Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Социальное право
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГАРАНТИЙ ПОГРЕБЕНИЯ ПОГИБШИХ (УМЕРШИХ) ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (В ЧАСТИ ВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ И УСТАНОВКУ НАДГРОБНЫХ ПАМЯТНИКОВ) В.Н. СТАРЦУН Россия всегда заботилась о своих защитниках как
мать, от рождения до самой смерти. Так, в "Вестнике военного
духовенства" за
-------------------------------- <*> Белавенцев А., Сазонов А. К истории военных кладбищ // www.reguiem.ru. Действующее военно-социальное законодательство в этом смысле осталось верным традициям. В силу ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления. В числе указанных социальных гарантий указанным Законом определена забота государства о погребении военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. В соответствии с п. 7 ст. 18 Федерального закона
"О статусе военнослужащих" гарантии погребения погибших (умерших)
военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и граждан, уволенных с
военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной
службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями
<*>, устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации. Так, содержание этих гарантий определено в ст. 11 Федерального закона
"О погребении и похоронном деле" <**> от 12 января
-------------------------------- <*> Далее - погибшие (умершие) военнослужащие. <**> Федеральный закон от 12 января
В частности, в соответствии с п.
2 Постановления Правительства Российской Федерации "О нормах расходов
денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников
органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы,
государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой
полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц,
уволенных с военной службы (службы), а также на
изготовление и установку надгробных памятников" от 6 мая
1) до 8000 руб. - погибшим (умершим) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта <*>, гражданам, призванным на военные сборы, участникам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны (кроме проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих); -------------------------------- <*> К этой же категории отнесены курсанты и слушатели учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. 2) до 12000 руб. - остальным погибшим (умершим)
военнослужащим и гражданам, определенным в п. 1 Постановления Правительства
Российской Федерации от 6 мая
- военнослужащие, проходившие военную службу по контракту; - погибшие (умершие) граждане, уволенные с военной службы <*> по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (службе), по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имевшие общую продолжительность военной службы (службы) 20 и более лет; -------------------------------- <*> А также службы в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции с должностей начальствующего состава; должностные лица таможенных органов, умершие после окончания службы в таможенных органах вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в связи с исполнением ими должностных обязанностей. - ветераны военной службы; - участники Великой Отечественной войны, в том числе инвалиды Великой Отечественной воины, ветераны боевых действий, независимо от общей продолжительности военной службы (службы). В Министерстве обороны
Российской Федерации порядок возмещения расходов на изготовление и установку
надгробий погибшим (умершим) военнослужащим установлен Инструкцией о порядке
погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные
сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных
памятников, которая утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от
5 ноября
Согласно п. 41 названной Инструкции оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечения памяти погибших (умерших) военнослужащих, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение. Оплата расходов на погребение, изготовление и установку надгробных памятников за счет средств Министерства обороны Российской Федерации производится при условии прохождения погибшими (умершими) военной службы (работы) на дату смерти в Вооруженных Силах, а в отношении лиц, уволенных с военной службы, - при условии их последнего увольнения с военной службы (работы) из Вооруженных Сил. За счет Министерства обороны Российской Федерации производится также оплата погребения, изготовления и установки надгробных памятников участникам войны, в том числе инвалидам войны, не проходившим военную службу и не работавшим в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (служба). Имеет специфику порядок возмещения расходов на
изготовление и установку надгробных памятников на могилах Героев Советского
Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы из числа
военнослужащих. В соответствии с Постановлением Правительства
Российской Федерации "О порядке изготовления и сооружения надгробий на
могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров
ордена Славы" от 21 марта
В п. 41 вышеназванной Инструкции содержится перечень документов, которые должны быть представлены заявителями в военный комиссариат для производства оплаты изготовления и установки надгробий погибшим (умершим) военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы): - заявление на имя военного комиссара; - счета (квитанции, квитанции к приходному ордеру или другие документы, подтверждающие оплату выполненных работ, либо договор (заказ), заключенный с предприятием либо организацией на изготовление и установку надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполняемых работ)) <*>; -------------------------------- <*> Факт выполнения работ обычно
подтверждается подписанными родственниками погибших (умерших) военнослужащих наряд-заказами формы "БО-13(01) ритуал" о приемке
работ (утверждена письмом Министерства финансов
Российской Федерации от 11 апреля
- свидетельство о смерти погибшего или умершего; - справка о месте захоронения погибшего (умершего); - удостоверение участника войны либо удостоверение инвалида, свидетельство о праве на льготы, удостоверение ветерана военной службы и т.п. погибшего (умершего). На практике перечень документов, которые потребуются от родных погибшего (умершего) для реализации гарантии по изготовлению и установке надгробия, может быть несколько шире. Так, в специализированной организации, которая изготавливает и устанавливает надгробные памятники, заказчикам предложат заключить договор на выполнение соответствующих работ. Одновременно с заключением договора может быть предложено подписать заявление на имя соответствующего военного комиссара с просьбой возместить расходы на изготовление и установку надгробия и перечислить их в качестве аванса на счет исполнителя. Кроме того, при заключении договора организация-исполнитель в зависимости от статуса погибшего (умершего) может предложить дополнительно представить: - заверенную нотариусом копию свидетельства о смерти; - военный билет и его копию (или красноармейскую книжку и ее копию); - документ, подтверждающий родство с погибшим (умершим) и его копию: для жены (мужа) умершего (умершей) - свидетельство о браке, для детей - свидетельство о рождении; - документ, являющийся основанием для выдачи удостоверения участника войны (при отсутствии записей в военном билете об участии в Великой Отечественной войне в составе действующей армии); - на умерших до 1 января
- пенсионное удостоверение пенсионера Министерства обороны Российской Федерации; - заверенную выписку из приказа по части об исключении из списков личного состава; - паспорт заказчика <*>. -------------------------------- <*> Перечень документов приводится в соответствии с информацией, размещенной на сайте www.vmk-moskva.ru. Следует заметить, что вопрос о перечне документов,
предоставляемых для оплаты изготовления и установки надгробий погибшим
(умершим) военнослужащим, явился предметом внимания Верховного Суда Российской
Федерации. Решением Военной коллегии Верховного Суда
Российской Федерации от 14 декабря
Однако в силу сложившейся практики возмещения расходов на изготовление и установку надгробий погибшим (умершим) военнослужащим, по мнению автора, при возможности, следует удовлетворять просьбы соответствующих ритуальных организации. Это будет способствовать ускорению процесса изготовления и установки надгробий. Логика здесь вполне очевидна - расходование бюджетных средств требует тщательного контроля. После производства оплаты ритуальных услуг, изготовления и установки надгробных памятников подлинные экземпляры свидетельства о смерти, удостоверения участника войны либо удостоверения ветерана военной службы и т.д. погибшего (умершего) возвращаются родственникам, а их копии, заверенные в установленном порядке военным комиссаром, остаются в делах военного комиссариата субъекта Российской Федерации (п. 43 вышеназванной Инструкции). Важно знать, что в соответствии
с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая
В соответствии с Приказом
Министра обороны Российской Федерации "О совершенствовании организации
работы по ритуально-похоронному обеспечению погибших (умерших) военнослужащих,
граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы"
от 22 декабря
Требования по установлению параметров надгробий
обоснованы тем, что в практике реализации соответствующей гарантии погребения
военнослужащих имели место факты изготовления и установки за счет средств
Министерства обороны Российской Федерации некачественных надгробных памятников
(из мраморной крошки, металла, пластмассы), завышения стоимости их изготовления
и установки, следовательно, незаконного расходования бюджетных средств на эти
цели. Это обстоятельство было отмечено в директиве Министра обороны Российской
Федерации "О совершенствовании работы по ритуально-похоронному обеспечению
и увековечению памяти погибших (умерших) военнослужащих, участников войны, ветеранов
военной службы и боевых действий" от 30 декабря
Названное обстоятельство имело и еще одно
следствие. Со стороны военных комиссаров стали нередкими случаи отказов в
выплате компенсации организациям, взявшим на себя расходы по изготовлению
надгробий погибшим (умершим) военнослужащим, если эти надгробия не
соответствовали определенным параметрам. Кроме того, распространенным явлением
стали случаи, когда военные комиссары отказывались производить компенсационные
выплаты организациям, у которых не было соответствующих соглашений с
Министерством обороны Российской Федерации на выполнение работ по увековечению
памяти военнослужащих. При этом представители Министерства обороны Российской
Федерации обосновывали свои действия тем, что соответствующие работы являются
государственными нуждами, так как их оплата осуществляется за счет бюджетных
средств Министерства обороны Российской Федерации. Такой подход лежал и в
основе отдельных судебных решений. Так, решением Арбитражного суда г. Москвы от
28 ноября
-------------------------------- <*> См. об этом: Постановление Федерального
арбитражного суда Московского округа от 18 июня
Однако позднее в судебных решениях отмечалось
иное. Так, решением Арбитражного суда Ростовской области от
26 февраля
Необходимо отметить, что в силу государственных гарантий возмещения расходов, связанных с изготовлением надгробий для погибших (умерших) военнослужащих, сложился экономически емкий рынок соответствующих работ (услуг), на котором возникла конкуренция между специализирующимися в этой сфере организациями и частными предпринимателями. По этой причине избирательность отдельных должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации в отношении организаций, действующих на этом рынке, стала предметом внимания антимонопольных органов. В решении Министерства
Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства <*> по делу от 18 ноября
-------------------------------- <*> В соответствии с Указом Президента
Российской Федерации "О системе и структуре федеральных органов
исполнительной власти" от 9 марта
Сформулированная Министерством Российской
Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства позиция
была подтверждена Постановлением Федерального арбитражного суда Московского
округа от 1 августа
В частности, отмечается, что согласно ст. 10
Федерального закона "О погребении и похоронном деле" погребение может
быть осуществлено за счет средств супруга, близких родственников и иных лиц,
взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего. В
этом случае указанные лица вправе обратиться к любому хозяйствующему субъекту,
осуществляющему деятельность на рынке ритуальных услуг, за оказанием услуг
(выполнением работ), связанных с погребением умершего. Закон не
обязывает Министерство обороны Российской Федерации своими силами изготовить и
установить надгробный памятник. Эта обязанность возложена на Министерство
обороны Российской Федерации только Законом Российской Федерации "Об
увековечении памяти погибших при защите Отечества" от 14 января
Более того, в названном выше Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа указывается, что действующим законодательством Министерству обороны Российской Федерации не предоставлено право устанавливать конкретные параметры, формы, размеры надгробных памятников, которые в обязательном порядке должны соблюдать лица, взявшие на себя обязанность по увековечиванию памяти погибших. В этой связи доводы Министерства обороны Российской Федерации о том, что проведение конкурса, а на его основе и заключение с победителем конкурса соответствующего договора на выполнение работ по изготовлению и установке надгробных памятников за счет средств Министерства обороны Российской Федерации направлены на выполнение государственного заказа об увековечивании памяти погибших военнослужащих, не основаны на законе. Таким образом, в силу сложившейся правоприменительной практики необходимо отметить, что родственники погибших (умерших) военнослужащих, а также иные лица, взявшие на себя обязанность по увековечению их памяти, свободны как в выборе организаций, изготавливающих надгробные памятники, так и в выборе вариантов надгробий. Однако с учетом значимости задачи по увековечиванию памяти защитников Отечества следует признать, что в целом подход Министерства обороны Российской Федерации к рассмотренным вопросам вполне понятен. Об этом, в частности, свидетельствует и реализованная сегодня инициатива Министерства обороны Российской Федерации по созданию военного мемориального кладбища <*>. -------------------------------- <*> См. об этом: Указ
Президента Российской Федерации "О Федеральном военном мемориальном
кладбище" от 11 июля
В заключение хотелось бы отметить необходимость дальнейшей работы по совершенствованию военно-социального законодательства с учетом правоприменительной практики и значимости этой работы на современном этапе развития военной организации государства. Примечание: В соответствии с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 14 декабря
"Право в Вооруженных Силах",
|
В избранное | ||