Подписные индексы журнала «Юрисконсульт в торговле» в каталогах:
«Роспечать» - 82794 и «Почта России» - 16636.
Подписка также принимается непосредственно редакцией. Справки по тел.: (495)925-9611 или по e-mail: vrubiss@yandex.ru
Порядок рассмотрения претензий потребителей
Если потребитель предъявляет претензию, даже ту, которая, на ваш взгляд, совершенно необоснованна, необходимо, чтобы такая претензия обязательно была изложена в письменном виде. В этой претензии должны быть четко изложены требования заявителя. К претензии должны быть приложены необходимые документы: товарный или кассовый чек, паспорт на товар, на который установлен
гарантийный срок и т.п. Кроме того, следует удостовериться, что потребитель не пропустил установленные для предъявления претензий сроки. Следует помнить, что не все качественные товары подлежат обмену. Если же потребитель требует заменить качественный товар, не подлежащий обмену, ему следует объяснить, что такой обмен невозможен, при этом следует сослаться на утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 перечень товаров, не подлежащих обмену.
Любая претензия должна быть рассмотрена и на нее дан мотивированный ответ, в противном случае придется платить неустойку за отказ от рассмотрения претензии. Кроме того, следует помнить, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных
законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Необходимо соблюдать установленные Законом сроки удовлетворения претензий потребителей, чтобы исключить возможность уплаты дополнительной неустойки. Но это, конечно, в том случае, когда требования потребителя обоснованны. Если же претензии необоснованны, то по крайней
мере следует вовремя ответить на претензию. Сроки удовлетворения претензий установлены ст. 20-22 Закона о защите прав потребителей.
В необходимых случаях следует провести экспертизу товара. Это удлиняет сроки рассмотрения претензий. Кроме того, если будет установлено, что в поломке виноват покупатель, то ему придется компенсировать продавцу затраты на проведение указанной экспертизы. В этом случае
предприниматель может заявить в суд и ходатайство о принятии обеспечительных мер.
Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, подлежит удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным
предпринимателем, импортером) в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.
Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме,
габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату
указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. Перечень товаров, не подлежащих обмену, утвержден Правительством РФ.
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит
удовлетворению в течение 3 дней со дня возврата указанного товара.
По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.
В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования потребителем,
а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение 20 дней со дня предъявления указанного требования.
Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.
В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, в случае отсутствия у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального
предпринимателя, импортера) необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования.
Если для замены товара требуется более семи дней, по требованию потребителя продавец (изготовитель либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) в течение 3 дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование
на период замены аналогичный товар длительного пользования, обеспечив его доставку за свой счет. Это правило не распространяется на товары, перечень которых определен Правительством РФ.
Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении.
При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.
Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, подлежит
удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.
Итак, чтобы подвести итог сказанному, следует еще раз подчеркнуть, что при рассмотрении претензий потребителя, необходимо учитывать, что досудебное урегулирование споров всегда более предпочтительно для обеих сторон, однако если вы сталкиваетесь с недобросовестным
потребителем, то здесь не следует идти на поводу такого «экстремиста», а нужно приложить все усилия, чтобы доказать свою правоту.
По материалам журнала «Юрисконсульт в торговле», 2005, № 6
Содержание номеров журнала «Юрисконсульт в торговле»