← Январь 2002 → | ||||||
24
|
||||||
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://eti.co.ua/
Открыта:
Давно
Статистика
0 за неделю
Новости законодательства Украины от LIGA Online
Данный материал подготовлен редакцией газеты "Частный предприниматель"
Система пенсионного обеспечения сегодня и в будущем
Нет человека, которого не волновали бы вопросы пенсионного обеспечения, размеры пенсий, условия их назначения и т. д. Это и не удивительно: каждый ведь хочет свои пенсионные годы прожить по-человечески достойно. С 1 июля 2002 года в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 16.11.2001 г. N 1498 начисление пенсий всем гражданам будет осуществляться по данным персонифицированного учета, представленным работодателями в Пенсионный фонд. О том, какие формы по персонифицированному учету должны представлять частные предприниматели на своих наемных работников и как их заполнять, читайте в настоящей публикации. В! декабре 1990 года в Украине был создан Пенсионный фонд, в который непосредственно поступают средства, начисляемые и удерживаемые из зарплаты согласно утвержденным законодательством тарифам и предназначенные сугубо для выплаты пенсий. В соответствии с Законом Украины от 05.11.91 г. N 1788-XII "О пенсионном обеспечении", с изменениями и дополнениями (далее - Закон N 1788), являющемся основным законодательным актом Пенсионного фонда, право на трудовую пенсию имеют лица, занятые общественно полезным трудом, работающие на предприятиях, а также занимающиеся предпринимательской деятельностью при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд. Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд является одним из важнейших условий при назначении трудовой пенсии. Это условие становится понятным, если подходить к перечислениям в Пенсионный фонд не как к налогу, а именно как к страхов! ом! у сбору. Только при условии, что за определенный период в Пенсионный фонд уплачены конкретные средства, физическое лицо (наемный работник или сам работодатель) приобретает право при наступлении пенсионного возраста на получение пенсии. Именно из накопленных в Пенсионном фонде средств выплачиваются пенсии лицам, достигшим пенсионного возраста или вышедшим на пенсию досрочно согласно действующему законодательству. Таким образом, ныне работающие граждане оплачивают пенсии нынешним пенсионерам. Такая система называется солидарной и в значительной мере зависит от демографической ситуации в стране, а также от уровня доходов работающего населения. Для всех очевидны недостатки нашей пенсионной системы. Это прежде всего: - чрезвычайно низкий размер пенсий; - очень слабая привязка к трудовому стажу и размерам заработка на протяжении трудовой деятельности. Анализируя демографическую ситуацию, можно сказать, что ! ес! ли в 1979 году трое работающих обеспечивали пенсией одного пенсионера, в 2001 году один работающий содержит 0,79 пенсионера, а учитывая скрытую безработицу можно говорить о том, что почти на каждого работающего возложена миссия обеспечить пенсией одного пенсионера. В настоящее время тариф перечислений в Пенсионный фонд составляет 33-34 %, следовательно, средняя пенсия может составлять не более трети среднего заработка, что явно недостаточно для достойного уровня жизни. На данный момент в механизме начисления пенсий разным социальным категориям населения используется 22 Закона Украины. Сравнивая размеры пенсий, начисленных по этим законам, получаем следующие цифры: минимальная пенсия на сегодня составляет 58 грн., средняя пенсия, начисленная по Закону N 1788, составляла в 2000 году - 81 грн., а средняя пенсия, начисленная по Закону Украины от 15.12.92 г. N 2862-XII "О статусе судей", достигла 243 грн., средняя пенсия научных работников насчитывала 324 грн., а у народных депутатов Украины она составляла 1104 грн. В мировой практике допускается превышение максимальной пенсии над минимальной в 4-5 раз, но не более. Такое соотношение соблюдено и в украинском законодательстве. Так, в ст. 19 Закона N 1788 указано, что максимальный размер пенсии не может превышать трех минимальных пенсий, при этом минимальный размер пенсии должен соответствовать прожиточному минимуму, а в период кризисного состояния! э! кономики - быть не ниже черты малообеспеченности. Несоблюдение законодательства не требует комментариев. Таким образом, социальное напряжение в обществе обусловлено в том числе и тем, что действующая система пенсионного обеспечения допускает перераспределение собранных в Пенсионном фонде средств в пользу пенсионеров из числа льготных категорий работников и не обеспечивает социальной справедливости по отношению к людям преклонного возраста. В соответствии с Законом Украины от 26.06.97 г. N 400/97-ВР "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование", с изменениями и дополнениями (далее - Закон N 400), плательщиками сбора в Пенсионный фонд являются работодатели (юридические и физические лица), которые несут основную нагрузку, перечисляя 32 % от фонда оплаты труда, и сами физические лица, работающие на условиях трудового договора (контракт! а)! , а также выполняющие работы согласно договорам гражданско-правового характера. Для наемных работников объектом налогообложения является совокупный налогооблагаемый доход, а ставка сбора определена в 1-2 % в зависимости от размеров этого дохода. Являются плательщиками сбора в Пенсионный фонд и физические лица - частные предприниматели, для которых определена особая база налогообложения - сумма налогооблагаемого дохода (прибыли) и установлены ставки сбора - 32 % от объекта налогообложения. При этом предприниматели, использующие наемный труд и выступающие в качестве работодателей, перечисляют в Пенсионный фонд 32 % от фонда оплаты труда каждого наемного работника. Эта сумма относится к составу их расходов. Проводимая в Украине пенсионная реформа, предполагает постепенный переход от солидарной системы к трехуровневой схеме, когда наряду с солидарной системой, обеспечивающей минимальную социальную защиту населения преклонного возраста, вводится ! об! язательная и добровольная накопительная система. Часть перечисляемых в Пенсионный фонд средств не будет использоваться для выплат пенсионерам, эти средства будут накапливаться на персональных счетах работающих, инвестироваться в различные отрасли экономики, ценные бумаги и т. д. и впоследствии будут выплачиваться конкретному человеку по достижении им пенсионного возраста. Именно эта часть пенсии постепенно станет наиболее весомой в бюджете пенсионера. Накопленные на этих счетах деньги будут полностью принадлежать пенсионеру или его наследникам. Добровольная накопительная система позволит каждому желающему откладывать часть средств для дополнительной пенсии, используя для этого как негосударственные (корпоративные, профессиональные и открытые) пенсионные фонды, закон о которых должен быть принят одновременно с принятием нового закона "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", так и банки, страховые компании и т. д. Однако реформирование пенсионной системы - это не только вопрос будущего - изменения происходят уже сегодня. В соответствии с п. 12 Положения о Пенсионном фонде Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 01.03.2001 г. N 121/2001, учитывая изменения в действующем законодательстве Украины, постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 19.10.2001 г. N 16-6, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 29.11.2001 г. под N 998/6189, утверждена Инструкция о порядке исчисления и уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, других платежей, а также учета их поступления в Пенсионный фонд Украины (далее - Инструкция N 16-6). В связи с этим утратила силу Инструкция о порядке исчисления и уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, других платежей, а также учета их поступления в Пенсионный фонд Украины, утвержденная постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 03.06.99 г. N 4-6 и зарегистрированная в Министерстве юстиции Украины 05.07.99 г. под N 436/3729, с изменениями и дополнениями. Необходимо отметить, что Инструкцией N 16-6 для частных предпринимателей, не использующих наемный труд, предусмотрена своя форма расчета обязательства по уплате сбора на обязательное государственное пенсионное страхование (приложение 4 к данной Инструкции), представляемая в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала. Кроме того, в Инструкцию N 16-6 включен раздел 8, регулирующий учет плательщиков и средств, поступающих в составе фиксированного и единого налога, фиксированного сельскохозяйственного налога, торгового спецпатента от юридических и физических лиц. В соответствии с данным разделом только частные предприниматели, избравшие упрощенные формы налогообложения, не являются плательщиками сбора в Пенсионный фонд, тогда как их наемные работники остаются плательщиками сбора. Частные предприниматели обязаны удерживать и перечислять в Пенсионный фонд из их дохода 1 % или 2 %, в зависимости от установленного размера заработной платы (до 150 грн. - 1 %, свыше 150 грн. - 2 %), а также пред! ст! авлять расчет обязательства по уплате сбора на обязательное государственное пенсионное страхование по форме согласно приложению 22 к данной Инструкции. В соответствии с разделом 13 все работодатели, использующие наемный труд, независимо от формы собственности и избранной системы налогообложения ежемесячно в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца, представляют в Пенсионный фонд расчет обязательства по уплате сбора на обязательное государственное пенсионное страхование по форме согласно приложению 22 к Инструкции N 16-6. Расчет представляется плательщиком независимо от того, возникло в отчетном периоде обязательство или нет (независимо от состояния финансово-хозяйственной деятельности плательщика сбора). Инструкция N 16-6 содержит раздел, регулирующий организацию персонифицированного учета сведений в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования. Введение системы персонифицированного учета сведений (далее - СПУС) осуществляется в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 08.06.98 г. N 832 "О мерах по поэтапному внедрению в Пенсионном фонде автоматизированного персонифицированного учета сведений в системе обще! об! язательного государственного пенсионного страхования" по всей Украине. Введение в действие СПУС предполагает сугубо персональный учет доходов и поступлений в Пенсионный фонд. Положение об организации персонифицированного учета сведений в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 04.06.98 г. N 794. Данные по СПУС представляются в районное управление Пенсионного фонда Украины по месту регистрации один раз в год согласно графику до 1 апреля текущего года, следующего за отчетным. Сведения о физических лицах, связанные с определением права на выплаты из Пенсионного фонда и их размера, накапливаются и хранятся в документальной и электронной форме органами Пенсионного фонда в установленном порядке в течение жизни физического лица и на протяжении 75 лет! п! осле его смерти. Письмом Пенсионного фонда Украины от 22.03.2001 г. N 11/1394 разъяснено, что отчет по СПУС можно представлять как на бумажных, так и на электронных носителях. Вместе с тем обращено внимание работодателей на преимущества, имеющиеся при составлении данного отчета на электронных носителях. Отчет по персонифицированному учету состоит из: - ярлыка-расписки о сданном (полученном) отчете по персонифицированному учету; - сведений о работодателе (приложение 12); - списка лиц, работающих или работавших у работодателя в отчетном году (приложение 15); - индивидуальных сведений о застрахованных лицах (приложение 13) (количество этих сведений соответствует количеству работающих у частного предпринимателя с учетом самого частного предпринимателя); - сведений о лицах, имеющих основания для зачисления стажа работы без уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Украины (приложение 16) (если такие лица работают у частного предпринимателя); - списка оснований, предоставляющих право на применение льгот работникам при предоставлении пенсии (приложение 14) (если таковые имеются). Следует обратить внимание частных предпринимателей на то, что все формы персонифицированного учета заполняются на украинском языке печатными буквами или печатаются (по одному символу в одной клеточке, где это предусмотрено формой бланка). На конкретном примере рассмотрим образцы заполнения данных форм персонифицированного учета.
Сведения о работодателе Образец заполнения
В строке "Код категории плательщика страховых взносов" проставляется необходимый код плательщика сбора. Для правильности заполнения данной графы необходимо обратиться к сноске в ведомости. У частного предпринимателя в зависимости от того, использует ли он труд наемных работников или нет, будет разный код. Если не использует - 2, если использует - 3. В строке "Код работодателя" указывается десятизначный номер учетной карточки физического лица в соответствии с Государственным реестром физических лиц - налогоплательщиков и других обязательных платежей в Государственную налоговую администрацию. В ! ст! роке "Код работодателя по отчету "4-ПФ" проставляется регистрационный номер, который используется частным предпринимателем при заполнении ежеквартального отчета для Пенсионного фонда по форме 4-ПФ. В строках "Работодатель: полное название, краткое название, аббревиатура" отражается название работодателя в соответствии с регистрацией. Физические лица в этих строках указывают: фамилию, имя, отчество. В строке "Область экономики, вид деятельности" проставляются реквизиты (код и название по Классификатору видов экономической деятельности) согласно регистрационным документам работодателя. Поскольку у частного предпринимателя в регистрационных документах таких данных нет, то необходимо указать основной вид деятельности, которым занимается частный предприниматель (например, оптовая торговля, оказание услуг по ксерокопированию, изготовление и реализация трикотажных изделий и др.) В строке "Почтовый индекс" ! указывается почтовый индекс по местожительству частного предпринимателя в соответствии с данными реестра Министерства связи Украины. Строка "Коды региона, и районного отдела ПФУ" частным предпринимателем не заполняется, так как ее заполняет ответственный работник ПФУ. В строках "Название региона (области)", "Название района", "Населенный пункт", "Улица", "Дом", "Корпус", "Квартира (офис)", "Телефон", "Факс", "Адрес Интернет (при наличии)", "Дата создания организации" отражается адрес местожительства работодателя, по которому он зарегистрирован согласно регистрационным реквизитам частного предпринимателя, и дата его регистрации в исполнительном комитете по местожительству. В строке "Количество работающих" указывается количество наемных лиц, работающих или работавших в отчетном периоде у работодателя по данным трудовых договоров, зарегистрированных в фонде занятости (если трудовые договоры (соглашения) заключались до августа 2001 года, то они могли быть зарегистрированы в органах налоговой службы). В строке "Отметка о наличии рабочих мест, которые предопределяют использование оснований для льготного пенсионного обеспечения" делается отметка "X" при наличии у работодателя рабочих мест с вредными условиями работы, которые предопределяют использование оснований для льготного пенсионного обеспечения. Если у частного предпринимателя нет таких рабочих мест, то эта строка не заполняется. В строке "Дата" при заполнении бланка указывается день (15), месяц (01), год (2002) заполнения бланка для представления в районное управление ПФУ. Бланк заверяется подписью работодателя (а также печатью - при ее наличии у частного предпринимателя)! . ! Список лиц, работающих или работавших у работодателя в отчетном году Образец заполнения
В строке "Код работодателя" проставляется десятизначный номер учетной карточки физического лица в соответствии с Государственным реестром физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей в Государственную налоговую администрацию. В строке "Работодатель" отражается фамилия, имя, отчество (полные) частного предпринимателя - работодателя. В строке "Номер учетной карточки физического лица" проставляются идентификационные номера физических лиц в соответствии с Государственным реестром физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей в Государственной налоговой администрации для лиц, работающих или работавших в отчетн! ом! году с учетом самого частного предпринимателя. В строке "Фамилия, имя, отчество" отражается Ф.И.О. согласно паспортным данным работника. В строке "Дата" при заполнении бланка указывается день (15), месяц (01), год (2002) заполнения бланка для представления в районное управление ПФУ. Бланк заверяется подписью работодателя (а также печатью - при ее наличии у частного предпринимателя). Следует обратить внимание частных предпринимателей, что Список лиц, работающих или работавших у работодателя в отчетном году, подается первый раз работодателем при регистрации в полном объеме. За каждый следующий отчетный год список лиц подается в объеме данных только о новых лицах, которые состояли в трудовых отношениях в отчетном году. В список включаются также лица, изменившие фамилию или код в течение отчетного года. Индивидуальные сведения о застрахованном лице*
На всех плательщиков сбора в Пенсионный фонд, к которым относятся предприниматели и их наемные работники, открывается персональная карточка. Индивидуальные сведения о застрахованном лице Образец заполнения
В строке "Номер учетной карточки застрахованного лица" проставляется десятизначный номер учетной карточки физического лица в соответствии с Государственным реестром физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей в Государственную налоговую администрацию (идентификационный номер физического лица). В разделе "Тип формы" из четырех возможных форм (начальная, если за отчетный период форма подается впервые; корректирующая, если вносятся изменения в предыдущие формы, поданные в ПФУ (вносятся все реквизиты, включая откорректированные); отменяющая, если необходимо полностью отменить сведения ранее представленного отчета (вносятся только реквизиты: код С, тип формы, отчетный год, код периода года, год уплаты зарплаты); назначение пенсии - в случае представления заявления на пенсию для до! по! лнительного учета данных о застрахованном лице за прошедший период после последнего отчета) делается отметка "Х" в необходимой строке. В строке "Фамилия, имя, отчество" отражается Ф.И.О. в соответствии с паспортными данными без сокращений. В строке "Отчетный год по начислению зарплаты" указывается отчетный год (четыре цифры), в котором была начислена зарплата. В строке "Год, в котором была выплачена зарплата (доход) (справочно)" указывается год (четыре цифры), в котором работнику выплатили начисленную в отчетном году зарплату (доход). В строке "Название работодателя" отражается фамилия, имя, отчество (полные) частного предпринимателя - работодателя. В строке "Признак местонахождения трудовой книжки" - если трудовая книжка застрахованного лица находится у работодателя, делается отметка "Х", а если наемный работник оформлен по совместительству, строка не запо! лн! яется. В строке "Код типа ставки страхового сбора" проставляется тот код, в соответствии с которым начисляются страховые сборы: - 1 - на общих основаниях для юридических лиц и физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, использующих наемный труд; - 2 - для инвалидов; - 3 - для лиц, работающих по соглашениям с ЦПХ; - 4 - для лиц, уплачивающих добровольные взносы; - 5 - для собственников спецпатентов; - 6 - для частных предпринимателей, избравших способ налогообложения доходов по фиксированному размеру налога путем приобретения патента; - 7 - фиксированный сельскохозяйственный налог; - 8 - единый налог. В строке "Сумма страхового сбора, начисленного работодателем на зарплату застрахованного лица" отражается та сумма с! тр! ахового сбора, которая начислена на зарплату застрахованного лица за фактический период работы у частного предпринимателя в соответствии с законодательно установленными тарифами (для тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения, эта строка не заполняется). В строке "Сумма страхового сбора (взноса), начисленного из заработка застрахованного лица" указывается сумма страхового сбора (взноса), удержанного из начисленной заработной платы за фактический период работы у частного предпринимателя в соответствии с законодательно установленными тарифами. В строках "Данные о периоде трудовых отношений в отчетном году" указываются день, месяц, год начала и окончания трудовых отношений, которые могут быть подтверждены трудовыми договорами, зарегистрированными в фонде занятости, трудовыми договорами (соглашениями), зарегистрированными в органах налоговой службы по месту регистрации частного предпринимателя, а также приказами (распоряжениями) работодателя о трудовых отношениях, имевших место в отчетном году (по датам), если таковые оформлялись. В строках "Сумма начисленного заработка (дохода)" отражается помесячно начисленная наемному работнику сумма дохода, относящегося к фонду оплаты работы, а для физических лиц -субъектов предпринимательской деятельности - сумма чистого налогооблагаемого дохода, которая исчисляется на основании выписок из квартальных деклараций о доходах, при этом общая сумма полученного чистого дохода делится на три (определяется среднемесячный показатель). В строке "Сумма начисленного заработка (дохода), учитываемого для пенсии" указывается начисленная работнику сумма (по месяцам отчетного года) в соответствии с действующими правилами учета и отчетности по заработной пл! ат! е, которая учитывается для начисления пенсии (исходя из требований ст. 66 Закона N 1788). В строке "Сумма больничных в отчетном периоде" отражается сумма фактически начисленного пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с действующими правилами учета на основании данных ведомостей начисления и выплаты заработной платы (личной карточки, если такая ведется) за отчетный период, в котором начислено такое пособие (если частный предприниматель не начислял и не оплачивал своим наемным работникам пособие по листкам временной нетрудоспособности, эта колонка не будет иметь показателя). В строках "Сумма страхового взноса из заработка (дохода)" указывается сумма страхового взноса, удержанная ежемесячно из начисленной заработной платы (дохода) в соответствии с законодательно установленными тарифами, на основании данных ведомос! те! й начисления и выплаты заработной платы (личной карточки, если такая ведется) за отчетный период. В строке "Всего полных дней для стажа" проставляется количество календарных дней месяца (ежемесячно) согласно первоисточникам и правилам учета труда. В строке "Показатель S "всего" указываются арифметические суммы месячных показателей по соответствующим колонкам таблицы "Ведомости о заработной плате (доходе) за отчетный период" (если частный предприниматель не начисляет своим наемным работникам пособие по листкам временной нетрудоспособности, то колонка "Сумма больничных" не будет иметь показателя, соответственно - и итоговой суммы). В строке "Количество полных месяцев и дней общего стажа" отражается соответствующее количество полных месяцев и дней отчетного периода, согласно действующим правилам учета труда при расчете стажа для пенсий за периоды, в которых учитывались страховые взносы. В с! тр! оке "Код основания для учета специального стажа" проставляется соответствующий код (адекватно зафиксированным на производстве условиям труда) из словаря кодов оснований, дающих право на применение льгот при определении пенсии для застрахованного лица в интервале отчетного периода. В строке "Месяц завершения спецстажа" указывается месяц (цифрами), с которого согласно приказу (распоряжению) лицо перешло на работу с другими условиями труда. В строке "Вариант необходимой единицы измерения и фактическая продолжительность специального стажа по коду основания" отражается один из возможных показателей фактической продолжительности стажа для конкретного основания по условиям труда, то есть количество месяцев и дней, или трудодней, или часов и минут, или нормосмен в зависимости от действующего учета труда у работодателя в отчетном периоде для конкретной категории наемных работников. В строке "Норма продолжительности работы (в соответствующей единице измерения) для ее зачисления за полный год стажа" проставляется количество соответствующих единиц измерения специального стажа, в которых отражена его фактическая продолжительность для конкретного основания по условиям труда. Трудодни или нормосмены вносятся до разделительной точки. Месяцы с днями или часы с минутами вносятся с разделительной точкой. В строке "Признак "сезон" в соответствующей строке указывается один из приведенных в таблице кодов основания типа "сезон" в зависимости от принятой схемы и результатов учета на производстве с сезонным характером работы. Поскольку у предпринимателей чаще всего отсутствуют рабочие места с сезонным характером работы и/или рабочие места с вредными условиями труда, дающие основания для льготного пенсионного обеспечения, то эти строки заполняться не будут. В строке ! "Дата" при заполнении бланка указывается день (15), месяц (01), год (2002) заполнения бланка для представления в районное управление ПФУ. Бланк заверяется подписью работодателя (а также печатью - при ее наличии у частного предпринимателя). Поскольку у предпринимателей чаще всего отсутствуют лица, имеющие основания для зачисления стажа работы без уплаты страховых взносов в ПФУ, то ведомости о таких лицах им представлять не требуется. В данной публикации их образец не приводится и не комментируется порядок их составления. То же самое можно сказать и о списке оснований, дающих право на применение льгот работникам при предоставлении пенсии. Образцы заполнения списка оснований, дающих право на применение льгот работникам при предоставлении пенсии и ведомости о лицах, имеющих основания для зачисления стажа работы без уплаты страховых взносов в ПФУ будет приведены в последующих публикациях. Ярлык-расписка о сданном (полученно! м)! отчете по персонифицированному учету Образец заполнения
Ярлык-расписка формируется в отдельные пачки следующих видов документов: - Список лиц, работающих или работавших у работодателя в отчетном году (до четырех листов в пачке); - Список оснований, дающих право на применение льгот рабочим предприятия при назначении пенсии (до двух листов в пачке); - Индивидуальные сведения о застрахованном лице (до 25 листов в пачке); - Сведения о лицах, имеющих основания для зачисления стажа работы без уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Украины (до 25 листов в пачке). При записи названия вида документов в пачке допускаются сокращения. В одну пачку комплектуются документы лишь одного вида. В строке "Регистрационн! ый! номер пачки у отправителя" указывается номер пачки согласно порядковой нумерации пачек документов у отправителя. В строке "Реквизиты отправителя" проставляется десятизначный номер учетной карточки физического лица в соответствии с Государственным реестром физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей в Государственную налоговую администрацию. В строке "Название отправителя" отражается фамилия, имя, отчество (полные) частного предпринимателя - отправителя. В строке "Код категории плательщика сбора" проставляется необходимый код плательщика сбора. Для правильности заполнения данной графы необходимо обратиться к сноске внизу бланка "Ярлык-расписка". У частного предпринимателя в зависимости от того, использует ли он труд наемных работников или нет, будет разный код. Если не использует - 2, если использует - 3. Строка "Название файла" не заполняется, если работодатель не использует программу АРМ-Р. В строке "Тип носителя" указывается один из двух возможных вариантов: "бумага" - если документы заполняются собственноручно, или "ГМД" - если документы оформляются с помощью программы АРМ-Р. Строка "Размер файла" не заполняется, если работодатель не использует программу АРМ-Р. В строке "Количество записей в пачке на ГМД" проставляется или количество строк в пачке бумажного носителя - если отчет представлен на бумажных носителях, или количество записей в пачке на ГМД - если используется программа АРМ-Р. В строке "Количество листов документов в пачке" указываются количество листов с учетом приведенных ограничений (список лиц, работающих или работавших у ! ра! ботодателя в отчетном году (до четырех листов в пачке); список оснований, дающих право на применение льгот рабочим предприятия при назначении пенсии (до двух листов в пачке); индивидуальные сведения о застрахованном лице (до 25 листов в пачке); ведомости о лицах, имеющих основания для зачисления стажа работы без уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Украины (до 25 листов в пачке)). В строке "Код ответственного за формирование пачки документов у отправителя (за прием документов у получателя)" проставляется десятизначный номер учетной карточки ответственного согласно Государственному реестру физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей в Государственную налоговую администрацию (чаще всего таким ответственным является сам частный предприниматель, поэтому будет указан его идентификационный номер). В строке "Фамилия ответственного" отражается фамилия согласно паспортным данным того физического лица, чей ! ко! д указан строкой выше. Строка "Учетный номер пачки у получателя документов" заполняется ответственным лицом получателя согласно значению номера пачки, формируемой в Пенсионном фонде Украины. В строке "Реквизиты получателя" проставляется код учреждения Пенсионного фонда Украины. В строке "Название получателя" отражается полное название учреждения Пенсионного фонда Украины. В строке "Отметка входного контроля отправителя (получателя)" делается служебная отметка ответственным лицом о состоянии приема-передачи пачки документов. Представление отчетности по СПУС позволило сформировать электронную базу данных в Пенсионном фонде Украины. По мере представления отчетности накапливаются необходимые данные о доходах каждого физического лица для начисления трудовой пенсии. Таким образом, при расчете пенсий учитывается доход, полученный из различных источников, по которо! му! предоставлены данные. После создания электронной базы данных только ее показатели будут использоваться при начислении пенсии. Необходимость в представлении бумажных справок, подтверждающих полученные ранее доходы, отпадет. Следует обратить внимание частных предпринимателей на то, что с 1 июля 2002 года начисление пенсий по Закону N 1788 будет осуществляться из заработной платы за период работы с 1 июля 2000 года (т. е. за последние 24 месяца) по данным СПУС. Это возлагает особую ответственность на работодателей, подающих сведения в Пенсионный фонд, и на специалистов фонда, обязанных обеспечить качественное заполнение документов, поскольку этими данными можно будет воспользоваться при выходе на пенсию через 10 - 15 лет. После окончательного реформирования пенсионной системы станет просто невыгодно скрывать заработки. Введение СПУС и начисление пенсий по его данным при отсутствии регистрации и уплаты страховых взносов лишает как самих частных предпринимателей, так и их наемных работников в дальнейшем права на трудовой стаж и трудовую пенсию. Особое внимание следует обратить тем частным предпринимателям, которые избрали упрощенные системы налогообложения. Согласно нормативным документам, регулирующим порядок применения упрощенных систем, такие субъекты предпринимательской деятельности исключены из числа непосредственных плательщиков сбора в Пенсионный фонд. Сбор в Пенсионный фонд уплачивается через счета Госказначейства в соответствии с реестрами плательщиков. Все предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, знают, что часть средств из суммы налога идет в Пенсионный фонд, значит, каждый из них может рассчитывать на пенсию. К с!
ож!
алению, на сегодняшний день законодательно этот вопрос не урегулирован. Вместе с тем в проекте Закона Украины "Об обязательном государственном пенсионном страховании", который в ближайшее время будет принят, отдельно предусмотрена статья, регулирующая взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности, избравших упрощенную систему налогообложения и Пенсионного фонда, и разработана схема расчета пенсий именно для них. Из вышеизложенного следует, что будущие вопросы правильного и полного начисления трудовой пенсии - это вопросы, которые во многом решаются сегодня. Поэтому в соответствии с Инструкцией N 16-6 все без исключения плательщики сбора в Пенсионный фонд независимо от формы собственности и избранной системы налогообложения, в том числе и предприниматели, !
до!
лжны зарегистрироваться в отделах персонифицированного учета своих Пенсионных фондов, отчитываться о полученных доходах в установленные сроки как в отделах доходов Пенсионных фондов, так и в отделах персонифицированного учета, а также в срок перечислять сбор в Пенсионный фонд. Кроме того, система персонификации предполагает возможность контроля со стороны каждого работающего человека, т. е. застрахованного лица (по закону все мы таковыми являемся) за правильной отчетностью работодателей. Раз в год согласно запросу Пенсионный фонд готов выдать справку о том, какие суммы доходов указаны в отчетах работодателем и какие суммы перечислены в Пенсионный фонд. Причем эти сведения строго конфиденциальны и выдаются только тому лицу, которого они касаются. Если работник увидит расхождения между отчетными данными работодателя и фактическими, он имеет право оспаривать поданные в Пенсионный фонд данные, в том числе и в судебном порядке.
Дата подготовки 24.12.2001 Copyright © 1991 - 2002 Информационно-аналитический центр "ЛИГА". Все права защищены. |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||