Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Жилищное право: актуальные вопросы законодательства


Жилищный кодекс: что нового?

1. Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внесены изменения в ст. 2, 4, 12, 13, 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ).

Уточнены правомочия органов государственной власти и органов местного самоуправления. В частности, они в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

— обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;

осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства;

— осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений отнесены:

— установление порядка осуществления государственного жилищного надзора;

осуществление Правительством РФ координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный жилищный надзор.

К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений отнесено осуществление регионального государственного жилищного надзора.

Кроме того, установлено, что отношения по поводу осуществления государственного жилищного надзора регулируются жилищным законодательством.

Статья 20 ЖК РФ изложена полностью в новой редакции. В этой статье дается понятие государственного жилищного надзора.

Под государственным жилищным надзором понимаются:

— деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;

— деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов РФ по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством РФ.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения федерального закона.

Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В новой редакции ст. 20 ЖК РФ дается перечень полномочий должностных лиц органов государственного жилищного надзора, являющихся государственными жилищными инспекторами. Указанные лица в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право:

1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора о назначении проверки:

— посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования;

— проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;

— проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства РФ;

— по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства РФ, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со ст. 162 ЖК РФ, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения;

3) выдавать предписания:

— о прекращении нарушений обязательных требований,

— об устранении выявленных нарушений,

— о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

В случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд соответственно с заявлениями:

— о ликвидации товарищества,

— о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований ЖК РФ,

— о признании договора управления данным домом недействительным.

2. Федеральным законом от 30.11.2011 № 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ст. 110 и 111 ЖК РФ.

Уточнено понятие жилищного или жилищно-строительного кооператива. Так, «жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом».

Установлен статус жилищного кооператива при проведении реконструкции многоквартирного дома и статус жилищно-строительного кооператива при строительстве и реконструкции дома — они выступают в указанных случаях в качестве застройщика и обеспечивают на принадлежащем им земельном участке соответственно реконструкцию либо строительство или реконструкцию этого дома в соответствии с выданным таким кооперативам разрешением на строительство.

Уточнено также положение о том, кто может быть членом жилищного кооператива. Так, согласно новой редакции ч. 1 ст. 111 ЖК РФ членом жилищного кооператива может быть:

1) гражданин, достигший возраста 16 лет;

2) юридическое лицо в случае, установленном законодательством РФ;

3) юридическое лицо, являющееся собственником помещения в многоквартирном доме, в случае, если жилищный кооператив осуществляет управление общим имуществом в этом многоквартирном доме.

В избранное