Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'
 ДАР СЛОВА
Проективный лексикон русского языка
                                                  27 июня 2005


                                         РЕТРОСПЕКТИВА-10

                                     ПРИСТАВКА АМБИ-

Приставка амби-. Как она позволяет объединить марксизм с антимарксизмом, патриотизм с антипатриотизмом  и перейти в иную систему понятий. Мы, амбиутописты... Амбиутопия А. Платонова. Амбитеизм - вера без Бога. В. Розанов - амбихристианин.  Геббельс и Адорно: радикальный вызов культуре справа и слева. Амби как интеллектуальный двигатель.

Международная приставка амби- более полно выражает человеческую природу, чем "про" и "контра" ("за" и "против"),  и позволяет обнаружить глубинную обратимость тех явлений, которые мы привыкли поверхностно противопоставлять.
 

АМБИ- (гр. amphi - вокруг, около, с обеих сторон) - приставка, указывающая на двойственность или обратимость данного явления, которое включает и свою противоположность.

В  философский язык уже вошло слово  "амбивалентность" - сочетание противоположных отношений к одному объекту (хвала и хула, увенчание и осмеяние). Термин был введен швейцарским психиатром Э. Блейлером (1910) для описания противоположных чувств и установок
по отношению к одному и тому же человеку (любовь и ненависть, желание и нежелание,  активность и пассивность и т. д.). В 1912 г. З. Фрейд описал амбивалентность пациента в работе о человеке-крысе: "В нашем влюблённом бушевала борьба между любовью и ненавистью, которые предназначались одной и той же персоне". В русский  гуманитарный язык этот термин ввел Михаил Бахтин, любивший его и  употреблявший чуть ли не на каждой странице своей книги о Рабле: "народно-праздничный амбивалентный смех", "амбивалентыйй образ женщины" и т.д. "Эти ругательства-срамословия были амбивалентными: снижая и умерщвляя, они одновременно возрождали и обновляли. Именно эти амбивалентные срамословия и определили характер речевого жанра ругательств в карнавально-площадном общении" ("Творчество Франсуа Рабле...").

Но приставка "амби" не приросла намертво к  основе "валентность". Она изредка употребляется и в других словах (порой в форме "амфи-" - амфибия, амфитеатр). Эта же приставка может регулярно сочетаться и с другими понятиями, обнаруживая общность или обратимость тех явлений, которые обычно мыслятся как взаимно исключающие.  Для  авторов, желающих одним махом подвести черту под прежними спорами и выйти на новый уровень понимания, приставка "амби-" - самый подходящий прием.


В этом выпуске:

амбипAтия
амбипAт
амбимарксИзм
амбипатриотИзм
амбиментАльность
амбиутопИзм
амбитеИзм
амбихристиАнство
амбифатИческий
амбирадикалИзм



амбипАтия - сочетание симпатии и антипатии, влечения и отталкивания. амбипАт-  человек, разрываемый на части противоположными чувствами и стремлениями.

Пожалуй,  впервые амбипатия выразилась сознательно, как свойство высокоразвитой личности, у поэта Катулла в его знаменитом стихотворении, обращенном к Лесбии  (фрагмент 85):

Я ненавижу тебя и люблю. Почему же - ты спросишь?
Сам я не знаю, но так происходит, и мучаюсь я.
Дмитрий Карамазов у Достоевского говорит о том, что человек "слишком широк", его одинаково влекут две бездны: верхняя и нижняя, идеал содома и идеал мадонны. В таком смысле Дмитрий, да, вероятно, и сам Достоевский, - ярчайшие представители этой общечеловеческой амбипатии.
Ну что, нравится он тебе? Ведь правда, симпатичный парень? - Не знаю, что и сказать.  Вроде нравится, только шуток его и приколов я не выношу.  У меня к нему амбипатия.


Приставка "амби-" может прилагаться к тем противоположным общественным движениям, направлениям мысли, которые используют сходный круг понятий.

амбимарксИзм  (ambiMarxism) - общая составляющая  марксизма и антимарксизма, которые  вращаются в одном кругу идей: "общество" и "труд", "история" и "личность", "революция" и "прогресс", - хотя и дают им противоположную оценку.

Несчастье многих диссидентов состояло в том, что, как и их правящие оппоненты, они были намертво замкнуты в амбимарксизме с его архивной системой категорий ("базис" и "надстройка" и т.д.).
Марксисты с антимарксистами все еще играют в чехарду: история - личность, личность - история. Все это унылый и ветхий амбимарксизм. Как будто  нет других факторов, таких, как язык и бессознательное, определяющих конфигурацию всего социально-персонального поля.

амбипатриотИзм - противоречивое чувство к отечеству, сочетание любви и ненависти.

Наивно считать, что общество делится на патриотов и антипатриотов. В груди истинного гражданина бушуют глубокие и противоречивые чувства, он всегда - амбипатриот.   П. Я. Чаадаев - ярчайший пример: в "Апологии сумасшедшего" он превозносит Россию  за то же самое, за что выносит ей суровый приговор в "Философических письмах". Этот амбипатриотизм и сделал его одновременно  отцом и западничества, и славянофильства.  Даже такой простой ум, как Некрасов,  понимал и азбучно выразил эту заповедь амбипатриотизма:
    То сердце не научится любить,
    Которое устало ненавидеть.



амбиментAльность - обратимость идейных устремлений, смена убеждений вплоть до полной противоположности.

Русским писателям и мыслителям свойственна амбиментальность -  "превратное" отношение к собственным идеям, способность разворачиваться  на 180 градусов.  В. Г. Белинский раз в несколько лет круто менял свои убеждения:  идейная горячность и амбициозность сочеталась у него с крайней амбивалентностью.  Вл. Соловьев в "Краткой повести об Антихристе" (1900) выставляет в ироническом и демоническом виде свои же заветные идеи: всеединство, универсализм, экуменизм, теократию. Александр Блок, поэт и рыцарь Прекрасной Дамы и Вечной Женственности, впоследствии  посмеялся над нею в образе блудницы,  в "Балаганчике" и "Незнакомке".  Для всех этих авторов характерен сознательный или бессознательный жест иронии, "выкрутас", "передерг",  которым выворачивается наизнанку то, что создавалось десятилетиями труда -  решительность расставания со своим идейным прошлым.

Эту российскую амбиментальность  И. С. Тургенев вывел насмешливо в  "Дворянском гнезде",   в образе вечного студента Михалевича, который признается лирически:

        Новым чувствам всем сердцем отдался,
        Как ребенок душою я стал:
        И я сжег все, чему поклонялся,
        Поклонился всему, что сжигал.
_______________________________________________________________

амбиутопИзм (ambiutopianism) - сочетание утопизма и антиутопизма, противоречивое, амбивалентное отношение к будущему.

Утопизм и антиутопизм имеют общие черты: повышенная чувствительность к будущему, острота ожиданий и предчувствий, проектирование образов и моделей, крайне восторженное или настороженное отношение ко всему новому. Амбиутопизм  - это   такое сочетание утопизма и  антиутопизма, которое заряжено всеми их  плюсами и минусами и напряженно переживает именно их обратимость.

Настроение начала 21 в. можно охарактеризовать именно как амбиутопизм, иронико-ностальгическое отношение к утопиям.  Мы не отказываемся от утопий, поскольку они мобилизуют страсть и воображение, но не торопимся их безоглядно осуществлять. Поскольку мы уже имеем позади, в 20-ом веке,  опыт и пламенного утопизма, и не менее убежденного антиутопизма, мы можем измерить тонкость их перегородки. Ведь самое страшное в утопиях, как сказал Н. Бердяев, - то, что они сбываются. Вот почему к каждому нашему утопическому порыву примешивается антиутопический страх, который удерживает нас от поспешно-безоглядных скачков прогресса.  Люди боятся мыслящих машин, вирусов, клонов, искусственных генов, новой расы киборгов, потому что за всем этим чудится  "то самое", "Конец". Наше знание опасностей утопии позволяет нам надеяться их избежать, и  потому мы, амбиутописты, не разделяем ни упований наших дедов, ни скепсиса наших отцов. Мы пытаемся встроить в утопию механизм ее самоограничения, вставить  надежные тормоза в ускоряющуюся машину  прогресса.
Амбиутопизм вообще присущ глубокому, объемному отношению к будущему. Скажем, Т. Мор, автор "Утопии", был, несомненно, утопистом, а Дж. Оруэлл, автор "1984" - антиутопистом. Намного сложнее определить в этих терминах Андрея Платонова, который и мечтает о коммунистическом будущем, и одновременно изображает его в  страшных образах распада. Утопист, коммунист, технофил и технократ, Платонов на основе своих идеалов создал глубочайшую антиутопию голого, "беспредметного"  общества. Его роман "Чевенгур" - яркий пример амбиутопии.


амбитеИзм (ambitheism) - борьба с Богом как путь очищения и укрепления веры;  атеизм или антитеизм как орудие теизма.

Вся новейшая теология, идущая от  ницшевской  "смерти Бога",  - это, по сути, амбитеизм, который мужественно учит человека жить в отсутствие Бога, в секулярном мире, как взрослый человек живет после смерти родителей, без их надзора, но  соблюдая их волю и внушенный ими порядок. Такова протестантская теология "смерти Бога" - Томас Олтайзер, Вильям Хамилтон и их предшественник Дитрих Бонхоффер. Только в отсутствии Бога можно быть истинным и достойным Его сыном - это и есть амбитеизм

Едва ли не самый ранний случай амбитеизма рассказан в Библии, в таинственном  эпизоде борьбы Иакова с  ночным незнакомцем, коим оказался сам Бог (Быт. 32: 24-32). Бог благословляет богоборца: "И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь" (28).


амбифатИческий  (ambiphatic), утвердительно-отрицательный метод в теологии

В теологии разделяют катафатический метод, утверждающий определенные свойства и имена Бога, и апофатический, отрицающий применимость к Богу каких бы то ни было имен и определений. Однако, как указывал еще Фома Аквинский, в теологии продуктивно только совместное применение этих процедур, - то, что можно назвать амбифатическим методом. Амбифатика - это размышление и разговор о Боге, которые постоянно "снимают" себя указанием на пропасть между собой и своим Предметом.


амбихристиАнство (ambiChristianity) - противоречивое отношение к христианству, приятие и отвержение Христа.
Амбиментальность была в высшей степени свойственна Василию Розанову. Он совмещал в себе юдофила и юдофоба,  ревностно писал за левых и правых... Розанов - редкий случай амбихристианства: он  боролся с  Христом как вестником царства не от мира сего,  с христианством как религией смерти - и умер причастником  Христовых тайн.


амбирадикалИзм - сходство или обратимость  левого и правого радикализма.
Ужас 20-ого века прозвенел в двух знаменитых фразах. Одна - чудовищная: "Когда я слышу слово 'культура', я хватаюсь за револьвер," - Джозеф Геббельс. Другая - благороднейшая: "Писать стихи после Освенцима - варварство," - Теодор Адорно. Трудно найти более несовместимые фигуры: нацистский министр пропаганды Третьего Рейха - и критический философ, неортодоксальный марксист и антифашист, борец с "авторитарной личностью". Между тем их высказывания обнаруживают жуткую близость: оба выноосят приговор культуре (и поэзии как ее проявлению). Оружие уничтожения: револьвер или газовая печь - приобретает  физическую или ритуальную власть над орудиями творчества. Культуре противопоставляется "здоровое" варварство войны - или сама культура объявляется варварством перед лицом войны и ее невинных жертв.  Велика разница между этими жестами: насилия над культурой  - и скорбного отречения от культуры, но нельзя не отметить и их структурной общности. Такова логика амби, в данном случае относящаяся к обратимости правого и левого  радикализма.

Там,  где есть АНТИ-,  всегда возможно и АМБИ-.  Отсюда такие понятия, как  "амбисоветский",  "амбикоммунистический", "амбирационализм" "амбилиберализм" и пр.  Понятийное обобщение противоположных позиций  выявляет принципиальное  "близнечество" враждующих идеологий,  теоретическое поле сходств и зависимостей между ними. Невозможно описать  то или иное движение в области человеческой мысли  без дополнительного описания ее враждебного двойника,  спутника-антагониста.    Область,  общая для противонаправленных движений,  и обозначается термином "амби".  При этом черта между "про" и "контра"  сохраняется,  даже проводится  с максимальной резкостью  -  но трактуется как ось симметрии,  не только разделяющая,  но и соединяющая противоположные учения. Только тогда и возникает возможность выхода за рамки данной идеологии, когда за скобку выносятся ее оценочные знаки, плюсы и минусы, когда она воспринимается  амбивалентно, как целостная парадигма.

_______________________________________________________________________________________

Сетевой проект Михаила Эпштейна "Дар слова" выходит с 17 апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в языке и общественном сознании еще не нашлось места. "Дар слова"  проводит также дискуссии и конкурсы на лучшие однословия, обсуждает письма и предложения читателей.  "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству, введением в  мир языковых фантазий и мыслительных технологий.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей и знакомых
Форма для подписки - там же, где все предыдущие выпуски

Ассоциация искателей слов и терминов - лингвистическое сообщество в Живом Журнале.
_______________________________________________________________________________________

Сетевой проект Михаила Эпштейна "Дар слова" выходит с 17 апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в языке и общественном сознании еще не нашлось места. "Дар слова"  проводит также дискуссии и конкурсы на лучшие однословия, обсуждает письма и предложения читателей.  "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству, введением в  мир языковых фантазий и мыслительных технологий.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей и знакомых
Форма для подписки - там же, где все предыдущие выпуски

Ассоциация искателей слов и терминов - лингвистическое сообщество в Живом Журнале.
_______________________________________________________________________________________
Дорогие друзья! За последний год у меня вышло несколько книг, подводящих итоги тридцатилетней работы.  В конце каждого летнего выпуска я представляю вам по одной книге: аннотацию, оглавление. Книги можно приобрести в крупных книжных магазинах, а также по интернету (см. отсылки в названиях).

Все эссе, в 2 тт. т. 1. В России; т. 2. Из Америки.  Екатеринбург: У-Фактория, 2005, 544 сс. +  704 сс.

Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004, 864 сс.

Постмодерн в русской литературе. М., Высшая школа, 2005, 495 сс.

Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России 1970 - 1980-х гг.. Самара: Бахрах-М, 2005, 256 сс.



НОВОЕ СЕКТАНСТВО

Книга воссоздает панораму религиозно-философских исканий поздней
советской эпохи. Читатель знакомится с воззрениями семнадцати сект,
обожествляющих разные стороны действительности: от пищесвятцев -
святителей пищи,  до пушкинианцев - приверженцев пушкинского культа; от
дуриков - современных юродивых, до пустоверцев, верующих в святость
русской равнины и степи... Книга  включает обширные теоретические
предисловия и многослойные комментарии.   Автор прослеживает логику
порождения новых религиозных идей, их соотношение с мотивами Священного
Писания и с историческими судьбами России. Написанная в жанре "комедии
идей",  книга не только впервые излагает содержание новейших вероучений, но
также исследует их как уникальный идеологический феномен первого на земле
пост-атеистического общества. Это своего рода маленькая "сумма теологии"
советского общества накануне его распада.

Чрезвычайно интересная и важная в познавательном отношении книга...  совершенно новый взгляд на структуру русско-советского общества.
                                                                Илья Кабаков

Борхесианская по замыслу книга - образец редкого жанра теологической фантастики...
                                                                Александр Генис

...Может быть, лучший способ понять сознание другого - представить, какую теологию могло бы оно породить.
                                    Вячеслав Курицын.  М. Эпштейн: Новая ересь

Занимаетесь ли вы Россией профессионально или  вам просто нравится смотреть, как мирская скука распадается на тысячи сумасшедших точек света, - вы узнаете в этой книге одну из собственных страстей.
                                                Кэрил Эмерсон (Принстон)

Эпштейн производит поистине необычный расчет с коммунизмом и с идеологией вообще....
                                                   Publishers Weekly

Содержание книги НОВОЕ СЕКТАНТСТВО

ОТ АВТОРА

Титульный лист специального издания

НОВОЕ СЕКТАНТСТВО КАК ПРОБЛЕМА РЕЛИГИЕВЕДЕНИЯ

РЕЛИГИОЗНО-БЫТОВЫЕ СЕКТЫ
Пищесвятцы
Домовитяне
Вещетворцы

РЕЛИГИОЗНО-МЕЩАНСКИЕ СЕКТЫ
Дурики
Провы
Серые

РЕЛИГИОЗНО-НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЕКТЫ
Кровосвятцы
Красноордынцы
Хазаряне

РЕЛИГИОЗНО-АТЕИСТИЧЕСКИЕ СЕКТЫ
Афеяне
Доброверцы
Греховники

РЕЛИГИОЗНО-ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ СЕКТЫ
Ковчежники
Удаленцы
Пустоверцы
Стекловидцы

РЕЛИГИОЗНО-ЛИТЕРАТУРНАЯ СЕКТА
Пушкинианцы

 ИЗ РЕЦЕНЗИЙ НА КНИГУ "НОВОЕ СЕКТАНТСТВО"

Иван Дедов. Даль русской мысли
Пьер Даниэль. Первая социалистическая философия
Густав Шнейдер. От атеизма к язычеству
Роберт Коэн. Несчастное религиозное сознание

ЭПИЛОГ 1990-х

  Атеизм как духовное призвание.
Из архива профессора Р. О. Гибайдулиной.

   Предисловие
1. Био-библиографическая справка.
2. Р. О. Гибайдулина и конец коммунизма.
3. Из работ и дневников 1990-х годов. От богоборчества
 к мирской вере.
4. Полемика о "бедной религии".
5. Последние записи.
6. Проект: "Духовные движения будущего".
ПОСЛЕСЛОВИЕ. КОМЕДИЯ ИДЕЙ

1. Век идей
 2. Pars pro toto
 3. Сколько может быть идеологий?
 4. Идеософия
 5. Третья комедия
 6. Энциклопедия как жанр

Еще один голос

Summary
Предметно-именной указатель
 
 
 
 
 

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: linguistics.lexicon
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное