Жизнь в Германии. Вопросы-ответы. Правовой статус ребенка в Германии. Часть 2
(права и
обязанности родителей по отношению
к своему ребенку)
Информация
предоставлена международным
русскоязычным
журналом
"EXRUS-eu".
www.exrus.eu
Там же регулярно публикуются актуальные изменения
и дополнения
информации.
3. Право ребенка на свободное от
насилия воспитание
Вопрос:
Что означает термин
«свободное от насилия воспитание ребенка»?
Ответ:
Это означает, что недопустимы телесные наказания,
причинение душевных ран и других унижающих человеческое достоинство мер в
отношении ребенка (§1631, абз.2 BGB). Но
это, конечно, не означает, что родители должны все что угодно позволять своему
ребенку. Ребенка следует учить правилам совместного проживания со своими
родителями. В какой форме родители преподнесут эти правила своему ребенку,
зависит от них. Но при этом существуют установленные законом границы: ребенка
нельзя бить или внушать эти правила с применением насилия.
Вопрос:Почему насилие запрещается в процессе воспитания ребенка?
Ответ:Телесные наказания и причинение душевных травм являются совершенно не
пригодными для воспитания ребенка средствами. Они лишь приводят к тому, что
выросший ребенок, сам став родителем, также будет использовать эти средства
воздействия. Или, что еще хуже, ребенок ожесточается и начинает применять
подобные средства воздействия по отношению к своим сверстникам при повседневном
с ними общении.
Вопрос:К кому
могут обратиться родители, если они не могут решить возникший со своимребенком конфликт?
Ответ:Если родители больше не знают, почему избранные ими допустимые с т.з.
закона средства воспитания ребенка недействуют на него, то им следует обратиться, в первую очередь, в
управление по делам молодежи или к другому учреждению по оказанию помощи детям
и подросткам. Речь идет о различных консультациях в городах и коммунах при их
администрации, общественных объединениях и церквах. На веб-сайте в Интернете: www. dajeb.deможно найти адреса всех этих учреждений и консультаций.
4. Право ребенка на общение
Вопрос:Что собой представляет право на общение?
Ответ:Право ребенка на общение служит тому, чтобы поддержатьи содействовать его контакту с лицами,
которые постоянно находятся рядом с ним, прежде всего, с его родителями. После
расставания и развода родителей семейные отношения по отношению к ребенку
должны, как можно лучше, сохраняться. Общение ребенка со своими родителями
служит, как правило, его благополучию и имеет огромное значение для его
развития. Право ребенка на общение с ним дает возможность каждому из родителей,
проживающих раздельно или находящихся в разводе, видеться и разговаривать с ним
через регулярные промежутки времени. К этому праву относится наряду с личными
встречами с ребенком таковых родителей, также и контакты их с ним по телефону,
Интернету или почте.
Вопрос:Кто имеет право на общение?
Ответ:
Прежде всего, сам ребенок, а
также каждый из его родителей, его бабушки и дедушки, братья и сестра, наконец,
воспитывающие ребенка лица, которые несут фактическую ответственность за него.
Конечно, для благополучия ребенка важно его общение и с другими лицами, так или
иначе связанных с ним, особенно, если это имеет значение для его развития. Но
на общение с этими лицами должны давать согласие родители ребенка и при
необходимости даже содействовать этому.
Вопрос:При каких условиях осуществляется право на общение?
Ответ:Эти условия различны для разных имеющих право на общение лиц:
а) Закон дает детям без каких-либо условий право на
общение с каждым из их родителей. Также и каждый из родителей имеет право на
общение со своим ребенком и даже обязан это делать. При этом закон не делает
различия между родителями, которые находятся в разводе, и родителями, которые
состоят в браке между собой. Однако суд по семейным делам может ограничить это
право, если это требуется для благополучия ребенка. Но если возникает угроза
этому, то такой суд может и лишить одного из родителей на определенное время
права на общение с его ребенком
б) дедушки и бабушки, братья и сестра, отчим и мачеха,
а также другие воспитывающие ребенка лица имеют только тогда право на общение с
ним, когда это, безусловно, служит благополучию ребенка.
Вопрос:Как регулируется осуществление общения?
Ответ:Закон не содержит конкретных правил по осуществлению общения.
Участвующие в общении с ребенком лица договариваются друг с другом, когда, как
часто и сколько времени должно происходить общение с ним. При этом иногда даже
требуется помощь управления по делам молодежи, которое посоветует рационально
распределить время общения с ребенком с т.з. пользы для него. Но если все эти
лица никак не могут придти к общему согласию в этом вопросе, то следует
обратиться в суд по семейным делам. Его решение будет обязательным для каждого
участника общения.
Рассмотрим пример: После
того, как родители Макса Ян и Аня стали жить раздельно, ребенок остался с
матерью. Ян видится со своим ребенком через каждые две недели, по выходным
дням, а также среди недели в послеобеденное время. Но и родители Яна и Аня
также хотят видеться с Максом в послеобеденное время в рабочие дни недели.Мать ребенка Аня принципиально не против
такого общения, поскольку Макс любит своих бабушек и дедушек и имеет с ними
весьма дружественные отношения. Но Аняполагает, что обе пары бабушек и дедушек совсем не обязательно должны
видеться с Максом каждую неделю. К согласию придти не удается. Приходиться
обратиться в суд по семейным делам.
Вопрос:Ну, а что должен учесть этот суд при принятии решения?
Ответ:Прежде всего, как уже говорилось выше, бабушка и дедушка имеют право на
общение в том случае, когда это способствует благополучию ребенка и его
развитию. Т.к. Макс и его обе пары бабушек и дедушек хорошо понимают друг
друга, с этим делом все в порядке. Суд, конечно, всесторонне оценит пользу
общения Макса с ними. При этом суд учтет, что общение Макса со своим отцом
имеет, конечно, большее значение для ребенка. К тому же Максу нужно время и для
общения со своими друзьями, занятия любимыми делами, выполнения школьных
заданий и т.д. Поэтому суд, понимая, что бабушки и дедушки, безусловно, имеют
право на общение со своим внуком, тем не менее, ограничит его одним или двумя
разами в месяц.
Вопрос:Что произойдет, если один из родителей, у которого живет ребенок,
захочет помешать его общению с другим родителем?
Ответ:Рассмотрим пример: После развода
Штефана с Алисой прошло уже три года. Тем временем у Алисы появился новый
партнер по жизни, с которым у ее детей Кристиана и Софии сложились очень
хорошие отношения. Поэтому Алиса полагает, что контакт детей со Штефанам уже
излишен, и решает больше не соблюдать запланированных его встреч с детьми.
Когда Штефан в очередной выходной день приходит забрать к себе детей,
оказывается, что Алиса уехала с ними. Что может Штефан сделать в этом случае?
У него имеется несколько возможностей:
- во-первых, он может обратиться в управление по делам
молодежи и там проконсультироваться на этот счет. Это управление может
выступить в качестве посредника между родителями и содействовать тому, чтобы
соответствующее соглашение между ними строго соблюдалось;
-
во-вторых, можно подать заявление в суд по семейным делам по поводу нарушения
его права на общение с детьми. Суд, конечно, будет действовать в соответствии с
заключенным между родителями соглашением и разъяснит им, какое значение для
детей имеет общение с обоими родителями. Если не удастся достигнуть согласия,
суд вынесет свое решение относительно их общения с детьми. Это решение является
обязательным для каждого из родителей и подлежит принудительному исполнению.
Но, прежде чем будет принято такое решение, существует также возможность
ходатайствовать о процедуре посредничества. Суд вызовет обоих родителей на эту
процедуру в том случае, когда один из родителей срывает или осложняет другому
родителю осуществление его права на общение с детьми. В ходе этой процедуры суд
укажет родителям на возможность осуществления каждым из них права на общение в
принудительном порядке. Если же из-за препятствования одним из родителей
осуществлению права на общение с детьми другому родителю возникает опасность
нанесения ущерба благополучию детей, то суд укажет на возможность ограничения
или даже лишения родительских прав.При
этом собственное право ребенка на общение служит, конечно, сигналом к действию
для того родителя, которому чинит препятствия для общения с его ребенком другой
родитель.
Автор: Вадимов
Семен
P.S. Если вам интересно узнать о чем-то
конкретном, задавайте
вопросы и мы постараемся ответить на них.