Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Налоговые новости от TaxHelp.RU

  Все выпуски  

Налоговый кодекс части I и II: проблемы и их решения


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Совет Федерации одобрил поправки к НК

В одном из наших недавних выпусков мы писали о поправках в Налоговый кодекс, которые Госдума в авральном порядке приняла за один день сразу в трех чтениях. Мы обещали вернуться к текстам законопроектов, как только их судьба станет более определенной. Сейчас можно утверждать, что поправки будут действовать. Сегодня сенаторы одобрили оба законопроекта (о внесение изменений в вводный закон к НК-2 и сам НК-2). Слово за Президентом. И судя по политической подоплеке поправок, он их подпишет. Не откладывая анализ в долгий ящик, начнем его прямо сейчас.



Освобождение от НДС

Принятая летом вторая часть НК РФ оказалась чересчур "сырой". Об этом свидетельствуют 50 страниц поправок, которые сегодня одобрил Совет Федерации. Хотя многие поправки носят чисто технический характер, попадаются среди них весьма и весьма важные для налогоплательщиков изменения.

Например, были изменены условия получения освобождения от уплаты НДС. Летняя редакция предполагала, что получить освобождение может каждый налогоплательщик, не являющийся плательщиком акцизов, при условии, что его налоговая база в течение 3 предшествующих последовательных налоговых периодов меньше 1 млн. рублей (около $35 700). Говоря проще, в каждый из этих трех периодов (сейчас период равен месяцу или кварталу, в зависимости от вида налогоплательщика) нужно было реализовать товара меньше чем на 1 млн. руб.

Такое прочтение НК, выгодное налогоплательщикам, не очень устраивало налоговые органы. В результате законопроект внес некоторые коррективы в статью 145 НК РФ, которая и посвящена условиям освобождения организаций и индивидуальных организаций от обязанностей плательщиков НДС.

Теперь для получения освобождения требуется, чтобы реализация "не выскочила" за пресловутый миллион рублей в совокупности за три предшествующих последовательных календарных месяца. То есть, чтобы получить льготу в феврале, нужно в течение ноября, декабря и января заработать не более $35 700.

Если налогоплательщик выполнит это условие, то ему предоставят освобождение от НДС на год. Условия продления льготы почти те же, что и при ее получении: надо в течение года не "вылазить" за один миллион рублей в течение каждых трех последовательных календарных месяцев.

Новая редакция статьи 145 НК РФ устранила один из самых известных ляпов второй части НК РФ. Напомним, что в первоначальной редакции законодатель, устанавливая меру ответственности за нарушение условий пользования льготой, забыл сформулировать до конца условия наступления ответственности, оборвав свою мысль на середине.

Теперь почти все стало на свои места. Почти, потому что, разобравшись с вопросом ответственности за нарушение условий пользования льготой, законодатели оставили без внимания другую неясность редактируемой нормы. Снова забыли указать срок, в течение которого льготники должны будут подавать отчетные документы. Ответственность при этом установить не забыли.

Для лиц, освобожденных от уплаты НДС, законопроект предусмотрел еще одно Налоговый период для них будет не месяц, а квартал.

Очень важный вопрос, когда вступят поправки в действие. Согласно правилам вступления в силу налоговых законов, такие законы вступают в силу по истечение одного месяца со дня опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода. С 1 января налоговый периода по НДС будет равен месяцу. Отсюда и минимальный срок вступления в силу поправок по НДС – 1 февраля 2001 года.

Таким образом, получится, что по крайней мере в течение января будут действовать куда более выгодные условия предоставления освобождения от НДС. Если успеть получить в январе льготу на год на этих условиях, то налоговые органы не смогут лишить налогоплательщика льготы на том основании, что условия предоставления льготы изменились.



Налог на прибыль

Существенной поправкой к вводному закону к части второй НК РФ является введение дополнительной 5-процентной налоговой ставки, по которой в местные бюджеты будет зачисляться налог на прибыль предприятий и организаций.

Согласно действующей редакции вводного закона налог на прибыль зачисляется в местные бюджеты по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления в размере не выше 5 процентов.

Но многие муниципальные образования до сих пор не ввели налог из-за выборов, поскольку он является непопулярной мерой. Для таких муниципальных образований (кроме тех, где до сих пор не введен в действие налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы на их территории) и будет вводится ставка в 5 процентов, пока представительные органы этих территорий не введут свою ставку.

Причина такой заботы Правительства (автора законопроекта) в том, что с отменой оборотного налога (1,5% выручки) на содержание жилищно-коммунального хозяйства местные бюджеты понесут потери.

Интересно отметить, что законопроект все равно предоставляет представительным органам местного самоуправления возможность установить ставки налога на прибыль , зачисляемого в местные бюджеты, в размере менее 5 процентов, задним числом. Для этого при установлении пониженной ставки местным властям необходимо просто оговорить, что такая ставка применяется к отношениям, возникшим с 1 января 2001 года. Таким образом местные власти смогут полностью нейтрализовать действие непопулярной меры.

Хотя если добавить немного политики, то по словам председателя бюджетного комитета Константина Титова, "пятипроцентную надбавку в отдельных муниципалитетах уже ввели".



Срок вступления поправок ко второй части НК РФ

Вопрос вступления в действие поправок к части НК РФ далеко не праздный. Сегодня существует определенная процедура вступления налоговых законов в силу. Она предполагает, что налоговый закон (то есть принятый Госдумой, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом и официально опубликованный) вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Нынешние поправки примечательны тем, что часть их вступит в один срок, а другая – в иной срок. Начнем с общего правила. Поскольку раньше завтрашнего числа поправки точно не будут опубликованы (возможно, что только сегодня их подпишет Президент), то месяц с момента официального их опубликования истечет только в конце января будущего года. Таким образом, с 1 января 2001 года они не смогут вступить в силу. Нужно ждать начало следующего налогового периода. Поправки затрагивают такие налоги, как НДС, акцизы, Единый социальный налог (взнос), Налог на доходы физических лиц, налог на прибыль.

По НДС и акцизам налоговый период в 2001 году будет равен месяцу, значит поправки вступят с 1 февраля 2001 года. По ЕСН, налогу на доходы физлиц и налогу на прибыль налоговый период – год, значит поправки вступят не раньше 01.01.2002 года.

Однако, есть вероятность, что часть поправок все же вступит с 1 января 2001 года, то есть им будет придана обратная сила. Для этого нужно соблюсти два условия:

– поправки должны улучшать положение налогоплательщика. К улучшениям Налоговый кодекс относит, например, отмену налогов или сборов, снижение размеров ставок налогов (сборов) и устранение обязанностей налогоплательщиков;

– дата их вступления в силу должна быть указана в законе, которым это предусмотрено. Такая дата в обоих законопроекта прописана – 1 января 2001 года.

Осталось только разобраться какие из поправок улучшают положение, а какие нет. Этим мы займемся в следующие разы.

Мы не истина в последней инстанции – мы просто излагаем свою точку зрения. Поэтому на нашем форуме Вы можете высказать свое несогласие с теми или иными нашими выкладками.



Наши ссылки


Если Вы хотите почитать лично тексты одобренных сенаторами законопроектов, то просто нажмите на ссылки под этим текстом:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ"


О сотрудничестве с нами

Если у Вас есть материал, который на Ваш взгляд подходит для нашей рассылки и Вы хотите его опубликовать, то присылайте его нам.

Если Вы нашли в интернете интересный ресурс по налоговой тематике, то пришлите, пожалуйста, нам ссылку на него. Особенно нам интересны малоизвестные проекты. Спасибо всем тем, кто уже прислал нам ссылки на интернет-ресурсы, посвященные налогообложению.

Если Вы хотите получить бесплатную юридическую помощь или просто обсудить интересный налоговый вопрос, то рекомендуем обратиться на форум нашей рассылки.

Все предыдущие выпуски рассылки "Проблемы Налогового кодекса" доступны в архиве рассылки.

Предложение для владельцев рассылок Городского кота и сайтов!!! Наша рассылка меняется рекламными ссылками с другими рассылками. Сайт рассылки готов меняться ссылками с другими сайтами. Если Вы заинтересованы в таком обмене, то напишите нам. Мы обязательно рассмотрим Ваше предложение. Возможно коммерческое размещение вашей рекламы.


Авторы рассылки - профессиональные аудиторы (лицензии на банковский и общий аудит) и юристы (специализация - налогообложение и разрешения спорных ситуаций между предпринимателями и госорганами). Посетите наш сайт.

Потенциальные клиенты могут позвонить нам по телефону в Москве (095) 190-13-11

С предложениями о ином сотрудничестве пишите на e-mail kodex@law.agava.ru




Подписывайтесь на рассылки Subscribe.Ru
Налоговый кодекс части I и II: проблемы и их решения
Как не платить лишние деньги и налоги?




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное