Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'
 ДАР СЛОВА
          Проективный лексикон Михаила Эпштейна

    КОНКУРСНЫЙ ВЫПУСК-4

                                              3  сентября 2001

    Прежде всего,  приветствую новых подписчиков!
Oколо 300  читателей подписалось на "Дар слова" за последние два месяца, с тех пор как "Дар" был переведен в  "золотую"  категорию рассылок Subscribe. Ru. (это первая и пока единственная  "золотая"  рассылка  по разделу Лингвистика).
    Напоминаю, что все 33 предыдущих выпуска "Дара слова" находятся по адресу:
                   http://www.emory.edu/INTELNET/dar0.html



                               Тематическая серия "Вызов мату".

Пять последних тематических выпусков "Дара" были посвящены "мужскому" корню "-яр-" и его производным. Новые подписчики могут ознакомиться с их содержанием по адресу:
                        http://www.emory.edu/INTELNET/dar8.html

Со следующей недели будет рассылаться вторая часть этой серии - "женский" корень  "-ём-" и его производные.

Тематическая серия "Вызов мату"  обращается к тем древнейшим слоям русского языка, которые залегают глубже, чем  матерщина.   Речь идет о славянских и индоевропейских корнях,  которые могут откровенно обозначать половые признаки и вместе с тем употребляться "прилично" и в литературе, и в разговоре. Они стилистически нейтрально обозначают ту сферу  отношений, которая в вульгарном просторечии покрывается тремя основными матерными корнями: "х...", "п..." и "е...".

Слова данной тематической серии не просто служат  стилевой альтернативой мату: оно могут восполнить недостающие способы мифо-лингвистической артикуляции полов в российском социо-космосе. Исходя из смысла индоевропейских корней в их славянском изводе, "ЯР" и "ЁМЬ" могут стать для русского языка и мировоззрения тем, чем для китайцев являются "ЯН" и "ИНЬ" - обозначениями мужского и женского начал как двух  космических стихий и психических архетипов. Плодородие китайского народа, его жизненная сила  во многом обусловлены четким выделением этих начал в самосознании, языке,  мифологии и философии. Конструктивная рефлексия над  корнями "ЯР" и "ЁМ", находимыми в древней подпочве русского языка,  может способствовать более ясному оформлению  этих начал и в отечественной культуре..

Хотелось бы еще раз предупредить читателей:  поскольку выпуски  из серии "Вызов мату. Корни ЯР и ЁМ" содержат понятия и примеры из эротической сферы,  знакомство с ними нежелательно для лиц младше 18 лет. Взрослые читатели сами решат, хотят ли они познакомиться с этими материалами. В задачи лексикографии входит описание всех слов, которые существуют или могут существовать в языке.  В этом смысле для лексикографии, как и для медицины, нет запретных телесных зон.  Вместе с тем наш "Проективный лексикон" в принципе избегает употребления вульгарных  слов и ставит своей задачей именно расширение средней стилевой зоны русского языка. Речевые примеры, как и раньше, будут подобраны из разных стилевых сред: разговорно-бытовой, просторечной, фольклорной, книжной,  публицистической...

Спасибо читателям, приславшим свои  комментарии к  данной серии (общий замысел и корень ЯР), - пожалуйста, присылайте еще!  Ваши отзывы ОЧЕНЬ ВАЖНЫ для меня. Посвященный серии читательский выпуск и обсуждение намечается на середину - конец октября.



                                    Конкурс однословий

         Конкурс вскоре закончится (30 сентября).  Спешите прислать свои материалы за оставшийся месяц. Поступило уже около 200 слов - ощутимая прибавка к языку, если он захочет их принять и усвоить.

Для читателей, незнакомых с условиями конкурса, они полностью приводятся в конце данного выпуска.
Присылайте свои однословия (включая определения и примеры) по адресу
http://guestbook.land.ru/cgi-bin/book.cgi?id=veerodno&action=read

Там же можно ознакомиться со всеми ранее присланными материалами и комментариями по их поводу. Напоминаю, что слово без определения (толкования) и примеров употребления не может участвовать в конкурсе.

В этом выпуске приводится несколько однословий, поступивших  на конкурс за лето.



Хамиил Тявкин <vyatkin@pdi.ru >

Глазарт!

Словарная расшифровка:

ГЛАЗАРТ -
1. Передача с помощью одних только глаз своего состояния или чувства
/Она физически ощутила, как он околдовывает ее своим неистовым
глазартом./
/Манерный глазарт выдавал его совершенную
неискренность/.
2. (Для второго значения возможна также другая форма написания -
ГЛАЗ-АРТ) - Искусство выразительности глаз, например в игре актера или
портретах художника.
/Актер играл роль довольно-таки статично, однако,
превосходно владея глаз-артом, передавал характер своего героя очень
образно и глубоко./.

------------
Хамиил Тявкин. Москва.

                 ГЕРОИ NN
                 поэма

                 Глава 1
                ПрошлецЫ

                 Глава 2
                НастоЯщуры

                 Глава 3
                БудущЕны
----
 MeGaBrAiN :

                 ...утром проспал и проснулся под ужасающей
                 мелодией, навевающей дух тоталитаризма:
                 "союз нерушимый....", дык мало того - радио
                 было врублено на всю катушку... Первая
                 мысль была: "Да вырубите вы этот
                 гре***ный ПУТИЛЬНИК!!!"..Вот собственно и
                 слово:

                ПУТИЛЬНИК - гимн России

-------
Александр Дашевский
             Wed, 22 Aug 2001
             Alexander Petrov <writer_a_dash@mail.ru>

Давно пора. Ждет не дождется выхода в свет и появления в словарях долгожданное  слово "Свабода".
Почему долгожданное? Да потому что эстетско-интеллигентской "Свободе"
плохо без пары - без Свабоды, почти не названной, не упомянутой ни в одном словаре.  А что такое свобода или свабода? Нужно миллиардное по счету определение?
Ограничусь необходимым (прекрасный девиз) и расскажу очевидное -  чем свобода отличается от свабоды.  Свобода - это когда о С. рассуждает древнегреческий философ, провинциальный школьный
учитель или слегка подвыпивший аспирант в присутствии родителей своей девушки или научного руководителя.
Свабода - это когда о С. раскрывает рот бородатый мужик с алой лентой на папахе, не чтобы сказать, или поспорить или осчастливить знанием человечество, а выкрикнуть,
закричать, выплюнуть ее вместе с харкотиной, потому что других слов в этот
момент у него нет и быть не может.
Сравни - "Свобода, равенство, братство" и "Свабода, равенство, блядство".
А кто побратим слова "амнистия", с кем ему уютней - со свободой или
со свабодой? Ответ, думаю, очевиден.
НА СВАБОДУ С ЧИСТОЙ СОВЕСТЬЮ!  Куда-куда - на свабоду, разумеется!
А на свободу не выходят - там пребывают избранные счастливцы.

-------

Коннов Максим < papa@sura.ru > Пенза

                Обритура - от обрить и "абитура",
                 абитуриент. Призывник.

------

Maniac.
                 Слышал сегодня разговор детей о
                 работнике милиции, самодовольно
                 вращающем чудо-палочкой на
                 перекрестке с внезапно потухшими
                 светофорами:
                 - Юля, ты знаешь кто этот дядя?
                 - Знаю, это - МУСОРОВОЙ!!!

                 Дети, неисчерпаемый источник правды о
                 мире..
                 Четверг, Август 16, 2001 в 12:30:13
------
UFO.
                ИНЖЕНЕГР - тяжело работающий инженер.
                 Вторник, Август 28, 2001 в 14:00:24


КОНКУРС  ОДНОСЛОВИЙ - 2001

В связи с первой годовщиной проекта "Дар слова. Проективный лексикон" (выходит с 17 апреля 2000 г.) объявляется конкурс на литературное произведение размером в одно слово.

Однослoвие - наикратчайший жанр словесности,
искусство одного слова,  заключающего в себе новую
идею или картину. При этом слово выступает как
целое произведение, в котором есть своя тема, идея,
образ автора, перекличка с другими текстами и т.п.

Примеры однословий:
Поэтическое: "ладомир" Велимира Хлебникова.
Публицистическое "образованщина" Александра
Солженицына.
Философское: "вненаходимость" Михаила Бахтина.
Сказовое: "мелкоскоп" Николая Лескова.

Кстати, само слово "однословие" является однословием.

Однословие - это жанр будущего. По мере уплотнения инфомационного пространства и возрастающей  конкуренции за каждую минуту читательского времени,  большие тексты будут оттесняться на периферию культуры. Творческий процесс будет квантоваться, сжиматься в мельчайшие значимые единицы языка.  Максимум  содержания  в минимуме языковых средств - это и есть однословие как самостоятельный жанр и как способ распространения новых идей. Отдельное слово размножается гораздо быстрее, чем предложение или текст. Даже самые популярные афоризмы или романы, печатаемые  миллионными тиражами, не могут сравниться в известности и частотности  со словами, которые по многу раз повторяются во всех текстах данного языка. Например, слово "промышленность", созданное Н. Карамзиным в конце 18-го века, превосходит по популярности  все, что он создал в других жанрах.

Примеры  новых слов и их словарного оформления, а также статья "Слово как произведение. О жанре однословия" - на сайте "Дара слова"
http://www.emory.edu/INTELNET/dar0.html



 Условия конкурса:
 1. Объем предлагаемого однословия (неологизма) - не более 20 букв.
 2. Слово должно быть новым, т.е. отсутствовать во всех существующих словарях (проверяется по Яндексу).
Если слово раньше употреблялось, но предлагается в  принципиально новом значении, оно также может участвовать в конкурсе.
 3. Дается определение (толкование)  значению или значениям слова.
 4. Слово иллюстрируется двумя или тремя примерами употребления (каждый пример - одно или несколько предложений).

Каждый участник может предложить на конкурс до 20 однословий.

Однословия вводятся  в Конкурсную книгу по адресу
http://guestbook.land.ru/cgi-bin/book.cgi?id=veerodno&action=read

или присылаются электронной почтой по адресу russmne@emory.edu
Михаилу Наумовичу Эпштейну
с указанием темы (subject):  darkon.

Пожалуйста, укажите в книге или письме Ваше полное имя и, желательно, профессию и место жительства.

Присланные слова (с толкованиями и примерами) будут публиковаться в специальных выпусках  "Дара слова" и в техно-гуманитарном журнале "Веер будущностей".

Конкурс продлится до 30 сентября 2001 г.
Результаты будут объявлены до 31 октября 2001 г.

В оценке однословия применяются те же   критерии, что и в оценке других литературных произведений: оригинальность, выразительность, находчивость, красота, поэтичность, остроумие,  а также лингвистические критерии: новизна значения, насущность для языка, заполнение пробелов лексической системы,  легкость запоминания и усвоения, убедительность толкования и примеров употребления, и т.д.

Слово, получившее первый приз, будет размножено и приобретет наибольшие шансы на вхождение в русский язык.  На мотив лучшего слова будет создано произведение  синтетического компьютерного искусства - флэш арт (светословие - слово как световая вспышка,  фотопоэйя). Художник - Александр Ромаданов (Алексрома), победитель конкурса флэш-арта в галерее Марата Гельмана (2001). Слово-победитель и соответствующий флэш-арт будут опубликованы в сетевом журнале "Веер будущностей".

Лучшее однословие будет также вывешено в 5 выпусках "Дара слова" (еженедельно рассылается 1200 подписчикам) и "Веера будущностей". Два слова, получившие второй приз, будут вывешены в 3-х выпусках "Дара" и "Веера".  Возможны и дополнительные призы по отдельным номинациям, предложенным членами жюри.



Жюри конкурса:

Людмила Владимировна Зубова, лингвист, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Санкт-Петербургского гос. университета.
("Современная русская поэзия в контексте истории языка". М., "Новое литературное обозрение", 2000).

Григорий Марк, поэт, прозаик, однословец, автор нескольких книг и "Толкового словаря". ("Оглядываясь вперёд". С.-Петербург, 1999).

Алексей Максимович Парщиков, поэт, эссеист, автор нескольких книг (Москва - Кельн) ("Выбранное". Книга стихов. М., 1996).

Александр Витальевич Ромаданов (Алексрома),   писатель, публицист, флэш-артист, редактор ООН  (Нью-Йорк).
("Плоть, прах и ветер". Фантастическая повесть.  СПб, 1998)

Григорий Львович Тульчинский, философ, доктор философских наук, профессор Государственной академии культуры, заведующий Международной Кафедрой (ЮНЕСКО) по философии и этике СПб НЦ РАН (С-Петербург).
("Самозванство. Феноменология зла и метафизика свободы", СПб, 1996)

Михаил Наумович Эпштейн, филолог, философ, культуролог, автор проекта "Дар слова", профессор теории культуры и русской литературы университета Эмори (Атланта, США).  ("Постмодерн в России: Литература и теория", М. 2000)


Объявление.
Вышла книга Михаила Эпштейна "Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре", С-Петербург,  изд. Алетейя,  2001  (350 стр.).
Заказать почтой можно по адресу
191866, СПб, Невский пр., 28
ГП магазин ╪ 1 "Санкт-Петербургский Дом книги"
"Книга - почтой", ИНН 780802974
 
 
 
 
 

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное