Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'
     ДАР СЛОВА
                  Проективный лексикон Михаила Эпштейна

                    ТЕМАТИЧЕСКАЯ СЕРИЯ: ВЫЗОВ МАТУ. Часть 2.
       Корень женского действия  -ЁМ-

                                     Выпуск 1 (б). 17 сентября  2001



                         Историко-лингвистическое введение (окончание)

Итак, женское сексуальное действие обозначается либо как пассивное  ("отдаться"), либо как  активность мужского типа ("трахнуть"). Между тем в русском языке есть корень, означающий активное действие свободного пространства, его способность вбирать, втягивать то, что снаружи. Слова "объём, проём, выем, ёмкий" и прочие, со значением "содержащий свободное пространство", образованы от исчезнувшего глагола "емати" - "брать, вбирать". В ряде диалектов это значение сохраняется, но  только в словах, которые остались местными или вообще вышли из употребления, как  архаизмы или историзмы.

У В. Даля приводится много областных и устаревших  слов с этим корнем:
Емить (владимирское, костромское) - имать или брать, собирать.
Ём (вологодское) - съем, наем. Ходить по ёму, по найму... Ём пчелы, взятка.
Емь (рязанское) - сбор, подать, пошлина или взятка.
Емля - росты, лихва, промысел ростовщика, и т.п.
  (Даль, 1, 1293)

В современном языке корень -ём- утратил свое исконное значение:  брать, "заёмывать", "въёмывать": осталось только значение объёма, т.е.  статуарной, пассивной ёмкости, которая сама больше не "емлет", не "ёмит", а ждет заполнения, вторжения извне. Между тем исконное значение этого корня и мотивация образованных от него слов "объём", "ёмкий" и прочих - именно активное действие - "ёмить", "имать",  "вбирать".  Формы пространства только потому и  обладают объёмностью, что "емлют", вбирают, вмещают в себя.

Эту действенность начального смысла мы и предлагаем оживить в новообразованиях, таких, как "ёмь, ёмить, ёмный", последовательно отличая их от слов, передающих понятие "ёмкости" либо статуарно, как данность (например, "объём, ёмкость, проём"), либо объектно, по отношению к вхождению, вторжению извне (например, "вместилище, влагалище, хранилище").

Таким образом, поиск слов, обозначающих действие выгнутого пространства, тягу "снаружи внутрь", приводит нас к   древнему славянскому корню "jьmo", "jeti", индоевропейскому по происхождению, выражавшему  активное действие "брать"  (ср. латинское "emo, emere" - "приобретать").  Первичное значение всех слов  с этим корнем   - не просто "просторный", "вместительный", но "берущий в себя", "забирающий", "втягивающий". Таков  деятельный первосмысл этого корня, который в чистом виде выступает в предлагаемых ниже существительных "ёмь" и "ём", "емля" и "поёма", в глаголах "ёмить" и "ёмничать", в прилагательном "ёмный", в наречии "въём" и др.  Как отдельный  словокорень "ём" утрачен в современном языке и "рассыпан" по  многочисленным производным, но вторичная лексикализация этого корня, превращение его в отдельное слово позволяет заново собрать все эти далеко разошедшиеся лексическое значения в единую лексему, "корнеслово", т.е. слово, состоящее из чистого корня. "Ёмь" - это  ёмкость,  которая обладает способностью "ёмить", т.е. активно брать, вбирать в себя, обнимать собой.

Заметим, что слово "брать", которое чаще всего используется при толковании корня "-ём-",  неточно передает его смысл, поскольку образовано от другого корня, индоевропейского "bhera" ("нести, поднимать")  и первично означает специфическое действие рук: хватание, несение, держание ("хватать руками, нести на руках, держать в руках"). Отсюда и два глагола, которые в современном русском языке настолько сблизились по смыслу, что образовали видовую пару: "брать"и "взять". Хотя они рассматриваются как совершенный и несовершенный вид одного  глагола, но происходят  от разных корней, с разными значениями: "брать" - это действовать руками, "хватать";  а  "ять" или производное "взять" - это "ёмить", действовать не отростками, а ёмкостями, выемками тела, вбирать в некий объём, вместилище. Само понятие "ёмкости", "объёма" возникло в русском языке именно от того специфического действия, которое передается глаголом "взять": то, что взимает, занимает, заёмывает, ёмит.  Иными словами, "объём" или "ёмкость" - это не пассивное вместилище, а активно берущее в себя, но берущее не "руками", не выдающимися членами тела, а его ёмкостями, ёмами, проёмами, к числу которых относятся и  уши, которые "внимают", и ум, который "понимает".

Представление о "ёмкости" или "объёме" как чисто пассивном вместилище, заполнение которого происходит активным действием - вторжением со стороны, а не его же собственным действием "емли", взятия, въятия, поятия, внимания, понимания,  - это своего рода  проекция мужески-патриархального активизма на лексическую систему языка, односторонее истолкование слов, относящихся к частям и действиям тела (соматонимика). Активное действие приписано рукам, выдающимся, "выпуклым" членам тела. Наоборот, вдающиеся, вогнутые, ёмкие и емлющие части тела, "ямки", "ложбинки", "вместилища", представлены пассивными, податливыми, отдающимися, как будто у них нет собственной энергии и потенции "ять", "ёмить", "имать", "взимать". Глагол "взять" сведен к видовой паре глагола "брать" и оторван от своих начальных смыслов, укорененных именно в активной способности "ятия". Женский глагол "взять" подчинен мужскому "брать", а корневые, первородные слова: "ём",  "ёмить", "емля" вообще исчезли из языка, как активные первосмыслы:  растворились в своих производных, которым приписано либо пассивное значение "вместилища, ёмкости", либо духового действия восприятия - "внимать, понимать". "Ём" как иной вид брания, "ятие" и "емля" как альтернатива мужскому вторжению, хватанию, пронзанию и т.д., было выведено из лексической системы языка, как самостоятельное  действие женского начала,  подрывающее основы мужского гегемонизма. "Ём" было сведено до функции вмещать в себя мужское, быть объёмом и ёмкостью, заполняемой  волей, желанием, действием мужчины.

 Эта же семантика патриархального сознания - точнее,  бессознательного, как оно выражалось в языке, - обнаруживается и в обозначении женского естества как "влагалища", т.е. места, куда мужчина "влагает" себя. "Влагалище", по своей семантике, лишено активности, оно служит только местом "вложения", хранилищем мужского, "прибежищем" его желаний.
У В. Даля значение этого слова толкуется так: "вместилище, вещь, служащая для вложения в нее другой; мешок, кошолка; чехол, ножны, футляр" (1, 524).

Вообще "влагалище"  - выразительное слово, удобное для употребления в литературном языке.  Двузначность корня "-влаг-" ("влагать" и "влага") создает дополнительное чувственное напряжение, передавая "влажность" того, куда "влагает" себя мужчина. Причем корень "-влаг-" сочетается с суффиксальным наращением "ищ", передающим  эластичное растягивание, дление пространственного тела, его простирание, вместительность, распростертость, как и в других словах с тем же наращением, - "прибежище, хранилище,  вместилище, корневище"...
Но  слово "влагалище" - книжное, архаическое,  в нем есть длинота,  которая в современном тексте выбивается из стиля и ритма.  В нейтральном  стиле у него  нет соответствий:  матерное "п-а" и  медицинское "вульва" не могут его заменить (так же, как не покрывают средних стилевых зон современного языка матерное "х", научное "пенис" и архаическое "фаллос").

Следует особо подчеркнуть, что все образования от корня -ём- никак не сводятся к сексуальным значениям, но могут обозначать разнообразные отношения в пространстве, интеллектуальные и эмоциональные действия, связанные с взятием вовнутрь, активным охватыванием, действием большего по отношению к меньшему и т.д.
 
 
 

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное