Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Через язык - к истокам разумной жизни СМЫСЛОВОЙ ПРИНЦИП РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ


Через Язык - к Истокам разумной Жизни - 12 (205).

От дикого Запада до далекого Севера.

Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации (ЦСкА) http://www.ritm.zovu.ru

Центр в Екатеринбурге: zovuritm@narod.ru, тел. +79222967135 (с 12.00 до 18.00 по московскому времени), тел. (343) 350-74-97 (Алексей Иванович), zovu_pochta@list.ru,

Представительство в Москве (эл.адрес: alex0504@hotbox.ru. Конт.тел. (985) 761-4902, Алексей Басов),
Представительство в Санкт-Петербурге (эл.адрес: zovu_kadr@mail.ru. Конт.тел. +79219132324, Кадрия),
Представительство в Новосибирске (эл.адрес: minax@inbox.ru . Конт.тел. 2656793, Александр Васильевич),
Представительство во Владивостоке (эл.адрес: avm2003@mail.ru. Конт.тел. 8(4232)333535 , Мазур Анатолий Викторович).

Выпуск посвящен выходу в свет июньского номера журнала "ЗОВУ РИТМ"

Подписка на 2009 год и анонсы свежих номеров журнала: http://www.ritm.zovu.ru/zovuritm.htm!

+ 4 CD от Команды ЗоВУ: http://www.zovu.ru/cd3.htm по почте new1ps@yandex.ru.

 

КАКОЙ ПУТЬ ВЫБЕРЕТ РОССИЯ?

 

Находясь на Урале, в самом центре крупного промышленного города, на границе Европы и Азии, постоянно сталкиваюсь с тем, что мы как-то по-особому реагируем на события в мире и нашей стране.

Место, его расположение на карте России, накладывает свой отпечаток на все! А на людей - в первую очередь. Наверное, так могут сказать о своем уголке планеты все, но мне хочется говорить об Урале.

УРАЛ (У-РА) – «стоящий у солнца» – место известное и необычное. Роль его в истории нашей родины во все века была заметной и значительной. Так было, так происходит теперь, так будет и в дальнейшем. И мы, живя здесь, ощущаем это на себе. Несем это в своем сердце, даже уезжая.

В эти июньские дни наш славный город усиленно готовится к проведению ШОС (Шанхайская Организация Сотрудничества). Повсюду развал, стройка… И посреди всего этого - буйство зелени и жизнь. Город с невероятной скоростью преобразуется. А ведь в Екатеринбурге не только много заводов и памятников истории, парков тоже не мало. Что сохранить в первозданном виде? Что требует изменения? Как, создавая новое, не нарушить связь времен? Как, привнося необычное из других культур, не потерять своего? Такие жизненно важные вопросы для России сегодня актуальны на Урале. Сейчас они актуальны для жителей моего родного Екатеринбурга.

Наш город, словно центр невероятной трансформации. Трансформации, которая в эти июньские дни будет влиять на многое.

Невероятно и интересно! А ведь подобная трансформация происходит и в людях. Мы изменяем пространство, а оно изменяет нас и наоборот.

Мир меняется буквально на ваших глазах. Меняется, а вы с пониманием и любопытством смотрите за тем, что происходит вокруг.

Смотрите, как завешивают разрисованной тканью городские развалины, затем как живописно выглядит мозаика вянущего газонного настила перед «серьезными» административными зданиями. И мозаику эту непрерывно улучшают! То перекладывают, то поливают, то!.. Кажется, даже подкрашивают! Мой любимый город просто захлестнуло творчество! Чего только не вытворяют! Я даже представить себе не могла, что столько необычных, работящих и творческих людей живет буквально рядом!

Идешь по родному городу, любуешься происходящим и с неподдельной гордостью начинаешь думать о своих соотечественниках. Радость наполняет сердце и душу!

РА-ДОСТЬ! Внутреннее СОЛНЫШКО раскрывается внутри! Какой у нас необыкновенный народ! Мы выдержим все! Сможем сохранить свою самобытность. При этом очень бережно и красиво впишем технический мир в ладное устройство естественной жизни. Впишем, и будем использовать. Ведь техника при разумном использовании может быть и нужна. Да и к чему отказываться от того, на что уже потрачено столько времени и сил?

Кажется, Екатеринбург встряхнулся, похорошел и стал оживать. Урал! Все на своих местах, и ЖИЗНЬ продолжает свое течение через века!

А мы в этом великом вековом потоке прокЛАДываем свои пути, живем. От людей, от каждого из нас, от человеческого в каждом, зависит то, какой путь выберет Россия.

И мы в силах влиять на этот процесс, выбирая ЖИВОЕ И ЗДРАВОЕ! В силах влиять, наполняя свою жизнь ЛЮБОВЬЮ, РАДОСТЬЮ, ТВОРЧЕСТВОМ! Влиять, каждое мгновение жизни, следуя ЛАДНОМУ пути!

Наталия ЗОРИНА , руководитель проекта РИТМ (Российский Институт Творческого Мастерства), физик, педагог-психолог, психотерапевт (июнь 2009)

* * *

 

!2! Из новых проектов Команды ЗоВУ:

СМЫСЛОВОЙ ПРИНЦИП РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ

Еще одна цитата из нового пособия:

"...В современном языкознании, между прочим, вовсе отсутствует вопрос о том, что атрофируется в природе человека вследствие непроизнесения необходимых, но потерянных звуков речи!

Так возникает двусмысленность, так теряются жизненно важные сведения об утраченных частях, и так появляются дублирование, повторы, многозначность и т.д.

И все труднее становится разобраться в том, а что же было вначале!? Вплоть до того, что его («начало») объявляют попросту несуществующим и заменяют небылицами возникновения речи из «непроизвольных животных звучаний» «обезьяноподобных» существ..."

P.S. Желающие первыми получить новую брошюру "Живая Русская Грамота. Часть 1. Смысловой принцип русского правописания" могут заполнить заявку (подписную карточку) по форме на сайте http://www.zovu.ru/cd3.htm и прислать (или просто написать нам письмо) по электронной почте new1ps@yandex.ru с темой "подписка на правописание ".

* * *

Полный анонс к электронному журналу "ЗОВУ РИТМ" (июнь 2009):

(полный анонс с цветной обложкой смотрите http://www.ritm.zovu.ru/zr062009.htm ).

 

· От редакции:

- ВРЕМЯ УЧИТЬСЯ У ДЕТЕЙ, ВРЕМЯ ДИАЛОГА

«…Новым детям странно смотреть на этих бедных и странных взрослых, потерявших представление о реальности и застрявших в своих фантазиях о детстве в давно устаревших теориях...»

 

· Диалоги продолжаются:

- СОБОР ЕДИНОГО ДУХА РУСИ

«…Мы верим, что семена, которые были посеяны на этом Соборе, дадут всходы, и интерес к творческой, созидательной жизни будет пробуждаться в людях…»

- КАКОЙ ПУТЬ ВЫБЕРЕТ РОССИЯ?

«…Наш город, словно центр невероятной трансформации. Трансформации, которая в эти июньские дни будет влиять на многое…»

- «А ТУТ ИЗ НАС МАРТЫШЕК ДЕЛАЮТ !..»

«…Прошу поискать доказательства того, что наши предки были куда больше образованнее…»

- КАК НЕ БЫТЬ МАРТЫШКОЙ И НЕ ЗАНИМАТЬСЯ ЕРУНДОЙ

«…Вопрос, как быть человеком и не быть мартышкой в каждый момент времени, касается каждого действия, каждого поступка и каждого отношения к любому предмету или явлению действительности…»

- «РАЗНОСТОРОННЕ О ГЛАВНОМ…»

«…Вы делаете огромную работу. Очень нужную!!! И дай Бог Вам Сил идти вперёд без сомнений…»

- «ПИСАТЬ В ВОЗВЫШЕННОМ СОСТОЯНИИ…»

«…Если таковой народ не сумел увидеть высший смысл своей жизни, то очень трудно, а порой и невозможно направить его на повседневный суровый труд совершенствования души…»

 

· Назад в будущее: восстановление утраченных способностей:

- ПРАКТИКА, ИСКЛЮЧАЮЩАЯ МИСТИФИКАЦИЮ

- ИГРА, В КОТОРОЙ СТАВКА - ЖИЗНЬ

«…Приходит человек со своей бедой, и мы вместе ищем дорожку к тому месту в его жизни, где он «свернул» в сторону со «своего пути»…»

 

· Властелин времени: технологии разумной жизни:

- МИРОМ ПРАВИТ ЛЮБОВЬ

«…Ответ невероятно прост! В ЛЮБОВЬ просто не верят и называют этим словом все, что угодно, кроме самой любви!..»

 

· XXI век и психология людей новой цивилизации:

- МАЛО ЖИЗНИ – МАЛО ЛЮБВИ!

«…И получается, что с самого детства маленькому ЧЕЛОВЕКУ, пришедшему в этот мир, не дают нормально жить и практически не любят…»

 

· Через Язык – к истокам разумной жизни:

- ЖИВАЯ РУССКАЯ ГРАМОТА: СМЫСЛОВОЙ ПРИНЦИП РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ

«…Мы говорим, что русская грамота строится по смысловому принципу, чтобы стать смышлеными! Говорим, что не надо зубрить правила, а надо чувствовать смысл звуков, слогов и слов!..»

 

· Наш календарь (Поэты о Жизни):

- ТАРКОВСКИЙ АРСЕНИЙ: «Я ЧЕЛОВЕК, Я ПОСРЕДИНЕ МИРА… »

 

· Рекомендуем к чтению:

- ВЬЮННИК ЛЕОНИД: «В ПРИРОДЕ ВСЕ ЧЕСТНО И МУДРО…»

 

· Поэтическая страница:

- НЯНИН АЛЕКСЕЙ: « ЭТОТ МИР СОЗДАН ДЛЯ ВЛЮБЛЕННЫХ…»

 

· Экология материнства:

- КАК Я… РОЖАЛ

«…Как потом мы прояснили для себя главное – рожать надо только в Радости!..»

 

· Практически полезное:

- ОПЫТ ВОЗВРАЩЕНИЯ В ПРИРОДУ

«…Ущербная цивилизация конструирует из человека разумного человека потребляющего, не приспособленного к естественным факторам природной среды и требующего искусственных пищи, одежды, жилищ, образа жизни и медицинского обслуживания...»

 

· Стрекоза – художественно-юмористический журнал в журнале:

- СТОП-КАДР: НАРОЧНО НЕ ПРИДУМАЕШЬ!

- ДЕТИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

- ТЕЛЕВИЗОР ТОРМОЗИТ УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДЕНЦЕВ

- СВИНСКИЙ ВЗГЛЯД НА ЛЮДЕЙ

- НЕУЖЕЛИ У ЛЮДЕЙ ТОЧНО ТАК ЖЕ?

- ГОВОРЯТ ДЕТИ.

 

См. подписка 2009г. на журнал "ЗОВУ РИТМ" : http://www.ritm.zovu.ru/zovuritm.htm!

 

!?! По страницам электронного журнала "ЗОВУ РИТМ":

В продолжение предыдущих проектов «Живой Русский Язык» и «Живая Русская Речь», представляем новый проект Команды ЗоВУ, который называется: «ЖИВАЯ РУССКАЯ ГРАМОТА».

 

(Кстати, учебное пособие по осмысленному русскому правописанию уже можно заказывать выходящими в свет частями, в виде брошюр, а в журнале же мы даем лишь краткие ознакомительные отрывки.)

 

Что же это такое – «Живая Русская Грамота»?

Новый проект делает возможным осмысленное применение правил и осмысленное решение задач русского правописания.

В общем, мы говорим, что РУССКАЯ ГРАМОТА СТРОИТСЯ ПО СМЫСЛОВОМУ ПРИНЦИПУ, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕКАМ СТАТЬ СМЫШЛЕНЫМИ!

Говорим, что не надо зубрить правила, а надо чувствовать смысл звуков, слогов и слов!

Итак, с Живой Русской Грамотой мы с вами становимся еще ближе к современной языковой практике!

Приглашаем вас учить русскую грамоту вместе с нами и при этом учить осмысленно!

Преимущества же нового подхода покажем здесь на примерах из нового учебного пособия, которое для облегчения усвоения материала подготовлено в логике современной орфографии, изучаемой всеми с детства еще в общеобразовательной школе.

От редакции

 

Живая Русская Грамота:

СМЫСЛОВОЙ ПРИНЦИП РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ

(пример из нового учебного пособия)

 

1.2.1. Чередование А - О

 

... ... ...

Для осмысленного решения задач в русском правописании поначалу лучше сопоставить смыслы отличающихся звуков. Поэтому сразу же начнем с таких образцов сопоставления данных, которые приведены на основе материалов «Живого Русского Языка» и «Живой Русской Речи».

 

 

А

О

артикуляция

нелабиализованный, нижн. подъема и сред. ряда.

лабиализованный, среднего подъема и задн. ряда.

смысл

«начало, исток, источник», или «волновое расхождение во все стороны из одного центра»…

«основа объединения», или «факт слияния, соединения», или «охват, окружение, объятие, объем»...

динамика

голос вообще, никуда не направленный, без усилия, или наоборот, во все стороны равно-мерно направленный

выделение сегмента в звуковом пространстве в направлении движения, или как начало движения

пространство

область груди и сердца, середина человека

область солнечного сплетения, т.е. ниже груди

другие хар-ки

цвет – зеленый,

нота - Фа

цвет – желтый,

нота - Ми

 

А теперь попробуем осмысленно решить первую задачу правописания, что и почему мы пишем сейчас на практике.

Перед этим, в качестве предупреждения, напоминаем, что современная орфография довольно часто регулируется искусственными правилами и не следует естественным речевым законам.

Но мы будем пробовать придавать смысл написаниям там, где это возможно, чтобы через осмысление понять, почему же мы все-таки пишем так, а не иначе. Ведь обычно правила нам только указывают (как директивы или приказы), но ничего не объясняют. Потому что современное языкознание преимущественно имеет дело с искусственной копией естественного языка, и соответственно предлагает фактические «подмены», как цивилизованную «норму».

Поэтому вопрос «почему» в орфографических правилах очень часто просто-напросто не ставится. Пишите, как сказано – и все. Можно не думать тем, кто ленится или не умеет!..

 

Итак, перед нами задача на осмысление правила правописания (орфографического правила).

Рассмотрим это на конкретном примере:

 

Корень

Правило*

Пример

гар- / гор-

В корне гар- / гор- под ударением пишется А , без ударения пишется О.

загар; загорел

(* - здесь и далее таблицы даются согласно современной орфографии. – прим.ред.)

 

А вот почему? Не объясняется. Предлагается только запомнить (т.е. стать «запоминающим устройством», предметом). Вам это нравится? Если «да», то можно дальше не читать.

Но если чувствуете себя Человеком, мыслящим Человеком, то попробуйте чувствовать себя «творцом», «законодателем» и самостоятельно осмыслить, чтобы не сомневаться и чтобы понимать строй Живой Речи, которому обычно и следует правильное письмо.

Ударение указывает на существенный для данного контекста слог (с голосом). Но начальные слоги в слове являются ключевыми для смысла, а последующие - уточняющими, конкретизирующими.

В первом случае, «ЗА-Г А Р» указывает на то, что «ЗА» «гаром», а корень «ГАР» понимается по смыслу, как: « Га-Ра » - «движение энергии», или «след солнца», «след солнечного воздействия». Фактически получается, что «ЗаГар» - это, по смыслу, «то, что после солнечного воздействия».

 

Вот здесь будьте внимательны (мы это больше не будем повторять!). Как раз речь пойдет об орфограмме, на которую современная русская орфография показывает пальцем, но не может объяснить, почему нужно написать так, а не иначе. Потому что современное правописание вольно или невольно лишено смысла и настолько следует только форме, будто ставится техзадание для компьютерного программирования.

Вот так сейчас и работают учителя: пытаются «запрограммировать» учащегося, как робота с чистым листом памяти, на правильное написание через повелевающее правило и попытки закрепить его упражнениями, выработкой конкретного навыка через автоматизацию (так и просится «роботизацию»)!

Но не через понимание и осмысление, не через чувствование в своем смысловом поле или живом пространстве восприятия.

А человек не является человеком, пока не думает и не доходит своим умом до искомого, пока не освоит задачу личным решением (пока решение не сделает своим вживую), поэтому его и назвали в древности «Человеком Разумным».

 

Итак, почему мы в данном случае должны писать «А», но не «О»?

 

Потому что только древний слог (или корень) « ГА » в слове «загар» указывает на «след», на «след воздействия солнечного» («Ра»). Именно на его ключевую смысловую роль в слове указывает и ударение.

Если мы перепутаем и напишем « ГО », то по невежеству изменим смысл и передадим совсем другую информацию (в данном случае «заданный сектор»). Умные нас не поймут, а глупые могут как раз сделать так, как вы неправильно и передали.

 

А теперь почему в слове «загОрел» нужно писать «О», а не «А»?

И здесь содержатся совершенно конкретные смыслы для умеющих видеть их.

Во-первых, глаголы указывают на действие, на процесс. Поэтому если мы напишем «заг а рел», то фактически разрушим данный глагол, сделаем из него логическую бессмыслицу. Только что, чуть выше, показали, что «га» - это «след», а следы не двигаются, следы – не процесс. Понятно?

Во-вторых, потому что звук речи «А» по природе своей статичный (сравните по данной ранее таблице звуки А и О ), указывает на состояние, а не на динамику. «А» - это начало звукового ряда, центральный звук, вокруг которого все в пространстве и движется, но сам он как бы не двигается, если не находится внутри динамической конструкции (это, например, как Солнце-Ра, при всем многообразии движений в околоземном космическом пространстве, остается в пределах плюс-минус известного расстояния от Земли).

В-третьих, на динамику, на процесс указывает подударный звук « Е » (т.е. « Э »), смысл которого как раз «поток, течение». Звук речи « О », в отличие от «А», тоже имеет свою «динамику»: звук « О » движется в определенном направлении (а не во все стороны, как А ). Вот и получается, что для нормального глагола в слове имеются два динамичных гласных: безударное «О» и подударное «Е».

В-четвертых, в корне мы явственно читаем «… гО-рЕ …» - по смыслу, Г - «сверху, свыше», О – динамичный (солнце движется) выделенный сектор (верх), Р - «энергия, солнце», Е – «поток, течение».

Речь идет о процессе «горения» под воздействием сверху. На процесс указывает звук О в слоге «ГО» в данном глаголе «заг О рел».

И только впереди стоящий слог (приставка) «ЗА», как ключевой слог, указывает, что глагол осмысливает не настоящий, а ранее бывший процесс или следствие указанного процесса («ЗА горел», т.е. «после горения»).

 

Теперь вы понимаете, что для видящего смысл происходящего процесса нет проблемы в написании точно обозначающего этот процесс слова? И нет никакого затруднения в написании ( нет орфограммы - при осмысленном подходе !). Для точной передачи информации существует здесь только один вариант написания. Если понимать смысл отличия звука А от звука О , то вообще не должно быть никаких проблем!

 

И еще один такой нюанс. Современная орфография, по причине своей примитивной формальности, или очень плоской логики (а не объемной, многомерной), из одного правила (или смысла) делает два правила.

Оказывается, рассмотренная задача относится только к производным от « гореть » словам. А вот если браться за другое гнездо, от слова « гора », - там якобы совсем другая история.

Корень «гор» пишется через «О» в любом случае: и когда проверяется ударением ( Г о ры, Г о рный, Г о рец ), и когда без ударения ( Гор а , Гор и стый ).

На самом деле, по смыслу мы тут имеем дело с одним и тем же древним корнем « ГОРА » (« Го-Ра ») – «свыше данность божественная» или «высокие соединения, или вершины сияющие, светлые». « Гореть » тоже – «энергетическое (солнечное) воздействие сверху, с вершин».

Для чувствующего смысл звуков речи почти «физически» в своем пространстве восприятия здесь никаких загадок нет: пока свет движется, падает сверху – «О», как только упал, превратился в след – уже «А», если находится где-то в недосягаемости, как солнышко, - тоже «А»!

Вот вам и гар- / гор-…

(начало см. в предыдущем выпуске)

Команда ЗоВУ (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. - 2009г.)

 

 

- посмотреть информацию по CD "Живой Русский Язык" см. на сайте http://www.zovu.ru/yaz/1cdrus.htm .

- заказать по электронной почте new1ps@yandex.ru с темой "подписка на CD-3".

 

Скачайте 30 номеров БЕСПЛАТНО на сайте скачивания журнала "ЗОВУ РИТМ": http://zovuritm.info. В том числе декабрьский выпуск 2008г. и январский 2009г.

* * *

!!! Дорогие читатели и посетители сайта ЗоВУ.ру. Приветствуются ссылки на страницы сайта Российского культурного портала "Золотые Врата Урала (ЗоВУ)" и указания источника при цитировании. Размещение копии на своих сайтах и использование нашего текста в коммерческих целях без письменного разрешения редакции является нарушением закона об авторском праве. !!!

Справочная информация по уровням вещания и практика:

1) Наши жизненные наблюдения и ориентиры - подписка на все четыре рассылки РИТМ, а не на 1/4 (http://www.zovu.ru/podpiska.htm).
2) Собрание сочинений Российского Института Творческого Мастерства (РИТМ) на 4-х CD (заказ компакт-дисков "Возрождение Человека-1" и "Возрождение Человека-2", а также "Живой Русский Язык" и "ЗОВУ РИТМ" (полный комплект всех выпусков): см. на
http://www.zovu.ru/cd.htm).
3) Подписные издания: Альманах "Карта Успеха" (
http://www.zovu.ru/biblio/biblio5a.htm), эл.журнал "ЗОВУ РИТМ" (http://www.ritm.zovu.ru/zovuritm.htm), газета "Золотые Врата Урала", 40 брошюр (http://www.zovu.ru/biblio/biblio5b.htm) и двухтомник "Властелин времени: технологии разумной жизни". Заказ на нашу литературу см. по ссылке http://www.zovu.ru/biblio/biblio5.htm.
4) Третья ступень РИТМ (здесь имеется специальная закрытая рассылка): кто уже имеет любой наш второй диск из 4-х, напомните о себе:
  zovuritm@narod.ru с темой "третья ступень РИТМ" - и поднимем вас на третью!
5) "Международный Клуб Свободного Общения" (МКСО РИТМ): "Второкурсники РИТМа" могут давать свои заявки на вступление в этот Клуб (см. полную информацию в спецвыпусках для "второго курса" или на CD-2).

6) Практика: мастер-класс настройки естественной саморегуляции организма и творческих способностей. см. http://www.zovu.ru/centrskazki.htm)

До следующих встреч! Пишите на: zovuritm@narod.ru с обязательной темой "РИТМ, Через Язык - к истокам разумной жизни, выпуск № ... " (в зависимости от того, к какому выпуску относится ваше письмо), чтобы письмо не потерялось среди остальной поступающей к нам почты. Ваши отзывы можете поместить также на форуме http://www.zovu.ru/forum. Пресс-центр ЗоВУ. 2009.

.


В избранное