Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Социальное право

  Все выпуски  

Социальное право


главная

образцы

консультации

библиотека

рассылки

услуги

статьи

гостевая книга

новости

контакты

ссылки

"жизнь после смерти"

"мобильник"

Название рассылки - Социальное право
Номер выпуска рассылки - 22
Количество подписчиков -123
Дата выпуска рассылки - 2007-06-14
Проектом <> предоставляются следующие услуги
размещение Ваших материалов в рассылках проекта
создание и ведение рассылок.
подбор нормативно - правовых актов.
подбор материалов судебной практики.
подбор материалов СМИ по праву.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 июня 200 6 года

Дело N 5 8-В0 6- 7 1

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кебы Ю.Г.,

судей Малышкина А.В.,

Гуляевой Г.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по надзорной жалобе представителя Министерства финансов Российской Федерации - заместителя начальника отдела Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 8 октября 200 4 года и постановление президиума Хабаровского краевого суда от 20 июня 200 5 года дело по иску М. к Министерству финансов Хабаровского края и Министерству финансов Российской Федерации о взыскании недополученного пособия на содержание опекаемого с учетом индексации.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Малышкина А.В., объяснения представителя Министерства финансов Российской Федерации Яниной Н.Г., просившей в рамках предоставленных доверенностью N 0 8-0 4- 1 4/ 5 от 10 января 200 6 года полномочий отменить все состоявшиеся по делу судебные постановления с направлением дела на новое рассмотрение, руководствуясь ст. ст. 3 90, 3 9 1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

М., оставшаяся без попечения родителей и которой в августе 200 1 года исполнилось 1 8 лет, обратилась в суд к указанным ответчикам с иском о взыскании недополученных сумм на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря с учетом индексации, исходя из фактических цен, сложившихся по Хабаровскому краю.

В обоснование иска указала, что постановлением главы администрации Железнодорожного района г. Хабаровска N 4 6 7 от 2 2.0 8. 200 1 денежные выплаты прекращены с 0 1.0 9. 200 1 в связи с исполнением ей 1 8 лет. С января 1 9 9 8 года по июль 200 1 года денежные выплаты на нее, как на опекаемого ребенка, выплачивались по ценам декабря 1 9 9 7 года без учета роста фактических цен в г. Хабаровске. С 1 июля 200 1 года выплата опекунского пособия произведена из расчета 1 300 рублей в месяц на одного опекаемого на основании постановления администрации Хабаровского края от 5 июня 200 1 года N 2 2 4 и распоряжения мэра г. Хабаровска от 1 7 июля 200 1 года N 90 7-р.

По мнению М., расчет опекунского пособия должен был производиться в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1 9 9 2 года N 40 9 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в зависимости от фактического роста стоимости натурального набора продуктов и предметов обихода. В связи с нарушением норм указанного Постановления Правительства Российской Федерации задолженность по опекунским пособиям на содержание М. составила в сумме 8 7 7 4 1 руб.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 8 октября 200 4 года иск был удовлетворен: суд взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации и с Министерства финансов Хабаровского края за счет средств бюджета Хабаровского края недополученное пособие с учетом индексации на содержание опекаемой в сумме 4 3 8 70 руб. 50 коп. с каждого, расходы на удостоверение доверенности в сумме 2 1 руб. с каждого.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 7 декабря 200 4 года решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований М. отказано.

Постановлением президиума Хабаровского краевого суда от 20 июня 200 5 года кассационное определение отменено и оставлено в силе решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 8 октября 200 4 года.

В надзорной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просило отменить состоявшиеся по делу решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 8 октября 200 4 года и постановление президиума Хабаровского краевого суда от 20 июня 200 5 года и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска М. к Министерству финансов Российской Федерации.

Определением судьи Верховного Суда РФ от 1 1 апреля 200 6 года дело истребовано в Верховный Суд РФ и определение от 2 3 мая 200 6 года передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 3 8 7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Из материалов дела усматривается, что судебными инстанциями были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1 9 9 2 года N 40 9 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием. Пунктом 1 приказа Минобразования России от 1 9 августа 1 9 9 9 года N 1 9 9 определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Таким образом, содержание двух вышеназванных нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что Правительством Российской Федерации в полной мере выполнена обязанность по установлению размера и порядка выплаты опекунских пособий.

Так, Правительством Российской Федерации были установлены натуральные нормативы, исходя из стоимости которых в каждом регионе и определяется размер опекунского пособия. Установление на всей территории Российской Федерации единого размера таких выплат в денежном выражении не смогло бы обеспечить надлежащую защиту опекаемых детей, поскольку суммы, необходимые на их содержание, могут достаточно сильно варьироваться в зависимости от цен, сложившихся в том или ином населенном пункте.

Порядок же выплаты пособий на содержание опекаемых детей разработан по поручению Правительства Российской Федерации Министерством образования Российской Федерации, данный порядок является действующим и не противоречит законодательству Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате, тем самым и определили размер выплат, которые необходимо было осуществить органам местного самоуправления, при выделении последним необходимых денежных средств из бюджета Хабаровского края.

В этой связи вывод судов первой и надзорной инстанций о незаконном бездействии Правительства Российской Федерации является необоснованным.

Одновременно содержащиеся в названных судебных постановлениях выводы о необходимости взыскания образовавшейся задолженности по опекунским пособиям в пользу М. как с Министерства финансов Хабаровского края за счет средств бюджета Хабаровского края, так и с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Решение о взыскании истребуемых сумм с казны Российской Федерации суд обосновал отсутствием соответствующего финансирования мероприятий по выплате опекунских пособий за счет средств федерального бюджета.

Между тем судом не принято во внимание, что в соответствии со ст. 7 2 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан, защита прав и обязанностей граждан - предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование рассматриваемых вопросов.

Как усматривается из решения, судом не установлено, что до июня 200 1 года органами исполнительной власти Хабаровского края принимались какие-либо нормативные акты, регулирующие данные правоотношения. 5 июня 200 1 года было принято постановление главы администрации Хабаровского края N 2 2 4 "Об установлении минимальных нормативов бюджетной обеспеченности расходов на содержание детей, находящихся под опекой".

Вместе с тем данный нормативно-правовой акт надлежащим образом не обеспечил реализацию норм действующего законодательства по вопросу установления размеров пособий, подлежащих выплате опекунам, проживающим на территории Хабаровского края.

Федеральными законами "О федеральном бюджете на 200 2 год" и "О федеральном бюджете на 200 3 год" фактически обеспечена передача на уровень субъектов Федерации дополнительных финансовых средств на реализацию мероприятий по выплате опекунских пособий.

Статьей 4 8 Федерального закона "О федеральном бюджете на 200 2 год" в состав федерального бюджета включены средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (далее ФФПР) в общем объеме 1 4 7 4 90 9 6 6 тыс. рублей. Приложением 1 1 к указанному Федеральному закону установлено распределение средств ФФПР по субъектам Российской Федерации. Объем средств, запланированных к перечислению и в дальнейшем фактически переданных Хабаровскому краю, составил 2 9 5 8 9 9 6 тыс. рублей.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 200 3 год", статьей 4 6 также было предусмотрено формирование ФФПР в сумме 1 7 3 1 6 7 5 2 6 тыс. рублей. Согласно Приложению N 1 3 к указанному Федеральному закону Хабаровскому краю было перечислено 3 5 6 6 8 5 8 тыс. рублей.

При этом в составе средств ФФПР, переданных в 200 2 - 200 3 гг. из федерального бюджета на территорию Хабаровского края, были учтены предполагаемые расходы органов государственной власти Хабаровского края на выплату опекунских пособий.

Учет данных расходов производился на основании методик распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 200 2 г. и 200 3 г.

Фактически учет производился путем включения в состав методик соответствующих данных и формул, в конечном счете определяющих количество денежных средств, которые необходимо передать субъектам Федерации в качестве финансовой помощи.

Так, в п. 2. 7 каждой из методик предусматривалось, что в составе расходов субъектов Российской Федерации на социальное обеспечение дополнительно учитываются расходы на выплату пособий на детей, находящихся под опекой или попечительством (в 200 2 г. - из расчета 2 5 2 50 рублей в год на одного ребенка, в 200 3 г. - 2 8 2 80 рублей в год на одного ребенка с корректировкой на коэффициент уровня цен).

В состав Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 200 2 г. и 200 3 г. были включены дополнительные денежные средства, представляющие собой финансовую помощь, предоставленную субъектам Российской Федерации из федерального бюджета в счет производимых ими расходов на выплату опекунских пособий.

Таким образом, в целях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета были перечислены дополнительные финансовые ресурсы для финансирования мероприятий по выплате опекунских пособий, в связи с чем у суда не было оснований для взыскания задолженности по опекунским пособиям с казны Российской Федерации.

Кроме того, статьей 3 7 Федерального закона "О федеральном бюджете на 200 1 год" в состав федерального бюджета включены средства ФФПР в общем объеме 100 3 5 3 7 2 2 тыс. рублей. Указанной статьей Федерального закона установлено распределение средств ФФПР по субъектам Российской Федерации. Объем средств, запланированных к перечислению и в дальнейшем фактически переданных Хабаровскому краю, составил 2 8 8 5 3 9 5 тыс. рублей.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" статьей 4 5 также было предусмотрено формирование ФФПР в сумме 6 80 1 1 2 9 1, 2 тыс. рублей. Указанной статьей Федерального закона Хабаровскому краю было перечислено 1 9 8 1 3 9 5, 1 тыс. рублей.

Федеральными законами "О федеральном бюджете на 1 9 9 9 год и 1 9 9 8 год" определен иной порядок финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 3 7 указанных Законов ФФПР в 1 9 9 9 году и 1 9 9 8 году формировался за счет 1 4 процентов общего объема налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за исключением доходов, контроль за поступлением которых осуществлял Государственный таможенный комитет РФ. Доля Хабаровского края в ФФПР была утверждена в размере 2, 6 10% в 1 9 9 9 году и 2, 1 2 8 4% в 1 9 9 8 году.

Как усматривается из материалов дела и решения суда, факт выделения дополнительных финансовых средств на реализацию мероприятий по выплате опекунских пособий из денежных средств, перечисленных Хабаровскому краю в соответствии с федеральными бюджетами на 1 9 9 8, 1 9 9 9, 2000 и 200 1 год, не был исследован.

В то же время, отменяя решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции исходил из того, что у истицы отсутствует субъективное право на получение опекунских пособий, имеющих целевое назначение и подлежащих выплате только опекунам несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей. Однако такой вывод является ошибочным, основанным на неправильном толковании норм материального права.

Согласно ст. ст. 1 4 8, 1 50 Семейного кодекса РФ денежные средства на содержание подопечного ребенка выплачиваются его опекуну. Эта норма материального права основана на том, что несовершеннолетний опекаемый не является полностью дееспособным и не может в полном объеме самостоятельно осуществлять защиту своих прав. Так, например, в силу части 1 статьи 3 7 ГПК РФ способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет.

Вместе с тем выплачиваемые опекуну на содержание подопечного суммы государственного пособия имеют целевое назначение и предназначены для реализации прав подопечного, в связи с чем в ч. 1 ст. 1 4 8 Семейного кодекса РФ прямо указано на то, что право на алименты, пособия и иные социальные выплаты - это право детей, находящихся под опекой (попечительством), а не право их опекунов (попечителей). Если право подопечного на получение пособия в полном объеме не было реализовано до наступления его совершеннолетия, то именно бывший подопечный обладает субъективным правом на получение сумм задолженности по указанным платежам и только он может реализовать процессуальное право на обращение в суд с соответствующим иском, поскольку право представлять интересы подопечного в соответствии с ч. 3 ст. 40 ГК РФ у опекуна (попечителя) прекращается с момента наступления совершеннолетия подопечного.

В силу изложенного, на основании ст. 3 90 ГПК РФ состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку имеющие место существенные нарушения норм материального права повлекли неправильное определение юридически значимых обстоятельств и ошибки в их доказывании.

определила:

решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 8 октября 200 4 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 7 декабря 200 4 года и постановление президиума Хабаровского краевого суда от 20 июня 200 5 года отменить и направить дело на новое рассмотрение.


В избранное