Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Как не платить лишние налоги?" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Декабрь 2000 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
8
|
9
|
10
|
|
11
|
12
|
13
|
14
|
16
|
17
|
|
18
|
19
|
21
|
22
|
23
|
24
|
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
31
|
Статистика
0 за неделю
Налоговый кодекс части I и II: проблемы и их решения
![]() | Владельцам рассылок Городского кота!!! Наша рассылка меняется рекламными ссылками с другими рассылками. Если Вы заинтересованы в таком обмене, то напишите нам. Мы обязательно рассмотрим Ваше предложение. Сайт рассылки готов меняться ссылками с другими сайтами. |
![]() |
Как не платить НДС в 2001 году
Наш комментарий
В прошлом выпуске нашей рассылки мы упомянули о возможности налогоплательщиков получить освобождение от уплаты НДС. Эта льгота предоставляется на срок, равный двенадцати последовательным налоговым периодам (то есть на год, поскольку согласно ст. 163 НК РФ налоговый период по НДС равен месяцу), на условиях, установленных приведенной выше статьей 145 НК РФ. Попробуем разобраться в условиях предоставления этой льготы.
Первое и очень существенное обстоятельство заключается в том, что льгота может быть предоставлена не только индивидуальным предпринимателям (которые традиционно привыкли не платить НДС), но и организациям.
Для получения освобождения должны быть соблюдены три условия:
– налогоплательщик не является плательщиком акцизов;
– налоговая база потенциального льготника должна быть меньше 1 млн. рублей (около $35 700);
– предыдущее условие должно выполняться в течение 3 последовательных налоговых периодов, непосредственно предшествующих освобождению от уплаты НДС. Говоря проще, налоговая база каждого из трех налоговых периодов должна быть меньше 1 млн. руб.
Однако, часто приходится сталкиваться с мнением, что в НК РФ речь идет о том, что сумма налоговой базы за три последовательных периода не должна превысить 1 млн. руб. С этим сложно согласится, если прочитать статью 54 НК РФ "Общие вопросы исчисления налоговой базы". Налоговая база исчисляется по итогам каждого налогового периода. Соответственно, нельзя исчислить ее по итогам нескольким периодов, как предлагается некоторыми специалистами. Нельзя говорить и о сумме налоговых баз, поскольку в статье 145 говорится о налоговой базе в единственном числе.
Налогооблагаемая база исчисляется по следующим операциям:
1) реализация товаров (работ, услуг), а также передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе на территории Российской Федерации;
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ (СМР) для собственного потребления.
Таким образом, для целей получения льготы в налоговую базу не включаются операции по импорту товаров в Россию. Сколько бы их ни было, объем базы от этого не изменится. Также не влияет на объем базы операции, не подлежащие обложению НДС согласно статье 149 НК РФ. А вот реализация товаров, облагаемых по 0 ставке (ст. 164 НК РФ), налоговую базу будет увеличивать.
Согласно правилам определения налоговой базы (п. 1 ст. 145, 153, 154, 159 НК РФ) из суммы оборотов по операциям, по которым исчисляется база, нужно вычесть суммы НДС и налога с продаж.
Само освобождение от НДС применяется только в отношении обязанностей, возникающих в связи с осуществлением операций по реализации товаров (работ, услуг), а также по передаче права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказанию услуг на безвозмездной основе на территории Российской Федерации. Поэтому, если льготнику придется осуществлять иные операции, входящие в объект обложения НДС (то есть, ввоз товаров на таможенную территорию РФ; выполнение СМР для собственного потребления; передача на территории РФ товаров, выполнение работ, оказание услуг для собственных нужд), то по таким операциям исчислять и уплачивать НДС он будет обязан.
Для получения освобождения от уплаты НДС налогоплательщик должен представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее письменное заявление и сведения, подтверждающие право на такое освобождение. Форму заявления и состав упомянутых сведений МНС России должно разработать в ближайшее время.
Указанные заявление и сведения представляются не позднее 20-го числа того налогового периода, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. Другими словами, для получения льготы с 1 января 2001 года указанные заявление и сведения должны быть поданы самое позднее 20 января 2001 года. Только вот, видно, далеко не все смогут воспользоваться этой льготой с января 2001 года.
Очевидно, что существуют организации, которые были созданы относительно недавно и попросту не успели просуществовать еще три налоговых периода. Напомним, что сейчас налоговый период составляет месяц, а для малых предприятий – квартал. Вот такие организации должны будут подождать пока их возраст достигнет трех налоговых периодов.
Другая проблема связана с предоставлением льготы задним числом. Можно согласится с теми специалистами, которые считают, что это не удобно, поскольку влечет переоформление первичных документов (которые по идее должны были оформляться с выделением НДС) и как следствие исправления в бухучете налогоплательщика.
Вариант оформлять первичные документы без НДС сразу с 1 числа месяца, в котором будет подано заявление на предоставление льготы, то есть заранее, тоже не совсем удачен. Ведь, если льготу не дадут, то придется переделывать неправильную первичку. Учитывая, что на сегодняшний день существует столько разночтений ст. 145 НК РФ, что прогнозировать в ближайшее время, как сложится практика применения этой статьи, не реально. А потому и отказы в предоставлении льготе могут быть весьма часты.
Как мы уже сказали в самом начале, льгота предоставляется на год. По истечении года налогоплательщик, желающий продлить освобождение, должен снова повторить всю процедуру представления в налоговые органы письменного заявления и документов. Только на этот раз он должен подтвердить, что суммы его ежемесячной выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышает 1 млн. рублей.
Как в случае подачи налогоплательщиком документов на получения освобождение от уплаты НДС, так и в случае его продления территориальная налоговая инспекция должна провести проверку предоставленных документов. И в течение 10 дней, считая со дня представления документов, ГНИ должна принять одно из двух возможных в каждой из этих ситуаций решений:
1) об освобождении налогоплательщика от исполнения обязанностей плательщика НДС или о продлении освобождения налогоплательщика от исполнения обязанностей налогоплательщика;
ЛИБО
2) об отказе освободить налогоплательщика от уплаты НДС или о доначислении суммы налога.
Как видите, подавая заявление о продление льготного режима, налогоплательщик может получить в ответ решение о доначислении сумм налога. В принципе, такое решение может быть вынесено и без заявления налогоплательщика.
Кстати здесь наблюдается одна из многочисленных неточностей НК. Согласно п. 4 ст. 145 НК РФ предоставлять документы нужно только претенденту на продление льготы. Про тех, кто не хочет больше быть льготником, там нет ни слова. А уже пункт 6 той же статьи предусматривает ответственность только за то, что налогоплательщик-льготник не предоставил документы, указанные в пункте 4.
В принципе можно рассуждать по-буквоедски: раз в п. 4 нет ни слова о тех, кто не хочет продлевать освобождение, то и подача им документов согласно этому пункту не обязательна.
Правда, при таком толковании выхолащивается смысл нормы. Ведь если в ней идет речь только о тех, кто хочет продлить льготный режим, то их никогда не смогут наказать за непредоставление документов. Потому что их желание продлить освобождение выражается в подаче документов. Получается, что никого нельзя наказать по этой статье, а так не должно быть. ;)))
Таким образом вынесение решения о доначислении налога возможно при одном из двух условий:
– если налогоплательщик не сдал по окончании льготного периода документы, подтверждающие, что суммы его ежемесячной выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышает 1 млн. рублей;
– если суммы фактической выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной налогоплательщиком за период, в течение которого он был освобожден от обязанностей плательщика НДС, превысит …
Это многоточие стоит неспроста. В п. 6 ст. 145 НК РФ действительно не написано, что надо превысить. Это одна из самых известных технических ошибок НК РФ. Как же его трактовать?
Из интересных версий есть такая, что данный пункт можно целиком прочитать в том смысле, что условием восстановления суммы налога является превышение суммы налога над суммой фактической выручки от реализации товаров. Интересно, часто ли на практике встречается ситуация, когда сумма налога на добавленную стоимость превышает сумму фактической выручки от реализации товаров? Ну это курьезное прочтение вряд ли можно отстоять в суде, даже со ссылкой на п. 7 ст. 3 НК РФ (все неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщика).
Более логичной представляется версия, основанная на системном толковании ст. 145 НК РФ. Налоговые органы проверяют документы, подтверждающие, что суммы ежемесячной выручки налогоплательщика от реализации товаров (работ, услуг) не превышает 1 млн. рублей. Соответственно и санкции будут за превышение сумм выручки за каждый из льготных месяцев над 1 млн. рублей.
Если это условие выполнится, то налоговая согласно п. 6 ст. 145 НК РФ будет обязана восстановить сумму налога к уплате в бюджет в установленном порядке и взыскать с налогоплательщика соответствующих сумм штрафов и пени. И снова ребус!!!
О сумме налога за какой налоговый период идет речь:
- за те налоговые периоды, в которых было допущено превышение;
- за весь период, в течение которого налогоплательщик пользовался льготой?
Поскольку оба варианта одинаково возможны, то в данной ситуации впору обратиться к уже упоминавшемуся п. 7 ст. 3 НК РФ. Поскольку налогоплательщику выгоднее, чтобы НДС был восстановлен за более короткий период, то и применять следует первый вариант толкования. В любом случае снова придется переделывать первичку и бухучет.
В связи с вышесказанным возникает два следующих вопроса. Во-первых, можно ли будет пользоваться льготой после нарушения? Например, освобождение было с января по декабрь, а нарушение произошло в мае. Значит ли, что с мая месяца налогоплательщик утеряет льготу? По нашему мнения, из НК РФ этого не следует, а потому льготой можно пользоваться до конца льготного срока.
Второй вопрос: согласится ли ГНИ продлевать освобождение на следующий год, если в первом были допущены указанные превышения. Однозначно, что если превышение имело место в течение последних трех месяцев, то льготы налоговая не предоставит. А вот если как в нашем примере нарушение имело место в мае, а льготный период истекал в декабре, то вопрос становится весьма неясным. НК РФ среди условий предоставления этой льготы не говорит, что она не может предоставляться лицам, нарушавшим в прошлом условие предоставления этой льготы. Таким образом, если в течение трех предыдущих месяцев налогоплательщик не "вылетал" за 1 млн. рублей, то льготу он получит.
Говорить о целесообразности этой льготы мы не будем. Это тема отдельного исследования. Единственное, что отметим, если вам не позволяют воспользоваться этой льготой большие обороты, то это препятствие в большинстве случаев можно обойти. Достаточно разделить свой бизнес между несколькими своими организациями или индивидуальными предпринимателями так, чтобы их обороты в отдельности не превышали пресловутого 1 миллиона в месяц.
И еще, мы не истина в последней инстанции – мы просто излагаем свою точку зрения. Поэтому на нашем форуме Вы можете высказать свое несогласие с теми или иными нашими выкладками.
Удачи Вам!!!
С предложениями о сотрудничестве пишите на e-mail kodex@law.agava.ru
Обратите внимание на эти рассылки
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
|
В избранное | ||