Типология текстов В.П. Белянина - некоторые вопросы
Здравствуйте, Валерий Павлович!
Хочу задать Вам один вопрос и высказать кое-какие сомнения, касающееся
Вашего подхода к типологии художественных текстов (ориентируюсь при этом
на "Психолингвистические аспекты художественного текста" и статьи с
сайта textology.ru). В конце концов, надо же, чтоб в дискуссионном листе
возникла хотя б одна, пусть небольшая, дискуссия :)
1. Вопрос прост, но тем не менее он меня очень занимает: насколько при
разработке своей типологии Вы учитывали опыт литературоведения? Иначе
говоря, в какой степени Ваша типология соотносится, к примеру, со всем
известными т. н. эстетическими категориями: категориями комического
("веселые" тексты?), трагического ("печальные" тексты?), идиллического,
героического и т.д.?
2. То, что тексты необходимо каким-то образом типологизировать -
сомнению не подлежит, но вот сильное сомнение у меня вызывает желание
исследователей (т.е. такое встречается не только у Вас) напрямую
связывать какие-то особенности текста с особенностями психологической
организации его создателя (цитата из Вашей статьи ""Печальные" тексты в
русской литературе": "При типологическом подходе к художественному
тексту образность текста представляется обусловленной психофизиологией
типа личности автора"). Вполне вероятно, что такой подход возможен по
отношению, скажем, к разговорной речи, однако по отношению к
художественному ("сделанному") тексту, на мой взгляд, это недопустимо,
ведь мы никогда не можем точно сказать, смоделировал автор те или иные
эмоции/состояния или же он сам их когда-то испытал.
Процесс создания художественного текста - это процесс, в первую очередь,
интеллектуальный, и соответственно на основании анализа текста мы можем
делать некоторые выводы относительно, скажем, мировоззрения автора или
его мыслительных способностей (возможно, когнитивного стиля?), но никак
не относительно его склонности к "депрессивности" или "маниакальности".
На самом деле, непосредственным стимулом к написанию этого письма
послужило другое письмо, случайно мною сегодня прочитанное :) - письмо
В.В. Виноградова жене, написанное в период размышления В.В. над
проблемой "образа автора". Письмо это сильно укрепило меня в моих давних
сомнениях. Вот его фрагмент: "Я же поглощен мыслями об образе писателя.
Он сквозит в художественном произведении всегда. В ткани слов, в приемах
изображения ощущается его лик. Это - не лицо "реального", житейского
Толстого, Достоевского, Гоголя. Это - своеобразный "актерский" лик
писателя. В каждой яркой индивидуальности образ писателя принимает
индивидуальные очертания, и все же ЕГО СТРУКТУРА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ УКЛАДОМ ДАННОГО ПИСАТЕЛЯ [выделено мной - А.Б.], а его
эстетико-метафизическими воззрениями".
Так что - magister dixit, и я с ним вполне согласен :)
АБ
P.S. Письмо В.В. цит по: Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской
культуры, 2003. - С. 42-43.