апофеоза в образах прогрессистов Пети Трофимова ("Вишневый сад") и Лиды Волчаниновой ("Дом с мезонином").

Юрий Живаго окружен благонудными людьми,  которые не могут отделить правды от пошлости.
 

                                                                3.

Благовредное влияние Распутина. Благопреки гэбешному прошлому Путина...

благоврЕдный -  приносящий одновременно и вред, и пользу; то, что вопреки замышляемому или причиняемому вреду имеет благие последствия.

благоврЕдность - существительное по значению прилагательного "благовредный".

Не было счастья, да несчастье помогло... Вот так и в жизни Валерки благовредное вмешательство тещи обернулось  неожиданным примирением с женой.

Согласно зловещей ленинской диалектике, чем хуже, тем лучше. По этому принципу большевики оценивали и благовредное влияние Распутина на царскую семью. Чем скорее режим сгниет, тем скорее и развалится.



Служебные, или грамматические слова - предлоги, союзы, частицы - наиболее консервативная и редко обновляемая часть лексического запаса языка. Всего в русском языке около 200 предлогов (включая составные, такие как "в соответствии с", "применительно к", "невдалеке от"), из них только 72  состоят из одного слова. [1]  Поэтому всякое пополнение лексической системы новым служебным словом, тем более несоставным - событие в жизни языка.

благопрекИ (чему) - предлог, требующий дополнения в дательном падеже,  сочетающий основы и значения предлогов "благодаря" и "вопреки"; сокращенная форма выражений "благодаря и одновременно вопреки чему-то"; "вопреки и вместе с тем благодаря чему-то", "отчасти благодаря, а отчасти и вопреки".

Благопреки гэбешному прошлому президента - советского резидента в Германии - в его политике есть некоторые прозападные элементы.

По оценке Энгельса, Бальзак стал великим писателем-реалистом благопреки своим  аристократическим, "реакционным" взглядам.

Именно благопреки ожидаемому поражению Трумэна, демократам удалось обеспечить большую  явку на президентских выборах 1945 г. и одержать победу.

Как ты думаешь, благодаря или вопреки Октябрьской революции Россия оказала такое могучее влияние на историю 20-го века? - Благопреки.


Такое объединение начала одного слова с концом другого, как в  предлоге благопреки,  называется  в лингвистике "контаминацией"  (ср. "Евразия" или "Азиопа"). В данном случае она осложняется тем, что сочетаются элементы предлогов-антонимов "благодаря" и "вопреки", так что образуемое слово представляет оксюморон.  Оксюмороны вообще крайне редки как самостоятельные лексические единицы - обычно они возникают на уровне словосочетаний, типа "белая ворона",  "живой труп", "мертвые души", "бледный огонь", "яркий сумрак", "убогая роскошь", "пышное природы увяданье",  "печаль моя светла" и т.п. Типичное определение оксюморона: "в стилистике и риторике сочетание слов с прямо противоположными значениями, преднамеренное объединение в единое смысловое целое двух или нескольких контрастных лексических единиц". [2].  Таким определением возможность слов-оксюморонов даже не предполагается. Тем не менее оксюморонные слова, как правило, сложные, двуосновные, существуют в языке. Пример - "благоглупость" М. Салтыкова-Щедрина, а также ряд однословий из "Дара": солночь, мертвоживчик, любомор, благогрешный и др.

Однако среди служебных слов оксюморон "благопреки" уникален. Его образование и употребление облегчается тем, что оба составляющих предлога - благодаря и вопреки - сочетаются с существительными в дательном падеже. Разнопадежная сочетаемость не позволила бы сложному предлогу "благопреки" естественно входить в речь.

Параллелью этого оксюморона в английском языке может служить предлог bespite of, неологизм, образованный контаминацией предлогов "because of"  (потому что) и "in spite of" (вопреки, несмотря на). См. Predictionary
------------------------------------------------------------

1. Объяснительный словарь русского языка. Структурные слова, под ред. В. В. Морковкина. М.: Астрель. Аст, 2002,  сс. 410-412.

2. Краткая литературная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1968, т. 5, с. 410.

_________________________________________________________________
Сетевой проект Михаила Эпштейна "Дар слова" выходит с 17 апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в языке и общественном сознании еще не нашлось места. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей.  "Дар" может служить пособием по словотворчеству, введением в  мир языковых фантазий и мыслительных технологий. "Слово управляет мозгом, мозг -  руками, руки - царствами"  (Велимир Хлебников).

Подписывайте на "Дар" ваших друзей и знакомых
Форма для подписки - там же, где все предыдущие выпуски

PreDictionary  - собрание английских неологизмов М. Эпштейна.

Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале.

Будущее гуманитарных наук - новое сообщество в ЖЖ.

_____________________________________________________________
Уже сообщалось  о выходе новой книги Михаила Эпштейна "Слово и молчание. Метафизика русской литературы" (М.,  "Высшая школа", 2006, 559 сс.).  Ее можно приобрести в крупнейшем  московском книжном магазине "Библиоглобус" (Мясницкая ул. д.6/3). Там же есть и другие мои книги: "Все эссе. В России. Из Америки" (в 2 тт.),  "Постмодерн в русской литературе", "Знак пробела. О будущем гуманитарных наук", "Отцовство", "Новое сектантство".

Ниже привожу аннотацию и оглавление.

Аннотация:
Книга известного литературоведа и культуролога Михаила Эпштейна рассматривает важнейшие метафизические проблемы и парадоксы русской литературы: святость маленького человека и демонизм державной власти, смыслонаполненность молчания и немоту слова, бессознательную религиозность богоборческого авангарда и Эдипов комплекс советской цивилизации. От А. Пушкина и Н. Гоголя до А. Платонова и О. Мандельштама, И. Бродского и до современных писателей прослеживаются гпроклятые вопросых и трагииронические мотивы русской литературы, впадающей в крайности юродства и бесовства и вместе с тем мучительно ищущей Целого. Особое внимание уделяется религиозным и атеистическим составляющим русской культуры, а также перспективам ее секуляризации. Метафизика выступает в книге не как сумма прямых философских высказываний, а как "долгая мысль" самой русской литературы, выраженная в многозначной игре ее образов.

Слово и молчание: Метафизика русской литературы

Введение
1. Что такое метафизика?
2. Метанарративы
3. Метафизика без метанарративов. О чем молчит русская литература?
4. Проблемные узлы. План книги
5. Между Содомом и Мадонной. Вопросы без ответов

Раздел 1. Малое и великое. Потомки  Башмачкина

К образу переписчика: Князь Мышкин и Акакий Башмачкин.

Фигура повтора: философ Николай Федоров и его  литературные прототипы.

Маленький человек в футляре: Синдром Башмачкина- Беликова.

Раздел 2. Титаническое и демоническое. Наследники Фауста

Фауст и Петр на берегу моря: От Гете к Пушкину.

Медный всадник и золотая рыбка: Поэма-сказка Пушкина.

Панночка и Россия: Демоническoe у Гоголя.

1. Отрицательная эстетика и апофеоз России
2. Демонология России
3. Патриотизм и эротизм
4. Блок выдает тайну Гоголя
5. Слово изменяет Гоголю. Ирония стиля
Раздел 3.  Пределы бытия. Сквозные мотивы и парадоксы

Ничто и язык бытия: Платонов и Хайдеггер

1. Русская литература и немецкая философия
2. Ничто и тайна.  Платонов между М. Хайдеггером и Н. Федоровым
3. Странный язык. По ту сторону субъекта и объекта
4. Наполняющая пустота и временность
Детство и миф о гармонии

Молчание и магия слова

1. Тишина и молчание
2. Слово как бытие
3. Бытийственность русского слова
4. Идеология и магия слова. От Гоголя до В. Сорокина
5. Слово-фикция. Хармс и Чехов
6. Три литературных эпизода. Молчание внутри и вокруг слова
7. Вековая тишина. Русский кодекс молчания
8. Два молчания: политическое и мистическое
9. Формативное, информативное и фиктивное слово. Самопожирание языка
Безумие и деспотизм разума
1. Гельдерлин и Батюшков
2. Два полоумия: поэтическое и философское
3. Безумие как прием
4. Самокритика чистого разума
Сон и вечный бой: Обломов и Корчагин
1. Обломовка и Чевенгур
2. Воины-сновидцы
3. Метафизическая воронка
4. Обломагин. Биполярность в русской культуре
Под занавес: От Пушкина до Мандельштама

Раздел 4. Искусство и религиозное бессознательное в 20-ом веке.

 Религия и бессознательное

1. Религиозное бессознательное
2. От апофатизма к атеизму
3. Секуляризация и "новое средневековье". Нечеловеческое
4. Теоморфизм. "Другое" в культуре
Авангард и религия
1. Антиискусство - жест юродивого
2. Авангардная вера: по ту сторону понимания
3. Искусство второй заповеди
4. Уход человека
Концептуализм и духовность
1. Отрицательная эстетика концепта. Апофатика, автоматизация, молчание.
2. Почва русского авангарда. Власть имен.
3. Духовность первого дня. Народное любомудрие.
4. Парадокс русской цивилизации. Минус-система
5. Государственный концептуализм.
Хасид и талмудист. Сравнительный опыт о Пастернаке и Мандельштаме
1. Чужеязычие. Поэзия и Кабала.
2. Пастернак и хасидизм.
3. Мандельштам и талмудизм.
4. Две духовные традиции
Апофатика и культура

Раздел 5.  Атеизм и постатеизм

Эдипов комплекс советской цивилизации

1. "Большой брат" в свете психоанализа.
2. Мифологическая основа материализма
3. Воинствующий атеизм и эдипов комплекс
4. Зов подземелья.  Эротика рабочего удара
5. Матерные корни материализма
6. Матерепоклонники и кровосмесители
Вера без вероисповедания,  или Бедная религия.
1. От атеизма к постатеизму: три пути
 2. "Бедная вера" и ее выражение в литературе
3. Этика и теология бедной веры
4. Постатеистическое общество: путь из пустыни
Раздел 6. Парадоксы русской эсхатологии.  Роза Мира и царство Антихриста.
1. Утопия и катастрофа
2. Мистический коммунизм
3. Государство-церковь
4. Философия оговорки
5. Теократия и атеизм
6. Верховный наставник
7. Учение о Христе
8. Всеединство как лжеподобие. Три стадии подмены
9. Роза Мира в ожидании Антихриста
10. Антихрист и Мировая Женственность
11. Сознательное и бессознательное в андреевской эсхатологии
12. Историческое обольщение: ложь опыта
13. Моральное обольщение: зло добра
 Раздел  7. Русская культура на распутье. Секуляризация и переход от двоичной модели к троичной
 1. Крах первой секуляризации: церковь Гоголя и церковь Белинского.
 2. Поиск "чистилища" в русской культуре.
 3.  Диктат середины: западная модель. Идеократия и медиократия.
 4. Троичная модель
 5. Выверт и надрыв как категории русской культуры
 6.  Секулярность и пошлость. Чеховское
 7.  Демонизм
 8. Апофатизм
 9.  Демонически-апофатическое
10. Православие и культура
 Заключение.  Вторая секуляризация и новое распутье.

Книгу можно приобрести также в магазинах "Педагогическая книга" (угол Б.Дмитровки и Камергерского пр.),  "Высшая школа" (Неглинная, 29/14),  в интернет-магазинах, например, здесь.

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


В избранное