Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

От дикого Запада до далекого Севера


Информационный Канал Subscribe.Ru

От дикого Запада до далекого Севера
(Через язык - к истокам разумной жизни) - 63.

Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации (ЦСкА) http://www.zovu.ru/yaz

Справочная информация по уровням вещания и практика: 1) Теория и практические наблюдения - через подписку на четыре рассылки РИТМ (http://www.zovu.ru/podpiska.htm). 2) Теория, практические наблюдения, дополнительные материалы, методические основы и примеры (через заказ компакт-диска "Возрождение Человека": см. на http://www.zovu.ru/cd.htm). 3) Вторая ступень РИТМ: кто уже имеет диск, но еще не на "второй ступени" РИТМа и не получает дополнительную спецрассылку, напомните о себе: zovuritm@narod.ru с темой "вторая ступень РИТМ" - и поднимем вас на вторую! 4) "Международный Клуб Свободного Общения" (МКСО РИТМ): "Второкурсники РИТМа" могут давать свои заявки на вступление в этот Клуб (см. полную информацию в спецвыпусках для "второго курса").5) Практика (мастер-класс настройки естественной саморегуляции организма и творческих способностей. см. http://www.zovu.ru/centrskazki.htm).

Сегодня на наших рассылках следующие публикации:

4. "От дикого Запада до далекого Севера" - 14. Распространенные заблуждения или помехи мысли(Рассказы о языке).

Общий тираж четырех рассылок на 13.11.2004г. составляет более 16120 экз.

14. РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ ИЛИ ПОМЕХИ МЫСЛИ?

(Рассказы о ЯЗЫКЕ)

 

* * *

- «…Когда моего учителя русского языка спросили, как он относится к реформе, он сказал, что полностью ее одобряет, потому что будет меньше двоек по русскому языку…»

В этом смысле, идеальной реформой будет отмена всех правил грамматики и правописания, а следовательно и школьного предмета, неправомерно называемого «русским языком», хотя по своему содержанию и методике он того не заслуживает (в качестве предмета обучения дается нечто «по мотивам» русского языка, но не живой русский язык). Дети это чуют, но не могут объяснить. А взрослые уже не чуют и обвиняют детей в нежелании или неспособности учиться.

А когда отменят предмет конфликта, тогда вообще не будет «двоек», как не будет и тех, кто их ставит. Они пойдут трудиться в другое место и не будут огорчаться тому, что им приходится ставить «двойки».

С такой позицией, какую социально или «педагогически» занимают школьные учителя, о реанимации ЖИВОГО ЯЗЫКА даже говорить не приходится. Потому что, как показывает современная практика, очень много учителей или преподавателей языка, которые плохо владеют языком и не знают истории языка. Слишком часто они прилежно заучивают лишь те методические нормативы, которые им даются в студенческие годы, чтобы затем до самой пенсии транслировать посредственно, а то и бездумно заученное, многим поколениям детей. И при этом еще искренне считают, что они мыслят «интеллигентно», «культурно» и приносят лишь «благо» и ничего, кроме «блага», как детям, так и обществу!

* * *

- «…с какой стороны ни посмотри, никакими рациональными соображениями не объяснить, почему нужно писать "стеклянный" с двумя "н", а "песчаный" с одной? На мой взгляд, давно нужно покончить со всеми исключениями из правил (по возможности - скажу более осторожно), облегчив жизнь поколениям учеников (не только двоечников!), вынужденных тупо заучивать эти исключения. Я даже не представляю, чтобы на эту тему стоило ломать копья...»

А что, хорошо же! Облегчим жизнь двоечников и отличников! Может быть, даже целесообразно будет им всем сразу же заочно оформлять аттестаты об образовании и дипломы о получении профессии!..

Извините, мы не смеемся. Нас удивляет такая вот социальная близорукость радетелей о народе и прогрессе.

Во-первых, когда Язык разрушается более тысячи лет и уже разрушен на «много километров пути», дискутировать о том, нужно ли что-то менять в нем «еще на два сантиметра», это очень наивно, если не сказать крепче. Но таковы сегодняшние дискуссии вокруг языковой реформы: в основном такие мелкие, как сколько «н» нужно писать и т.п. Ни о какой истории Языка, о происхождении Языка и речи нет, будто совершенно не важно, на каком языке говорить. Потому что пока просто говорится, о последствиях не думается, последствия не чувствуются. Последствия имеющегося бедственного состояния мышления приходят позднее, в форме локальных и больших социальных конфликтов, маленьких и больших техногенных катастроф. Если завтра в таких условиях объявят «всеобщее эсперанто», наверное, так же слегка эмоционально повозмущаются и пойдут в магазины за словарями и учебниками по эсперанто.

Хорошо еще, что есть и другие, кто понимает и задается здравыми вопросами (цитируем письмо к нам):

«…ваши паранаучные в лучшем смысле этого слова изыскания в Языке, открытия Гаряева и Казначеева придают новое звучание Библейской фразе о том, что было ВНАЧАЛЕ, заставляют задуматься, чего лишили нас, исключив из языка многие буквы, какие же вибрации, торсионные поля участков мозга блокированы при НЕПРОИЗНЕСЕНИИ… Светлана С.».

А «рациональная» основа языковой реформы некоторыми сегодня видится в том, что «двойка», оказывается, снижает «самооценку», а «пониженная самооценка - это очень часто не состоявшаяся судьба, или просто жизнь, которая могла бы пройти лучше, чем прошла»! Если вместо «двойки» поставить «пять», выходит, все будет «окей»! Вот такое у нас всеобщее психологическое образование. Об интеллекте и адекватном восприятии реальности вопроса не возникает, о здоровье и гармонии с Природой – тоже. Наверное, потому что подобные вопросы – это уже, при сегодняшней мелко нашинкованной специализации, «исключительно медицинская» компетенция!

Между прочим, давно уже такой культурный слой населения формируется воспитанием с детства так, что их получившееся в процессе воспитания и обучения жесткое мировосприятие изменению уже не подлежит.

Надо сказать и о том, что рассуждающих таким образом людей статистически больше всего. Именно они и формируют ту двойственную социальную действительность, в которой под красивые слова о красивой жизни и благих поступках они сами же и разрушают эту действительность и, в том числе, себя и свою жизнь. И даже пытаться объяснить им, что же они на самом деле вытворяют, бесполезно, потому что в трех словах глобальную ситуацию на планете и секреты индивидуальных психических процессов не обрисовать, а для основательного переучивания у них мощности интеллекта не хватит. Их «батарейки» преимущественно ориентированы только на социальное функционирование, а все остальные ресурсы давно успешно заглушены…

* * *

- «…В общем-то, русский язык и в самом деле не следует считать принадлежностью ученых, им занимающихся. Это живая развивающаяся ткань, и в ее развитие мы все вносим свой вклад хотя бы тем, что употребляем при разговоре и письме именно эти слова, а не иные, тем самым ежедневно давая им новый день их существования…».

Чуть выше мы справедливо выделили из писем фразу о Языке как «способе мышления». Насколько знаем Язык и владеем им, настолько хорошо и правильно и мыслим. Чем полнее владеем Языком, тем наши мысли полноценнее. И наоборот, чем беднее уровень владения Языком, тем беднее и мышление. А простоватое мышление – оно не только прямолинейное и грубое, но еще и исключительно техничное: делает выводы и принимает решения без учета Жизни и Разума Человеков в целом, а только узко, в логике одной линии мысли, потом в логике другой линии мысли, потом третьей и т.д. При этом логики разных линий мысли могут противоречить друг другу, но это уже просто игнорируется, а часто даже не осознается…

А в письме другого автора, из которого взяли вот эту цитату, нам нравится мысль о том, что Язык – это «живая ткань». Это действительно так. Если же Язык – живая ткань, то она и развиваться может только согласно естественным законам живой Вселенной, а не так, как произвольно хотели бы некоторые люди. Поэтому и возникает вопрос, а что же такого вносят люди в т.н. «развитие» Языка? Ведь живое можно как поддерживать, так и отравлять до нездорового состояния.

Так, какое же мы можем «давать существование» словам, если не будем знать ни их происхождения, ни их изначального смысла, а будем наивно ориентироваться на чьи-то сомнительные определения значений употребляемых слов? Какой вклад вносится и во что? Мы свои усилия направляем на дальнейшее разрушение Языка или на его возрождение в изначальных смыслах? ... ... ...

(Продолжение следует)

Чтобы дать оценку этому выпуску, голосуйте по адресу: http://www.zovu.ru/opros.asp . Это важно для продолжения рассылки.
Все новички, незнакомые с нашими рассылками, и те, кто нас читает давно, но хочет перейти на вторую ступень РИТМ, могут получить всю информацию, необходимую для того, чтобы "догнать" остальных. Достаточно заказать CD "Возрождение Человека". (полную информацию см. http://www.zovu.ru/cd.htm)

До следующих встреч! Пишите на: zovuritm@narod.ru с обязательной темой "РИТМ, язык, выпуск № ... " (в зависимости от того, к какому выпуску относится ваше письмо), чтобы письмо не потерялось среди остальной поступающей к нам почты. Ваши отзывы можете поместить также на http://www.ritm-zovu.narod.ru. Пресс-центр ЗоВУ. 2004.

.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: linguistics.1yazik
Отписаться

В избранное