Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Торговля и законодательство

  Все выпуски  

Юрисконсульт в торговле


Юрисконсульт в торговле

Распространяется только по подписке.
Подписные индексы журнала в каталогах:
«Роспечать» - 82794 и «Почта России» - 16636.
Подписка также принимается непосредственно редакцией.
Справки по тел.: (495) 625-9611.
Содержание выпуска № 5.
Официальный сайт: www.jur-torg.panor.ru

сайт: http://pravotorg.narod.ru

ЕСЛИ ДОПУЩЕНА ОШИБКА…

В статье 45 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" уточнены положения:

- о признании обязанности по уплате налога, исполненной налогоплательщиком (п. 3),

- об обстоятельствах, при которых обязанность по уплате налога не признается исполненной налогоплательщиком (п. 4),

- предусмотрены полномочия налоговых органов по осуществлению пересчета пеней, начисленных на сумму налога, в случае подачи налогоплательщиком в налоговый орган заявления о допущенной им ошибке в оформлении поручения на перечисление налога и уточнении платежа.

Правила данной статьи применяются также в отношении сборов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

В п. 4 ст. 45 НК РФ предусмотрены случаи, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной, в частности, в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Неисполнение обязанности по уплате налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, в том числе по причине ошибочного перечисления соответствующих денежных средств на другой счет Федерального казначейства, влечет начисление пеней в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ.

Однако непризнание обязанности по уплате налога исполненной налогоплательщиком в случае неправильного указания им в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего перечисление этой суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации на другой счет Федерального казначейства, не влечет изменения сущности такого платежа, а также ограничения права налогоплательщика на своевременный возврат ему суммы излишне уплаченного налога в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, и уплату процентов за каждый день нарушения срока возврата такой суммы налога.

Налоговые органы, действуя в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ (п. 3 ст. 30 НК РФ), обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ). Должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами (п. 1 ст. 33 НК РФ, ст. 10 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации").

Пунктом 5 протокола Межведомственной комиссии по координации взаимодействия Минфина России и ФНС России в налоговой сфере от 28.09.2006 № 5 поручено Минфину России совместно с ФНС России и Федеральным казначейством подготовить предложения о внесении соответствующих изменений в ст. 78 НК РФ. Таким образом, Комиссия согласилась с предложением ФНС России о правовом обеспечении осуществления Федеральным казначейством возврата указанных сумм излишне уплаченных налогов в соответствии с поручениями на их возврат, оформленными на основании решений, принятых налоговыми органами по месту зачисления этих сумм налогов. При подготовке соответствующих изменений потребуется определить порядок возврата указанных сумм налоговыми органами по месту их зачисления в случае, когда налогоплательщики не состоят на учете в этих налоговых органах. Соответствующие предложения ФНС России могут быть дополнительно рассмотрены Минфином России с участием Федерального казначейства. Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ вступил в силу с 1 января 2007 г., за исключением положений, для которых его ст. 7 установлены иные сроки вступления в силу. Положения НК РФ в редакции данного Федерального закона применяются к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 г., если иное не предусмотрено этим Федеральным законом.

Согласно п. 9 и 10 указанного Федерального закона суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 г. и подлежащие возврату в соответствии со ст. 78, 79 и 333.40 НК РФ (в редакции Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Федерального закона. Со дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ и до 1 января 2008 г. суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Пунктом 7 ст. 45 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) предусмотрено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Поскольку положение п. 7 ст. 45 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) о пересчете пеней при уточнении платежа дополнительно гарантирует защиту прав налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов), оно в соответствии с п. 3 ст. 5 НК РФ имеет обратную силу и распространяется также на поручения на перечисление налогов (сборов), при оформлении которых до 1 января 2007 г. допущены вышеуказанные ошибки.

Межведомственной комиссией по координации взаимодействия Минфина России и ФНС России в налоговой сфере принято решение (п. 4 протокола от 28.09.2006 № 5), согласно которому в случае уточнения платежа и КБК конкретного налога на день фактической его уплаты налогоплательщиком на соответствующий счет Федерального казначейства пересчет пеней осуществляется в 2007 году в пределах сумм поступлений этого налога, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством РФ. В случае, если в поручении на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации налогоплательщиком допущена ошибка в указании кода ОКАТО, пересчет в 2007 году пеней на сумму налога, подлежащего в установленном порядке перечислению в местный бюджет, не осуществляется.

Вместе с тем пересчет пеней по налогам (сборам) может осуществляться после уточнения соответствующих платежей, отнесенных в 2006 году к "невыясненным поступлениям" в связи с указанием налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками сборов) при уплате налогов (сборов) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2006 г., кодов ОКАТО муниципальных образований, реорганизованных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Пересчет пеней по конкретному налогу может также осуществляться налоговым органом при уточнении КБК по этому налогу, доход от которого подлежит зачислению в соответствующий бюджет (в пределах одного ОКАТО) по нормативу отчислений, установленному в размере 100 процентов, либо по иным нормативам отчислений, установленным в одинаковом размере по тем КБК, по которым производится уточнение.

Примерный перечень КБК по доходам от федеральных налогов (сборов), которые подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативам отчислений, установленным в размере 100 процентов, может быть согласован для целей уточнения платежей и пересчета пеней в случае ошибочного указания налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками сборов) КБК в поручениях на перечисление налогов (сборов) в бюджетную систему Российской Федерации только после принятия федеральных законов о федеральном бюджете на 2007 год и о внесении соответствующих изменений в бюджетную классификацию Российской Федерации.

При уточнении платежей и принятии налоговыми органами решений в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) о пересчете пеней в случае ошибочного указания налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками сборов) КБК в поручениях на перечисление налогов (сборов) в бюджетную систему Российской Федерации, доходы от которых подлежат зачислению в региональные и (или) местные бюджеты, следует учитывать нормативы отчислений, установленные законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами в пределах бюджетных полномочий субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований.

В случае ошибочного указания налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками сборов) КБК в поручениях на перечисление налогов в бюджетную систему Российской Федерации для целей уточнения платежей и пересчета пеней в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) направляется примерный перечень КБК по доходам от налогов, которые подлежат зачислению в 2007 г. в бюджеты по нормативам отчислений, установленным в размере 100 процентов.

В соответствии с п. 1 ст. 58 Бюджетного кодекса РФ законом субъекта РФ могут быть установлены:

- для поселений субъекта РФ - нормативы отчислений в бюджеты поселений от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта РФ;

- для муниципальных районов субъекта РФ - нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта РФ.

Нормативным правовым актом представительного органа муниципального района для поселений муниципального района могут быть установлены нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и (или) местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и (или) законом субъекта РФ в бюджет муниципального района (ст. 63 БК РФ).

В связи с этим указать конкретный перечень всех КБК, в том числе по налоговым доходам, по которым устанавливаются нормативы отчислений в местные бюджеты законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами муниципальных районов, не представляется возможным.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налогом и сбором, которые определены НК РФ.

Порядок исчисления и уплаты пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируется ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Указанным Федеральным законом не предусмотрен пересчет пеней в случае, если плательщик допустил ошибку в оформлении поручения на перечисление страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в бюджетную систему Российской Федерации.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению в действие и взиманию налогов и сборов. В статье 45 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) не указано, что ее положения распространяются на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Следовательно, п. 7 указанной статьи не применяется в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

(См.: письма Минфина России от 19.12.2006 № 03-02-07/2-122, от 15.01.2007 № 03-02-07/2-3)

СОДЕРЖАНИЕ ИЮЛЬСКОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА "ЮРИСКОНСУЛЬТ В ТОРГОВЛЕ" (№ 7, 2007 г.)

1. ОРГАНИЗАЦИЯ. РЕГИСТРАЦИЯ. УПРАВЛЕНИЕ

Паспорт безопасности розничного рынка

Подтверждение наличия лицензий

Лицензирование производства и оборота алкогольной продукции

2. ПРАВИЛА ТОРГОВЛИ

Информация об алкогольной продукции: позиция суда

Требования к реализации табачных изделий

Реализация грузов на железнодорожном транспорте

3. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Вознаграждения членам совета директоров

4. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ТОРГОВЛЕ

Резервная копия обязательна

Об отнесении сувенирной продукции к рекламе

НДС при сдаче имущества в аренду

Об определении натуральности вина

Предоставление имущественного налогового вычета

Ответственность за налоговые правонарушения

5. КОНТРОЛЬ И УЧЕТ

Надзор за оборотом алкогольной продукции

Государственный реестр контрольно-кассовой техники

Уведомления о закупке этилового спирта

Контроль за трудовой деятельностью иностранных работников

6. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Об оплате периодов временной нетрудоспособности

Листок нетрудоспособности: новая форма

Максимальный размер пособия по беременности будет изменен

Порядок выплаты ежемесячного пособия на ребенка

Определение степени утраты профессиональной трудоспособности

7. АРБИТРАЖНАЯ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Уголовная ответственность за нарушение авторских прав

8. ОПЫТ РЕГИОНОВ

Центры техобслуживания ККТ

9. ВОПРОС-ОТВЕТ

Об оспаривании актов ФСС

Обжалование актов должностных лиц

Ответственность за нарушение законодательства о труде

Ответственность за непредставление уведомления следователю

Ответственность за неуплату административного штрафа

Обжалование постановления суда

Процедурные вопросы

Взыскание штрафа с продавца

10. Нормативный документ

Приказ Минэкономразвития России от 26.02.2007 № 56 "Об утверждении номенклатуры товаров, определяющей классы товаров (в целях определения типов розничных рынков)"


В избранное