Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'
ДАР СЛОВА 61 (97)
Проективный лексикон Михаила Эпштейна


                                               17  февраля 2003

                                          Тема недели: Хронос (2)
_______________________________________________________________

Xроноцид - преступление 20-го века.  Болезни времени и вечности.  Диагноз: хронопатия.  Конец истории. Где утопия, тогда и ухрония. Tопохронная цивилизация. Очередь как топохрон.
_____________________________________________________________

В этом выпуске:

хроноцИд
хронопАтия, хронопАт
ухрОния
топохрОн, топохрОнный
_____________________________________________________________

Хроноцид

хроноцИд (chronocide; chronos время + лат. caedere убивать) - времяубийство, насилие над естественным ходом времени, над историей, развитием, эволюцией; разрушение связи времен, принесение одного времени в жертву другому.

Современная история превратила суффикс "-цид" (-cide),  "убийство" - в один из самых продуктивных  способов словообразования. Цареубийство, отцеубийство, братоубийство, геноцид, экоцид... Особенно блистательную карьеру сделал этот суффикс с тех пор как в 1944 г. термин "геноцид" был введен в обиход американским юристом польского происхождения  Рафаелем Лемкиным. На исходе столетия, обобщая его богатый  криминальный опыт, хотелось бы предложить еще  один неологизм:  "хроноцид" - насилие над временем, истребление времени...

Хроноцид, геноцид и экоцид, как правило, связаны прямой линией революционной преемственности.   Революция начинается хроноцидом, идейным убийством прошлого во имя абстрактного будущего. Потом революция  начинает поглощать жизнь реальных людей, переходя в геноцид - убийство целых народов, сословий и классов, которым суждено остаться в прошлом, ибо они недостойны будущего.  Наконец, уставшая революция, отчаявшись дать обещанное  и разрушив производительные силы общества,   подводит себе итог в хищном потреблении и истреблении природы - в экоциде. Начало революции - хроноцид, незримый переворот  в сознании людей, вырывающих себя из среды обитания во времени, освобождающих себя от прошлого. Затем, расправившись со временем, революция обрушивается на людей и наконец опустошает  живую среду обитания.

Есть три основных формы хроноцида:  утопическая одержимость будущим ("счастье грядущих поколений"), ностальгическая одержимость прошлым ("Великая Традиция")  и постмодерная завороженность настоящим ("исчезновение времени в синхронической игре означающих").  Три основных модуса времени: будущее, прошедшее и настоящее - превращаются в три способа хроноцида, времяубийства, как только один из них абсолютизируется  за счет других. [1]

_____________________________________________________________
Хронопатия. Хронопат

хронопАтия (греч. chronos,  время + pathos, болезнь, страдание, ср. психопатия, логопатия, невропатия) - аномалия, патология в протекании времени либо в способности его ощущения;  расстройство временных процессов человеческой деятельности, нарушение связей между объективным и субъективным временем.

"Распалась связь времен," или, как сказано в подлиннике, "время вышло из суставов". Таков один из первых диагнозов тяжкого исторического недуга - хронопатии, поставленный Шекспиром в "Гамлете"...  Впоследствии хронопатия  неоднократно обсуждалась в рамках так называемой "проблемы отцов и детей".

Смолоду он страдал редкой формой хронопатии - ему казалось, что он отстает от времени, что нужно постоянно куда-то мчаться, что-то кричать, чем-то удивлять мир...

Тебе не кажется, что российская история, состоящая сплошь из взрывов и застываний, революций и стагнаций - это клинический случай хронопатии?  - Может быть, но ведь и само время - это болезнь вечности, эонопатия. Так что не исключено, что болезнь времени - способ исцеления вечности.

эОнопатия (греч. aion, эон - вечность) - болезнь, порча вечности, ее раздробление на частицы времени.



хронопАт -  человек,. неадекватно воспринимающий или реагирующий на время, постоянно нарушающий социальные нормы обращения со временем;
тот, кто постоянно опаздывает,  делает все не вовремя, нарушает условленные сроки; тот, кто устойчиво отклоняется от модели поведения, присущей его возрасту.
Он такой милый, обаятельный,  но почему он никогда не приходит вовремя? -  Не сердись,  он попросту хронопат и сам от этого глубоко страдает.

Через пять минут начинается судебное заседание, а мой адвокат опаздывает, хронопат чертовый. Таким лечиться надо.

Отчего так много хронопатов среди  философов? - Философ и должен быть хронопатом, он живет по часам всемирной истории, а по нашему жалкому времяисчислению он вечно опаздывает, а если приходит вовремя, то не туда, где его ждут.

Да какая эта хронопатия, это же обычное дело: седина в бороду - бес в ребро.



Ухрония

ухрОния  (греч. u, не, нет, и chronos, время) - безвременье, вневременье, прекращение времени;  тип общества, политического режима или ситуации, в которых фактор времени, исторического изменения сведен на нет.

По способу образования и значению  термин "у-хрония" соотносится с понятием "у-топия" (буквальное "безместие", "место, которого нет"). Как слову "утопия" в русском языке дополнительную выразительность придает  его перекличка со словами "утопить", "утопление" (что обыгрывается Андреем Платоновым), так слово "ухрония" оттеняется его зловещим созвучием с  "похороны", "захоронение".

Ухрония - это результат хроноцида, похороны времени, массовое захоронение жертв, принесенных на алтарь алчущего Всегда. Как только утопия осуществляется, она переходит в ухронию, разрыв самой истории.  Место, которого нет, становится временем, в котором ничего не происходит. Если мир, каким он изображается в утопии, прекрасен и совершенен, значит, в нем уже нечего делать времени. Антиутопии Замятина, Хаксли, Оруэлла - это еще и антиухронии,  разоблачения того хроноцида, времяубийства, в котором состоит главное историческое преступление утопических режимов.

В начале 1990-х гг. в моде была идея "конца истории", якобы счастливо завершенной разрешением всех конфликтов в пользу всепобеждающей западной демократии (Ф. Фукуяма). Но эта ухрония на демократический лад, в сущности, ничем не лучше утопии тоталитарного,  идеократического образца. Ухрония, или "конец истории", как правило, оборачивается началом массовой резни или массового оглупления, идео- или видео-интоксикации.



Топохрон. Топохронный

Михаил Бахтин ввел понятие "хронотоп" -  время-пространство в их единстве.  Заметим, что термин строится именно в таком порядке: "хроно-топ"? Если мотивировать его приоритетом  времени в определенных структурах, то следует допустить и обратный порядок, где пространство домонирует над временем, - "топохрон".

топохрОн - пространственно-временной континуум, культурно-историческая среда, в которой пространству принадлежит более важная роль, чем времени.

Пытаясь применить бахтинское понятие "хронотопа" к российско-советской цивилизации, обнаруживаешь любопытную закономерность: хронос в ней  вытесняется и поглощается топосомХронос стремится к нулю, к внезапности чуда, к мгновенности  революционного или эсхатологического преображения... А топос, соответственно,  стремится к бесконечности, к охвату огромной страны, континента, а далее и всего мира. Хронотоп здесь переворачивается в топохрон, время опространствлено.

Время в России вытесняется пространством  - физическим и метафизическим. Таков архимедов закон погружения большого географического тела в историческую среду, таково свойство топохронов и топохронной цивилизации. Чем  обширнее становилась Россия, тем медленнее текло в ней историческое время - и, наоборот,  сокращаясь в пространстве, она убыстрялась во времени...  С отдачей Восточной Европы и республик, сбросив тучное пространство СССР и социалистического лагеря, Россия  превратилась в самую динамичную (хотя и потенциально кризисную) часть мира.

 Среди народов, условно говоря, исторических и неисторических, Россия, как топохронная держава,  выбрала свой особый, "сверхисторический" путь: входя в историю, тут же готовиться к выходу из неё. Хронос опять вытесняется топосом, на этот раз эсхатологическим: представлением о "новой земле и небе, где времени больше не будет".

Очередь - один самых характерных советских топохронов.  Пространство возрастает в цене, а время удешевляется, метр приравнивается уже не к секунде (как при обычной ходьбе), а к долгим минутам, иногда и к часу... Время поглощается пространством на пути к сакральному месту изобилия  -  заветному прилавку, кассе,  входу, хранилищу...

--------------------------------------------------------------------
Примечание

1. Подробнее см. М. Эпштейн. Хроноцид: Пролог к воскрешению времени. "Октябрь", #7, 2000, сс. 157-171.

_______________________________________________________________

ПРЕДЫДУЩИЕ ВЫПУСКИ О ВРЕМЕНИ

Время-1. Слова о времени у Даля и Хлебникова. Временялы, выгодно меняющие одно время на другое.  Отчего страдают времябесием и времябоязнью.

Время-2. Энергия смыслообразования. Гражданство и времянство. За что не любят вечностников. Времязависимые сидят у времени на игле. Злободневное и добровeчное.

Время-3. Две разновидности письма - времяпись и вечнопись. Время как  вид искусства. Кого считать времяносцем. Временитые люди и времучие места. Язык - азартная игра. Пора языкотворчества. Конкурс однословий.

Время-4. Любимые слова американцев. Самые красивые русские слова. Как выбирать подарки. Политика - искусство отмывания времени. Времяупорные дамы и режимы.  Компьютерные времярезки, исторические времярубки и большевистский времёж.

Время-5. Главный закон корня. Ветви и кроны. Языководство. Можно ли овременить Россию? Изгибы и пробоины времени. Времнины, времяпады, времяизвержения.  Время и семя. Времяточивое детство и местомиги памяти.

Время-6.  Логос и неологизм. Новому году - новое слово. Японское времялюбие и карамазовское времястрастие.  Чувство времени и способы его выражения. Кто времлет будущему?  Времливые мыслители. 8 часов завременья.

Время-7.  Расширьте свой времяём. Времяпоклонничество - самая массовая из сект. Времяугодливые классики. Времяеды опаснее дармоедов. Овременять или развременять религию?

Время-8. Последние времясловия.  Иновременное, надвременное и подвременное. Времяведение как наука. Правила времесла. Вожди и времяводы.  Лексическая крона времени в русском языке: 166 слов. Глагол времен.

Хронос-1. Америка как демократия и хронократия.  Хронос выше демоса и плутоса. Хрономания - болезнь трудоголиков. Хронема -  гуманитарная единица времени. И ее смеховой двойник - хренема.

_____________________________________________________________

ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новый выпуск сетевого журнала
"Веер будущностей. Техно-гуманитарный вестник" (#58)

Книга М. Эпштейна "Отцовство". С.-Петербург. Алетейя, 2003
(поступила в продажу в сетевой книжный магазин "Озон")
 
 
 

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное