Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'
 ДАР СЛОВА #34  (51)
Проективный лексикон Михаила Эпштейна
                                            31 декабря 2001


                  Тема новогодней недели: возможность как действие

                                        овозможить
                                        потенцировать
                                        овозможение
                                        потенциация


овозмОжить, потенцИровать (глаголы)  - сделать возможным, перевести  нечто действительное в состояние возможного, перенести предмет из области бытия или знания в область возможности, догадки, предположения.

овозмОжение, потенциАция (существительные)  - переход из актуального состояния в потенциальное,  возрастание степеней возможного,   превращение фактов в вероятности, теорий  - в гипотезы, утверждений - в предположения.

Эти пары слов, с русским и латинским корнями,  представляют собой  синонимы по значению, но различаются по стилевой окраске.  "Овозможить" и "овозможение" принадлежат общелитературному языку; могут употребляться и в разговоре. "Потенцировать" и "потенциация"  принадлежат  книжной речи, используются только как философские и научные термины  и имеют дополнительный смысловой оттенок:  "порождать в качестве возможного".



Простейший и нагляднейший пример того, как действует овозможение на уровне повседневности, мы  найдем в романе Льва Толстого "Война и мир". Как известно, Виктор Шкловский открыл у Л. Толстого прием "остранения", когда известное и привычное  воспринимается как странное. Этот прием, лежащий, по мысли Шкловского, в основе искусства вообще, иллюстрируется тем, как Наташа Ростова свежо, наивно, удивленно воспринимает оперное представление, как будто видя его в первый раз. [1]

Но у Толстого можно найти  еще один прием, который мы назовем "овозможением" и который, очевидно, внутренне связан с "остранением". Если действительность представляется странной, значит, открывается такая посторонняя точка зрения на нее, откуда  начинает восприниматься  и возможность иной действительности. Остранение показывает, от чего, а овозможение - к чему движется такое "удивленное" восприятие. Овозможение - это как бы лицевая сторона того, изнанкой чего выступает остранение.

 Закономерно, что эта игра странного-возможного раскрывается обеими своими гранями именно в образе Наташи. Обреченная целый год быть в разлуке с князем Андреем, Наташа ходит по деревенскому дому и тоскует от того, что все есть, как оно есть, и пытается  внести в это "есть" те "бы", те возможности, которые вовсе не предназначены для реализации - но раздвигают стеснившееся пространство жизни.

 "Что бы мне с ними сделать?" - подумала Наташа.
 -Да, Никита, сходи, пожалуйста...- "куда бы мне его послать?" - Да, сходи на дворню и принеси, пожалуйста, петуха; да, а ты, Миша, принеси овса. /.../ Федор, а ты мелу мне достань.
 Проходя мимо буфета, она велела подавать самовар, хотя это было вовсе не время. /.../
 "Боже мой, боже мой, все одно и то же! Ах, куда бы мне деваться? Что бы мне с собой сделать?"/.../
 Гувернантки разговаривали о том, где дешевле жить, в Москве или в Одессе. Наташа присела, послушала их разговор с серьезным задумчивым лицом и встала.
 - Остров Мадагаскар, - проговорила она. Ма-да-гас-кар, - повторила она отчетливо каждый слог и, не отвечая на вопросы m-me Schoss о том, что она говорит, вышла из комнаты". [8]

В этой сцене Наташа  именно овозможивает окружающий ее бедный смысловой мир - не делает ничего,  кроме создания самих возможностей, которые повисают в воздухе, как мыльные пузыри. Из серой жизненной мути она взбивает разноцветные воздушные капельки, которые лопаются, как только область возможного в лице Наташи проходит мимо. "Мадагаскар" - это чистая, самоценная возможность в той действительности, где Москва и Одесса существуют реально.

  В языке нет готовых слов для обозначения возможности как действия, отчего и приходится предлагать неологизмы: "потенцировать", "овозможивать". Но это вовсе не свидетельствует против наличия такого процесса, - скорее, предполагает его глубину, которая с трудом поддается наименованию и выдает на поверхность языка лишь свои результаты. "Возможное" и "возможность" есть результаты этого процесса "овозможения", который непрерывно происходит в основах бытия и делает возможным само бытие.

-------------------------------------------------------
Примеры употребления

Литературный и разговорный стиль:

Когда мы больше счастливы: когда какая-то возможность реализуется - или когда реальность овозможивается? Когда приобретаем шанс получить работу  - или когда получаем эту самую работу (и уже не можем от нее отказаться)?  Наверно,  возможность заключает в себе
не меньше, а порой и больше счастья, чем та действительность, которая выпадает в осадок  по мере того, как сама возможность улетучивается.

Знаешь, Катя,мы зашли в тупик. Один вариант - это не выход, нужны по крайней мере два варианта. Давай овозможим ситуацию. Ты можешь уехать. Но можешь и остаться.

Все у нее в  жизнискладывается хорошо:  богатый дом, заботливый, любящий жених...  Но все слишком ясно: будущее так же ясно, как настоящее.  И в душе ее растет тревога: как овозможить этот  дом, усадьбу, обеды?   Кажется, она променяла  бы это спокойное счастье на одну тольковозможность иной жизни. Ведь она - невеста, а уже как будто жена.



Научный стиль:

Умножение возможностей, овозможение бытия - свойство жизни в ее росте, в ее поступательности.  От камня до дерева, от дерева до животного, от животного до человека, от раба до свободного проходит возрастание степеней возможного в его отношении с наличным бытием. По-видимому, общество в своем развитии  от деспотизма до демократии также следует  этому вектору. Исторически возможности растут быстрее, чем способы их реализации.

Вся современная действительность пронизана  овозможениями, из "есть" переходит в модус "если" и требует к себе соответственного "поссибилистского" подхода. 20-ый век продемонстрировал две основные модели развития. Первая, революционная,  -  это модель "реализации возможностей", т.е. сужения их до одной, желательной и обязательной реальности.  В основе другой исторической модели  -   не революция, а потенциация: развитие не от возможного к реальному, а от реального к возможному.

Например, современный Запад, как "общество возможностей", имеет всеобъемлющие системы кредита и страхования, которые овозможивают  повседневную жизнь, переводят ее в сослагательное наклонение. Я живу не в своем доме, а в доме, который станет моим, если в течение тридцати лет я буду вносить за него регулярную плату. Этот дом дан мне в модусе возможности. В современном обществе реальность так же потенцируется, как и в квантовой физике. Я имею не то, что имею, а то, что мог бы иметь, если бы...  Страхование и кредит - это две соотносительные формы овозможения. В страховке я плачу заранее за свои возможные несчастья: болезнь, аварию, безработицу, скоропостижную смерть или увечье. В кредите мне оплачивают возможные формы благополучия: дом, машину, телевизор и пр.

 Информационное общество стремится наращивать объем информации, которой оно владеет, поскольку это и есть его главное богатство. Но рост информации требует овозможения общественной жизни, увеличения ее вероятностного характера. Информация растет по мере того, как мир становится все менее предсказуемым. Общество, построенное на информационных ресурсах, внутренней логикой своего развития  все более овозможивается,  становится  "обществом возможностей".

В развитых обществах смысловой и ценностный акцент переносится с реального на возможное, потому что жизнь, насыщенная возможностями, ощутимо богаче и событийнее, чем жизнь, сведенная в плоскость актуального существования. В конце концов, реальность жизни ограничена временными и пространственными параметрами, присущими человеку как родовому существу. Нельзя съесть больше того, что можно съесть, нельзя увидеть больше того, что можно увидеть. Реальность есть постоянный в своем значении знаменатель, а возможность - непрерывно возрастающий числитель цивилизации. Их соотношением и определяется внутренняя значимость жизни, ее смыслонасыщенность. По мере овозможения цивилизации на одну единицу реальности приходится все больше возможностей.

Свойство возможного - оказывать воздействие на действительность именно в меру своей недействительности. Известно, что возможность наказания - более мощный фактор предотвращения преступлений, чем суровость действительных наказаний. Вообще возможность, если мы всмотримся в историю, всегда оказывала  не меньшее влияние на поступки и страсти людей, чем действительность. Потенция сильнее по своему воздействию именно оставаясь потенцией, так сказать, действуя недействительно. Потенциация мира - свойство нашей психической жизни. Вера и сомнение, чаяние и отчаяние, мужество и страх и другие сильнейшие эмоциивызываются не реальным положением вещей, а именно возможностью: возможностью, что Бог есть или Его нет; возможностью, что меня спасут или уничтожат и т.д.   Исследуя на множестве примеров сотношение возможного и действительного в  эмоциональной жизни, Владислав Татаркевич  приходит к выводу, что "действительные чувства не дорастают до ожидаемых, мы чувствуем себя менее счастливыми и менее несчастными, чем ожидали". [2]  Множество чувств и настроений определяют и частную, и общественную жизнь лишь постольку,  поскольку они  направлены в  область возможного - и исчезают по мере его осуществления... Счастье - это искусство овозможивать бытие, действовать в открытом и расширяющемся горизонте возможностей.
 

Примеры взяты из книги:
М. Эпштейн. Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре. СПб,  Алетейя, 2001, сс. 199-2091, 206-212, 278-282.



 [1]  Например, четвертый акт оперы в восприятии Толстого-Наташи изображается так: "Был какой-то черт, который пел, махая руками до тех пор, пока не выдвинули под ним доски и он не опустился туда..."   "Прием остранения у Л. Н. Толстого состоит в том, что он не называет вещь ее именем, а описывает ее как в первый раз виденную, а случай - как в первый раз произошедший..." Виктор Шкловский. Искусство как прием, в его кн. О теории прозы. М., Советский писатель, 1983, с. 15.

[2] Владислав Татаркевич. О счастье и назначении человека. М., "Прогресс", 1981, с. 116.

--------------------------------------------------------------

Поздравляю дорогих читателей с Новым годом и желаю им исполнения их желаний, реализации всех проектов - но также и овозможения их жизненных ситуаций, расширения горизонтов возможного.

Как всегда, жду Ваших писем, откликов, предложений.
Михаил Наумович Эпштейн
russmne@emory.edu

-------------------------------------------------------------

Объявление:
Новогодний выпуск журнала "Веер будущностей" (veer.info) выходит 31 декабря и  посвящается современному пониманию ангелов и ангелизма.
Продолжается (до 7 февраля) конкурс на лучшие афоризмы о любви.
 
 
 
 

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное