Жизнь в Германии. Вопросы-ответы. Автодороги в Германии.
Порядки и
особенности.
Информация предоставлена международным
русскоязычным
журналом
"EXRUS-eu".
www.exrus.eu
Там же регулярно публикуются актуальные изменения и дополнения
информации.
Дороги - вполне. В нашем городе идеализировать
немецкие дороги не получится. Некоторые,
особенно второстепенные улицы имеют недостатки.
Но, что надо отметить, открытых канализационных
люков нет и луж на полквартала тоже. А скоростные
в черте города, загородные и другие важные дороги
очень хорошего качества. Автобаны само собой. Вся
разметка, указатели, знаки и прочая
инфраструктура везде присутствует и вполне
новая. По этому поводу я заметил по приезду
(первому), что одна местная улица по затратам на
ее устройство и содержание равна всему дорожному
бюджету Новокузнецка, а то и больше. Светофоры
работают везде и всегда, причем многие
перекрестки оборудованы датчиками на дороге при
подъезде к черте, то бишь зря зеленый не
загорится (это в основном для малого движения
ночью). Для пешеходов на светофорах кнопки -
хочешь перейти - жми, иначе будешь стоять полчаса,
ждать зеленый. Некоторые крупные центральные
перекрестки оборудованы динамиками, которые
издают разного рода щелчки - для слепых
(пешеходов, естественно :-)). В общем, дороги - это
здесь целый мир, который надо изучать и
удивляться. На красный переходить дорогу будет
только дурак или самоубийца. Надо сказать, что я
долго не мог привыкнуть к тому, что если у тебя
зеленый и преимущество, надо ехать на полную, не
боясь проезжать пешеходные переходы, заросли
кустов вдоль дороги и тому подобные опасные
места, из которых в России обычно периодически
выскакивают, хищно бросаясь на капот, старушки и
дети. Здесь действительно на дороге можно
расслабиться и следить только за знаками и
правилами.
В городе ограничение 50, если не стоит знака
больше или меньше, в больших жилых зонах есть
жесткое ограничение 30 и абсолютное право
пешеходов, за городом есть два типа дорог - до 70 и
до 110. Про указатели тоже маленькая "байка".
Чтобы куда-то доехать в незнакомом месте, нужно
только быть внимательным. Каждая улица
обозначена на столбике на перекрестках, основные
официальные места, достопримечательности и
районы города, а также выезды на автобан
находятся легко и непринужденно (если не
"тормозить").
Отдельные слова про парковку. В центре города и
на основных улицах в рабочее время можно найти
только платную стоянку. Или подземный платный
гараж под крупным магазином, допустим. Для
проживающих в этом районе есть специальные
документы, им платить не надо. Оплата через
автомат. Порядок такой: Припарковался, подошел к
автомату, кинул денежку (обычно 50 центов за
полчаса), получил бумажку, положил ее под лобовое
стекло и гуляй, пока время, указанное на той
бумажке не истечет. Дальше есть большая
вероятность, что прогуливающаяся периодически
по улицам одна из тетенек с маленьким компутером,
увидит "нарушение" и выпишет штраф, налепив
на стекло. Потом по почте придет "просьба"
заплатить. На неглавных улицах и возле некоторых
магазинов есть стоянки, где можно стоять
бесплатно, но не больше, допустим 1 или 2 часов (там
именно написано сколько). Для этого случая нужно
иметь в машине синие "часы" (картонку с
вращающимся кружком), которыми выставлять время
парковки и класть их под стекло. "Перестой"
также наказуем. Хотя можно подойти и подвести
снова "часы". А сама техника парковки здесь
посложнее, чем в России, хотя ею лихо владеют даже
старушки на представительских машинах. Место
экономят и друг за другом нужно втискиваться
очень тесно - каждое место размечено. Такое
упражнение обязательно даже при практическом
экзамене.
Автобаны. На автобанах все указатели
дублируются (и во всей Европе так только в
Германии) 4 раза! Обычно нужный съезд
обозначается первый раз за 2 км, потом за 1, за 500м и
за 100м (если не перепутал). Но на автобане
действует несколько жестких правил. Нельзя
останавливаться (кроме аварийной ситуации, а для
этого существует правая полоса за жирной линией),
нельзя обгонять и опережать справа, нельзя
двигаться меньше 60 км/ч. Скорость неограничен.
Есть только рекомендуемая - 130, но если при аварии
у человека выяснят, что он ехал быстрее, это почти
автоматом - виновен. Странно, но такой закон.
Направления естественно разделены. Обычно по три
полосы в каждом направлении. Через каждые пару
километров вдоль стоят стойки с телефоном только
для вызова помощи. Для вызова достаточно только
сказать номер этого телефона, написанный там же.
Если не видно такого телефона, то на столбиках
нарисованы стрелочки - в какую сторону до него
ближе дойти. В городах автобаны проложены обычно
по мостам, светофоров там, как известно, быть не
может, чтобы жителям не мешал шум, стоят
звукозащитные стенки. Иногда прозрачные. Вообще
автобан - это как бы дорога без начала и конца, на
которой есть только заезды и съезды. Вся Германия
опутана этой сеткой, особенно (самая густая) в
нашем регионе. Когда они пересекаются,
образуется сложный, на первый взгляд, узор, но они
почти все стандартные и это упрощает дело. Чтобы
попасть на другой - нужно съехать с этого и
выбрать одно из двух направлений на другой, а
дорога сама выведет на заезд. Для заезда есть
ускорительная полоса (четвертая или третья на
этом участке), где нужно набрать не меньше 80 и до
ее окончания влиться в поток самой правой полосы
(что даже при плотном потоке возможно - пустят),
для съезда есть полоса замедления, на которую
нужно перестроиться вовремя, иначе пролетишь и
до следующего съезда километров 10-20 :-) Задом
ездить, естественно, нельзя. Хотя есть такой род
самоубийц - "водители-призраки" в переводе.
Они специально выезжают на встречу и на полной
скорости по самой левой полосе до первого
встречного. А увидеть такого и среагировать
почти не реально - представьте: 130 + 130 км/ч (если не
больше). Но это редкость. Из-за таких скоростей
часто в аварии "участвуют" десятки машин,
шедших друг за другом. На основных автобанах в
часы пик (с работы - на работу и вечером в
воскресенье) бывают "штау" - пробки. При
плохой погоде, типа внезапный гололед зимой тоже,
при авариях и ремонтах также. По радио на многих
каналах вместе с новостями сообщают о таких
местах очень оперативно - для этого есть
специальный спутник (сверху все видно :-)). Но,
отняв редкие недостатки, можно наслаждаться
спокойной и ровной ездой, где на 150 "стакан с
водкой на панели не прольется" (цитата одного
очевидца).
Общее поведение на дорогах можно оценить очень
дружественным (за редким исключением). Пешеходы и
велосипедисты, переходящие дорогу на повороте -
всегда главные. И их всегда! пропускают. При
выезде на дорогу, где пробка, тебя всегда впустят
(по принципу "застежки-молнии" - этому в
автошколах даже учат). Часто бывает, что ты должен
уступить, но тот, кто должен ехать машет рукой -
мол, подожду. Принято также благодарить за добрый
жест, показав ладонь руки. Или наоборот, я еду по
главной, но не быстро, вдруг со стоянки осторожно
выруливает кто-то, загораживая мой путь. Я,
конечно, торможу, и понимаю, что иначе он бы ждал
свободной дороги долго. После моего
"моргания" дальним светом, он продолжает
уверенно свой маневр - это я ему "разрешил".
Поднимает благодарно руку. И мне приятно, что
сделал доброе дело, сам был в такой ситуации
много раз.
Короче, учитывая значимость машины в жизни,
здесь существует целая культура поведения на
дороге, не знакомая ранее нам.
Городской транспорт. Конечно, есть, особенно в
нашей земле, NRW. В деревнях или редких городках на
юге может быть так, что автобус пару раз в день
пройдет или вообще нет (зачем он двум-трем
фермерам). А здесь, в нашем городе, как и во всех
других рядом очень хорошее движение. Автобусы
ходят обычно два, некоторые три раза в час по
четкому - до минуты графику. Маршрутов - десятки.
Проблем куда-то добраться нет. Остановка всегда
четко обозначена, с будочкой, на ней
индивидуальное для нее расписание и планы всех
маршрутов с указанием всего ряда остановок и
отмеченной данной. Автобусы тоже не промах, давки
нет никогда, пустые тоже не ходят. Внутри табло,
где написана следующая остановка и механическая
тетенька объявляет остановки. Чтобы он
остановился, нужно дать сигнал, нажав кнопку,
которых - на каждом поручне как бородавок. Иначе,
если никто не нажмет, и на остановке никого,
проедет. Снаружи у двери тоже кнопки сенсорные.
Всегда чисто (кроме дня, когда играет местная
футбольная команда), все сидения с целой обивкой!
Трамваи внутри похожие. В дневные часы ходят
через десять минут. Маршрутов поменьше, около
пяти. Но на трамваях, с пересадками можно хоть за
200 км уехать. В центральной старой части города
они уходят под землю - как метро. Ездят быстро и
без грохота и качания.
Оплата общественного транспорта - или десятки
разных тарифных планов абонементов или разовая
оплата у водителя при входе. Интересно поначалу
было понимать, сколько нужно заплатить, чтобы
куда-то уехать. Абонементы не рассматриваем.
Существует три зоны, в зависимости от расстояния
и времени в пути, стоящих по-разному. Минимум - это
три остановки - стоит 1 ойро - это даже не зона.
Зона А - поездка в пределах города в течение 90
минут на любом транспорте, стоит 1.75. Зона B -
определенный набор пригородных и соседних
районов в течение трех часов. И зона С - еще
дальше, чуть ли не по всей земле. Одноразовый
билет покупается заранее в автомате на остановке
или в автомате в трамвае или у водителя в
автобусе (и в старых трамваях). Если он куплен
заранее, то он "открытый", то есть, чтобы его
сделать действительным, нужно
прокомпостировать. Такая оранжевая коробочка
возле каждой двери, в щель засовываешь билет, он
автоматически ставит штампик с датой, временем и
т.д. От этого времени он и действует. Штраф за
безбилетный проезд - 30 ойро. Честно говоря,
пришлось пару раз проехать зайцем, но один раз мы
мало в этом разбирались, а в другой раз была игра
(футбол) и пройти к водителю было не возможно, а
автомата не оказалось. За все время, а ездили мы
частенько, контролер встретился один раз. Но нам,
похоже, везло, так как, рассказывают, что это не
такое редкое событие. Штраф, кстати, выписывают, и
нужно платить банковским переводом, не
наличными.
То есть тоже целая культура, которую надо было
освоить.
А еще есть железная дорога - чрезвычайно
развитая сеть "электричек", скорых поездов и
супербыстрых современных "рапид" самых
разных классов по стоимости, удобству и скорости,
которая вкупе с трамваями делает всю Германию
абсолютно везде и всегда достижимой. А, учитывая
продуманную систему выбора оптимального
маршрута на сайте или на специальных автоматах
на вокзалах, можно вообще бесконечно восхищаться
человеческими достижениями. :-) Проверено,
работает как часы.